Завершилось обсуждение проекта указа Президента о внесении изменений в ПДД. Что предлагают?
04.10.2024 13:04:00
Людмила КОНОПЕЛЬКО
Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи — количество средств персональной мобильности, водители которых в соответствии с нормами, принятыми в 2022 году, причислены к пешеходам, в Беларуси исчисляется тысячами. На лояльность законодательства в отношении их владельцев или арендаторов жаловаться не приходится: им всего-навсего запрещено разгоняться более 25 км/ч, брать пассажиров, если для них не предусмотрено место, ездить «без рук», а также они должны быть старше 14 лет (если только не катаются в своем дворе или по пешеходной зоне) и находиться в трезвом состоянии. Более того, велосипедистам и самокатчикам разрешили не спешиваться при пересечении дорог, но двигаться при этом со скоростью пешехода. Каков итог?
Кстати, по поводу не относящихся к ДТП столкновений с пешеходами и падений — тут статистика травмирования оперирует цифрами на порядок большими. К примеру, только в отделение челюстно-лицевой хирургии 11-й городской клинической больницы Минска ежегодно за сезон (а он порой длится с марта по декабрь, если погода позволяет) попадают в среднем 500 пациентов с травмами разной степени тяжести, полученными самими пользователями СПМ или сбитыми ими пешеходами. Самые частые увечья — переломы верхней и нижней челюстей, выбитые скуловые кости и зубы, рваные раны, черепно-мозговые травмы, травмы шеи. Стало больше случаев, когда на больничную койку попадают любители прокатиться на электросамокате вдвоем.
Свыше 600 комментариев на форуме свидетельствуют о небывалой злободневности темы. Задело за живое оба лагеря. В основном спорили по поводу спешивания. Кто-то был однозначно против: «Спешиваться с велосипеда намного сложнее, чем с самоката. В центре города, где пешеходные переходы расположены через каждые 200 метров, эта мера делает езду на велосипеде каким-то бегом с препятствиями. Залез, разогнался, затормозил, слез. Предлагаю рассмотреть альтернативное изменение ПДД — водителю автомобиля всегда снижать скорость до 10 км/ч на пешеходном переходе, даже если нет пешеходов. А то некоторые поворачивают так, что шины свистят».
Кто-то категорически за: «От лица водителей говорю спасибо за такие изменения. 90 % велосипедистов и самокатчиков переезжают пешеходный переход, не включая голову. Едут на большой скорости, не убеждаются в том, что водитель их заметил и уступает им дорогу».
Многие ратуют за запрет движения по тротуарам и велодорожкам СПМ с массой свыше 20—25 кг. По их мнению, мопеды и электромотоциклы не должны ездить среди пешеходов.
Поступили также предложения создать веломилицию для рейдов, оборудовать перекрестки камерами с автоматической фиксацией правонарушений водителями СПМ, ввести отдельную категорию прав на управление средствами персональной мобильности и велосипедами.
Еще один важный момент, который просто обязан идти в ногу с предлагаемыми изменениями, — создание удобной инфраструктуры. Велосипедистов в одном только Минске тысячи, а протяженность велосипедных дорожек — около 300 километров.
Безусловно, корректировка законодательства сегодня просто необходима — для создания безопасной среды передвижения. Однако наряду с этой мерой нелишне будет заняться и культурой поведения как пешеходов, так и любителей СПМ. Транспортный шовинизм, когда представители одной «привилегированной» касты считают себя вправе пренебрегать комфортом других людей, пора искоренить.
Не прокатило
На круглом столе, прошедшем недавно в «СБ. Неделе», заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон привел показательные факты: количество ДТП с участием людей на СПМ выросло на 70 %. С января по август 2024 года произошли 53 такие аварии (для сравнения: за аналогичный период 2023-го — 32), в которых погибли два человека. При этом он подчеркнул: ДТП — столкновение с механическим транспортным средством, а значит, в эту статистику не входят столкновения самокатчиков и велосипедистов с пешеходами, падения с СПМ.Кстати, по поводу не относящихся к ДТП столкновений с пешеходами и падений — тут статистика травмирования оперирует цифрами на порядок большими. К примеру, только в отделение челюстно-лицевой хирургии 11-й городской клинической больницы Минска ежегодно за сезон (а он порой длится с марта по декабрь, если погода позволяет) попадают в среднем 500 пациентов с травмами разной степени тяжести, полученными самими пользователями СПМ или сбитыми ими пешеходами. Самые частые увечья — переломы верхней и нижней челюстей, выбитые скуловые кости и зубы, рваные раны, черепно-мозговые травмы, травмы шеи. Стало больше случаев, когда на больничную койку попадают любители прокатиться на электросамокате вдвоем.
