Почему так сложно сдать на права?
14.12.2018 00:20:06
Светлана ИСАЕНОК
Лишь каждый четвертый курсант минской автошколы получает права с первого раза. Все остальные (76,3%) проваливаются на первом этапе. Чем это можно объяснить? Неужели лишь каждый четвертый человек способен освоить навыки вождения согласно программам, существующим в автошколах?
Просто отучиться в автошколе в большинстве случаев недостаточно для того, чтобы сдать на права.
Сертификаты ради сертификатов?
Владимир Свиридович, заместитель начальника МЭО ГАИ ГУВД Минска, уверен, что высокий процент неудовлетворительной сдачи экзамена — результат безответственности руководства ряда автошкол: «Надо признать: уровень подготовки курсантов оставляет желать лучшего. Однако сделать с этим мы ничего не можем. Раньше, когда деятельность автошкол контролировала Госавтоинспекция, мы могли как–то на них повлиять. Но сегодня наша задача — только прием экзаменов». Тем не менее видят сотрудники ГАИ много. «Если из 50 положенных часов практического вождения курсант признается, что проехал в лучшем случае только 20, о каком положительном результате может идти речь?», — задает риторический вопрос Владимир Свиридович. Или другой пример: человек получил свидетельство об окончании автошколы. Значит, готов стать водителем. А потом садится за компьютер, решает два
задания и оба — неправильно. «Встает вопрос, — возмущается Свиридович, — кто ему выдал это свидетельство и почему, раз он не знает правил?» То же самое и с практическим вождением. В МРЭО нередко приходят курсанты, которые по 10 раз не могут одолеть «площадку»: «Когда начинаешь с ними беседовать, выясняется, что в автошколе «эстакаду» они в принципе не ездили, а показали им ее только перед экзаменом. Вот отсюда и такие результаты».
♦ Какие самые распространенные ошибки допускают наши водители?
Мария Вашкевич, инструктор Центра контраварийной подготовки: «Многие ездят с постоянно выжатым сцеплением. Не знают, как правильно сидеть и держать руль, чтобы не уставала спина и чтобы все было хорошо видно. Люди не знают, как правильно тормозить: норовят сделать это в повороте, а в результате рано или поздно улетают с дороги. Но самая главная ошибка — это взгляд, направленный только в лобовое стекло. В результате молодые водители входят в поворот и снова сбивают, к примеру, пресловутый знак на Немиге».
Инструктор, у которого забрали права
Сергей М. окончил автошколу в 2016 году. С тех пор парень так и не решился пойти сдавать в ГАИ. Говорит, не уверен в своих силах, а на то, чтобы подготовиться к сдаче экзамена, нужно «откатать», по его подсчетам, хотя бы 5 — 6 часов с инструктором. Это значит, из бюджета молодой семьи с годовалым ребенком и кредитом на квартиру необходимо выделить около 200 рублей. Пока таких денег нет. Он рассказывает мне свою историю и признается: если бы два года назад не пустил ситуацию на самотек, возможно, был бы уже с правами: «В нашей автошколе сначала преподавал молодой парень, который явно был заинтересован в том, чтобы мы знали правила. Но через пару недель он пропал. Несколько раз мы приходили, а кабинет был закрыт. Прождав час, уходили. Через неделю нам сообщили, что он уволился. Нового искали еще две недели». Но самое интересное, признается молодой человек, началось на практическом вождении. «Когда я пришел на первое занятие, мне рассказали, что такое машина, и отпустили. Помню, уходил и думал: может, меня разыграли? XXI век как–никак на дворе, вряд ли кто–то не знает, что такое машина», — недоумевал курсант. На втором занятии М. вместе с инструктором поехал на автодром. Когда возвращались с занятия, их машину остановил экипаж ГАИ и у инструктора отобрали права за превышение скорости. «3 — 4 недели я не ездил вообще, потому что мне не могли найти водителя. Потом дали инструктора, и я занимался на разваливающейся машине, которая через две недели сломалась окончательно. Я снова завис в обучении». Когда до экзамена в ГАИ оставался месяц, инструктор позвонил Сергею и объявил: «Программу, которую мы должны были откатать за 3 месяца, сделаем с тобой за месяц. Бери отпуск и приходи заниматься через день». Однако и тогда вместо положенных полутора часов курсант ездил от силы 30 — 40 минут. По истечении этого времени инструктор объявлял, что занятие закончено.
