Как бороться с фейками и как навести чистоту в виртуальном пространстве
24.07.2024 21:46:00
Борис ПАНЬШИН
Юлия ДЕМЕШКО
♦ Зачем нужен цифровой детокс и почему плохие вести не стоят на месте
♦ Правда или ложь: кто создает и распространяет фейки против Беларуси
♦ Что значит мыслить критически и почему сегодня это очень важно
Избавиться от новостной усталости
Зачем нужен цифровой детокс и почему плохие вести не стоят на месте
Казалось бы, что плохого в том, что ты практически в режиме реального времени можешь узнавать обо всем происходящем в стране и мире. Но есть одно но. Вместо проверенной и правдивой информации может распространяться откровенная ложь. И те, кто создает фейки, стремятся достичь вполне конкретного результата: посеять в обществе панику, толкнуть граждан на необдуманные действия. А правда в том, что внимание человека становится ценнейшим ресурсом в современном мире. Вопрос лишь в том, как мы им распоряжаемся?
Распределение потоков
Декан факультета философии и социальных наук БГУ Вероника Сайганова отмечает, что чтением новостей люди закрывают сразу несколько потребностей — это и удовлетворение простого интереса, и возможность преодолеть эмоциональную апатию, и, как бы парадоксально это ни звучало, способ борьбы со страхом и стрессом:— Психологи описывают большое количество явлений, возникающих при лишении человека какой‑либо составляющей информационного потока. Практика показывает, что на биологическом уровне психика человека стремится к поиску необходимых сведений. Так, например, подросткам интересно читать о разных молодежных субкультурах и трендах, потому что таким образом они закрывают потребность в принадлежности к группе или сообществу.
Есть и такое явление, как «синдром информационной усталости». Его ввел в оборот американский нейрофизиолог, психолог Дэвид Льюис в конце прошлого века. Этот синдром начинает развиваться в тех случаях, когда объем поступающих данных не соответствует возможностям мозга. Причем, как подчеркнула Вероника Сайганова, отказ от избыточного потребления новостей мало что дает.— Необходим комплексный подход: физическая активность, цифровой детокс, нормализация сна, осознанное потребление информации, — советует эксперт. — Необходимо осуществить оценку информационных потоков для себя: что‑то нужно для работы, что‑то для понимания ситуации в стране и мире, отдельно — статьи для саморазвития, и еще один блок — для отдыха и расслабления. Не стоит забывать о принципах критической оценки и верификации потребляемой информации. Есть реальная жизнь и реальные отношения с людьми, а информация должна быть инструментом для улучшения качества нашей невиртуальной жизни.
Эпоха постправды
Согласно данным последнего отчета о глобальных рисках The Global Risks Report от Всемирного экономического форума, эксперты признали искаженную информацию и дезинформацию в интернете мировой угрозой номер 1 на ближайшие два года. В отчете прогнозируется, что к 2030 году до 90 процентов всего онлайн‑контента будет создавать искусственный интеллект. И львиную долю этого потока составят недостоверные факты.— Всем нам необходимо помнить о том, что наша психика более чувствительна к сигналам опасности, поэтому наш мозг будет лучше запоминать негативные новости, связанные с катастрофами, терактами или войнами, — объясняет декан ФФСН БГУ. — В природе такое реагирование увеличивает вероятность выживания. Положительные эмоции с точки зрения эволюционной модели менее полезны, так как притупляют бдительность живого организма, делая его более уязвимым. Негативные новости, особенно поданные определенным образом, могут усилить у человека ощущение угрозы собственной безопасности, и тогда он будет еще более восприимчив к подобным новостям. Однако постепенно может произойти привыкание к такому контенту.
