Сложившаяся в стране ситуация с оценкой событий того периода в какой-то степени выглядит театром абсурда. Политические интересы польского революционного движения и белорусского этноса в середине XIX века находились в разных системах координат: поляки стремились воссоздать утраченную собственную империю под названием Речь Посполитая, а белорусам необходимо было сформировать полноценную нацию, обрести независимость и создать национальную государственность.
Данное положение вытекает из анализа обстановки на белорусских землях, которые в это время являлись польским анклавом. Один из самых известных руководителей восстания штабс-капитан русской армии Зыгмунд Сераковский в своей записке «Вопрос польский» (1862) военному министру России заявлял:
«Что такое Западный край? Высший и средний класс в нем составляют поляки, или, говоря точнее, литовцы и русины, принявшие добровольно польский язык, польские стремления, одним словом, польскую цивилизацию. Все, что думает об общественных делах, все, что читает и пишет в Западном крае, — все это совершенно польское».Отношение польского панства к белорусам на родной территории как к холопам и рабам, многовековая целенаправленная политика поляков по их ассимиляции привели к почти полному размыванию этнического самосознания коренных жителей Беларуси. Так, в «приходских списках» середины XIX столетия они себя называли по-разному: «белорусы», «литвины», «литовцы», «славяне», «жители славянского закона», «русские», «поляки», «литовцы-славяне» и т. д. Встречались и парадоксы. В Новогрудском уезде население некоторых местечек было описано следующим образом: «Помещики и дворяне — поляки, простонародье — мало-польско-русаки». Известный ученый Михаил Коялович таким увидел белоруса в 60-х годах XIX века: «Взгляните на бледное истощенное лицо здешняго крестьянина… на торопливость, съ которою, снявъ передъ вами свою белую шапку, спешитъ бросится вамъ въ ноги и потомъ поцеловать вашу руку, если вы удостоите его однимъ словомъ. Брошенный обществомъ, в свою очередь бросившимъ свою народность… онъ страдалъ молча, и никто не внималъ его глухому, болезненному стону».
Польские грезы об империи
В условиях полного господства в крае поляки постоянно грезили о восстановлении утраченной империи. Поражение России в войне 1853—1854 годов, изменения политического климата в стране после смерти Николая I, горячая поддержка Западом польских националистов породили у истеблишмента Польши иллюзию решения давних имперских амбиций. В качестве первого шага по осуществлению традиционной мечты поляки стали требовать вхождения Беларуси в состав Царства Польского. Не добившись своих целей мирным путем, польская элита в январе 1863 года поднимает восстание в исторической Польше, перекинувшееся затем на белорусские, литовские и украинские территории.Здесь необходимо указать на абсолютную польскость восстания. Об этом говорят многочисленные факты. К примеру, руководящий центр восстания в Беларуси — Литовский провинциальный комитет — получил свое название согласно документам, разработанным в Варшаве. Они требовали создания в польских «провинциях» (Литве, Беларуси, Украине, входящих в состав России) провинциальных комитетов для управления восстанием на местах. Так появился в Беларуси Литовский провинциальный комитет (1862).
В официальном органе ЛПК — газете Chorągiew swobody («Знамя свободы») — в январе 1863 года была опубликована его политическая позиция, сформулированная Константином Калиновским: «Литовский провинциальный комитет… призывая к единству действий все без исключения слои польского общества во имя свободы и независимости… не сомневается в том, что тем самым он выражает всеобщие стремления и единодушные требования всей страны. Акт раскаяния Польши, возрождающейся после почти векового заслуженного покаяния, должен выразиться не в парламентском фехтовании, не в дипломатическо-общественных спекуляциях, но лишь в действии… Везде, где национальный траур… грозно обозначил границы польской земли, нас объединяет солидарность принципа и цели… Русский народ содрогается, видя нашу вековую обиду…»
Весьма показательным примером польскости восстания на территории Беларуси является Prykaz ad rądu polskaho nad krajem litouskim i biełoruskim da narodu ziemli litouskoj i biełoruskoj (Приказ от польского правительства над всем краем литовским и белорусским к народу земли литовской и белорусской) от 11 июня 1863 года, который, опять же, лично был написан Калиновским. Вдумаемся в текст приказа: «Вы, верно, слышали, что теперь установлено польское правительство, что это польское правительство отдает вам безо всякого выкупа и чиншей ту землю, на которой сидели ваши отцы и деды, что это польское правительство дает вам настоящую свободу, как у французов… что это польское правительство возвратит вашу давнишнюю справедливую веру дедов и прадедов…»
Приказ от польского правительства над всем краем литовским и белорусским к народу земли литовской и белорусской.
