Президент: «Недопустимо, чтобы работа на местах скатывалась к формализму и волоките»
14.08.2018 20:50:51
Максим ОСИПОВ
Во второй день рабочей поездки в Витебскую область Президент провел большое совещание в Оршанском райисполкоме. Разговор шел о ходе выполнения поручений по комплексному развитию Оршанского района. Александр Лукашенко в присутствии руководства Администрации Президента, Правительства, областной и районной вертикали власти выяснял, почему изрядная часть его распоряжений осталась невыполненной. И на попытки оправдаться реагировал очень жестко:
Президент напомнил, что в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в 2017 году поручал Правительству совместно с Витебским облисполкомом обеспечить комплексное развитие Оршанского района, чтобы его темпы роста были как минимум выше среднеобластных. «Недопустимо, чтобы работа на местах скатывалась к формализму и волоките», — подчеркнул Александр Лукашенко.
видео: БЕЛТА
Глава государства неоднократно предупреждал: выполнение его поручений по развитию Орши и Оршанского района — показатель эффективности работы Правительства и местной власти. Нужен был рабочий образец для всей страны:
— Требовалось наладить системную работу, которая стала бы примером для других средних городов.
Причем это вопрос не только Орши. Президент, как всегда, смотрит на вещи широко — речь идет о равномерном распределении производительных сил по всей Беларуси:
— Мы не можем допустить, чтобы десятимиллионная страна наполовину разместилась в Минске и его окрестностях. На наших глазах примеров немало: наверное, все вы бывали в Москве, проезжали через Московскую область и видели последствия подобного размещения населения и производительных сил. Этого допустить нельзя... Ограничивая строительство в Минске и в областных центрах, нужно развивать средние города и городские поселки. Учитывая, что в сельском хозяйстве мы нащупали нужный путь — создание агрогородков, то есть успешный пример имеется. Таких средних городов у нас одиннадцать, и там проживает немало людей — пятнадцать процентов населения Беларуси! Правительство на примере Орши должно было показать системную работу с такими регионами. В том числе определить эффективные решения по опережающему развитию и распространить их в дальнейшем на всю страну. Этого не сделано.
Президента возмущает, что если какие–то из поставленных целей и достигаются, то только в ручном режиме. Системные же точки роста, которые позволят регионам развиваться без вмешательства сверху, не определены либо неэффективны. Более того, не решены, указал Президент, ключевые задачи по развитию проблемных организаций района:
— А к проблемным можно отнести практически все предприятия, которые здесь существуют. Они нуждаются в серьезном подходе в плане модернизации и приведения их в надлежащий вид. Исходя из вчерашнего дня можно сделать вывод, что все члены Правительства, которые были здесь, научились объясняться, но не выполнять. Поэтому тема сегодняшнего разговора — результат.
Важный момент. Все вносимые на рассмотрение Президента предложения по выделению финансирования, решению организационных вопросов поддерживались незамедлительно. Александр Лукашенко поинтересовался, какая реальная ситуация на базовых промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и что мешает Правительству и местной вертикали неукоснительно выполнять поставленные задачи:
Глава Администрации Президента Наталья Кочанова сообщила на совещании, что не реализованы важнейшие из задач, поставленных Правительству и Витебскому облисполкому:
— Поручения были даны еще в апреле 2017 года. Они касались всех сфер жизнедеятельности: промышленности, сельского хозяйства, строительства, жилищно–коммунального хозяйства, торговли и социальной сферы... Советом Министров на уровне вице–премьера несколько раз утвержден и переутвержден комплексный план по развитию Оршанского района. Однако что в этом плане? Системных мер, направленных на устойчивое и долгосрочное развитие района, там не предусмотрено.
Тот же вывод подтвердил Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов. По его словам, стратегическая цель, поставленная Президентом, — существенно улучшить ситуацию в Орше уже в 2017 году, обеспечить нормальное функционирование экономики района — не достигнута:
— Правительство, как это уже не раз бывало, выбрало для себя роль «смотрящего», а не непосредственного исполнителя. По сути, год, который должен был стать переломным в развитии региона, попросту вылетел. Совместную работу Витебского облисполкома, Оршанского райисполкома и Правительства нельзя назвать системной. Она носит скорее косметический характер, чего явно недостаточно для обеспечения опережающего развития Оршанского района.
