Последний полет
23.05.2003
Сегодня семь лет со дня подвига Владимира Карвата
Вдова первого Героя Беларуси практически не общается с журналистами. Говорит, что это не их вина. Просто ее внутреннее состояние не позволяет спокойно вспоминать события семилетней давности. Тем не менее нас в брестской квартире, где сегодня живет семья Карватов, Нина Кирилловна приняла и согласилась вкратце рассказать о событиях, которые помнит до сих пор.
Со своей будущей супругой Владимир Карват познакомился, будучи еще школьником. Нина часто приезжала в гости к своей бабушке, которая жила по соседству с семьей Володи. В их знакомстве не было бурного романа, сумасшедших поступков ухажера. Володя Карват основательно (что называется - медленно, но верно) завоевывал сердце Нины и в конце концов своего добился, они поженились.
А потом он окончил Армавирское высшее военное училище летчиков, готовившее пилотов для истребительных частей ПВО, откуда в 1981 году и был распределен в поселок Калинка Хабаровского края. Нина Кирилловна, как и подобает преданной жене офицера, безропотно последовала за мужем на Дальний Восток. Там, несмотря на житейские трудности и суровый климат, они прожили 13 счастливых лет. Разногласия, если их можно так назвать, возникали в семье только по поводу мужниного увлечения спортом. Как и в детстве, он частенько вечера проводил на стадионе. Летом - футбол, зимой - хоккей. Супруга хоть и журила мужа за излишне частые отлучки на игры, в душе понимала, что именно спорт помогает ему сохранять отменное здоровье, так необходимое летчику.
Хорошо складывалась и карьера Владимира Николаевича: летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи, заместитель командира полка по летной подготовке. Но жизнь так сложилась, что в 1994 году семья Карватов вернулась на родину. Владимир продолжил службу на 61-й истребительной авиационной базе, что дислоцируется в Брестской области. Бытовые неурядицы, к которым было уже не привыкать, продолжились. Жить семье начальника воздушно-огневой и тактической подготовки, подполковника авиации, военного летчика 1-го класса пришлось практически на аэродроме - в здании так называемого профилактория на расстоянии нескольких сот метров от грохочущей взлетно-посадочной полосы. Тринадцать семей офицеров-авиаторов были рады и такому крову.
В тот трагический день Владимир Карват вышел из дома поздним вечером: намечались ночные тренировочные полеты. Самолет СУ-27, на котором ему предстояло летать, был выпущен пять лет назад и имел всего 123 часа налета. По авиационным меркам это практически новая машина, поэтому оснований для волнения у летчика с 15-летним стажем не было.
Нина Кирилловна обычно ждала мужа после полетов, спать не ложилась. Вернуться домой он должен был часа через полтора-два. Однако в это время Владимир домой не пришел. Не было его и еще через полчаса, час. Она подошла к окну и долго вглядывалась в ночную темноту. Вскоре увидела, как к их дому направляется военный "уазик". Внутри что-то тревожно екнуло. Но автомобиль медленно подъехал к соседнему подъезду, туда же направились несколько офицеров части, вышедших из машины. "Значит, не к нам", - промелькнула мысль, тревога поутихла.
Еще через пару минут Нина Кирилловна спустилась вниз и подошла к машине, узнать, в чем дело. Сидящий за рулем солдат ответил: у нас там летчик разбился.
- А как фамилия?
- Карват.
Оказалось, что офицеры части пошли за женщинами, чтобы те помогли сообщить ей черную весть. На этом месте рассказа голос Нины Кирилловны дрогнул, она замолчала на несколько минут и показала мне то, что для нее дороже всего. Это несколько газетных вырезок с описанием героического поступка ее погибшего мужа, его наручные часы "Штурманские", которые остановились от удара самолета о землю, личные документы. А еще награды, в числе которых - Золотая Звезда Героя Беларуси под номером 0001, которую я так и не решился взять в руки.
Владимир Карват обладал хорошим здоровьем, по ночам спал крепко. Но незадолго до гибели он рассказал жене, что ему приснился сон: он стоит на краю пропасти, а она держит его за руку, но в какой-то момент их руки разрываются, и он падает. Сейчас она видит его только во сне и постоянно спрашивает, почему же он не катапультировался. Обычно он молчит, а однажды сказал: "Прости меня!" А ей так хочется, чтобы он зашел, хотя бы на секунду. Посмотрел на новую квартиру, увидел, как выросли дети. Сыну уже 14 лет. До гибели отца Вячеслав мечтал быть летчиком, видя авторитетный пример перед глазами. После - решил стать доктором. Поэтому, когда ему предложили стать учащимся Минского суворовского училища, отказался. Да и мать не хотела отпускать. Она вообще хотела бы, чтобы дети как можно дольше были рядом. Двадцатилетняя дочь Катя как-то даже пошутила: мол, мама, ты меня и замуж так не выдашь. Хотя в тот вечер, когда я был у них дома, Катя (кстати, студентка Брестского педуниверситета) ушла на свидание. Жизнь продолжается...
