Военный в отставке и бывшая медсестра поженились на пенсии в пансионате
28.09.2024 09:27:00
Елена КОЗЛОВСКАЯ
Возраст, болезни и одиночество обычно не вселяют радужных надежд на будущее. А если довелось переехать на ПМЖ в дом-интернат, или, как теперь его называют по-новому, социальный пансионат, — значит, чтобы «доживать». История любви 78‑летнего Николая Павловского и 73‑летней Ларисы Гуринович убеждает в обратном. Когда кажется, что жизнь закончилась, она преподносит сюрпризы.
«С первого взгляда понял: будем вместе»
Виды в Николаевщинском социальном пансионате «Неманский», что в Столбцовском районе, действительно живописные. В шаговой доступности — река, вокруг — ландшафты, вдохновлявшие белорусского классика Якуба Коласа. Великолепие местной природы и стало причиной того, что 8 лет назад Николай Николаевич здесь поселился.
— Увидел Неман — и даже не захотел смотреть другие варианты (мне предлагали три пансионата на выбор), — рассказывает он. — Осень жизни должна проходить в такой вот гармонии: свежий воздух, грибы и тишина.
Свое 70‑летие майор в отставке Николай Николаевич встретил бобылем: ни семьи, ни детей, ни жилья.
— Женился я поздно, и брак был недолгим, — делится герой. — Супруга сама из Симферополя, а меня служить отправили в Сибирь. Там холод собачий. В гарнизоне даже телевизора нет из развлечений. Пока была хорошая зарплата, отношения еще сохранялись. А потом здоровье подвело: с почками начались проблемы, одну пришлось удалить. Заработки пошли не те, жена недовольна. В общем, развелись и я вернулся в родной Минск, где у меня есть сестра.
Некоторое время жил Николай Николаевич на метрах родственницы и ее семьи. Условия стесненные: в маленькой двушке еще ее взрослая дочь и внучка, все спали на одной кровати. Попытались расшириться и построить квартиру, да не учли всех нюансов договора и своих материальных возможностей, так что потерпели неудачу. А тут уже возраст пенсионный, не хотелось родных еще и своей старостью «грузить». Написал заявление о поселении в социальный пансионат.
Первое время бывший офицер хотел отсюда сбежать.
— Завтрак, обед и ужин по расписанию. Интеллектуального общения не нашел, — объясняет свой порыв Николай Николаевич. — Но директор пансионата, мудрая женщина, говорит: «Не торопитесь, к нам недавно одну красавицу заселили, очень судьба на вашу похожа».
Увидев Ларису Владимировну, бывший военный радикально сменил свои планы.
— У людей с возрастом обычно глаза блекнут, а у нее — яркие такие, голубые, — делится он воспоминаниями. — Заглянул в них и сразу понял: будем вместе. Подошел и говорю: «Лариса Владимировна, так и так, нам с вами уже не по восемнадцать, обойдемся без букетов и конфет. Предлагаю вам свои руку и сердце». А она так внимательно на меня посмотрела, засмеялась и говорит: «А я согласна!»
Новоиспеченные жених и невеста хотели было скромно в местном сельсовете расписаться, да руководство пансионата настояло на торжественной регистрации в ЗАГСе в райцентре. Справили им праздничные наряды и даже организовали фуршет с гостями и шампанским.
Бракосочетание прошло в день рождения невесты. А незадолго до этого особой торжественности событию придал визит Главы государства в пансионат. Александр Лукашенко презентовал будущим молодоженам большой современный телевизор, который они смотрят и по сей день. Семейной паре пансионат выделил двухкомнатный блок с холодильником.
Смысл жизни
Первые месяцы знакомства пара не могла наговориться. За время прогулок выучили наизусть биографии, интересы и вкусы друг друга.
— Мы действительно очень похожи, — говорит Николай Николаевич. — Наверное, поэтому за восемь лет ни разу не повздорили, даже не поспорили.
Лариса Владимировна большую часть своей жизни прожила на севере России, в Чите. Она военная медсестра, 30 лет была замужем за военврачом. Но на пороге нулевых супруг разбился в автокатастрофе и она осталась одна. Вернувшись на родину, в Дзержинск, где жила ее родная сестра, как и Николай Николаевич, почувствовала себя лишней: в однушке для постоянного проживания места нет. Так и попала в пансионат.
Николай Николаевич признается, что с появлением Ларисы Владимировны он обрел смысл жизни.
— Моя миссия — беречь ее и охранять, — уточняет он.
Два года назад безоблачное счастье супругов разрушила беда: Ларису Владимировну сразил инсульт. Возвратился Николай Николаевич в комнату, а жена лежит на боку неподвижно и не реагирует на обращение. Вызвали скорую помощь, увезли в больницу.
— Эти дни я не находил себе места, — вспоминает герой. — Держал кулачки, чтобы только осталась жива!
Лариса Владимировна вернулась в пансионат, но ходить самостоятельно не может. Есть серьезные проблемы и с речью. Но ее супруг смотрит на все позитивно:
— А зачем нам долгие разговоры? Мы уже друг о друге все знаем, понимаем без слов. То, что мне теперь больше надо о ней заботиться, только в радость. Утром встаю — первым делом кофе завариваю. Лариса любит только растворимый, а я — молотый. Напою — и в глаза ей смотрю. По их выражению понимаю, хватит или надо повторить. Это счастье — когда любимый человек рядом!
Как рассказали в Белстате, в 2022 году таких союзов было 407, или 0,7 процента от общего числа браков, заключенных в этом году. В 2023 году граждане 65 лет и старше заключили 444 брака, или 0,8 процента. Разводов пожилых в 2022 году было 228, или 0,7 процента от общего числа разводов, оформленных в этом году, а в 2023-м — 281, или 0,8 процента от общего числа разводов.
Фото автора и из архива пансионата «Неманский».