Прабабушка прятала Притыцкого, прадеда пытали поляки – историю семьи присылают в челлендже «На роду написано»
15.04.2024 10:48:00
Татьяна БЕЛЕЦКАЯ
«Сельская газета» запустила челлендж «На роду написано». В первый день после анонса в редакцию стали поступать письма, где авторы рассказывают о своем генеалогическом древе. Публикуем историю, которую прислала студентка 1-го курса МГЛУ Вероника Затирка. А от вас ждем писем с историями о ваших дедах и прадедах на почту beleckaya@sb.by или в адрес редакции: Минск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 10а. Также можно рассказать их по телефону (8-017) 311-03-41.
В нашей семье свято хранят память о предках, благодаря которым мы сегодня живем в мирной стране. Прадед Юрий Логинов родился в Астрахани, работал машинистом на ледоколе, на Южно-Уральской железной дороге. В июле 1941 года ушел на фронт. Воевал под Могилевом и Слуцком. Попал в плен и был отправлен в Германию, откуда потом сбежал и присоединился к партизанскому отряду имени Георгия Димитрова в лесном урочище Гута-Михалин неподалеку от Ивацевичей. Был командиром отделения, потом в агентурной разведке.
В октябре 1942 года партизанские разведчики установили: со станции Любешов Волынской области по узкоколейке фашисты регулярно отправляют в город Камень-Каширский железнодорожные составы с награбленным у местного населения, а затем увозят его в Германию. Партизаны решили захватить вражеский эшелон и проехать по тылам фашистов с красным флагом. Для осуществления этой операции первым отозвался мой прадед Юрий Логинов. Прадедушка с боевыми товарищами подобрались к железнодорожному полотну неподалеку от полустанка Своротная. Когда приблизился поезд из 16 вагонов и платформ, партизанам удалось захватить состав. Прадед занял место машиниста, подал сигнал отправления. Поезд двигался 40 километров от станции к станции, на остановках партизаны раздавали местному населению продукты, зерно. На станции Вулька они сняли красный флаг и лозунги и подожгли состав. В кабине локомотива остался прадед, в самый последний момент он выпрыгнул из паровоза. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, прадед был награжден орденом Красной Звезды.
Моя прабабушка Ольга Миско (Ковалевская) в 1934 году в разгар борьбы с буржуазно-помещичьей Польшей в своем доме в деревне Чемеры Слонимского района прятала одного из организаторов подполья Западной Белоруссии раненого Сергея Притыцкого. Она оставила воспоминания: «Однажды около дома стирала белье и увидела, что к нам идет полицейский. Еле успела предупредить Притыцкого об опасности. Полицейский закричал: «Где большевик?» С криком «Пожар!», чтобы привлечь внимание соседей, я выбежала на улицу, полицейский – за мной. Этого времени хватило, чтобы Сергей Осипович выскочил через окно и ушел в лес». В 1942 году прабабушка стала партизанкой в отряде имени Котовского партизанской бригады имени К. Ворошилова. Наравне с мужчинами выполняла боевые задачи, участвовала в рельсовой войне, лично подорвала восемь железнодорожных полотен, вынесла раненого командира взвода с поля боя. Награждена орденом Красной Звезды.
Прадед Федор Ковалевский родился в 1902 году. В 1914-м началась Первая мировая война и их семья эвакуировалась в Россию. Прадед с братьями работал на Прохоровской текстильной фабрике. Он писал: «В рабочий класс мы влились в самый разгар борьбы рабочих за власть Советов. Это было при Керенском. На нашей кухне проходили собрания, выступали ораторы от социал-демократов, эсеров, меньшевиков. Каждый представлял свою программу. Так и начиналось становление моего революционного мировоззрения…»
В 1920 году пошел добровольцем в войска 5-й армии под командованием Тухачевского. В конце 1922 года вернулся домой в деревню Шиловичи Волковысского района. В воспоминаниях он писал: «В буржуазно-помещичьей Польше жить было тяжело. На все Шиловичи было всего восемь лошадей, коров немного более, землю нечем обрабатывать, а налоги приходилось платить большие: земельные, дорожные, школьные, административные. Кроме государственных выплачивали косвенные за дом, забор. Соль, спички, керосин непомерно дорогие. Люди ходили брать жар в печи, чтобы растопить печку, спички иголкой кололи на две-три части. Школы были только на польском языке (3–4 класса), чтобы поступить в гимназию, требовалась рекомендация от войта или коменданта полиции. В таких условиях народ жить не мог и искал выход. А он был один – беспощадная борьба против буржуазно-помещичьего строя».
В 1924 году прадед стал членом КПЗБ. За подпольную работу неоднократно подвергался пыткам польской дефензивы. В общей сложности провел в тюрьмах более 10 лет и вспоминал: «Сковали меня по рукам и ногам, подняли вверх ногами и стали бить резиновыми палками по пяткам. Они немного отдохнули и приступили к новым пыткам. Налили разной гадости в чайник и стали лить через нос. Когда я был уже почти без памяти, раскачав, бросили на пол и стали на животе танцевать. Когда из носа и рта пошла кровь у меня, дали отдохнуть. Надо признаться, что разные принимал пытки: и иголками под ногти кололи, и пальцы дверью прижимали, и огнем тело прижигали. Но самым страшным все же было, когда заливали нечистоты через нос. В декабре 1937 года в городе Гродно состоялся окружной суд. Когда мне предоставили последнее слово, я сказал: «Это не суд, а пародия. Вы не меня судите, вы хотите этим судом застращать народ. Это вам не удастся – на мое место придут сотни. Жалко вас. Вы мне даете 15 лет заключения, но столько вы не продержитесь. Придет время, когда мы будем судить вас». Договорить мне не дали – вывели из зала суда. Через несколько минут приговор был готов – 15 лет тюремного заключения».
Когда фашистская Германия напала на Польшу, политзаключенных выпустили из тюрем. Прадеда в октябре 1939 года избрали депутатом и делегировали на народное собрание в Белосток, где стоял вопрос о воссоединении Западной Белоруссии и БССР.
В июле 1941 года он в составе 348-го строительного батальона, который находился под Ельней, строил блиндажи, копал траншеи. Через некоторое время ЦК компартии Белоруссии откомандировал прадеда в распоряжение Центрального комитета. Далее были разыскной отдел Центрального штаба партизанского движения в Москве, Барановичский подпольный обком партии, Слонимский подпольный райком партии. После окончания войны Федор Ковалевский работал председателем Новомышского райисполкома, директором совхоза в деревне Ястрембель, а в 1970 году ушел на пенсию. Награжден орденом Красного Знамени. В 1987-м прадед написал воспоминания, а в 1990-м ушел из жизни. Эти воспоминания – не художественный рассказ. Это история нашей страны с 1914 по 1945 год глазами очевидца.