Белорусы в восстании
Что касается участия белорусов в восстании, то оно было минимальным. Можно говорить приблизительно о 12—14 тысячах польских и полонизированных шляхтичей, представителей интеллигенции, студентов, гимназистов, великовозрастных недорослей и небольшом количестве обманутых белорусских крестьян, участвовавших в боевых действиях против России.Большинство же белорусов не поддерживало польских повстанцев, а многие из них вели с инсургентами борьбу с оружием в руках. Так, знаменитого Леона Плятера за его нападение на российский военный караван с оружием арестовали не царские жандармы, а белорусские крестьяне Динабургского уезда. Это они создали казацкие сотни и тщательно охраняли железную дорогу, задержав десятки пытавшихся устроить те или иные диверсии шляхтичей. Благодаря им на территории Витебской губернии в течение всего восстания произошло только два-три более-менее значимых боевых столкновения повстанцев с российскими войсками. Подобные действия белорусских крестьян представляли собой обыденность политического ландшафта всего Северо-Западного края 1863—1864 годов. Они были высоко оценены царским правительством. За смелые и решительные действия против польских повстанцев российский император 300 крестьян наградил золотыми медалями «За храбрость». Серебряными медалями «За усердие» были награждены 500 местных сельских жителей, 1000 человек получили наградные листы. То есть почти 2000 белорусских крестьян были отмечены царским правительством за добросовестную службу российскому престолу в период 1863—1864 годов.
В условиях почти полного неприятия белорусским населением намерений польских повстанцев их авантюра на белорусских территориях уже к осени 1863 года потерпела полный крах.
Поражение поляков и разворот царских властей в сторону белорусского народа как своего союзника в борьбе с польской гегемонией способствовали социально-экономическим и политическим преобразованиям на белорусских землях. Они стали прологом эпохи белорусского возрождения XIX века, которое, в свою очередь, породило политическую потребность в независимости Беларуси.
На страницах журнала «Гомон» в 1884 году православные белорусы заявили: «Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежды на других! … Мы белорусы, так мы должны бороться во имя местных интересов белорусского народа и федеративной автономии страны».
Перепись населения Российской империи 1897 года показала, что 73,3 процента населения, проживающего на белорусских землях, считало себя белорусами. Согласно статистическим данным по Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерниям, изданным Министерством внутренних дел России (1899—1905), белорусский язык назвали родным около 64 процентов педагогов, 34 процента работников администраций, судов и полиции, 38 процентов врачей и 16 процентов частных юристов. В Витебской губернии 29 процентов потомственных и 27 процентов прижизненных дворян своим родным языком тоже посчитали белорусский. Эти цифры четко указывают: в рамках Российской империи из белорусов образовались национально ориентированные элиты, способные создавать белорусскую культуру и формулировать общенациональные идеи.
В начале XX столетия белорусский язык прочно утвердился в театральной жизни и издательском деле. В 1903 году создается политическая партия белорусов — Белорусская революционная (социалистическая) громада. Произошедшие общественные изменения послужили фундаментом для формирования белорусской нации в конце XIX — начале XX века в условиях Российской империи. Приведенные факты, а также вся история генезиса белорусского народа прямо указывают на то, что базисными основами этнокультурных ценностей белорусской нации является восточнохристианская цивилизация и восточноевропейская культура.
О белорусизации польских повстанцев
Нынешняя привязка Екатерины II к названию Белоруссия есть политическая глупость. Белорусы — исторический народ и как этноним существовали задолго до появления российской императрицы. Они не являются литвинами, а обладают собственным историческим прошлым, настоящим и будущим, этнической культурой и национальной идентичностью. На дискредитацию данных исторических истин, навязывание белорусам чуждых политических ценностей, изменение их национальной идентичности, разрушение белорусской государственности и направлена кампания по белорусизации польских повстанцев 1863—1864 годов, в которой принимают активное участие как зарубежные силы, так и целый ряд историков и публицистов внутри Беларуси.За тысячи километров от нашей страны в Соединенных Штатах Америки в январе 2013 года проводились международные публичные чтения «Пiсьма з-пад шыбенiцы Кастуся Калiноўскага». Очевидно, за основу были взяты тексты из книги Янки Запрудника и Томаса Бэрда, оригинальное название которой звучит так: «ПАЎСТАНЬНЕ НА БЕЛАРУСI 1863 ГОДУ: «Мужыцкая Праўда» й лiсты «з-пад шыбенiцы». Тэксты й камэнтары» (THE 1863 UPRISING IN BYELORUSSIA: «Peasants Truh» and «Letters from beneath the Gallws». Texts and commentaries (1980). 27—29 марта 2014 года в Лондоне прошла конференция по теме «Кастусь Калiноўскi i нацыятворчы працэс у Беларусi» и т.п.
В Беларуси, как ни странно, порой и официальная историография выдает неправильные выводы на те события. Считается, что «К. Калиновский наполнил смыслом белорусскую национальную идею, которая родилась в пламени освободительного движения. Его призыв бороться «за свое человеческое и народное право, за свою веру, за землю родную» и стал национальной идеей белорусов XIX — начала XX века».
