Последняя весна «Весны». Суд вынес приговор Беляцкому, Стефановичу и Лабковичу
03.03.2023 15:28:17
Алёна КРАСОВСКАЯ
Есть некий символизм в том, что именно весной состоялся приговор руководству организации, позаимствовавшей свое название у этой поры года. Той организации, которая 27 лет назад «встала» на защиту прав человека в Беларуси, а по факту все это время откровенно финансировала любой деструктив в стране, абсолютно беззастенчиво лгала о «правах человека» и поливала нашу страну грязью на весь мир. Затянувшаяся история Беляцкого и его «Весны» как началась, так и заканчивается весной.
Александру Беляцкому, Валентину Стефановичу, Дмитрию Соловьеву и Владимиру Лабковичу, напомним, были предъявлены обвинения в совершении преступлений, квалифицированных по части 4 статьи 228 УК РБ (контрабанда, совершенная организованной группой лиц) и части 2 статьи 342 УК РБ (обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности).
В прениях государственный обвинитель Александр Король запросил для обвиняемых от 9 до 12 лет лишения свободы, но суд под председательством Марины Запасник немного пожалел обвиняемых и назначил меньшие сроки наказания.
Александру Беляцкому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 5 000 базовых величин (185 000 рублей);
Валентину Стефановичу — 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей);
Дмитрию Соловьеву — 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей);
Владимиру Лабковичу — 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей).
Также суд постановил взыскать в солидарном порядке с Беляцкого, Стефановича, Соловьева и Лабковича 752 438,62 рублей (порядка 270 000 долларов)
6 квартир, 1 нежилое помещение, 2 земельных участка с жилыми строениями, принадлежащие обвиняемым оставлены под арестом до оплаты обвиняемыми назначенных штрафов и солидарного иска.
Вынесенный приговор, конечно, юридически не совсем точка в уголовном деле, всего лишь точка с запятой. Впереди еще его апелляционное обжалование и тогда приговор окончательно вступит в силу. Но что-то подсказывает, что 284 тома собранных доказательств, среди которых не только документы, но и показания ближайших соратников обвиняемых, не оставляют надежды на радикальное смягчение назначенного наказания.
Всегда возле оппозиции
Вряд ли Александр Беляцкий, придумавший весной 1996 года свою собственную «Весну», рассчитывал на такое завершение своей «правозащитной» карьеры. Ведь 25 лет, до ареста в 2021 году, все у него шло гладко – никто белорусских «правозащитников» особенно не тревожил, временами их даже привечали некоторые госструктуры.
А уж в финансовом отношении деятельность «Весны» вообще можно признавать одним из самых успешных бизнесов в Беларуси. Ведь это ж надо уметь несколько десятилетий «продавать» всему миру абсолютную ложь о своей стране, получать под нее миллионы и распределять их так, чтобы и свою репутацию где надо не терять, и финансово себя не обидеть …
К 1996-му Беляцкий уже набегался по митингам и шествиям, постоял у истоков разных политических группок и даже поучаствовал в создании одной из первых белорусских правозащитных организаций. Это не про «Весну», это про давно и прочно почивший «Мартиролог Беларуси», который и подсказал Беляцкому насколько выгодной можно сделать защиту прав человека, если с ней правильно обращаться.
В 1996-м «Весна», это небольшая группа людей, преимущественно сотрудников музея Максима Богдановича, которые внезапно решили помогать «репрессированным». Сначала, видимо, еще жертвам сталинских репрессий, а потом и до более современных «жертв» добрались.
О деятельности «Весны» в 90-х известно немного и преимущественно со слов самого Беляцкого. Поэтому верить рассказам о светлых идеалах весновцев и их бескорыстной помощи кому-то не стоит. Уже хотя бы потому, что мальчик из Светлогорска, работавший, после окончания пединститута, учителем где-то в Лельчицком районе Гомельской области, которым был Беляцкий на старте, уже в 2000 году покупает себе квартиру в центре Минска.
Дальше – больше. Контакты с оппозицией и иностранными донорами, готовыми платить за любую деятельность по развалу Беларуси, десятки и сотни тысяч долларов и евро, которые со временем превратились в миллионы.
Беляцкий очень верно рассудил, что иностранцы дают деньги белорусским оппозиционерам, но вклиниться в борьбу за свой кусок политического пирога ему не светит, там слишком тесно у кормушки. А быть рядовым оппозиционером амбиции не позволяли.
Но раз в стране есть оппозиция, значит она будет иногда получать «по голове» за свои попытки лезть во власть. И вот тут, как раз, удачная ниша для зарабатывания денег – оппозиция страдает, Беляцкий ей помогает страдать более комфортно. А в процессе обеспечения очередного оппозиционера передачами, адвокатами и прочими ништяками за «страдания», некоторое количество денег, выделенных на помощь оппозиционеру, успешно прилипает к рукам «помощников».