Результат такой недостаточности наглядно проиллюстрировал в своем докладе управляющий делами Президента Виктор Шейман. Он сообщил о проведении мониторинга 45 крупных и средних организаций района. Результаты неутешительны: почти 60% изученных предприятий — неплатежеспособные и устойчиво неплатежеспособные. Условия труда на некоторых предприятиях человеческими назвать сложно. Собственно говоря, в этом убедился и лично Президент, посетив накануне четыре оршанских предприятия.
Итог совещания был закономерен. Президент потребовал на этой неделе внести ему предложения по заменам в руководстве Правительства. О причине срыва исполнения поручений Александр Лукашенко отозвался весьма резко. Она в «пофигическом отношении Правительства к поручениям Президента».
Отсюда принципиальный вывод:
— На этой неделе внести предложения по замене всего руководства Правительства, всей верхушки из резерва кадров, который мною сформирован. Хватит смотреть им в рот, и они будут нам рассказывать, как им сложно, как им трудно!
Соответствующие кадровые решения надлежит принять по министрам промышленности, а также архитектуры и строительства:
— Он сидел, не мог отремонтировать крышу — выполнить поручение Президента?! Кто имел право отменять мои решения? Почему не выполнили, почему не сделали, как я сказал? Почему стройтрест кувыркается?
Другую работу потребовал найти Президент и для председателя Оршанского райисполкома:
— Позняка отправить в отставку и найти ему другую работу! И не дай бог здесь не будет сделано то, что вы наметили, и то, что я вам поручил! Как вариант, направьте Вовка (министра промышленности. — Прим. ред.) сюда — будет вытягивать всю эту промышленность. В какой должности, я вчера Шерстнёву (председателю Витебского облисполкома. — Прим. ред.) сказал: пусть определяются.
За недоработки в развитии здравоохранения жесткая критика адресована вице–премьеру Василию Жарко:
— Почему не пришли ко мне, не сказали? Почему у вас коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет, а тут вы не успели? В Гомеле вы не успели, здесь вы не успели... Вы мне будете рассказывать о героизме? Президент поставил публично перед народом железобетонно задачу. Решить — и точка. А вы занялись саботажем.
Особое внимание Президент обратил на то, что вопиющие недоработки очевидны для всех. Ретушировать ситуацию бессмысленно и неприемлемо:
Еще выводы Президента:
— Строгий выговор Шерстнёву за безобразное безответственное отношение к порученному делу. По руководству Правительства я сказал. Вовка, Черного (министр архитектуры и строительства. — Прим. ред.) немедленно отправить в отставку. Двигалеву и Засю (председатель Госкомвоенпрома и Государственный секретарь Совета Безопасности. — Прим. ред.) — полное служебное несоответствие. Не поправят к осени дело, не доложат мне по каждому предприятию — пойдут туда же. Всех остальных ответственных и прочих я просто предупреждаю...
Президент требует:
— Представьте нового председателя райисполкома (на эту должность выдвинут председатель комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома Игорь Исаченко. — Прим. ред.) сегодня и поставьте каждому задачу по всем предприятиям. Чтобы это было реализовано. Попробуем без Правительства реализовать. У нас есть некоторые резервы в бюджете и банки... И не дай бог, к 7 ноября не будет здесь подвижек. Я приеду посмотрю. Будем по льноводству еще совещание проводить. Не дай бог, мой глаз зацепится, где–то будет не так.
На совещании Президент процитировал и прокомментировал некоторые результаты работы и «достижения», о которых отчитались должностные лица:
В целом Александр Лукашенко во время совещания высказал изрядную долю критики в адрес всех руководителей высокого уровня, ответственных за реализацию данных ранее поручений, — руководства Правительства, Администрации и Управления делами Президента, Совета Безопасности, губернатора и других представителей местной вертикали власти, а также курирующего Витебскую область Председателя Палаты Представителей Владимира Андрейченко.