Никого не смущает отсутствие оригинала письма Константина Калиновского. Его никто не видел и не держал в руках, но тем не менее оно возведено в ранг национально-исторического памятника. На самом деле существует «аркуш» папиросной бумаги размером как ¼ листа А4 со слабо разбираемыми, правлеными и переправленными отрывочными набросками якобы Константина Калиновского. В 1980 году данный документ был найден белорусским исследователем Владимиром Казберуком в Варшаве. А то, что нам сегодня показывают в виде духовного наследия «белорусского революционера», — это явный вымысел. Он был напечатан в Париже в 1867 году в первом томе книги Агатона Гиллера Historja powstania narodu polskiego w 1861—1864 r. («История восстания народа польского в 1861—1864 гг.») под названием Pismo z pod szubienicy Konstantego Kalinowskiego («Письмо из-под виселицы Константина Калиновского»). Вероятнее всего, в создании «труда» Калиновского, изложенного почти на десяти страницах книги, активно участвовали эмигрировавшие во Францию сподвижники Калиновского, которые вместе с Агатоном Гиллером и написали это «Письмо…». Нынешние историки парижский текст 1867 года искусственно разделили и придумали какие-то три письма: «I да нашага кутка даляцела ваша Газэтка», «Марыся чарнабрэва, галубка мая», «Браты мае, мужыкi родныя».
В современной Беларуси восстание студентов Горы-Горецкого земледельческого института в апреле 1863 года воспето на уровне важнейшего исторического национального прецедента. Но сохранившиеся свидетельства очевидцев того времени и секретное донесение директора Горы-Горецкого земледельческого института «Начальнику Могилевской Губернии» № 30 от 10 мая 1863 года говорят о другом: польские повстанцы рано утром 24 апреля 1863 года подожгли город с четырех сторон (сгорело около 70 домов).
Расположившись на улицах, они начали стрелять во всех прохожих. После неудачной попытки найти общий язык с избитыми и ограбленными местными жителями повстанцы переехали в земледельческий институт. К ним присоединилось 28 студентов из 217 обучающихся в вузе. Опомнившиеся горожане, вооружившись чем попало, начали арестовывать грабивших их дома членов отряда Людвига Звеждовского. Узнав об этом, польские повстанцы вечером спешно покинули Горки.Широко тиражируется историками, публицистами будто бы следующий пароль повстанцев 1863—1864 годов:
— Каго любiш?
— Люблю Беларусь.
— Так узаемна!
Реальные события того времени совершенно отличаются от духа политического романтизма, связанного якобы с паролем повстанцев и воспетого современными белорусскими пассионариями. В одном из номеров «Гiстарычнага часопiса» за 2013 год Валентин Голубев опубликовал материалы «Дела Виленской Особой Следственной Комиссии О лицах, прикосновенных к делу казненного преступника Константина Калиновского». Статья Голубева знакомит общественность Беларуси с ходом допроса Витольда Парфиановича, который, будучи одним из руководителей польского восстания, предал Константина Калиновского — указал царской охранке виленский адрес его конспиративной квартиры. Обратимся к копии оригинала документа: «Я воспользовался данным в Могилеве Жуковским адресом к госпоже Баневич… Прiйдя в ея квартиру, я застал Баневич дома и сказал лозунг «кого любишь», на что она должна была ответить «люблю Белорусь», и наконец я обязан был прибавить «так взаимно», но она встревожилась… не отвечала мне на лозунг и просила обратиться к кому-либо другому… Утром на другой день… Макаревич… сообщил мне новый лозунг «который день».
И последнее: много льется слез о безвинно убиенных царскими сатрапами 148 повстанцах. И все молчат о том, что польские инсургенты во время восстания убили и повесили сотни (по мнению некоторых ученых, более тысячи) белорусов.
Польский порядок
Таким образом, сложившаяся практика объявления польских инсургентов основателями национальной идеи белорусской независимости и «золотым фондом белорусской нации» создает неправильные представления. Искусственное объединение целей белорусского народа и устремлений польских националистов является одним из факторов создания исторических предпосылок для формирования неправильной идеологии и непредсказуемого сценария развития событий…В этом аспекте доведение до белорусского народа исторической правды о восстании 1863—1864 годов, экономическом и культурном состоянии польской диаспоры как доминирующей политической силы на территории Беларуси XIX века, ее истинных целях и достаточно презрительном отношении польской и полонизированной шляхты на белорусских землях к народным массам является важным условием сохранения Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международного права и межгосударственных отношений.
Отсутствие объективного понимания политической сущности восстания 1863—1864 годов, исторической логики формирования белорусской нации и цивилизационных признаков этнокультурных ценностей белорусов могут стать причинами ошибочного восприятия настоящей и будущей реальности Беларуси. Выбор за нами!
Евгений ПОДЛЕСНЫЙ, полковник в отставке, кандидат политических наук.