Сергей Сивец: правовые новации должны быть рассчитаны на долгосрочный период
02.01.2022 14:50:00
Развитие общества связано с совершенствованием юридических норм в государстве. В чем особенность нынешнего момента, какой может быть роль Всебелорусского народного собрания, почему вносятся коррективы в полномочия органов власти — об этом и многом другом в беседе с членом Конституционной комиссии, созданной по решению Президента, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по законодательству и государственному строительству Сергеем Сивцом.
— Необходимостью для внесения изменений и дополнений в Основной Закон нашей страны послужили именно общественные отношения, которые очень динамично меняются и требуют правовой формализации на высшем нормативном уровне. За прошедшие десятилетия с момента обретения суверенитета нами пройден достаточно серьезный путь, сформированы политическая, экономическая, социальная, правовая, правоохранительная и судебная системы страны. Беларусь стала полноправным субъектом международно-правовых отношений, активным участником целого ряда интеграционных образований. В то же время мир меняется, появляются новые геополитические вызовы и угрозы. Причем это касается не только нашей страны. Очень многие государства или уже осуществили, или еще находятся в процессе реализации конституционно-правовых реформ.
— Как вы оцениваете работу, проделанную экспертами при подготовке поправок в Основной Закон?
— Объем новаций достаточно существенный. Они затрагивают практически все структурные части этого, по сути, главнейшего государственного документа, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными и переходными положениями.
— На заре белорусской государственности в начале и середине 90-х годов прошлого столетия, когда проходил этап формирования и становления государственных институтов, требовалось аккумулировать большое количество полномочий в руках Главы государства с целью проведения единой политики и мобилизации всего потенциала государственного аппарата, всех ветвей власти для решения насущных и неотложных задач общественного развития. Причем многие полномочия, которые по своей природе не относятся к президентским, также вынужденно были отнесены на конституционном уровне к Главе государства. По этой причине действующую редакцию Конституции справедливо называют жесткой или «суперпрезидентской». В то же время и на VI ВНС, и на многочисленных диалоговых площадках, заседаниях Конституционной комиссии отмечалось, да и сам Президент неоднократно обращал на это внимание, что на данном этапе развития страны жизненно необходимо усиливать роль и значение Парламента, Правительства, местных органов власти в решении государственных и общественных задач. И одновременно повышать уровень индивидуальной и коллективной ответственности как государственных органов, так и отдельных должностных лиц за последствия и результаты принятых решений. Эти обстоятельства послужили предпосылками внесения предложений о перераспределении на конституционном уровне ряда полномочий между Президентом, Всебелорусским народным собранием, Парламентом, Правительством и местными органами власти, в том числе в части решения кадровых вопросов.
— Совершенствование Конституции идет гласно и широко. Это знаковый этап для консолидации общества?
— Безусловно, ведь Конституция — это не просто политико-правовой документ. Это в первую очередь общественный договор, в котором прописываются те базовые правовые начала, которые являются фундаментом общественного согласия. И в случае одобрения предлагаемых положений Основного Закона и отдельно взятый гражданин, и общество в целом берут на себя обязательство строго и неукоснительно соблюдать фундаментальные правила жизни и социального поведения.
— Некоторые деструктивные силы могут попытаться использовать предстоящий плебисцит для дестабилизации Беларуси. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на общественном уровне для спокойного прохождения этого важного этапа в жизни страны?
— На мой взгляд, необходимо только одно: максимально широко, транспарентно и грамотно довести до белорусских граждан информацию о причинах, направлениях и последствиях для государства и общества готовящейся конституционно-правовой реформы, сути предлагаемых новаций и их значении для каждого из нас. И тогда никакие деструктивные силы не смогут помешать дальнейшему цивилизационному и прогрессивному развитию Беларуси как суверенного и независимого государства.
— В Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству в 2021 году рассмотрено более десятка проектов законов — это изменения в ряд кодексов — Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный — и законов «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» и другие.
Именно нашей комиссией был подготовлен к рассмотрению Советом Республики законопроект «Об изменении Конституции Республики Беларусь», которым введен единый день голосования, продлены полномочия местных Советов депутатов 28-го созыва до начала полномочий Советов, избранных в единый день голосования. Этот закон подписан Президентом и уже действует.
