Почему инкассаторы нарушают ПДД?
05.04.2017 23:01:04
Не так давно в Минске произошел очередной инцидент с инкассаторским автомобилем. Минчанин жаловался, что пытался припарковаться возле магазина на одно из немногих свободных мест, однако не смог сделать этого из–за стоявшей во втором ряду служебной машины. Замечания из салона не помогли, водитель вышел и постучал в окно транспортного средства. На это инкассатор взял в руки автомат Калашникова. В организации, где он работает, сослались на внутренние инструкции. Опять конфликт возник из–за неопределенного статуса инкассаторских машин. Иногда складывается впечатление, будто ПДД писаны не для них.
Разговоры о том, что инкассаторы не соблюдают правила, звучат часто. Одни жалуются, что их автомобили двигаются на красный свет, могут обогнать другие авто по встречной через двойную сплошную полосу, а чтобы объехать пробку, выезжают на тротуар. Другие приводят примеры, как инкассаторы ездят по дорогам с односторонним движением навстречу потоку. Третьи возмущаются: сотрудники службы разгоняют пешеходов на тротуаре, направляясь к своему объекту. Водители обращают внимание, что банковский транспорт не обладает привилегиями, какие есть у скорой помощи, МЧС, милиции. При этом инкассаторы оправдываются некими внутренними инструкциями. Неужели нужен несчастный случай, чтобы обратить внимание на эту проблему? Действительно, почему же документы финансовой организации противоречат ПДД — основному закону для транспортных средств?
Оказывается, кое–какие исключения для инкассаторских машин все–таки есть. Начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник: «На автомобили для инкассации денежной выручки и перевозки ценностей не распространяется действие знаков: «движение запрещено», «движение механических транспортных средств запрещено», «движение грузовых автомобилей запрещено», а также запрещающих остановку или стоянку. При этом нужно соблюдать условие: невыполнение требований этих знаков не должно создать аварийной обстановки или угрожать жизни и здоровью граждан. ПДД запрещают движение транспортных средств по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и дорожкам для всадников за исключением случаев, указанных в правилах. На таких участках допускается движение дорожно–эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах. Это правило распространяется и на транспортные средства, обслуживающие торговые и другие организации, которые расположены непосредственно около вышеуказанных элементов дороги, если отсутствуют другие возможности подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность дорожного движения. Фактов травмирования пешеходов из–за езды инкассаторов по тротуару за последнее время не выявлено».
Может, в банках объяснят, почему сотрудники инкассации иногда позволяют себе лишнее на дороге? После обращения в несколько организаций удалось узнать, чем должны руководствоваться инкассаторы при движении на машине. В банках ссылались на пункты с исключениями в ПДД, о которых мы уже рассказали. Их служебные автомобили приравниваются к транспортным средствам, обслуживающим торговые и другие организации. Кроме этого, водители руководствуются документом Нацбанка, где оговорены правила перевозки и инкассации денег. Они должны останавливаться как можно ближе к зданию обслуживаемого объекта с учетом обеспечения максимально возможного наблюдения за прилегающей территорией и входом в здание объекта, а также возможности экстренного беспрепятственного начала движения спецавтомобиля.
К исключениям, указанным в ПДД, относятся обстоятельства, которые могут распространяться на любого водителя. Например, нужно уступить дорогу милицейской машине с включенным маячком. Но ведь во многих случаях условия, при которых можно не соблюсти правила дорожного движения, инкассаторами не выполняются: ездят по тротуарам, на дороге не дают проехать другим участникам движения, едут на красный сигнал светофора, двигаются по пешеходной зоне, хотя к объекту и есть путь через проезжую часть... О допустимости таких нарушений в документах не упоминается. Может, считают, раз есть мигалки, то можно ехать как и где угодно? В ПДД указывается, что маячок оранжевого цвета, установленный на транспортных средствах, кроме дорожно–эксплуатационной службы, не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения о возможной опасности.
Из инструкции:
В случае остановки инкассаторского автомобиля сотрудником ГАИ водитель не открывает двери и не покидает машину. Он сообщает о случившемся дежурному инкассатору и выполняет его указания. Общаться с сотрудником Госавтоинспекции нужно с помощью переговорного устройства «улица — салон», установленного на спецавтомобиле. Может быть, по этой причине инспектора ГАИ не всегда останавливают инкассаторскую машину для разбирательства?
Инкассаторские автомобили не стесняются заезжать на тротуары.
Каково же мнение самих инкассаторов? Оказалось, что с представителями этой профессии не так–то и просто поговорить. На улице не подойдешь: им запрещены любые контакты во время работы с посторонними людьми. В банках же пресс–службы только дают информацию об инструкциях и правилах, которыми руководствуются сборщики и перевозчики финансов. Через знакомых мне удалось найти инкассатора, расположенного к беседе. Сергей Иванов (имя и фамилия изменены), однако, предпочел остаться инкогнито: «Да, иногда приходится злоупотреблять льготами, прописанными для нас в ПДД и инструкции. Но все–таки мы — особая структура. Мы же не продукты перевозим, а огромные суммы денег, охраняем их! Сколько уже страшных историй о нападении на инкассаторов было. У нас разработаны маршруты, есть график, которого нужно придерживаться. Да, иногда инкассаторы бывают не правы. Но это уже человеческий фактор. Везде есть хамы на дорогах. И среди обычных шоферов, и среди водителей общественного транспорта».