Для того чтобы читать образовательные материалы, нашему мозгу нужно затратить гораздо больше усилий, чем на просмотр ленты в TikTok, так как это требует дополнительных усилий, связанных с концентрацией внимания. А с ней, равно как и с запоминанием знаний, в современном обществе уже есть проблемы.— Работе с информацией необходимо обучать, потому что данные качества нашей психики также зависят и от состояния организма, социальной среды и эмоционально‑мотивационной сферы личности, — считает Вероника Сайганова. — Для многих людей «плавание» в информационном потоке представляет собой огромную проблему и создает немалые угрозы (риск стать жертвой мошенничества, вовлечься в противоправные действия, азартные игры, бесполезные сообщества и практики или просто погрузиться в бессистемный и бессмысленный новостной серфинг).
8 ПРИЗНАКОВ ФЕЙКОВ
1. Отсутствие отсылки на первоисточник информации или невозможность ее перепроверить.
2. Провокационные, кричащие заголовки.
3. Нагнетание страха, возмущения, гнева, жалости или других сильных эмоций.
4. Сенсационная или якобы рассекреченная информация.
5. Односторонняя подача информации, подбор экспертов с одинаковой точкой зрения, отсутствие авторства материала.
6. Орфографические ошибки на веб‑адресе сайта, использование редкого доменного расширения.
7. Неверная дата публикации.
8. Вырванные из контекста высказывания известных личностей.
ЦИФРА
Всероссийский центр изучения общественного мнения отмечает, что в 2023 году пользователи социальных сетей и мессенджеров ежедневно в среднем тратили на них 4,5 часа.
Показатель ощутимо выше среди молодежи 18 — 24 лет — на обмен сообщениями, чтение ленты новостей, звонки и другие активности молодые люди в среднем тратят 493 минуты, или более 8 часов в день!
По данным экспертов, средняя продолжительность жизни фейка в 2023 году составила 4 дня.
С мая по декабрь 2023 года количество ресурсов, которые выкладывают дезинформирующие статьи, написанные при помощи ИИ, выросло на 1 тысячу процентов. За указанный период специалистами компании NewsGuard обнаружено 614 подобных сайтов, в которых человеческий контроль минимален или отсутствует полностью.
КСТАТИ
Согласно результатам исследования всероссийского правительственного межведомственного центра компетенций в сфере интернет‑коммуникаций АНО «Диалог», женская аудитория больше распространяет неосознанно ложные тренды в следующих категориях — здравоохранение, социально значимые происшествия, информационные технологии, экология. Мужская аудитория — политика, спорт, промышленная сфера.
Угроза из нейросети
Правда или ложь: кто создает и распространяет фейки против Беларуси
Сегодня каждая электоральная кампания, причем абсолютно в любой стране, сопровождается всплесками фейковой активности. Цель информационных войн — раскол общества и установление влияния над определенной территорией. Ожидаемо, что в преддверии основного этапа электорального цикла в Беларуси нас снова будут пытаться раскачать. Какие методы могут быть использованы?
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Наш противник, можно сказать, враг тоже учится на своих ошибках, совершенствуется. Нельзя недооценивать потенциал тех, кто смотрит на Беларусь как на геополитическую цель. Это не шайка фрилансеров, а вооруженная самыми передовыми технологиями сеть политологов и информационно-психологических центров. Какие деньги там крутятся, вы даже не предполагаете.
На Форуме медийного сообщества в Могилеве, 28 мая 2024 года.
— Наш противник, можно сказать, враг тоже учится на своих ошибках, совершенствуется. Нельзя недооценивать потенциал тех, кто смотрит на Беларусь как на геополитическую цель. Это не шайка фрилансеров, а вооруженная самыми передовыми технологиями сеть политологов и информационно-психологических центров. Какие деньги там крутятся, вы даже не предполагаете.
На Форуме медийного сообщества в Могилеве, 28 мая 2024 года.
Опасный кликбейт
Дезинформационная работа западных структур носит централизованный и слаженный характер, а строится она на круглосуточном мониторинге белорусской информационной среды, утверждает аналитик БИСИ Алексей Авдонин:— Комментарии и посты в социальных сетях, публикации в СМИ — вся информация аккумулируется в западных дата-центрах, после чего в автоматическом режиме происходит оценка контента на эмоциональную составляющую. То есть что населению нравится, что не нравится, чем люди возмущаются. Выборка осуществляется в основном по вопросам работы местных органов власти, силовых структур, систем здравоохранения, образования и деятельности властей в целом. Исходя из этого они готовят фейки.