В 2022 году продолжится работа над изменениями в Гражданский кодекс и Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также над проектом нового Закона «О государственной службе». Это те проекты, которые уже в портфеле нашей комиссии. Кроме того, предстоит большая работа по корректировке действующих законов, если на референдуме будут поддержаны изменения в Конституцию Республики Беларусь. Наша главная задача — законы должны работать на благо каждого гражданина, повышение качества его жизни, обеспечение национальной безопасности, экономической независимости и политического суверенитета.
— Любые изменения общественных отношений должны автоматически влечь за собой актуализацию правовых регуляторов, устанавливающих общеобязательные правила поведения в социуме. Применительно к Конституции как нормативному правовому акту, обладающему высшей юридической силой, это имеет очень важное значение, ибо именно на этом уровне закрепляются основы конституционного строя, правовой статус личности, избирательная, политическая, правоохранительная, судебная и финансово-экономическая системы, основы местного управления и самоуправления. Поэтому все новации, предлагающиеся в Конституцию, должны быть рассчитаны с точки зрения своего регулятивного значения не только на текущий и ближнесрочный период, но и на средне- и долгосрочную перспективу. В идеале — на десятилетия вперед. Именно под этим углом рассматривались все предложения и инициативы граждан и иных субъектов (политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов), которые поступали в Конституционную комиссию.
— Первое Всебелорусское народное собрание состоялось еще в далеком 1996 году. Всего за это время их прошло уже шесть. Но они носят совещательно-консультативный характер по вопросам, касающимся в первую очередь социально-экономического развития страны. В то же время на VI ВНС было принято решение с учетом новых задач, стоящих перед нашей страной, придать этому представительному органу народовластия конституционно-правовой статус и, соответственно, серьезно расширить линейку его полномочий. То есть предполагается, что это будет высший представительный орган народовластия, призванный определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
savostenko@sb.by
Реформы идут по миру
— Сергей Михайлович, правовое совершенствование идет у нас постоянно. Сегодня на повестке дня — внесение изменений в Конституцию. Это свидетельство того, как развитие общества влияет на законотворческий процесс.— Необходимостью для внесения изменений и дополнений в Основной Закон нашей страны послужили именно общественные отношения, которые очень динамично меняются и требуют правовой формализации на высшем нормативном уровне. За прошедшие десятилетия с момента обретения суверенитета нами пройден достаточно серьезный путь, сформированы политическая, экономическая, социальная, правовая, правоохранительная и судебная системы страны. Беларусь стала полноправным субъектом международно-правовых отношений, активным участником целого ряда интеграционных образований. В то же время мир меняется, появляются новые геополитические вызовы и угрозы. Причем это касается не только нашей страны. Очень многие государства или уже осуществили, или еще находятся в процессе реализации конституционно-правовых реформ.
— Как вы оцениваете работу, проделанную экспертами при подготовке поправок в Основной Закон?
— Объем новаций достаточно существенный. Они затрагивают практически все структурные части этого, по сути, главнейшего государственного документа, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными и переходными положениями.
Предпосылки для изменений
— Сегодня много говорят о балансе разных ветвей государственной власти, их устойчивости, а также распределении между ними полномочий. Почему мы выходим на эти нововведения?— На заре белорусской государственности в начале и середине 90-х годов прошлого столетия, когда проходил этап формирования и становления государственных институтов, требовалось аккумулировать большое количество полномочий в руках Главы государства с целью проведения единой политики и мобилизации всего потенциала государственного аппарата, всех ветвей власти для решения насущных и неотложных задач общественного развития. Причем многие полномочия, которые по своей природе не относятся к президентским, также вынужденно были отнесены на конституционном уровне к Главе государства. По этой причине действующую редакцию Конституции справедливо называют жесткой или «суперпрезидентской». В то же время и на VI ВНС, и на многочисленных диалоговых площадках, заседаниях Конституционной комиссии отмечалось, да и сам Президент неоднократно обращал на это внимание, что на данном этапе развития страны жизненно необходимо усиливать роль и значение Парламента, Правительства, местных органов власти в решении государственных и общественных задач. И одновременно повышать уровень индивидуальной и коллективной ответственности как государственных органов, так и отдельных должностных лиц за последствия и результаты принятых решений. Эти обстоятельства послужили предпосылками внесения предложений о перераспределении на конституционном уровне ряда полномочий между Президентом, Всебелорусским народным собранием, Парламентом, Правительством и местными органами власти, в том числе в части решения кадровых вопросов.