В миллиметре от больничной койки
Все громче звучат и голоса возмущенных пешеходов — именно тех, которые передвигаются на своих двоих, а не причисленных к ним водителей СПМ: дорожки в скверах и парках, тротуары и зеленая зона перестали считаться безопасными территориями. Особенно страдают пожилые люди, у которых возникают сложности с координацией движений, а любое отклонение от маршрута даже на полшага в сторону теперь грозит непредвиденной встречей с несущимся сзади самокатчиком или велосипедистом, который не утруждает себя подачей хоть какого-нибудь предупреждающего звукового сигнала. Что уж говорить о детях, которые не привыкли ходить по линеечке. Да и остальные пешеходы в группе риска. У меня не раз сердце в пятки проваливалось, когда неожиданно из-за спины выскакивал очередной экстремал, при этом проносился совсем рядом. А если бы я в этот момент чуть ступила в его сторону? Наверняка многие из нас, классических пешеходов, не раз оказывались в миллиметре от больницы.Стенка на стенку
На днях на Правовом форуме закончилось обсуждение проекта указа Президента Беларуси о внесении изменений в Правила дорожного движения. Основные предлагаемые новации: на пешеходных переходах вновь придется спешиваться, а все СПМ, способные развивать скорость свыше 25 км/ч, планируется отнести к категории механических транспортных средств со всеми вытекающими (регистрация, техосмотр, водительские права).Свыше 600 комментариев на форуме свидетельствуют о небывалой злободневности темы. Задело за живое оба лагеря. В основном спорили по поводу спешивания. Кто-то был однозначно против: «Спешиваться с велосипеда намного сложнее, чем с самоката. В центре города, где пешеходные переходы расположены через каждые 200 метров, эта мера делает езду на велосипеде каким-то бегом с препятствиями. Залез, разогнался, затормозил, слез. Предлагаю рассмотреть альтернативное изменение ПДД — водителю автомобиля всегда снижать скорость до 10 км/ч на пешеходном переходе, даже если нет пешеходов. А то некоторые поворачивают так, что шины свистят».
Кто-то категорически за: «От лица водителей говорю спасибо за такие изменения. 90 % велосипедистов и самокатчиков переезжают пешеходный переход, не включая голову. Едут на большой скорости, не убеждаются в том, что водитель их заметил и уступает им дорогу».
Многие ратуют за запрет движения по тротуарам и велодорожкам СПМ с массой свыше 20—25 кг. По их мнению, мопеды и электромотоциклы не должны ездить среди пешеходов.
Поступили также предложения создать веломилицию для рейдов, оборудовать перекрестки камерами с автоматической фиксацией правонарушений водителями СПМ, ввести отдельную категорию прав на управление средствами персональной мобильности и велосипедами.
Культура так и прет
Гироскутеры, электросамокаты, моноколеса — удобный и (самое главное!) экологичный вид передвижения. Если слишком сильно закрутить законодательные гайки, есть риск, что огромное количество «пешеходоводителей» просто пересядут на личные авто, а не имеющие их предпочтут общественный транспорт, хотя и сейчас некоторые частенько пользуются им, загромождая салон самокатами и велосипедами.Еще один важный момент, который просто обязан идти в ногу с предлагаемыми изменениями, — создание удобной инфраструктуры. Велосипедистов в одном только Минске тысячи, а протяженность велосипедных дорожек — около 300 километров.
Безусловно, корректировка законодательства сегодня просто необходима — для создания безопасной среды передвижения. Однако наряду с этой мерой нелишне будет заняться и культурой поведения как пешеходов, так и любителей СПМ. Транспортный шовинизм, когда представители одной «привилегированной» касты считают себя вправе пренебрегать комфортом других людей, пора искоренить.
С участием велосипедистов в 2023 году на пешеходных переходах и велосипедных переездах зарегистрировано 140 ДТП, в которых три человека погибли и 137 получили ранения.lvk@sb.by