Студент Владислав Карасев попал в те самые 76 процентов, которые не сдают практический экзамен с первого раза. Придется брать дополнительные платные занятия, выкраивая средства из стипендии. И зачем только 3 месяца учился в автошколе?
После окончания обучения директор автошколы принес группе документ и потребовал от учеников поставить подпись о том, что они отъездили положенное количество часов. В противном случае, намекнул руководитель, на сертификаты об окончании школы можете не рассчитывать. Все послушно подписали. «Я сам виноват, повелся на тот факт, что в этой автошколе цена была значительно ниже, чем в других. Но теперь понимаю, что на таких вопросах, как обучение, экономить не стоило. В конце, кстати, выяснилось, что нужно было доплатить: за бензин и другие расходы. В результате цена вышла, как и у всех», — сокрушается Сергей.
♦ Что думают те, кто принимает экзамен?
Специалист по приему экзаменов Александр Байдук: «Курсанты в большинстве приходят сдавать плохо подготовленными. На мой взгляд, в автошколах слишком много времени тратят на теорию и мало на вождение. В результате курсантам приходится брать дополнительные занятия, которые стоят 25 — 35 рублей в час. Не каждый может себе такое позволить. Поэтому те, у кого нужной суммы нет, идут сдавать на «авось» и, конечно же, заваливают экзамен».
Что такое противотуманки?
О безответственном отношении к обучению говорят не только ученики и ГАИ. И самое страшное в этой ситуации, что задача современных автошкол —
натаскать будущего водителя на сдачу экзамена, а не научить водить. Мария Вашкевич, инструктор Центра контраварийной подготовки, говорит, что практически всех курсантов автошкол приходится переучивать. «Например, их учат парковаться исключительно среди фишек. А по улицам говорят ездить быстрее, чем они успевают думать». Прощать ошибки другим, предвидеть их и давать на них право — этому тоже, уверена Мария, не учат сегодня в автошколах. По ее мнению, обучение вождению застряло в 80–х годах прошлого века: «Программа построена так, как будто водителям предстоит ездить на старых «Жигулях». Они ничего не знают о современных автомобилях: ни о системах стабилизации, ни о противоаварийных системах, ни системах безопасности. Некоторые не знают даже про противотуманки». В результате человек покупает авто и понятия не имеет, как им пользоваться.
Как видим, обучение в автошколе ничего, по сути, выпускникам не гарантирует. Эффективность некоторых учебных заведений, в которых из группы сдает экзамен максимум 1 курсант, стремится к нулю. Возникает вопрос: а нужны ли они вообще?И не пора ли в корне пересмотреть систему подготовки водителей?
♦ Вот это воля к победе!
Пару недель назад в минском МРЭО получила права пенсионерка, которая начала сдавать экзамен в 2015 году. Стать полноценным водителем она смогла лишь с 63–го раза. Можно только позавидовать целеустремленности курсантки. Как она сама объясняла, вождение машины для нее не прихоть, а необходимость: минчанку некому возить на ее любимую дачу.
isaenok@sb.by
Просто отучиться в автошколе в большинстве случаев недостаточно для того, чтобы сдать на права.
Сертификаты ради сертификатов?
Владимир Свиридович, заместитель начальника МЭО ГАИ ГУВД Минска, уверен, что высокий процент неудовлетворительной сдачи экзамена — результат безответственности руководства ряда автошкол: «Надо признать: уровень подготовки курсантов оставляет желать лучшего. Однако сделать с этим мы ничего не можем. Раньше, когда деятельность автошкол контролировала Госавтоинспекция, мы могли как–то на них повлиять. Но сегодня наша задача — только прием экзаменов». Тем не менее видят сотрудники ГАИ много. «Если из 50 положенных часов практического вождения курсант признается, что проехал в лучшем случае только 20, о каком положительном результате может идти речь?», — задает риторический вопрос Владимир Свиридович. Или другой пример: человек получил свидетельство об окончании автошколы. Значит, готов стать водителем. А потом садится за компьютер, решает два
♦ Какие самые распространенные ошибки допускают наши водители?
Мария Вашкевич, инструктор Центра контраварийной подготовки: «Многие ездят с постоянно выжатым сцеплением. Не знают, как правильно сидеть и держать руль, чтобы не уставала спина и чтобы все было хорошо видно. Люди не знают, как правильно тормозить: норовят сделать это в повороте, а в результате рано или поздно улетают с дороги. Но самая главная ошибка — это взгляд, направленный только в лобовое стекло. В результате молодые водители входят в поворот и снова сбивают, к примеру, пресловутый знак на Немиге».