— Совершенствование Конституции идет гласно и широко. Это знаковый этап для консолидации общества?
— Безусловно, ведь Конституция — это не просто политико-правовой документ. Это в первую очередь общественный договор, в котором прописываются те базовые правовые начала, которые являются фундаментом общественного согласия. И в случае одобрения предлагаемых положений Основного Закона и отдельно взятый гражданин, и общество в целом берут на себя обязательство строго и неукоснительно соблюдать фундаментальные правила жизни и социального поведения.
— Некоторые деструктивные силы могут попытаться использовать предстоящий плебисцит для дестабилизации Беларуси. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на общественном уровне для спокойного прохождения этого важного этапа в жизни страны?
— На мой взгляд, необходимо только одно: максимально широко, транспарентно и грамотно довести до белорусских граждан информацию о причинах, направлениях и последствиях для государства и общества готовящейся конституционно-правовой реформы, сути предлагаемых новаций и их значении для каждого из нас. И тогда никакие деструктивные силы не смогут помешать дальнейшему цивилизационному и прогрессивному развитию Беларуси как суверенного и независимого государства.
Работать на благо каждого
— Несколько слов о работе вашей Постоянной комиссии в Совете Республики: сколько значимых законопроектов было принято в нынешнем году и что планируется в следующем?— В Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству в 2021 году рассмотрено более десятка проектов законов — это изменения в ряд кодексов — Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный — и законов «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» и другие.
Именно нашей комиссией был подготовлен к рассмотрению Советом Республики законопроект «Об изменении Конституции Республики Беларусь», которым введен единый день голосования, продлены полномочия местных Советов депутатов 28-го созыва до начала полномочий Советов, избранных в единый день голосования. Этот закон подписан Президентом и уже действует.
В 2022 году продолжится работа над изменениями в Гражданский кодекс и Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», а также над проектом нового Закона «О государственной службе». Это те проекты, которые уже в портфеле нашей комиссии. Кроме того, предстоит большая работа по корректировке действующих законов, если на референдуме будут поддержаны изменения в Конституцию Республики Беларусь. Наша главная задача — законы должны работать на благо каждого гражданина, повышение качества его жизни, обеспечение национальной безопасности, экономической независимости и политического суверенитета.
Перспективы созидания
— Правовые нормы должны не только отражать нынешнюю реальность, но и предопределять движение общества на годы вперед. Что закладывается в основу нашего движения в будущее?— Любые изменения общественных отношений должны автоматически влечь за собой актуализацию правовых регуляторов, устанавливающих общеобязательные правила поведения в социуме. Применительно к Конституции как нормативному правовому акту, обладающему высшей юридической силой, это имеет очень важное значение, ибо именно на этом уровне закрепляются основы конституционного строя, правовой статус личности, избирательная, политическая, правоохранительная, судебная и финансово-экономическая системы, основы местного управления и самоуправления. Поэтому все новации, предлагающиеся в Конституцию, должны быть рассчитаны с точки зрения своего регулятивного значения не только на текущий и ближнесрочный период, но и на средне- и долгосрочную перспективу. В идеале — на десятилетия вперед. Именно под этим углом рассматривались все предложения и инициативы граждан и иных субъектов (политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов), которые поступали в Конституционную комиссию.
На принципах народовластия
— В чем особенность предлагаемого нового статуса Всебелорусского народного собрания как главного представительного органа страны?— Первое Всебелорусское народное собрание состоялось еще в далеком 1996 году. Всего за это время их прошло уже шесть. Но они носят совещательно-консультативный характер по вопросам, касающимся в первую очередь социально-экономического развития страны. В то же время на VI ВНС было принято решение с учетом новых задач, стоящих перед нашей страной, придать этому представительному органу народовластия конституционно-правовой статус и, соответственно, серьезно расширить линейку его полномочий. То есть предполагается, что это будет высший представительный орган народовластия, призванный определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
savostenko@sb.by