В части выборов механизм еще проще: происходит формирование альтернативных мнений, дискредитация власти, создание очагов недовольства, из которых и взращивается протестная активность. Чтобы в определенный момент вывести всех «свядомых» на улицы.Активно используют западные политтехнологи и такой инструмент, как ботофермы, когда через фейковые аккаунты в соцсетях тиражируются ложные сведения, искусственно накручивается популярность определенных идей. Боты участвуют и в проведении социологических опросов, результаты которых аудитории пытаются выдать за чистую монету.
— Технологии, которые мы видели в 2020 году, — всего этого можно ожидать и в ходе предстоящей электоральной кампании, — прогнозирует эксперт. — Уже сейчас они раскачивают тему личных финансов наших граждан, распространяется фейк о том, что власть обманывает население в части банковской политики, что склады забиты излишками продукции, которую из-за санкций мы якобы не можем продать. Оппозиция призывает снимать депозиты с вкладов. Все эти действия направлены на подрыв экономической стабильности страны, и это не новая практика.
Запрос на достоверность
В эпоху постправды вопросы оперативности и качества информации выходят на первое место. Проблема заключается лишь в том, что механизм работы большинства социальных сетей действует под запрос аудитории. Сеть формирует ленту на основе наших лайков, репостов и истории просмотра. Поэтому у читателей и зрителей формируется искаженная и однообразная картина мира. Декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев отмечает:— Существует такое понятие, как публичная информационная сфера, в которой человек живет.
Задача СМИ заключается не в том, чтобы переубеждать самых упертых оппонентов или подкреплять убежденность своих сторонников. Наша главная цель на информационном поле — привлечь внимание тех, кто нейтрально относится к происходящему.Это люди, которые готовы мыслить конструктивно. Необходимо максимально быстро реагировать на происходящие события, при этом информация должна быть абсолютно правдивой, подкрепленной комментариями очевидцев либо экспертов, с расставленными акцентами и пояснениями.
В связи с этим государственные СМИ имеют преимущество перед даже хорошо финансируемыми зарубежными ресурсами.
— Наши журналисты сегодня могут получить информацию, что называется, из первых уст, от представителей высшего руководства, профильных ведомств, и запустить ее первыми, — дополнил Алексей Беляев. — Самое главное здесь — не спать в шапку, а действовать на упреждение и захватывать информационную повестку. Конечно, без фейков с их стороны не обойдется. Но реагировать на их провокации нужно с умом. Вопреки расхожему мнению о том, что информация должна подаваться нейтрально, как нас всегда учили, сегодня материалы, представленные в социальных сетях, эмоционально окрашены. Задача государственных СМИ заключается в том, чтобы стабилизировать этот эмоциональный фон. Нужно донести до населения мысль: даже если в стране и есть проблемы, то мы эти проблемы видим и решаем, а не пытаемся как-то замолчать или уйти от этого.
После 2020 года в работе средств массовой информации и коммуникации Беларуси произошла серьезная перестройка. Об этом говорят и результаты социологических опросов. Так, если еще несколько лет назад процент доверия государственным СМИ у населения составлял порядка 34 — 35 процентов, то сейчас фиксируется цифра уже в 54 процента. Но это не повод самоуспокаиваться.— Необходимо продолжать придерживаться тех принципов, по которым мы работаем, — утверждает Алексей Беляев. — Я думаю, что сейчас у нашего общества сформировалась определенная защита от откровенно лживых и манипулятивных средств воздействия. После 2020 года многие на себе испытали последствия бездумного доверия соцсетям. Здесь показателен и пример Украины, где люди поддались манипуляциям из-за рубежа, и мы все увидели, к чему это привело. Надо почаще говорить о том, что могло бы случиться с Беларусью и чего нам удалось избежать.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин обрисовал расстановку сил, которая сложилась на поле информационного противоборства на данный момент:
— Во главе западных структур находится Центр психологических операций НАТО (официально — Центр передового опыта в области стратегических коммуникаций (StratCom), расположенный в Риге. Он был открыт в 2015 году, и с тех пор центр курирует распределение всех денежных потоков, а также работу экспертного и журналистского сообщества, которое делает материалы на русском языке. Они также готовят фейки. Причем это не только текстовые материалы, но и видео, картинки и прочее. Этому центру подчиняются все подобные структуры психологических операций в Восточной Европе, в том числе и Украины.