— Это ваша работа как начальника штаба (Администрация Президента. — Прим. ред.), и того же Шеймана, и того же Андрейченко. Он ответственный здесь вместе с помощником Субботиным. Сидят как мыши под веником. Я вас для чего сюда направил? Безобразное отношение к делу!.. Президент требует, а в Правительстве умные сидят — «да пофиг, что он там требует». И в этом виноваты вы, я вам это публично, при всех говорю. Вы, бывший глава моей администрации, не создали в Правительстве напряжения, чтобы решения Президента были безукоризненно выполнены, — раскритиковал Президент работу Премьер–министра. — Я вас предупреждал: работать там надо, как в военное время. И Шеймана туда послал, который ни черта не сделал в плане контроля. Ни черта — генерал! Поэтому вы мне не рассказывайте.
По итогам совещания Президент поручил определить рабочую группу из числа должностных лиц, которая займется вопросами развития района. Ее первое заседание состоялось в Орше вскоре после отъезда Александра Лукашенко.
Президент также распорядился перевести Оршанский район на режим особого функционирования.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
— Ориентиром прежде всего должен являться уровень заработной платы. Сегодня в Оршанском районе это 770 рублей, а в среднем по Витебской области — 820. И вообще, Витебщина по уровню благосостояния населения плетется в хвосте. А на отдельных предприятиях зарплата выплачивается еще и с задержками. Ту мизерную заработную плату, которую вы начисляете, не можете выплатить людям. И как в таком случае людям жить? Естественно, вы теряете население, люди уезжают. Каждый четвертый белорус, уехавший за границу на заработки, из Витебской области.
— По всем направлениям были приняты решения. Они систематизированы, доведены до исполнителей. Не сделано практически ничего, несмотря на предупреждения на самых высоких уровнях.
Президент напомнил, что в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в 2017 году поручал Правительству совместно с Витебским облисполкомом обеспечить комплексное развитие Оршанского района, чтобы его темпы роста были как минимум выше среднеобластных. «Недопустимо, чтобы работа на местах скатывалась к формализму и волоките», — подчеркнул Александр Лукашенко.
видео: БЕЛТА
Глава государства неоднократно предупреждал: выполнение его поручений по развитию Орши и Оршанского района — показатель эффективности работы Правительства и местной власти. Нужен был рабочий образец для всей страны:
— Требовалось наладить системную работу, которая стала бы примером для других средних городов.
Причем это вопрос не только Орши. Президент, как всегда, смотрит на вещи широко — речь идет о равномерном распределении производительных сил по всей Беларуси:
— Мы не можем допустить, чтобы десятимиллионная страна наполовину разместилась в Минске и его окрестностях. На наших глазах примеров немало: наверное, все вы бывали в Москве, проезжали через Московскую область и видели последствия подобного размещения населения и производительных сил. Этого допустить нельзя... Ограничивая строительство в Минске и в областных центрах, нужно развивать средние города и городские поселки. Учитывая, что в сельском хозяйстве мы нащупали нужный путь — создание агрогородков, то есть успешный пример имеется. Таких средних городов у нас одиннадцать, и там проживает немало людей — пятнадцать процентов населения Беларуси! Правительство на примере Орши должно было показать системную работу с такими регионами. В том числе определить эффективные решения по опережающему развитию и распространить их в дальнейшем на всю страну. Этого не сделано.
Президента возмущает, что если какие–то из поставленных целей и достигаются, то только в ручном режиме. Системные же точки роста, которые позволят регионам развиваться без вмешательства сверху, не определены либо неэффективны. Более того, не решены, указал Президент, ключевые задачи по развитию проблемных организаций района:
— А к проблемным можно отнести практически все предприятия, которые здесь существуют. Они нуждаются в серьезном подходе в плане модернизации и приведения их в надлежащий вид. Исходя из вчерашнего дня можно сделать вывод, что все члены Правительства, которые были здесь, научились объясняться, но не выполнять. Поэтому тема сегодняшнего разговора — результат.
Важный момент. Все вносимые на рассмотрение Президента предложения по выделению финансирования, решению организационных вопросов поддерживались незамедлительно. Александр Лукашенко поинтересовался, какая реальная ситуация на базовых промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и что мешает Правительству и местной вертикали неукоснительно выполнять поставленные задачи:
— Были разные точки зрения, но мы приняли согласованные решения. Никто не возражал полтора–два года тому назад. Поэтому тем более требую ответа на вопрос, почему согласованные решения, формализованные Главой государства, не были исполнены?
На Оршанском мясоконсервном комбинате.
