Разбираемся, готовы ли наши учителя наладить контакт с искусственным интеллектом
16.11.2024 12:36:00
Таисия АЗАНОВИЧ
В мире начали использовать технологию искусственного интеллекта, чтобы вызывать детей к доске. В классах установили видеокамеры с возможностью распознавания лиц. ИИ считывает эмоции школьников и моментально определяет, кто плохо подготовился! Помогает нейросеть и в проверке домашних заданий: педагогу достаточно просканировать смартфоном записи, чтобы обнаружить ошибки. Мы нашли учителей начальных классов, которые активно используют новые технологии на уроках, и спросили: цифровые фишки — это скорее про пользу или про хайп?
Решил примеры — собрал букет
Урок начинается. Ученики Светланы Ханько, педагога Василишковской средней школы в Гродненской области, открывают нетбуки. Не удивляйтесь! Почти 14 лет назад в Беларуси прошел эксперимент: школьникам определенных учреждений образования выдали по персональному компьютеру. Тогда класс Светланы Ханько попал в число счастливчиков: у каждого — своя умная машина, скоростной выход в интернет, а также интерактивная доска. И все это не в какой-то элитной частной школе, а в обычной сельской.
— Сейчас это кажется забавным, но журналисты, когда писали о нас, объясняли читателям, что такое нетбук и планшет, — вспоминает педагог. — Ко мне на экскурсию приходили учителя из других школ, а дети все норовили заглянуть в наш класс, чтобы посмотреть на диковинку. На начальном этапе в проекте приняло участие два класса. Первый выпуск показал, что способ рабочий: мотивированные дети, высокий процент поступивших в вузы.
Светлана Ханько.
Как шутит Светлана Антоновна, она из эксперимента и не выходила — по сей день продолжает подключать интерактивные задания. Вот и сейчас на экранах детских нетбуков золотые листья кружатся в танце. Решаешь правильно все примеры — собираешь букет. Ребята стараются, в глазах горят огоньки азарта — не просто задачки щелкают, а еще играют! Ни одна распечатка и даже картинка, пусть и самая яркая, не даст такого эффекта.
Педагог пользуется облачными сервисами, которые на основе ее материалов создают игры, викторины, квесты. Признается, что они заметно облегчили подготовку к уроку — не надо клеить, вырезать и печатать. Плюс программа мгновенно проверяет работы учащихся. К тому же материалы сохраняются в облаке, можно делиться с родителями и детьми.
А вот нейросети учительница пока не оценила:
— Озвучка хромает. Дикция не та, ударения программа ставит неправильно — сплошные ошибки! Пока составишь запрос для искусственного интеллекта, чтобы он понял, что ты хочешь, уже и сам придумаешь толковый вариант. Мне кажется, искусственному интеллекту еще нужно обучаться…
Ассистент… с галлюцинациями
В лексике учителя СШ № 111 Минска Инги Тихоновецкой появилось слово «промтить» — составлять корректный запрос. Она в этом деле мастер, хотя на первых порах приходилось запасаться терпением и выдержкой. Зато какие преференции теперь! Инга Петровна признается, что благодаря нейросетям у нее появился личный ассистент:
— Считайте, взяла к себе в подчинение человека с удивительными компетенциями. Он способен анализировать огромные объемы данных и решать сложные задачи. Ведь что такое нейросеть? Это компьютерная система, имитирующая работу человеческого мозга.
Инга Тихоновецкая.
Педагог постоянно использует на уроках документ-камеры, электронные тетради, голосовых помощников. Более того, отмечает Инга Петровна, с современными сервисами она может проверить задание за секунды:
— Не надо собирать тетради или на уроке подходить к каждому и заглядывать в ответы. Программа работает по простой технологии: учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант и поднимает карточку с QR-кодами соответствующей стороной, а приложение на смартфоне сканирует ответ.
Но вызывать ребенка к доске, ориентируясь на нейросеть, Инга Петровна даже не планирует. Опытный педагог без всяких умных программ уловит настроение ученика. Зато помощь искусственного интеллекта пригодится для других целей.
— Можно за минуту составить план классного часа. С помощью чат-ботов с искусственным интеллектом генерирую контент для любого урока. Нейросеть моментально предлагает подборку задач во время математической разминки, делает карточки по русскому или чек-листы по истории.
Но начинающих «цифровых» педагогов Инга Тихоновецкая предупреждает: у искусственного интеллекта могут случаться… галлюцинации. Оказывается, если контента по определенному вопросу в сети недостаточно, ИИ будет фантазировать — как ученик, который плохо подготовился, но хочет выйти сухим из воды. В этом случае генерируемые тексты содержат искажения и даже ложную информацию. Их учителю нужно «фиксить» (в переводе на понятный язык — исправлять).
Эффект живого слова
А вот учитель СШ № 3 Островца Инна Пометько только в начале пути использования нейросетей в работе, и первое впечатление — нравится:
— Помню искреннее удивление в глазах детей, когда сказала, что на следующем уроке к нам придет Янка Купала и они смогут взять у него интервью! Предварительно мы придумали вопросы, а потом я сделала заготовки с ответами. Сегодня с помощью программ можно «оживить» Максима Богдановича, Якуба Коласа, Ивана Шамякина. Для детей это всегда эффект вау!
Инна Пометько.
Сколько бы педагоги-классики ни отстаивали традиционные формы обучения, сейчас с детьми надо работать по-другому, уверена Инна Болеславовна:
— Нейросети помогают. Они предлагают яркий, запоминающийся контент, ориентированный на современных школьников. Видели бы вы, как понравился моим ученикам набор изображений по теме фразеологизмов и пословиц, который сгенерировал ИИ. Дети сразу все запомнили! Но, оговорюсь, живого слова и теплого отношения учителя никакой бездушный интеллект не заменит. Поэтому важно быть гибким, но не заигрываться, помнить о здоровье детей, которые и так много времени проводят в гаджетах. И самое главное: важно приучать ребят думать, анализировать и больше читать.