Так, например, подразделение украинских сил специальных операций — Центр информационно-психологических операций (ЦИПсО) — уже давно стало синонимом любых прозападных структур, занимающихся созданием фейков в нашем регионе. Есть аналогичные структуры и в Польше. Например, Центральная группа психологических действий, расположенная в Быдгоще, которая напрямую подчиняется командованию оборонного ведомства Польши.
ФАКТ
Ежедневно на работу различных фондов, которые якобы продвигают демократию или проводят научные исследования, а по сути, занимаются созданием фейков, Запад тратит миллионы. К примеру, только на распространение одного фейка о событиях в Буче было израсходовано около 50 миллионов долларов.
Юлия ДЕМЕШКО.
О дивный цифровой мир
Что значит мыслить критически и почему сегодня это очень важно
Три года назад Президент Беларуси Александр Лукашенко в своем выступлении перед журналистами обратил внимание на мощность влияния социальных сетей и телеграм‑каналов на общественную жизнь, предсказал «увядание интернета» в его современном состоянии и подчеркнул необходимость сохранения телевидения и газет. Как показала практика, эти выводы верны и своевременны.
Когнитивные способности
Информационные технологии подобно фейерверку развиваются стремительно и непредсказуемо и намного опережают культуру их рационального применения. И, как говорил Конфуций, если мы не задумываемся о дальних последствиях, то очень быстро столкнемся с ближними неприятностями. Это предостережение китайского мудреца справедливо для всех технологий массового применения, будь то книгопечатание, автомобили, атомная энергетика и многое другое. То, что считается безусловным благом, оборачивается порой турбулентностями и катастрофическими последствиями. В наши дни подобного осторожного взгляда требует рост применения информационных технологий, появление искусственного интеллекта и уход от реального общения в виртуальный мир.Сегодня мы уже не только наблюдаем, но и реально ощущаем последствия перехода в цифровую реальность. Самыми важными из них, на мой взгляд, являются снижение рождаемости, риски увеличения лжи в социальных сетях, уменьшение когнитивных способностей человека.Так, в Китае, как и во многих других странах, замедление рождаемости началось с 2015‑х годов, когда во взрослую жизнь стало вступать «компьютерное» поколение, воспитанное в мобильных телефонах и планшетах. Это становится очевидно, если сопоставить количество интернет‑пользователей и численность населения.
Музыка в помощь
Многие жизненные процессы требуют немалых усилий по восприятию и сохранению больших объемов информации. Но это несовместимо с форматом коротких роликов в соцсетях. Поэтому происходит быстрое сокращение количества воспринимаемой информации, а значит, и снижение аналитических и прогностических функций мозга.Не секрет, что когнитивные способности человека формируются на ранней стадии взросления, и в этом деле большую роль играет музыка. Дело в том, что во время прослушивания музыки активизируется процесс концентрации внимания в течение определенного промежутка. Музыка — первый язык человечества. К примеру, «Высокая месса» Баха — длится более 3 часов и включает около миллиона нотных знаков. Современные песни и хиты исполняются менее 3 минут и содержат всего несколько десятков нотных знаков, а ролики, например, в TikTok длятся и того меньше.
