Что еще нужно сделать для более активного развития экологического земледелия
21.03.2020 14:50:00
Наталья ТЫШКЕВИЧ
Органическое сельское хозяйство в мире с каждым годом наращивает обороты. Каждая страна видит свой шанс. Есть он и в Беларуси. Тем более сейчас, когда вступил в силу Закон «О производстве и обращении органической продукции» и приняты к нему подзаконные акты. Органическое сельское хозяйство получило юридический статус, а вместе с ним и право на жизнь.
Экологическое учреждение «АгроЭкоКультура», пригласив журналистов на пресс-чай, заострило внимание на тех статьях закона, трактовка которых может быть неоднозначной. За круглым столом собрались председатель правления «АгроЭкоКультура» кандидат сельхознаук Лана Семенас, директор учреждения «АгроЭкоКультура», руководитель экспериментально-практического направления Ольга Щиглинская и юрист ОО «Экодом», специалист по экологическому праву Григорий Федоров.
Прежде всего стоит сказать о том, что Закон «О производстве и обращении органической продукции» все называют рамочным. Он действительно краткий и лаконичный, определяющий самые основные моменты.
Григорий Федоров, внимательно и детально изучив его, поставил ряд заслуживающих внимания вопросов. И первый, чисто юридический акцент сделал на том, что нормативная база органического производства формируется не в контексте всего сельхозпроизводства, а как бы стоит особняком. В европейских странах законы об органическом земледелии — часть закона о сельском хозяйстве в целом. Поэтому вся отрасль там и оздоравливается. Не получится ли, что сельское хозяйство у нас (впрочем, как и на всем постсоветском пространстве) будет развиваться само по себе, а органическое — само по себе.
Неоднозначной Григорию Юрьевичу представляется и часть 2 статьи 21, касающаяся общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов производителей органической продукции. Бесспорно, производители органической продукции вправе объединяться для координации своей деятельности, а также для представления и защиты общих интересов. Но могут ли они к уже установленным законам и стандартам (в том числе и международным) разрабатывать и принимать свои требования к выпуску органической продукции, процессам ее производства и использованию знака «Органический продукт»?
Некоторые ограничения, указанные в законе, попросту невыполнимы, поскольку соответствующие термины использованы как минимум некорректно. Взять хотя бы статью 14, в части 3 которой говорится о том, что «при производстве органической продукции запрещается использовать земельные участки, водные объекты и (или) их части, подвергшиеся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами». С одной стороны, вроде бы все понятно.
Но если заглянуть в Закон «Об охране окружающей среды» и ознакомиться с термином «загрязнение окружающей среды» (11-й абзац части 1 статьи 1), то вопросов станет еще больше. Если дословно трактовать эту норму, получается, что под органику должны отводиться исключительно чистые (целинные) земли. При таком подходе мы вообще не найдем нужных для органического производства участков. Автоматически выпадают все земли, находящиеся в пользовании крупных сельхозорганизаций, и ранее бывшие в аграрном производстве территории, поскольку на них на протяжении десятков лет активно использовались всевозможные пестициды. Тогда и переходный период ни к чему…
Закон предусматривает и принцип добровольности при сертификации. Но чтобы использовать отечественный знак органик-маркировки «Органический продукт. Беларусь», производителю необходимо получить соответствующий белорусский сертификат. Для этого у нас созданы два органа по сертификации органической продукции и процессов ее производства: на базе РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» и в Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ). Вне зависимости, в какую из аккредитованных организаций поданы документы, сертификат будет выдаваться единого образца. Поскольку сертификация органической продукции — дело новое для нашей страны, до конца года действуют временные методические рекомендации.
Лана Семенас дополнила информацию, рассказав о зарубежном опыте:
— Практически во всех странах мира сертификацией занимаются независимые лаборатории, находящиеся под жестким контролем государства и международных организаций, предоставивших им право осуществлять сертификацию. У нас ею будут заниматься те же сотрудники, что ведут и обычную сертификацию. У нас ее процедура пока слишком минималистична по сравнению с европейской. Возможно, через год, когда будут пересмотрены «Временные методические рекомендации…», что-то изменится.
Если внимательно перечитать часть 1 статьи 17, то получается, что из нашего закона выпадает сама земля как объект сертификации, поскольку говорится лишь о «добровольной сертификации органической продукции и процессов ее производства». Они должны соответствовать государственным стандартам Республики Беларусь, устанавливающим требования к органической продукции, и техническим кодексам установившейся практики.
