Последний вагон
24.08.2022 08:01:36
Поддерживать добрососедские отношения — вовсе не означает закрывать глаза на то и тех, кто у соседей верховодит
Уникальный передвижной музей «Поезд Победы» могли видеть многие белорусы. Но еще далеко не все. К чему надо стремиться. Трехмерные панорамы, объемный звук, театральное освещение, вибродинамики, механические спецэффекты, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности, трехмерная компьютерная графика с моделями военной техники, для каждого эпизода написана специальная музыка… «Поезд Победы» воплощает в себе концепцию музея будущего.
Этот социальный проект стартовал в Беларуси 11 июня 2021‑го в рамках Года народного единства. Тогда передвижной музей побывал в восьми наших городах. В 2022‑м поезд посетил уже 17 населенных пунктов. А спрос на экскурсию, желание побывать в передвижном музее растут с опережающей скоростью что в Беларуси, что на родине проекта — в России.
В этом году в «Поезде Победы», помимо основных экспозиций, связанных с событиями Великой Отечественной войны, представлены два дополнительных вагона, — рассказал директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков. — Один посвящен истории Донбасса в XIX—XX веках, другой (последний и самый страшный вагон) посвящен современному неонацизму, с которым сейчас сражается Россия».
Там, в том вагоне, собраны свидетельства преступлений неонацистов в Украине. Там «личные вещи бойцов бандеровских нацбатов, различные трофейные документы, их неофашистская литература и символика, эксклюзивная подлинная видеохроника о зверствах против мирных жителей ДНР и ЛНР в 2014 — 2022 годах».
Посетить вагон можно только совершеннолетним гражданам. Потому что внутри него обыденные бандеровские словосочетания типа «сжечь вату», «раздавить колорадов» и «москаляку на гиляку» документально визуализируются. Как будто зомби оживают. Выдерживают не все.
Проблема привычности и обыденности зла, во многом порожденная «новыми медиа», решается с помощью мультимедийности. Что выглядит технологично.
Ну и тыкания лицом. Очень по-человечески.
* * *
Мысль невольно перескакивает на белорусские реалии. Скажем, «карта поляка» — привычное обыденное зло. Теми самыми новыми — по большей части экстремистскими — медиа продвинутое. Откровенное желание соседей вновь поиметь тебя всего, с чады и домочадцы.
Если вдуматься, то карта поляка — это тавро, которым метят скот. И которое самим хозяевам скота не нужно по определению. Однако скот на клеймение идет неохотно, в отличие от человеческих особей, которых поманили минутной «выгодой».
Подумалось о «последнем вагоне», стоящем в тупике Брестского вокзала. Там, где уже витает душок Брест-Литовского. В такой вагон надо бы отправлять каждого уезжающего в Польшу и полагающего себя белорусом перед тем, как поставить последний штамп в паспорт.
Интерактивная экспозиция начинается со слов Пилсудского о «неисторичности белорусов» (в отличие, жечь ясна, от поляков). И напоминания, что пан Юзеф, начальник Второй Речи Посполитой, есть икона для своих, руководящих ныне Польшей, последователей.
Юзеф Пилсудский и Йозеф Геббельс. 1934 год.
«Никаких политических уступок в пользу белорусской фикции», — пообещал он в 1920 году в Вильне. Тоже захваченной поляками вместе со всем Виленским краем.
Дальше — трехмерные стенды-панорамы о вырубке лесов, хищнической продаже европейцам наших природных богатств. О колонизации и полонизации, об осадничестве и окатоличивании, о погроме образования и фальсификации переписей на Крэсах Усходнiх.
Объемный звук, театральное освещение, вибродинамики, трехмерная компьютерная графика должны неплохо передать горький плач и стоны белорусских дзяўчат i жанчын. Бяздольных назаўжды.
А также вопли и крики отчаяния мужчин, заключенных и казнимых в Березе-Картузской.
* * *
Далее экспозиция дает посетителям «научное обоснование» правильности того, что поляки творили на захваченных ими землях. Восприятие польским общественным мнением белорусов (и украинцев, и литовцев) как этнографического материала, который требовалось проглотить и переварить, — оно ведь не взялось ниоткуда.
Как и отношение польских помещиков к лошадям и коровам — намного лучшее, чем к работавшим на них белорусам и украинцам (и 100 лет назад, и ныне). Скот ценился, он шел на экспорт. В Европу…
Фото министра юстиции и генерального прокурора Польши Александра Мейштовича и его заявление: «Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать».
Копия доклада белостокского воеводы Генрика Осташевского в МИД: «Белорусское население представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности».
Пакт Гитлера-Пилсудского, подписанный в Берлине 26 января 1934‑го. И следом за ним в том же году — демонстративный отказ польского правительства с трибуны Лиги Наций от трактата «О национальных меньшинствах».
Оно даже и понятно: почему, собственно, нацистам можно, а нам нельзя?
Мало что изменилось с тех давних пор. Отношение польских панов к работающему на них быдлу — точно нет. Как и мечты нынешнего польского истеблишмента о «третьей речи посполитой, балто-черноморском коллекторе, базе трамп, новой антанте, еще одной дивизии немецких танков» и прочих глупостях.
Как подтверждение, у самого выхода из «последнего вагона» стоят фигуры наших современников. Спокойно и покорно они рассказывают о том, что ждало их, белорусов, в теперешней польской реальности.
«Поляки считают: если вы приезжаете в чужую страну, то это вы должны понимать, что от вас хотят», — говорит студентка-белоруска из Люблина.
«Мой случай не единственный — людям царапают и бьют автомобили, причем даже не ребята из Украины, а поляки», — жалуется белорус из Гданьска.
«Сейчас в Польше заправляемся только на АЗС, где нет операторов. Также нам рекомендовано не останавливаться на отдых в Польше, а проходить ее территорию за одну смену», — делится дальнобойщик-белорус…
* * *
В конце (как итог) авторитетные слова политика: «Польша — самое агрессивное по отношению к нам государство, — звучит голос Александра Лукашенко. — Они сели на американскую кобылу и скачут по Европе. Немцы их ненавидят уже вокруг, но терпят. Они уже готовы часть Украины оттяпать, Беларусь они целиком готовы проглотить. Не получится. Это временщики. Там не с кем сегодня разговаривать».
После такой интерактивной, с погружением, мультимедийной экскурсии совершенно по-другому будет выглядеть, новые эмоции станет дарить лозунг «Да здравствует 17 сентября — День народного единства!».
Наша страна была разорвана пополам. Наш народ — насильно разъединен. Поляками разорвана. Польским руководством разъединен.
Думаете, они забыли об этом? Вся политика последних (нескольких десятков) лет, включая ту же карту поляка, показывает, что нет. Следовательно, и нам надо не забывать. 17 сентября были сшиты края рваных ран — и белорусской, и украинской, и литовской. 17 сентября мы, белорусский народ, воссоединились.
Надо помнить. Надо вспоминать и напоминать. Высокотехнологично или уж как получится. Если придется — то и лицом тыкать. По-человечески.
Уж простите, накипело.