Глава Администрации Президента Наталья Кочанова сообщила на совещании, что не реализованы важнейшие из задач, поставленных Правительству и Витебскому облисполкому:
— Поручения были даны еще в апреле 2017 года. Они касались всех сфер жизнедеятельности: промышленности, сельского хозяйства, строительства, жилищно–коммунального хозяйства, торговли и социальной сферы... Советом Министров на уровне вице–премьера несколько раз утвержден и переутвержден комплексный план по развитию Оршанского района. Однако что в этом плане? Системных мер, направленных на устойчивое и долгосрочное развитие района, там не предусмотрено.
Тот же вывод подтвердил Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов. По его словам, стратегическая цель, поставленная Президентом, — существенно улучшить ситуацию в Орше уже в 2017 году, обеспечить нормальное функционирование экономики района — не достигнута:
— Правительство, как это уже не раз бывало, выбрало для себя роль «смотрящего», а не непосредственного исполнителя. По сути, год, который должен был стать переломным в развитии региона, попросту вылетел. Совместную работу Витебского облисполкома, Оршанского райисполкома и Правительства нельзя назвать системной. Она носит скорее косметический характер, чего явно недостаточно для обеспечения опережающего развития Оршанского района.
Результат такой недостаточности наглядно проиллюстрировал в своем докладе управляющий делами Президента Виктор Шейман. Он сообщил о проведении мониторинга 45 крупных и средних организаций района. Результаты неутешительны: почти 60% изученных предприятий — неплатежеспособные и устойчиво неплатежеспособные. Условия труда на некоторых предприятиях человеческими назвать сложно. Собственно говоря, в этом убедился и лично Президент, посетив накануне четыре оршанских предприятия.
Итог совещания был закономерен. Президент потребовал на этой неделе внести ему предложения по заменам в руководстве Правительства. О причине срыва исполнения поручений Александр Лукашенко отозвался весьма резко. Она в «пофигическом отношении Правительства к поручениям Президента».
Отсюда принципиальный вывод:
— На этой неделе внести предложения по замене всего руководства Правительства, всей верхушки из резерва кадров, который мною сформирован. Хватит смотреть им в рот, и они будут нам рассказывать, как им сложно, как им трудно!
Соответствующие кадровые решения надлежит принять по министрам промышленности, а также архитектуры и строительства:
— Он сидел, не мог отремонтировать крышу — выполнить поручение Президента?! Кто имел право отменять мои решения? Почему не выполнили, почему не сделали, как я сказал? Почему стройтрест кувыркается?
Другую работу потребовал найти Президент и для председателя Оршанского райисполкома:
— Позняка отправить в отставку и найти ему другую работу! И не дай бог здесь не будет сделано то, что вы наметили, и то, что я вам поручил! Как вариант, направьте Вовка (министра промышленности. — Прим. ред.) сюда — будет вытягивать всю эту промышленность. В какой должности, я вчера Шерстнёву (председателю Витебского облисполкома. — Прим. ред.) сказал: пусть определяются.
За недоработки в развитии здравоохранения жесткая критика адресована вице–премьеру Василию Жарко:
— Почему не пришли ко мне, не сказали? Почему у вас коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет, а тут вы не успели? В Гомеле вы не успели, здесь вы не успели... Вы мне будете рассказывать о героизме? Президент поставил публично перед народом железобетонно задачу. Решить — и точка. А вы занялись саботажем.
Особое внимание Президент обратил на то, что вопиющие недоработки очевидны для всех. Ретушировать ситуацию бессмысленно и неприемлемо:
— Вчера со мной в делегации были обычные простые люди. И потом мне говорят: Александр Григорьевич, что вы нервы рвете на этом инструментальном заводе? Там же надо было собраться инструментальному заводу, во главе с Позняком всему райисполкому (полторы сотни человек работает), и все это на субботнике. Два субботника — и привести все в порядок. Вы что, это не могли сделать? И пройтись так по всем заводам?
На Оршанском инструментальном заводе.
Еще выводы Президента:
— Строгий выговор Шерстнёву за безобразное безответственное отношение к порученному делу. По руководству Правительства я сказал. Вовка, Черного (министр архитектуры и строительства. — Прим. ред.) немедленно отправить в отставку. Двигалеву и Засю (председатель Госкомвоенпрома и Государственный секретарь Совета Безопасности. — Прим. ред.) — полное служебное несоответствие. Не поправят к осени дело, не доложат мне по каждому предприятию — пойдут туда же. Всех остальных ответственных и прочих я просто предупреждаю...