Еще одну лазейку для нечистых на руку фермеров нашли эксперты. Подпункты 3.5 и 3.9 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» предусматривают, что к исполнению обязательны только те ТНПА (в частности, технические кодексы установившейся практики), названия которых целиком упомянуты в нормативных актах Совета Министров, технических регламентах, законах, указах или декретах Президента. В иных случаях данные ТНПА применяются субъектами хозяйствования на добровольной основе. С этой проблемой уже столкнулись в смежных отраслях. Например, «добровольными» стали все ТКП, устанавливающие меры охраны мест обитания редких животных и произрастания растений, включенных в Красную книгу.
Хотелось бы, чтобы знак «Органический продукт. Беларусь» был эквивалентен европейскому зеленому листку. Было бы здорово, получив белорусский органик-знак, выйти с ним на европейский рынок. Пока же нам предстоит завоевать отечественного потребителя.
Черту многочасового разговора подвела Ольга Щиглинская, заметив, что каждый из нас может внести свою лепту в развитие органического сельского хозяйства Беларуси. Спрос, как известно, диктует предложение. Потребитель же, выбрав органический продукт, автоматически открывает путь для фермеров-органиков. То есть, говоря иносказательно, каждый из нас согреется дважды, порубив свои дрова сам. Ведь органические продукты сделают здоровее не только нас, но и природу, наших детей и внуков.
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна ЗАПРУДСКАЯ, заведующая сектором малых форм хозяйствования и земельных отношений ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»:
— Сейчас рассматриваются и согласовываются изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 347 от 17 июля 2014 года «О государственной аграрной политике», в том числе и в части дополнения Приложения 2 с формулировкой «Удешевление части стоимости сертификации органической продукции и процессов ее производства».
Что касается части 2 статьи 21 закона, то она направлена не на уменьшение требований по производству органической продукции в общественных организациях (объединениях), ассоциациях, союзах, а, наоборот, на установление дополнительных к предусмотренным законодательством требований.
Использование земельных участков и водных объектов, подвергшихся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами, — на приведение их в состояние, пригодное для производства органической продукции, отводится переходный (как правило, трехлетний) период. Но органической продукция будет считаться лишь после того, как производитель получит сертификат на ее производство.
Экологическое учреждение «АгроЭкоКультура», пригласив журналистов на пресс-чай, заострило внимание на тех статьях закона, трактовка которых может быть неоднозначной. За круглым столом собрались председатель правления «АгроЭкоКультура» кандидат сельхознаук Лана Семенас, директор учреждения «АгроЭкоКультура», руководитель экспериментально-практического направления Ольга Щиглинская и юрист ОО «Экодом», специалист по экологическому праву Григорий Федоров.
Прежде всего стоит сказать о том, что Закон «О производстве и обращении органической продукции» все называют рамочным. Он действительно краткий и лаконичный, определяющий самые основные моменты.
Григорий Федоров, внимательно и детально изучив его, поставил ряд заслуживающих внимания вопросов. И первый, чисто юридический акцент сделал на том, что нормативная база органического производства формируется не в контексте всего сельхозпроизводства, а как бы стоит особняком. В европейских странах законы об органическом земледелии — часть закона о сельском хозяйстве в целом. Поэтому вся отрасль там и оздоравливается. Не получится ли, что сельское хозяйство у нас (впрочем, как и на всем постсоветском пространстве) будет развиваться само по себе, а органическое — само по себе.
Неоднозначной Григорию Юрьевичу представляется и часть 2 статьи 21, касающаяся общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов производителей органической продукции. Бесспорно, производители органической продукции вправе объединяться для координации своей деятельности, а также для представления и защиты общих интересов. Но могут ли они к уже установленным законам и стандартам (в том числе и международным) разрабатывать и принимать свои требования к выпуску органической продукции, процессам ее производства и использованию знака «Органический продукт»?
Некоторые ограничения, указанные в законе, попросту невыполнимы, поскольку соответствующие термины использованы как минимум некорректно. Взять хотя бы статью 14, в части 3 которой говорится о том, что «при производстве органической продукции запрещается использовать земельные участки, водные объекты и (или) их части, подвергшиеся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами». С одной стороны, вроде бы все понятно.