Мозг молодого человека, зависающего в соцсетях, автоматически настраивается на короткие форматы, что не соответствует биологии взросления. Добавим еще естественную потребность меньше напрягаться, стремление переложить ответственность с себя на другого — и получим нового человека цифровой эпохи.Разруха, как говорится, в головах. И многое в решении современных проблем демографии зависит от общей культуры человека. В свое время президент Франции де Голль, реагируя на снижение рождаемости в стране после войны, призвал деятелей культуры — писателей, поэтов, композиторов и кинематографистов — создать своими произведениями культ «большой французской семьи». Население страны откликнулось, рождаемость быстро возросла. Тогда же на предприятиях и в учреждениях было увеличено время обеденного перерыва до двух часов.
Думать, чтобы жить
С момента рождения для каждого из нас реализуется уникальный план, записанный в генетическом коде. В нем есть временные интервалы, которые соответствуют наиболее важным этапам адаптации. Каждый из них генетически детерминирован характерным замедлением процесса роста и дифференцировки тканей, необходимых для перехода на качественно новый уровень развития организма.Ученые доказали, что, если ребенок до 3 лет не услышит человеческую речь, он никогда не сможет разговаривать. При этом движения и речь тесно связаны. Академик Владимир Бехтерев говорил: «Сначала развиваются мелкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов, все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Плохая окружающая среда или отсутствие человеческого общения и поддержки способны привести к необратимым изменениям в заложенной природой последовательности формирования целых областей коры больших полушарий мозга. Как следствие, происходит резкое снижение когнитивных возможностей человека. С использованием технологий искусственного интеллекта эти тенденции укрепятся.
Очевидно, что в школах придется вернуться к чистописанию, устному счету, хоровому пению, чтению вслух, урокам ручного труда. Необходимо ввести в учебных заведениях занятия по цифровой культуре, чтобы учащиеся обладали не только компьютерной грамотностью, но и понимали закономерности развития нового и сложного цифрового мира, в котором они проводят более 6 часов в сутки.В ведущих университетах Англии уже происходит возврат к рукописным рефератам и эссе. В США есть университеты, где существует штатная должность поэта, есть учебные заведения для топ‑менеджеров, где в течение первых двух лет обучения слушателями разыгрываются древнегреческие пьесы, изучаются работы классиков литературы. Во многих вузах уже создаются кафедры, факультеты по цифровой культуре, без которой невозможна цифровая экономика.
Современному управлению и экономике крайне важна креативность специалистов, которая формируется прежде всего искусством. Учитывая роль музыки в формировании мозга детей, важно привить интерес детей к классической музыке и литературе. Можно предложить, чтобы все пустующие и пригодные для музыкальных занятий и детского творчества помещения были переданы для бесплатного пользования школьникам и студентам. А занятия могли бы проводить студенты консерваторий и института культуры. Это будет весьма продуктивно для общества. Уверен, что через 10 лет эффект проявится и в увеличении населения, и в экономическом росте, и в общей атмосфере в обществе.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ:
1. выстраивать логические связи между идеями и концепциями;
2. кратко и точно выражать свои мысли;
3. оценивать весомость доказательств и статистики;
4. обнаруживать ошибки в рассуждениях;
5. полноценно анализировать информацию;
6. взвешивать значимость идей, расставлять приоритеты.
КАК РАЗВИТЬ В СЕБЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
♦ Смотрите на ситуацию с разных сторон.
Анализируйте несколько точек зрения. Воспринимая информацию, вы должны понимать, на каких доказательствах она основана. Оцените сильные и слабые аргументы каждой стороны. Подумайте, могут ли существовать другие пути решения проблемы.
♦ Развивайте дальновидность.
Продумывайте наиболее вероятные последствия своих решений — как положительные, так и отрицательные.
♦ Практикуйте активное слушание.
Старайтесь понять точку зрения каждого — так вы практикуете эмпатию. Понимание желаний и проблем других людей поможет вам вести продуктивные беседы.
♦ Зрите в корень.
Старайтесь собирать как можно больше информации по вопросу, добирайтесь до сути проблемы, используя сразу несколько источников.
Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ.