У Лукашенко обсудили вопросы развития дорожной сети в стране. Подробности и итоги разговора
21.10.2024 21:18:00
Евгений КОНОНОВИЧ
Как решать вопрос с перенаселенностью Минска, реально ли добраться из города‑спутника до столицы за 15 минут, что заслужили наши сельчане? Вопросы развития дорожной сети в стране обсудили у Главы государства
Без надежных, удобных и скоростных дорог нормальное развитие конкурентоспособной экономики невозможно. Это аксиома. И она особенно справедлива для такой транзитной страны, как Беларусь. А еще развитая транспортная сеть — это наши с вами комфорт и безопасность, важнейший элемент повышения качества жизни. Поэтому на строительство и ремонт дорог ежегодно направляются немалые деньги и объемы финансирования только растут. Вместе с ними ставятся и новые задачи для дорожников. Заслушивая доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам‑спутникам, Александр Лукашенко четко расставил приоритеты в дорожном строительстве и подчеркнул:
По словам Президента, особенно это явление характерно для столицы России — Москвы, где проживает 15 миллионов человек:
Речь как раз о развитии таких городов — спутников Минска, как Дзержинск, Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь и поселок Руденск. Оттуда сейчас легко добраться до столицы, но необходимо подумать о том, как сделать этот путь еще более быстрым, подчеркнул Александр Лукашенко:
А вот для жителей городов-спутников такая транспортная система пойдет только на пользу, ведь до столицы они смогут добраться за 15 минут.
— Надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное и прочее сообщение, — ставит задачу Александр Лукашенко.
— И практически все. Крупные дороги мы построили, с областными центрами из Минска имеем хорошую связь, — отметил Александр Лукашенко. — С Президентом России Владимиром Путиным мы договорились, что в ближайшее время обсудим вопросы строительства скоростной магистрали через Беларусь из Москвы на запад. До Бреста по крайней мере.
Александр Лукашенко заметил, что более половины дорог от райцентров до агрогородков есть, их надо модернизировать и привести в порядок.
— 300 километров на гравии, — уточнил вице-премьер Анатолий Сивак.
Президент на это заметил, что в новой программе дорожного строительства надо предусмотреть ремонт и строительство мостов.
— Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе. Да, она уже трещины дала. Так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали, и нормально. Мы договаривались, что 10 — 15 процентов цемента (от общего объема производства. — Прим. ред.) будем использовать на дороги. Все для этого есть.
— А сегодня без второй кольцевой тяжело бы нам было. Хорошая разгрузка. Я смотрю качество, неплохо держится она.
— Эти вопросы просчитаны, мы видели, сколько нам необходимо сделать таких дорог, и приступаем к реализации, — сказал Анатолий Сивак.
По его словам, Президент поручил разобраться и с качеством дорожного покрытия на улицах населенных пунктов так же, как это происходит сейчас с автомобильными дорогами.
Что касается сообщения между столицей и городами-спутниками, вице-премьер подчеркнул, что сейчас стоит задача активизировать работу по доставке населения в Минск или из Минска в города-спутники. Причем обсуждалась тематика как железнодорожного сообщения с городами-спутниками, так и автомобильного.
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович добавил, что задача по доступности для населения городов-спутников, которая ставилась на текущую пятилетку, выполнена: 59 минут уходит на самый длинный маршрут — до Руденска. По железной дороге цифры гораздо меньше — от 30 до 50 минут. По его словам, есть поручения Главы государства, как в дальнейшем развивать сообщение столицы с городами-спутниками, включая варианты запуска трамвая или организации наземного метро. Они будут дополнительно проработаны и просчитаны.
Еще одна важная тема — ремонт мостов. Часть из них ремонтируется в связи со сроком эксплуатации. Но есть и такие, где необходимо увеличить несущие способности.
konon@sb.by
Фото БЕЛТА
Без надежных, удобных и скоростных дорог нормальное развитие конкурентоспособной экономики невозможно. Это аксиома. И она особенно справедлива для такой транзитной страны, как Беларусь. А еще развитая транспортная сеть — это наши с вами комфорт и безопасность, важнейший элемент повышения качества жизни. Поэтому на строительство и ремонт дорог ежегодно направляются немалые деньги и объемы финансирования только растут. Вместе с ними ставятся и новые задачи для дорожников. Заслушивая доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам‑спутникам, Александр Лукашенко четко расставил приоритеты в дорожном строительстве и подчеркнул:
— Люди ждут наших действий в этом направлении. Мы им должны честно сказать, что мы будем делать. Мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать... Нам надо райцентры связать с агрогородками. Наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены.