Но если заглянуть в Закон «Об охране окружающей среды» и ознакомиться с термином «загрязнение окружающей среды» (11-й абзац части 1 статьи 1), то вопросов станет еще больше. Если дословно трактовать эту норму, получается, что под органику должны отводиться исключительно чистые (целинные) земли. При таком подходе мы вообще не найдем нужных для органического производства участков. Автоматически выпадают все земли, находящиеся в пользовании крупных сельхозорганизаций, и ранее бывшие в аграрном производстве территории, поскольку на них на протяжении десятков лет активно использовались всевозможные пестициды. Тогда и переходный период ни к чему…
Закон предусматривает и принцип добровольности при сертификации. Но чтобы использовать отечественный знак органик-маркировки «Органический продукт. Беларусь», производителю необходимо получить соответствующий белорусский сертификат. Для этого у нас созданы два органа по сертификации органической продукции и процессов ее производства: на базе РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» и в Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ). Вне зависимости, в какую из аккредитованных организаций поданы документы, сертификат будет выдаваться единого образца. Поскольку сертификация органической продукции — дело новое для нашей страны, до конца года действуют временные методические рекомендации.
Лана Семенас дополнила информацию, рассказав о зарубежном опыте:
— Практически во всех странах мира сертификацией занимаются независимые лаборатории, находящиеся под жестким контролем государства и международных организаций, предоставивших им право осуществлять сертификацию. У нас ею будут заниматься те же сотрудники, что ведут и обычную сертификацию. У нас ее процедура пока слишком минималистична по сравнению с европейской. Возможно, через год, когда будут пересмотрены «Временные методические рекомендации…», что-то изменится.
Если внимательно перечитать часть 1 статьи 17, то получается, что из нашего закона выпадает сама земля как объект сертификации, поскольку говорится лишь о «добровольной сертификации органической продукции и процессов ее производства». Они должны соответствовать государственным стандартам Республики Беларусь, устанавливающим требования к органической продукции, и техническим кодексам установившейся практики.
Еще одну лазейку для нечистых на руку фермеров нашли эксперты. Подпункты 3.5 и 3.9 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» предусматривают, что к исполнению обязательны только те ТНПА (в частности, технические кодексы установившейся практики), названия которых целиком упомянуты в нормативных актах Совета Министров, технических регламентах, законах, указах или декретах Президента. В иных случаях данные ТНПА применяются субъектами хозяйствования на добровольной основе. С этой проблемой уже столкнулись в смежных отраслях. Например, «добровольными» стали все ТКП, устанавливающие меры охраны мест обитания редких животных и произрастания растений, включенных в Красную книгу.
Хотелось бы, чтобы знак «Органический продукт. Беларусь» был эквивалентен европейскому зеленому листку. Было бы здорово, получив белорусский органик-знак, выйти с ним на европейский рынок. Пока же нам предстоит завоевать отечественного потребителя.
Черту многочасового разговора подвела Ольга Щиглинская, заметив, что каждый из нас может внести свою лепту в развитие органического сельского хозяйства Беларуси. Спрос, как известно, диктует предложение. Потребитель же, выбрав органический продукт, автоматически открывает путь для фермеров-органиков. То есть, говоря иносказательно, каждый из нас согреется дважды, порубив свои дрова сам. Ведь органические продукты сделают здоровее не только нас, но и природу, наших детей и внуков.
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна ЗАПРУДСКАЯ, заведующая сектором малых форм хозяйствования и земельных отношений ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»:
— Сейчас рассматриваются и согласовываются изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 347 от 17 июля 2014 года «О государственной аграрной политике», в том числе и в части дополнения Приложения 2 с формулировкой «Удешевление части стоимости сертификации органической продукции и процессов ее производства».
Что касается части 2 статьи 21 закона, то она направлена не на уменьшение требований по производству органической продукции в общественных организациях (объединениях), ассоциациях, союзах, а, наоборот, на установление дополнительных к предусмотренным законодательством требований.
Использование земельных участков и водных объектов, подвергшихся загрязнению отходами, химическими и радиоактивными веществами, — на приведение их в состояние, пригодное для производства органической продукции, отводится переходный (как правило, трехлетний) период. Но органической продукция будет считаться лишь после того, как производитель получит сертификат на ее производство.