Личный номер Т 726152
Выслуга лет в Вооруженных Силах
18 лет 10 месяцев
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество
Карват Владимир Николаевич.
2. Воинское звание
подполковник.
3. Занимаемая должность
начальник воздушно-огневой
и тактической подготовки
61-й авиационной базы.
4. Год и место рождения
28 ноября 1958 года, город Брест.
5. Национальность
белорус.
6. Участие в боевых действиях
не участвовал.
7. Ранения, контузии
не имел.
8. В Вооруженных Силах
с 5 августа 1977 года,
призван Брестским городским
военным комиссариатом.
9. Какими государственными
- орден "За службу Родине в
наградами награжден ранее
Вооруженных Силах СССР" III
степени - в 1990 году;
- юбилейная медаль "70 лет
Вооруженным Силам СССР" - 1988
год.
10. Домашний адрес
Брестская область, г. Барановичи,
представляемого
войсковая часть 54804 (служебное
к награждению или его семьи
:помещение на территории
аэродрома).
11. Заслуги, за которые представляется к награждению
23 мая 1996 года в 22.54 при выполнении полета по упражнению 314 "Курса боевой подготовки истребительной авиации" самолет подполковника Карвата В.Н. из-за возникшего пожара стал терять управление. Полет проходил на высоте 800 метров над густонаселенной местностью.
Материалы объективного контроля показывают, что с момента падения прошло не менее двух минут. Однако во время получения команды на катапультирование самолет находился над населенными пунктами Арабовщина и Большое Гатище. Летчик в это время предпринимал меры для направления самолета в сторону от указанных населенных пунктов и недопущения падения машины в густонаселенном районе.
За 14 секунд до падения самолета летчик доложил, что машина неуправляема, вместе с этим положение летчика в кабине после столкновения с землей (левая рука на ручке управления двигателем и правая рука на ручке управления самолетом) свидетельствует, что оставшиеся 14 секунд полета подполковник Карват Владимир Николаевич, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его в сторону от деревни.
Ценой собственной жизни и благодаря летному мастерству подполковник Карват Владимир Николаевич не допустил падения самолета на населенный пункт, чем спас множество человеческих жизней.
Представляется к присвоению звания "Герой Беларуси".
Командир 61-й авиационной базы полковник В.САМОЙЛО.
Вдова первого Героя Беларуси практически не общается с журналистами. Говорит, что это не их вина. Просто ее внутреннее состояние не позволяет спокойно вспоминать события семилетней давности. Тем не менее нас в брестской квартире, где сегодня живет семья Карватов, Нина Кирилловна приняла и согласилась вкратце рассказать о событиях, которые помнит до сих пор.
Со своей будущей супругой Владимир Карват познакомился, будучи еще школьником. Нина часто приезжала в гости к своей бабушке, которая жила по соседству с семьей Володи. В их знакомстве не было бурного романа, сумасшедших поступков ухажера. Володя Карват основательно (что называется - медленно, но верно) завоевывал сердце Нины и в конце концов своего добился, они поженились.
А потом он окончил Армавирское высшее военное училище летчиков, готовившее пилотов для истребительных частей ПВО, откуда в 1981 году и был распределен в поселок Калинка Хабаровского края. Нина Кирилловна, как и подобает преданной жене офицера, безропотно последовала за мужем на Дальний Восток. Там, несмотря на житейские трудности и суровый климат, они прожили 13 счастливых лет. Разногласия, если их можно так назвать, возникали в семье только по поводу мужниного увлечения спортом. Как и в детстве, он частенько вечера проводил на стадионе. Летом - футбол, зимой - хоккей. Супруга хоть и журила мужа за излишне частые отлучки на игры, в душе понимала, что именно спорт помогает ему сохранять отменное здоровье, так необходимое летчику.
Хорошо складывалась и карьера Владимира Николаевича: летчик, старший летчик, командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи, заместитель командира полка по летной подготовке. Но жизнь так сложилась, что в 1994 году семья Карватов вернулась на родину. Владимир продолжил службу на 61-й истребительной авиационной базе, что дислоцируется в Брестской области. Бытовые неурядицы, к которым было уже не привыкать, продолжились. Жить семье начальника воздушно-огневой и тактической подготовки, подполковника авиации, военного летчика 1-го класса пришлось практически на аэродроме - в здании так называемого профилактория на расстоянии нескольких сот метров от грохочущей взлетно-посадочной полосы. Тринадцать семей офицеров-авиаторов были рады и такому крову.
В тот трагический день Владимир Карват вышел из дома поздним вечером: намечались ночные тренировочные полеты. Самолет СУ-27, на котором ему предстояло летать, был выпущен пять лет назад и имел всего 123 часа налета. По авиационным меркам это практически новая машина, поэтому оснований для волнения у летчика с 15-летним стажем не было.