Да и сам Беляцкий вроде как остается с оппозицией. Если представится случай, он вполне успеет урвать себе «скромную» должность главного по правам человека в стране.
Вообще 90-е были довольно изобильны для оппозиции. Местную фронду в Беларуси никогда сильно не зажимали, она что-то там шуршала по углам всегда. Иногда вылезала на свет с какими-то своими идеями, пока окончательно не обнаглела от безнаказанности в 2020-м. Но именно в 90-х на белорусскую оппозицию упали первые капли золотого дождя иностранного финансирования.
Американские и европейские фонды, недружественные Беларуси государства и правительства, иностранные разведки и структуры, старающиеся окончательно оторвать нашу страну от России – все готовы были платить тем оппозиционерам, кто обещал импортным спонсорам свой скорый приход к власти и нужный политический курс после победы. «Обслуживающим» все это политическое безобразие организациям платили тоже охотно.
Конечно, не упустил своей возможности и Беляцкий. Надо сказать, что в тот период в мутной водице околоопозиционного болотца всплыла не только «Весна». Центр правовой трансформации (ЦПТ) и Белорусский хельсинкский комитет (БХК) стартовали раньше Беляцкого и тоже счастливо дожили до 2020-го без особых потрясений. Поэтому, когда кто-то называет «Весну» старейшей правозащитной организацией Беларуси, это тоже очередная ложь.
А сколько паразитов на ниве «защиты прав человека» благополучно кануло в Лету с 90-х – не счесть. Выжили самые хваткие. И те, кто сумел договориться о взаимовыгодном сосуществовании. Как, например, те же упомянутые БХК, ЦПТ и «Весна». Но масштабней всех развернулся, конечно, Беляцкий.
До миллиона – «мелочи»
Согласно предъявленным Беляцкому, Стефановичу, Соловьеву и Лабковичу обвинениям, ими и их подчиненными в период с 4 апреля 2016 года по 14 июля 2021 года через границу Беларуси были незаконно перемещены денежные средства в размере 198 967,66 евро и 54 895,59 долларов США. Если проще - обычной контрабандой занимались «правозащитники».
И это им еще очень повезло, что государство спохватилось только в 2016 году. До этого 20 лет возили они свою контрабанду в иностранной валюте через границу не стесняясь и безнаказанно. Как и вся остальная оппозиционная шушера.
Если где-то в интернете сохранились старые новости белорусского околополитического серпентария, там можно встретить рассказы типа: очередной оппозиционер вез в Беларусь чемодан денег и у него их отобрали на таможне. Или еще круче – отобрали злые люди уже в Беларуси, по дороге в Минск. Потом змагары устраивали шоу с обвинением друг друга в причастности к случившемуся и опять ехали за очередным чемоданом денег. До 2016 было именно так.
Недаром же Беляцкий в суде возмущался, что криминализация такого рода «деятельности», бесчеловечна. И правда, люди ведь привыкли, а тут им государство статью в кодекс и сложности в бизнес - полнейшая «бесчеловечность».
Надо понимать, что сумма, фигурирующая в уголовном деле, это далеко не все, что весновцы получили на свои «правозащитные делишки» и ввезли в Беларусь с 2016-го по 2021-й. 198 967,66 евро и 54 895,59 долларов США – это только то, что удалось достоверно установить следствию. О том, какие суммы прошли за это время через руки руководства «Весны» можно только догадываться.
Если вспомнить первое уголовное дело о неуплате налогов в особо крупном размере, которое было возбуждено в отношении Беляцкого в 2011 году, там, в качестве недоплаченных «правозащитником» налогов, фигурировало порядка 95 тысяч долларов. Это 13% от суммы, которая тогда находилась на счетах Беляцкого в банках Литвы и Польши. Посчитайте сами, сколько денег было на личных счетах «правозащитника» в то время. А кто знает сколько таких счетов у него было? И сколько их есть сейчас. И не только у Беляцкого.
Следствием достоверно установлено, что со счетов литовской партнерской организации «Pavasaris», которую Беляцкий создал в 2015 году, чтобы относительно легально прокручивать некоторое количество поступающих в «Весну» грантовых денег, осуществлялись переводы денег на личные счета обвиняемых в банках других государств.