Больше хороших дорог. О развитии транспортного сообщения с городами-спутниками
Нынешний разговор Президент проанонсировал еще в минувшую субботу на «Дажынках» в Воложине. Тогда Глава государства заметил, что пришло время поднимать ранее введенные минимальные социальные стандарты на более высокий уровень. Важно создать в райцентрах, агрогородках, деревнях и поселках такие условия, чтобы люди стремились жить, работать и растить детишек именно там. Чтобы туда ехали из Минска и больших городов, а не наоборот. Равномерное размещение трудовых ресурсов по стране — это к тому же еще и фактор экономической безопасности. Вот почему в нашей стране по поручению Главы государства взялись в том числе за развитие городов — спутников столицы. И логично было предположить, что обсуждение состояния автомобильных дорог Александр Лукашенко начнет именно с этой темы:— Я уже не единожды говорил, что перенаселение Минска — это не в пользу тех людей, которые живут в Минске. В том числе не в пользу тех, кто хочет приехать в Минск.Мы видим негативные последствия таких явлений по примеру наших соседних государств. Практически в каждом.
По словам Президента, особенно это явление характерно для столицы России — Москвы, где проживает 15 миллионов человек:
— Сплошные пробки. Необходимость строительства в огромных масштабах развязок, дорог и так далее. Ну а что приятного для человека жить в этой железобетонной «одежде»? Кругом автомобили, автомобили, автомобили… Поэтому мы избрали другой путь.
— Надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог, участков. Я не думаю, что у нас это много времени займет или потребует больших денег.Строить, конечно, можно по-разному. К примеру, в Астане решили построить надземное метро. По проекту железнодорожные линии будут располагаться на железобетонных опорах. Дело очень затратное, потому и затянувшееся. Но у нас нет необходимости затевать такое дорогое строительство, считает Александр Лукашенко:
— Мы можем построить наземное метро. Не будем рыть, как крот, под землей эти траншеи, а можем выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать до тех же Смолевичей, Логойска и так далее. Я не думаю, что это по нынешним временам огромные деньги.
— Надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное и прочее сообщение, — ставит задачу Александр Лукашенко.
— Много разработок в мире уже есть. Поэтому в этом направлении нам надо двигаться, и в следующей пятилетке вопросы городов-спутников, особенно Минска, мы должны решить. Это должна быть отдельная программа или подпрограмма в программе «Дороги Беларуси». Мы на следующую пятилетку должны иметь такую программу.
«Вопрос предрешенный». О скоростной магистрали Москва — Брест
В 2025 году в стране завершается масштабная государственная программа «Дороги Беларуси». Естественно, она будет иметь продолжение. В планах — реконструкция дороги от Гомеля до Бреста (М-10) и завершение строительства трассы Минск — Полоцк — Витебск.— И практически все. Крупные дороги мы построили, с областными центрами из Минска имеем хорошую связь, — отметил Александр Лукашенко. — С Президентом России Владимиром Путиным мы договорились, что в ближайшее время обсудим вопросы строительства скоростной магистрали через Беларусь из Москвы на запад. До Бреста по крайней мере.
Если западники захотят в этом участвовать, будем до Берлина работать. Нет — до Бреста и в обратном направлении, на восток. Это, можно сказать, уже вопрос предрешенный.
Связать райцентры с агрогородками
Однако автомобильные дороги у нас не заканчиваются международными и республиканскими трассами. Глава государства напоминает о своем ранее данном поручении:— Нам надо райцентры связать с агрогородками. Наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены. Они этого заслуживают. Поэтому в этой большой программе надо предусмотреть строительство дорог от районных центров до всех агрогородков.
С агрогородками в течение года мы определимся, где они будут и какие, потому что идет объединение хозяйств и так далее. И будем строить эти дороги.
Александр Лукашенко заметил, что более половины дорог от райцентров до агрогородков есть, их надо модернизировать и привести в порядок.
— 300 километров на гравии, — уточнил вице-премьер Анатолий Сивак.
— Это почти ничего, — отреагировал Александр Лукашенко. — Поэтому мы построим с твердым покрытием, а остальные дороги восстановим.
Цена вопроса. Сколько стоит дорогу построить
Строительство и ремонт автомагистралей — удовольствие не из дешевых. По информации Министерства транспорта и коммуникаций, чтобы провести текущий, то есть ямочный, ремонт одного километра дороги, требуется 350 тысяч рублей. А на полную реконструкцию (это фактически новая дорога, когда из двух полос делают полноценные четыре) тратится в среднем 10 млн рублей. Но это не та сфера, где следует экономить. В Беларуси, находящейся на перекрестке путей, плотность сети автодорог общего пользования — одна из самых высоких в СНГ. И ее надо поддерживать в надлежащем состоянии. А иначе… Александр Лукашенко популярно объяснил:
— Мы тратим деньги, которые платят перевозчики, транспортируя грузы в основном по международным магистралям, основным республиканским дорогам. Мы с них берем деньги и вкладываем в дорожную сеть. В том числе и из бюджета.
Если мы не будем основные трассы поддерживать в нормальном состоянии, к нам никто не поедет. Значит, не будет денег вообще на дорожное строительство. Поэтому люди должны понимать, что мы торопимся и прежде всего строим, приводим в порядок и ведем ремонт на этих основных трассах. Каждый год. И будем это делать, потому что они приносят нам деньги.
То есть мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать.