Нина Кирилловна обычно ждала мужа после полетов, спать не ложилась. Вернуться домой он должен был часа через полтора-два. Однако в это время Владимир домой не пришел. Не было его и еще через полчаса, час. Она подошла к окну и долго вглядывалась в ночную темноту. Вскоре увидела, как к их дому направляется военный "уазик". Внутри что-то тревожно екнуло. Но автомобиль медленно подъехал к соседнему подъезду, туда же направились несколько офицеров части, вышедших из машины. "Значит, не к нам", - промелькнула мысль, тревога поутихла.
Еще через пару минут Нина Кирилловна спустилась вниз и подошла к машине, узнать, в чем дело. Сидящий за рулем солдат ответил: у нас там летчик разбился.
- А как фамилия?
- Карват.
Оказалось, что офицеры части пошли за женщинами, чтобы те помогли сообщить ей черную весть. На этом месте рассказа голос Нины Кирилловны дрогнул, она замолчала на несколько минут и показала мне то, что для нее дороже всего. Это несколько газетных вырезок с описанием героического поступка ее погибшего мужа, его наручные часы "Штурманские", которые остановились от удара самолета о землю, личные документы. А еще награды, в числе которых - Золотая Звезда Героя Беларуси под номером 0001, которую я так и не решился взять в руки.
Владимир Карват обладал хорошим здоровьем, по ночам спал крепко. Но незадолго до гибели он рассказал жене, что ему приснился сон: он стоит на краю пропасти, а она держит его за руку, но в какой-то момент их руки разрываются, и он падает. Сейчас она видит его только во сне и постоянно спрашивает, почему же он не катапультировался. Обычно он молчит, а однажды сказал: "Прости меня!" А ей так хочется, чтобы он зашел, хотя бы на секунду. Посмотрел на новую квартиру, увидел, как выросли дети. Сыну уже 14 лет. До гибели отца Вячеслав мечтал быть летчиком, видя авторитетный пример перед глазами. После - решил стать доктором. Поэтому, когда ему предложили стать учащимся Минского суворовского училища, отказался. Да и мать не хотела отпускать. Она вообще хотела бы, чтобы дети как можно дольше были рядом. Двадцатилетняя дочь Катя как-то даже пошутила: мол, мама, ты меня и замуж так не выдашь. Хотя в тот вечер, когда я был у них дома, Катя (кстати, студентка Брестского педуниверситета) ушла на свидание. Жизнь продолжается...
Личный номер Т 726152
Выслуга лет в Вооруженных Силах
18 лет 10 месяцев
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество
Карват Владимир Николаевич.
2. Воинское звание
подполковник.
3. Занимаемая должность
начальник воздушно-огневой
и тактической подготовки
61-й авиационной базы.
4. Год и место рождения
28 ноября 1958 года, город Брест.
5. Национальность
белорус.
6. Участие в боевых действиях
не участвовал.
7. Ранения, контузии
не имел.
8. В Вооруженных Силах
с 5 августа 1977 года,
призван Брестским городским
военным комиссариатом.
9. Какими государственными
- орден "За службу Родине в
наградами награжден ранее
Вооруженных Силах СССР" III
степени - в 1990 году;
- юбилейная медаль "70 лет
Вооруженным Силам СССР" - 1988
год.
10. Домашний адрес
Брестская область, г. Барановичи,
представляемого
войсковая часть 54804 (служебное
к награждению или его семьи
:помещение на территории
аэродрома).
11. Заслуги, за которые представляется к награждению
23 мая 1996 года в 22.54 при выполнении полета по упражнению 314 "Курса боевой подготовки истребительной авиации" самолет подполковника Карвата В.Н. из-за возникшего пожара стал терять управление. Полет проходил на высоте 800 метров над густонаселенной местностью.
Материалы объективного контроля показывают, что с момента падения прошло не менее двух минут. Однако во время получения команды на катапультирование самолет находился над населенными пунктами Арабовщина и Большое Гатище. Летчик в это время предпринимал меры для направления самолета в сторону от указанных населенных пунктов и недопущения падения машины в густонаселенном районе.
За 14 секунд до падения самолета летчик доложил, что машина неуправляема, вместе с этим положение летчика в кабине после столкновения с землей (левая рука на ручке управления двигателем и правая рука на ручке управления самолетом) свидетельствует, что оставшиеся 14 секунд полета подполковник Карват Владимир Николаевич, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его в сторону от деревни.
Ценой собственной жизни и благодаря летному мастерству подполковник Карват Владимир Николаевич не допустил падения самолета на населенный пункт, чем спас множество человеческих жизней.
Представляется к присвоению звания "Герой Беларуси".
Командир 61-й авиационной базы полковник В.САМОЙЛО.