Поэтому не просто так Беляцкий в суде назвал «мелочью, не стоящей внимания» суммы, которые были выделены литовской «Pavasaris» структурами ЕС и США на реализацию проектов за три года. А там, без малого 700 тысяч евро. Но для Беляцкого это, судя по всему, действительно мелочь …
А сколько денег весновцы получили непосредственно в Беларуси, через посольства, представительства и их проекты, через фирмы и фирмочки, принадлежавшие сотрудникам «Весны» и ее дочерних организаций, через фонды и программы! У оборотистого Беляцкого и его подельников во многих нужных структурах и организациях существовали свои люди, которые за небольшую плату одобряли проекты и выделяли финансирование прямо в Беларуси. Да и за границей за столько-то лет было все схвачено.
Сам Беляцкий, конечно, утверждал в суде, что такого быть не могло. Но показания сотрудницы Британского посольства Инны Ромашевской, которая по делу проходила свидетелем, не оставляют сомнений – коррупция в распределении иностранных грантов была многолетней и монолитной. И чужих к своим «хлебным» местам «Весна» не подпускала, быстро и успешно лишая финансовой помощи неугодных. И поощряя очередной грантовой подачкой тех, кто дружил с «Весной».
Обвиняемым просто очень повезло, что информация обо всей плодотворной финансовой деятельности «Весны» не попала в руки следственных органов. Но и того, что попало, достаточно, чтобы составить некоторое впечатление о многомиллионных оборотах «правозащитного» бизнеса от Беляцкого. И назначить заслуженное наказание, конечно.
А что в итоге-то? Кого защитили «правозащитники»? Какую пользу принесли людям? Что изменили к лучшему? Да ничего и никому.
Среди трескучих фраз фигурантов дела в суде и в интервью, которые они с большим удовольствием раздавали на свободе, иногда даже сами себе, просматривается … пшик. Не считать же результатом 25-летней «правозащитной» деятельности дело Птичкина. Им «Весна» размахивает уже 10 лет, ожидаемо забывая упомянуть, что заполучили они его уже на этапе завершения. И это, собственно, все «достижения». Если, конечно, не считать достижением устойчивое финансовое благополучие, достигнутое за это время руководством «Весны».
Весь политический сброд
Хотя, конечно, считать, что «Весна» вообще никому не помогала немного неправильно. Есть и те, кому повезло. Политическая дрянь разного толка всегда получала в «Весне» нужную помощь.
Террористы, анархисты, экстремисты, хулиганы, алкаши, наркоманы, клеветники, да кто угодно. Если ты против власти – тебе в «Весну». Там тебя и деньгами порадуют, и пару жалоб для вида накропают, и в отчет не забудут включить, конечно. Защищать права человека нужно обязательно с пользой для себя. Это Беляцкий понял еще 27 лет назад, на этом он свою «Весну» и построил.
В суде обвиняемые пытались оспаривать даже оплату «Весной» штрафов. Но свидетелей, квитанций и расписок в материалах дела столько, что все-таки пришлось согласиться. И предпринять новую попытку выкрутиться – оплачивали уже после того как человек где-то поучаствовал, так какое же это финансирование групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок? Да прямое же.
Ведь не несущий никакой, даже финансовой, ответственности за свои действия, змагар и дальше прет как баран на бетонный столб – «Весна» же все оплатит, дебоширь себе от души. Тебе еще и денег подкинут на жизнь, как пострадавшему от «режима».
Правда расписку ты подпишешь пустую и никогда не узнаешь какую сумму списали конкретно на тебя «правозащитники» в очередном проекте. Разве что следователь внезапно просветит, что не 50 евро тебе выдали, а 500 или даже 5000. Подумаешь, нолик туда, нолик сюда. Для весновцев же это мелочи.
«Поддержка» оппозиции приносила «Весне» немалые дивиденды. Поддельных расписок в получении денег, квитанций и финансовых отчетов в материалах дела хватает. «Альтруисты» из «Весны» делали деньги на всем и на всех уровнях. Только если в регионах подчиненные обвиняемых подделывали отчетные документы на 20 долларов, то у руководства масштабы были другие – целые проекты уходили в бездонные карманы Беляцкого, Стефановича, Соловьева и Лабковича. И многие «соучастники» в проектах с удивлением узнавали о них лишь от следователя.
И так все 25 лет, под бессменным руководством Беляцкого и его ближайшего окружения.
Забытые всеми
Но в 2021 году на деятельность «Весны» обратили внимание следственные органы. Видимо, терпение наконец закончилось и открытое финансирование протестов в 2020 году стало последней каплей. Хотя нет, скорей последней каплей стало появление Беляцкого в рядах Координационного совета. Политический зуд, не прекращавшийся в организме Беляцкого, стал для него фатальным. И не только для него. Задержание 14 июля 2021 года Беляцкого с компанией стало началом конца и для его детища, «правозащитного» центра «Весна».