В России проблемой давно озадачились. Выдвигаются предложения по изменению ПДД и выделению отдельных парковочных мест для инкассаторских машин. Возникают инициативы по внесению в Правила дорожного движения поправок, разрешающих банковским спецмашинам приближаться вплотную к банку, магазину или банкомату, заезжая на пешеходные зоны. Во Франции уже почти 20 лет действует закон, предоставляющий выделенное парковочное место только для инкассаторских машин. Когда же у нас появятся шаги по упорядочению ситуации? Это помогло бы избежать многих конфликтов.
Разговоры о том, что инкассаторы не соблюдают правила, звучат часто. Одни жалуются, что их автомобили двигаются на красный свет, могут обогнать другие авто по встречной через двойную сплошную полосу, а чтобы объехать пробку, выезжают на тротуар. Другие приводят примеры, как инкассаторы ездят по дорогам с односторонним движением навстречу потоку. Третьи возмущаются: сотрудники службы разгоняют пешеходов на тротуаре, направляясь к своему объекту. Водители обращают внимание, что банковский транспорт не обладает привилегиями, какие есть у скорой помощи, МЧС, милиции. При этом инкассаторы оправдываются некими внутренними инструкциями. Неужели нужен несчастный случай, чтобы обратить внимание на эту проблему? Действительно, почему же документы финансовой организации противоречат ПДД — основному закону для транспортных средств?
Оказывается, кое–какие исключения для инкассаторских машин все–таки есть. Начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник: «На автомобили для инкассации денежной выручки и перевозки ценностей не распространяется действие знаков: «движение запрещено», «движение механических транспортных средств запрещено», «движение грузовых автомобилей запрещено», а также запрещающих остановку или стоянку. При этом нужно соблюдать условие: невыполнение требований этих знаков не должно создать аварийной обстановки или угрожать жизни и здоровью граждан. ПДД запрещают движение транспортных средств по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и дорожкам для всадников за исключением случаев, указанных в правилах. На таких участках допускается движение дорожно–эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах. Это правило распространяется и на транспортные средства, обслуживающие торговые и другие организации, которые расположены непосредственно около вышеуказанных элементов дороги, если отсутствуют другие возможности подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность дорожного движения. Фактов травмирования пешеходов из–за езды инкассаторов по тротуару за последнее время не выявлено».
Может, в банках объяснят, почему сотрудники инкассации иногда позволяют себе лишнее на дороге? После обращения в несколько организаций удалось узнать, чем должны руководствоваться инкассаторы при движении на машине. В банках ссылались на пункты с исключениями в ПДД, о которых мы уже рассказали. Их служебные автомобили приравниваются к транспортным средствам, обслуживающим торговые и другие организации. Кроме этого, водители руководствуются документом Нацбанка, где оговорены правила перевозки и инкассации денег. Они должны останавливаться как можно ближе к зданию обслуживаемого объекта с учетом обеспечения максимально возможного наблюдения за прилегающей территорией и входом в здание объекта, а также возможности экстренного беспрепятственного начала движения спецавтомобиля.
К исключениям, указанным в ПДД, относятся обстоятельства, которые могут распространяться на любого водителя. Например, нужно уступить дорогу милицейской машине с включенным маячком. Но ведь во многих случаях условия, при которых можно не соблюсти правила дорожного движения, инкассаторами не выполняются: ездят по тротуарам, на дороге не дают проехать другим участникам движения, едут на красный сигнал светофора, двигаются по пешеходной зоне, хотя к объекту и есть путь через проезжую часть... О допустимости таких нарушений в документах не упоминается. Может, считают, раз есть мигалки, то можно ехать как и где угодно? В ПДД указывается, что маячок оранжевого цвета, установленный на транспортных средствах, кроме дорожно–эксплуатационной службы, не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения о возможной опасности.
Из инструкции:
В случае остановки инкассаторского автомобиля сотрудником ГАИ водитель не открывает двери и не покидает машину. Он сообщает о случившемся дежурному инкассатору и выполняет его указания. Общаться с сотрудником Госавтоинспекции нужно с помощью переговорного устройства «улица — салон», установленного на спецавтомобиле. Может быть, по этой причине инспектора ГАИ не всегда останавливают инкассаторскую машину для разбирательства?
Инкассаторские автомобили не стесняются заезжать на тротуары.
Ответ инкассаторов
Каково же мнение самих инкассаторов? Оказалось, что с представителями этой профессии не так–то и просто поговорить. На улице не подойдешь: им запрещены любые контакты во время работы с посторонними людьми. В банках же пресс–службы только дают информацию об инструкциях и правилах, которыми руководствуются сборщики и перевозчики финансов. Через знакомых мне удалось найти инкассатора, расположенного к беседе. Сергей Иванов (имя и фамилия изменены), однако, предпочел остаться инкогнито: «Да, иногда приходится злоупотреблять льготами, прописанными для нас в ПДД и инструкции. Но все–таки мы — особая структура. Мы же не продукты перевозим, а огромные суммы денег, охраняем их! Сколько уже страшных историй о нападении на инкассаторов было. У нас разработаны маршруты, есть график, которого нужно придерживаться. Да, иногда инкассаторы бывают не правы. Но это уже человеческий фактор. Везде есть хамы на дорогах. И среди обычных шоферов, и среди водителей общественного транспорта».
* * *
В России проблемой давно озадачились. Выдвигаются предложения по изменению ПДД и выделению отдельных парковочных мест для инкассаторских машин. Возникают инициативы по внесению в Правила дорожного движения поправок, разрешающих банковским спецмашинам приближаться вплотную к банку, магазину или банкомату, заезжая на пешеходные зоны. Во Франции уже почти 20 лет действует закон, предоставляющий выделенное парковочное место только для инкассаторских машин. Когда же у нас появятся шаги по упорядочению ситуации? Это помогло бы избежать многих конфликтов.
Фото onliner.by