Инструктор, у которого забрали права
Сергей М. окончил автошколу в 2016 году. С тех пор парень так и не решился пойти сдавать в ГАИ. Говорит, не уверен в своих силах, а на то, чтобы подготовиться к сдаче экзамена, нужно «откатать», по его подсчетам, хотя бы 5 — 6 часов с инструктором. Это значит, из бюджета молодой семьи с годовалым ребенком и кредитом на квартиру необходимо выделить около 200 рублей. Пока таких денег нет. Он рассказывает мне свою историю и признается: если бы два года назад не пустил ситуацию на самотек, возможно, был бы уже с правами: «В нашей автошколе сначала преподавал молодой парень, который явно был заинтересован в том, чтобы мы знали правила. Но через пару недель он пропал. Несколько раз мы приходили, а кабинет был закрыт. Прождав час, уходили. Через неделю нам сообщили, что он уволился. Нового искали еще две недели». Но самое интересное, признается молодой человек, началось на практическом вождении. «Когда я пришел на первое занятие, мне рассказали, что такое машина, и отпустили. Помню, уходил и думал: может, меня разыграли? XXI век как–никак на дворе, вряд ли кто–то не знает, что такое машина», — недоумевал курсант. На втором занятии М. вместе с инструктором поехал на автодром. Когда возвращались с занятия, их машину остановил экипаж ГАИ и у инструктора отобрали права за превышение скорости. «3 — 4 недели я не ездил вообще, потому что мне не могли найти водителя. Потом дали инструктора, и я занимался на разваливающейся машине, которая через две недели сломалась окончательно. Я снова завис в обучении». Когда до экзамена в ГАИ оставался месяц, инструктор позвонил Сергею и объявил: «Программу, которую мы должны были откатать за 3 месяца, сделаем с тобой за месяц. Бери отпуск и приходи заниматься через день». Однако и тогда вместо положенных полутора часов курсант ездил от силы 30 — 40 минут. По истечении этого времени инструктор объявлял, что занятие закончено.
Студент Владислав Карасев попал в те самые 76 процентов, которые не сдают практический экзамен с первого раза. Придется брать дополнительные платные занятия, выкраивая средства из стипендии. И зачем только 3 месяца учился в автошколе?
После окончания обучения директор автошколы принес группе документ и потребовал от учеников поставить подпись о том, что они отъездили положенное количество часов. В противном случае, намекнул руководитель, на сертификаты об окончании школы можете не рассчитывать. Все послушно подписали. «Я сам виноват, повелся на тот факт, что в этой автошколе цена была значительно ниже, чем в других. Но теперь понимаю, что на таких вопросах, как обучение, экономить не стоило. В конце, кстати, выяснилось, что нужно было доплатить: за бензин и другие расходы. В результате цена вышла, как и у всех», — сокрушается Сергей.
♦ Что думают те, кто принимает экзамен?
Специалист по приему экзаменов Александр Байдук: «Курсанты в большинстве приходят сдавать плохо подготовленными. На мой взгляд, в автошколах слишком много времени тратят на теорию и мало на вождение. В результате курсантам приходится брать дополнительные занятия, которые стоят 25 — 35 рублей в час. Не каждый может себе такое позволить. Поэтому те, у кого нужной суммы нет, идут сдавать на «авось» и, конечно же, заваливают экзамен».
Что такое противотуманки?
О безответственном отношении к обучению говорят не только ученики и ГАИ. И самое страшное в этой ситуации, что задача современных автошкол —
Как видим, обучение в автошколе ничего, по сути, выпускникам не гарантирует. Эффективность некоторых учебных заведений, в которых из группы сдает экзамен максимум 1 курсант, стремится к нулю. Возникает вопрос: а нужны ли они вообще?И не пора ли в корне пересмотреть систему подготовки водителей?
♦ Вот это воля к победе!
Пару недель назад в минском МРЭО получила права пенсионерка, которая начала сдавать экзамен в 2015 году. Стать полноценным водителем она смогла лишь с 63–го раза. Можно только позавидовать целеустремленности курсантки. Как она сама объясняла, вождение машины для нее не прихоть, а необходимость: минчанку некому возить на ее любимую дачу.
isaenok@sb.by