Понятное дело, что успевшие удрать за границу весновцы слегка шевелятся и сейчас, и даже иногда пытаются изображать бурную «правозащитную» деятельность. Но это все чаще вызывает лишь сострадание к их мучениям. И не только у тех, кто наблюдает за «правозащитными» судорогами «Весны» из Беларуси.
С импортными донорами у организации сейчас тоже совсем плохо. Источники денег не очень хотят финансировать сидящих за границей «защитников» прав человека в Беларуси. Но ничего другого «Весна» им предложить не может, потому как ничего другого не умеет. И не имеет. Ведь все нынешние весновцы дружно сосредоточились в Литве и Польше.
А отчеты и заявления, в которых фантазии весновцев приобретают все более забористый характер, чем дальше от 2020 года, тем чаще требуют подтверждения на международных площадках. И это только начало. За вялым шевелением остатков «Весны» внимательно присматривают не только белорусские правоохранительные органы.
Уже не за горами и тот момент, когда весновцы окончательно передерутся за оставшиеся крохи иностранных подачек и забросят даже инвентаризацию «политзэков». Беляцкий с подельниками это прекрасно понимают. Особенно в свете того, что соратники так и не направили на процесс над руководством «Весны» ни одного наблюдателя.
Кстати, в своем последнем слове Беляцкий высокопарно заявил, что у Беларуси нет будущего, потому что в стране уже 1,5 тысячи политзаключенных и наличия среди них Беляцкого с подельниками народ точно не простит. Очередной революцией нам опять угрожал. Типа поднимется народ, ох поднимется на защиту нобелевских и ненобелевских лауреатов.
Но что-то никто так и не поднялся хотя бы для моральной поддержки Беляцкого, Стефановича и Лабковича. Толпы сочувствующих поклонников суд не штурмовали. Даже иностранные послы и представители в суд не ломились, просто попозировали для фотосессии перед зданием Дома правосудия в начале и в конце процесса и поставили галочки в своих ежедневниках. Вот такое сейчас отношение ко всей этой политической и околополитической шушере в Беларуси. А они нам все революциями грозят со скамьи подсудимых …
Теперь как все
Всем, даже самим обвиняемым, очевидно, что придется-таки им осваивать рабочие специальности в белорусских исправительных колониях не один год. Что ж поделаешь, пословица-то про веревочку работает. Пусть и через 25 лет.
А еще «правозащитная» троица наконец-то своими глазами увидит белорусскую пенитенциарную систему изнутри. Ведь столько лет они про нее писали в своих отчетах, как об «абсолютно невыносимой, чудовищной фабрике пыток». Пришло время и на собственном опыте ощутить как оно там, в «нечеловеческих-то условиях».
Конечно, Беляцкий в начале 2010-х провел 2 года и 10 месяцев в Исправительной колонии № 2 в г. Бобруйске и, по идее, должен был тогда прочувствовать все «ужасы белорусской пенитенциарной системы». Но, видимо, обошлось. Воспоминаниями об особых кошмарах он не делился ни из колонии, ни уже со свободы – все про какие-то мелочи рассказывал, типа того, что осужденным с ним запрещено было общаться.
Вот только сами осужденные о другом говорили – жаловался Беляцкий в колонии на излишнее к нему внимание, потому и ограждали его персону от контактов. В начале 2010-х такие птицы, как Беляцкий, не так уж часто залетали на просторы «белорусского ГУЛАГа», как называет нашу пенитенциарную систему «Весна». Потому и заботились о «политических», берегли их. Тот же Беляцкий книжицы спокойно пописывал в колонии - такие реальные «страдания» у него были.
Но, освободившись, он опять принялся с удвоенной энергией поливать нечистотами систему исполнения наказаний в весновских отчетах и публикациях.
Сейчас вот Беляцкий, Стефанович и Лабкович, как ни странно, тоже про СИЗО слова плохого не сказали. И только оставшиеся на свободе весновцы упорно продолжают публиковать на своем сайте какие-то дикие небылицы из жизни осужденных. А трое лидеров, которые прямо в эпицентре этого «ужаса» находятся, почему-то молчат.
И нельзя ведь сказать, что обвиняемые боятся лишний раз какую-то информацию на свободу передать. Запуганными они не выглядят, вполне себе живенькие, иногда даже с налетом легкой агрессии. Могли бы и анонимно что-то передать соратникам на свободу, а они только свой распорядок дня и меню описывают для экстремистских ресурсов.
Посмотрим, что же они теперь из колоний запоют. Им там трудно придется. Время-то, когда с «политических» пылинки сдували, давно закончилось. Да и «Весна» уже не поможет – сама тихо загибается за границей. Скоро некому будет и «политических» сосчитать, не то, что фантазии про пытки от бывших начальников собирать.