В Новой Боровой признали: обеспечить качественные коммуникации может только государство
19.04.2024 07:44:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Микрорайон Новая Боровая — один из самых живописных и рейтинговых жилых кварталов столицы. Отметился он и во время событий 2020 года: жизнь элитного квартала изобиловала бэчебэшными хождениями и «чаепитиями». Везде мелькала протестная символика, а в местных чат‑сообществах вовсю костерили власть и «ябатек»… А сегодня (подозреваю, в том числе и забившиеся под плинтус змагары) пишут петиции в Мингорисполком, коллективное письмо в Администрацию Президента, чтобы власть разобралась с банальной бытовой ситуацией — грязной водой в кранах. Причем хозяйственно‑водопроводные сети микрорайона Новая Боровая находятся на балансе частной структуры ООО «А‑100 Комфорт». Но жители элитного квартала апеллируют к власти, которую многие из владельцев престижных квартир «шатали» четыре года назад.
Не буду уподобляться Шариковым и Швондерам, которые радовались неприятностям состоятельных людей. В принципе, и не завидую успехам жителей Новой Боровой. Хотя некоторые представители квартала смотрят на окружающих, мягко выражаясь, слегка свысока. Предполагая, что, занимаясь офшорным программированием, стали гуру бизнеса и схватили коммерческое счастье за бороду. Не будем и напоминать, что белорусский IT‑сектор расцвел пышным цветом не только благодаря талантливым и умным программистам (этого не отнимешь), но и прекрасной национальной системе технического образования, плюс государственной политике, в результате которой высокотехнологичный сектор получил феноменальные льготы и преференции. На общих основаниях, как во многих странах, стартанули бы резиденты ПВТ так мощно и стремительно? Сложный вопрос. При громких заявлениях четыре года назад релокация не задалась. И немало трудовых мигрантов цифровой индустрии уже давно вернулись из островков свободы (Грузии, Литвы, Польши) обратно на авторитарную родину. Тут оказалось все‑таки лучше.
С водой в сугубо частном проекте сейчас разбираются Мингорисполком, УП «Минскводоканал», структурные подразделения Министерства жилищно‑коммунального хозяйства. Уже и штаб создан, чтобы досконально изучить возникшую проблему, проводится определенный комплекс мероприятий, усилен мониторинг качества воды... И организован на всякий случай подвоз питьевой воды в цистернах. Реакция государства есть. Вполне логично (по крайней мере, в нашей модели), что соответствующие органы должны реагировать на безобразия, случились они в коммунальном хозяйстве или на территории частного хозяйства. Еще раз напомню: коммуникационные сети в квартале Новая Боровая находятся на балансе коммерческой структуры.
А ведь и городские, и республиканские власти могли отреагировать совершенно исходя из верховенства права и уважения частной собственности (помнится, эти вопросы широко обсуждались в той местности на сакраментальных политических чаепитиях): умыть руки, показать результаты проб в сетях Минсководоканала. А почему вода грязная? Разбирайтесь, жители Новой Боровой, с управляющей компанией. Поднимайте договоры с ней, изучайте свои права и обязательства частной структуры, нанимайте юристов, ведите переговоры. Или подавайте иск в суд, предъявляйте претензии, собирайте доказательства, проводите экспертизы, оценивайте ущерб — и материальный, и моральный… В рамках гражданского права, на основе которого и взаимодействует столь любимая либерально‑рыночная модель в западном образце. Надо же соблюдать святые права частного сектора, представителем которого является компания «А‑100 Комфорт». Возможно, она ни в чем и не виновата. Возможно, наоборот. Тут уж дело (исходя из принципов превосходства частной инициативы и свободы) разобраться в публичном пространстве: беспристрастно, с плюрализмом. Правда, получится долго, дорого, нервозно. Да и отбиваться любая коммерческая структура будет героически. Благо на юристов деньги есть.
Как‑то либеральную идею, которой прославился квартал Новая Боровая, начисто смыло мутной водой. Причем не фигурально, а в прямом смысле этого слова.
Подозреваю, что петиции в государственные органы с просьбой или даже требованием навести порядок подписывают и жильцы, которые в других случаях митингуют за монополию гражданских инициатив и самоуправления. Собственно говоря, в теории и демагогии штука‑то и неплохая. Только в реалиях весьма проблематично реализуема. По крайней мере, без падения качества жизни. Когда из крана сыплется песок (цитата из чатов жителей), то хочется, чтобы навели порядок. И поставили на правильное место тех, кто допустил безобразие. Пускай даже в нарушение неприкосновенности частной собственности. Тот случай, когда безусловно не вызывает отторжения тезис, что частные структуры должны работать на благо граждан, и даже находит поддержку. Вот она, логика гражданского протеста: свободолюбивые танцы‑пляски и консолидация гражданского сообщества заканчиваются, когда начинаются скучные бытовые вопросы. И их решение очень хочется сбросить на власть. Без желания каких‑то перемен…