Как подтолкнуть людей к строительству жилья в деревне
Ответственным за выполнение обозначенной программы будет вице-премьер Анатолий Сивак. Действовать надо так же, как и с госпрограммой по строительству жилья, по четко расставленным приоритетам, с акцентом на возведение жилых «квадратов» там, где это прежде всего необходимо для производства. При этом Глава государства еще раз вернулся к теме индивидуального строительства в сельской местности:— Надо все-таки наших белорусов подталкивать к тому, чтобы они в селах, неперспективных деревнях или хуторах, где угодно, покупали участки. Это все-таки почти полгектара участок. А есть много участков, где никогда люди не жили, но там можно построить жилье. И богатых людей достаточно, небогатых, но желающих построить жилье в деревне, чтобы дети у них по траве могли ходить босиком каждый год. Надо подталкивать их к этому и создавать соответствующие условия.
Эти вопросы, добавил Александр Лукашенко, необходимо учесть при формировании жилищной госпрограммы на следующую пятилетку.
Действовать на упреждение. О ремонте мостов и не только
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович уверенно оперировал оптимистичными цифрами:
— Если в 2023 году мы сделали более 3 тысяч километров дорог и 107 мостовых сооружений, то в этом году показатель уже превысит 5 тысяч километров и 117 мостов. Реконструировали, капитальный ремонт, текущий.
— Я не думаю, что нам надо строить много новых мостов. Нам надо реконструировать мосты. Они уже старые, их немало. Они небольшие в основном, поэтому надо упреждать. Не ждать, когда какой-то мост начнет разрушаться или вообще обвалится.
По словам Алексея Ляхновича, из 16 тысяч километров республиканских автомобильных дорог в этом году будет отремонтировано более 1700 километров. При этом объем финансирования на эти цели по сравнению с прошлым годом удвоился. Президент интересуется, как выполняется его поручение по возведению дорог с цементобетонным покрытием:
— Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе. Да, она уже трещины дала. Так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали, и нормально. Мы договаривались, что 10 — 15 процентов цемента (от общего объема производства. — Прим. ред.) будем использовать на дороги. Все для этого есть.
Поэтому в этой программе (дорожного строительства. — Прим. ред.) красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог.
В качестве примера строительства бетонной магистрали Александр Лукашенко привел возведение второй кольцевой автодороги вокруг Минска. Не все поначалу поддержали эту идею, напомнил Президент:
— А сегодня без второй кольцевой тяжело бы нам было. Хорошая разгрузка. Я смотрю качество, неплохо держится она.
Поэтому мы умеем делать бетонные дороги, у нас есть машины соответствующие. Разные методы. Это надо использовать.
АКЦЕНТ
Вопрос транспортного сообщения между Минском и городами-спутниками должен быть решен в следующей пятилетке
По итогам доклада Президенту заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак рассказал журналистам, что Главой государства поставлена задача двигаться в сторону уменьшения количества гравийных дорог. К агрогородкам должны вести хорошие дороги — асфальт или бетон.— Эти вопросы просчитаны, мы видели, сколько нам необходимо сделать таких дорог, и приступаем к реализации, — сказал Анатолий Сивак.
Анатолий Сивак.
По его словам, Президент поручил разобраться и с качеством дорожного покрытия на улицах населенных пунктов так же, как это происходит сейчас с автомобильными дорогами.
Что касается сообщения между столицей и городами-спутниками, вице-премьер подчеркнул, что сейчас стоит задача активизировать работу по доставке населения в Минск или из Минска в города-спутники. Причем обсуждалась тематика как железнодорожного сообщения с городами-спутниками, так и автомобильного.
— Этот вопрос в следующей пятилетке должен быть решен. Его снова подняли и ведем соответствующие расчеты. Даны определенные поручения, должны быть еще уточнены расчеты, и до конца года мы выйдем на задачи, которые попадут в программу («Дороги Беларуси». — Прим. ред.) на следующую пятилетку со сроками, объемами и источниками финансирования, — пояснил Анатолий Сивак.
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович добавил, что задача по доступности для населения городов-спутников, которая ставилась на текущую пятилетку, выполнена: 59 минут уходит на самый длинный маршрут — до Руденска. По железной дороге цифры гораздо меньше — от 30 до 50 минут. По его словам, есть поручения Главы государства, как в дальнейшем развивать сообщение столицы с городами-спутниками, включая варианты запуска трамвая или организации наземного метро. Они будут дополнительно проработаны и просчитаны.
Алексей Ляхнович.
Еще одна важная тема — ремонт мостов. Часть из них ремонтируется в связи со сроком эксплуатации. Но есть и такие, где необходимо увеличить несущие способности.
— Чтобы экономика развивалась, должно быть движение автомобилей с более высокой грузоподъемностью по этим мостам. Изменилась плановая нагрузка. И для этого нам надо приводить это хозяйство под эти нагрузки, чтобы не было ограничений. Всего по стране около 800 мостов требует такой плановой модернизации, — уточнил Анатолий Сивак.
Фото БЕЛТА