Президент требует:
— Представьте нового председателя райисполкома (на эту должность выдвинут председатель комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома Игорь Исаченко. — Прим. ред.) сегодня и поставьте каждому задачу по всем предприятиям. Чтобы это было реализовано. Попробуем без Правительства реализовать. У нас есть некоторые резервы в бюджете и банки... И не дай бог, к 7 ноября не будет здесь подвижек. Я приеду посмотрю. Будем по льноводству еще совещание проводить. Не дай бог, мой глаз зацепится, где–то будет не так.
На совещании Президент процитировал и прокомментировал некоторые результаты работы и «достижения», о которых отчитались должностные лица:
— «Сформированы перечни неиспользуемого или неэффективно используемого имущества...» Перечни сформированы! То есть на листе начертили, написали, что под бульдозер, а что продадим. Неделя работы! И надо ли это вообще было делать?.. «Определены для реализации конкретные инвестпроекты...» Мы у него были, у нее были — понятия не имеют, что завтра делать. Какие конкретные проекты?.. «Определены направления работы по повышению эффективности льноотрасли...» Я давно определил и поставил задачи. Какие вы еще там определяли направления работы? Здесь работа провалена полностью, но это мы рассмотрим в сентябре–октябре... «Активизирована работа по трудоустройству населения...» Активизирована, поднята, повышена — как в советские времена!.. «Утверждена программа до 2020 года...» Где тут, покажите мне, хоть одно предприятие, где вы полностью завезли станки, оборудование, поставили людей и они по–новому работают? Нигде. Вы хвастаетесь тем, что вы вывезли мусор и остатки железобетона и прочего лома!
На ОАО «Техника связи».
В целом Александр Лукашенко во время совещания высказал изрядную долю критики в адрес всех руководителей высокого уровня, ответственных за реализацию данных ранее поручений, — руководства Правительства, Администрации и Управления делами Президента, Совета Безопасности, губернатора и других представителей местной вертикали власти, а также курирующего Витебскую область Председателя Палаты Представителей Владимира Андрейченко.
— Это ваша работа как начальника штаба (Администрация Президента. — Прим. ред.), и того же Шеймана, и того же Андрейченко. Он ответственный здесь вместе с помощником Субботиным. Сидят как мыши под веником. Я вас для чего сюда направил? Безобразное отношение к делу!.. Президент требует, а в Правительстве умные сидят — «да пофиг, что он там требует». И в этом виноваты вы, я вам это публично, при всех говорю. Вы, бывший глава моей администрации, не создали в Правительстве напряжения, чтобы решения Президента были безукоризненно выполнены, — раскритиковал Президент работу Премьер–министра. — Я вас предупреждал: работать там надо, как в военное время. И Шеймана туда послал, который ни черта не сделал в плане контроля. Ни черта — генерал! Поэтому вы мне не рассказывайте.
По итогам совещания Президент поручил определить рабочую группу из числа должностных лиц, которая займется вопросами развития района. Ее первое заседание состоялось в Орше вскоре после отъезда Александра Лукашенко.
Президент также распорядился перевести Оршанский район на режим особого функционирования.
Фактически это означает, что повышенный спрос за дисциплину и достижение обозначенных задач будет как с руководителей всех уровней, так и с работников, которые каждый на своем месте должны внести вклад в общее дело. Успешная реализация намеченного станет «лакмусовой бумажкой» не только для ответственных лиц, но и для всей страны, образцом того, как необходимо развивать средние по размеру города и районные центры.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
— Ориентиром прежде всего должен являться уровень заработной платы. Сегодня в Оршанском районе это 770 рублей, а в среднем по Витебской области — 820. И вообще, Витебщина по уровню благосостояния населения плетется в хвосте. А на отдельных предприятиях зарплата выплачивается еще и с задержками. Ту мизерную заработную плату, которую вы начисляете, не можете выплатить людям. И как в таком случае людям жить? Естественно, вы теряете население, люди уезжают. Каждый четвертый белорус, уехавший за границу на заработки, из Витебской области.
Фото БЕЛТА