Последние листья
06.12.2008
Ее похоронили в среду в Минске на Московском кладбище рядом с Сергеем Осиповичем. Татьяна Ивановна была мужественной, талантливой и красивой женщиной. Только такую и мог выбрать себе в верные подруги жизни Сергей Притыцкий, герой западнобелорусского подполья, участник партизанского движения, государственный деятель послевоенной Беларуси, председатель Президиума Верховного Совета БССР. Люди постарше помнят белорусский блокбастер 1958 года «Красные листья» режиссера Владимира Корш–Саблина. В основе сюжета — судьба Сергея Притыцкого, по фильму молодого революционера, борца за воссоединение Белоруссии Сергея Метельского. Фильм тогда стал, как теперь сказали бы, хитом советского экрана. Сергей Притыцкий — один из настоящих героев белорусской истории. Это он в 1936 году прямо в зале Виленского суда, где шел процесс над западнобелорусскими революционерами, привел в исполнение смертный приговор провокатору, на совести которого был арест его товарищей. За что сам жестоко поплатился: тяжелым ранением, арестом, смертным приговором, замененным на пожизненное заключение. Скорее всего, финал того сюжета мог бы стать трагическим. Но пришел 1939 год и с ним освобождение.
Вообще, в жизни Притыцких хватало событий, способных увлечь сценаристов не одного фильма. Татьяна Ивановна ведь тоже не просто знаменитому мужу борщи варила. О чем свидетельствует и ее весомый наградной список: орден Октябрьской Революции, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени. Родилась она в городе Демидов Смоленской области. В 1938 — 1941 годах училась в Киевском государственном университете. В 1942–м закончила спецшколу в Москве и была переброшена за линию фронта, в оккупированную Белоруссию. Работала в Польском штабе партизанского движения. Мирная жизнь Татьяны Ивановны также оказалась яркой и насыщенной. С 1951 года она стала работать в БГУ. Там защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Практически все нынешние белорусские историки — ее ученики. Татьяна Ивановна в силу жизненных обстоятельств относилась к людям публичным, окружающие смотрели на нее особенно пристально: как ведет себя жена Притыцкого, что делает, о чем говорит. Наверняка было непросто находиться под постоянным прицелом общественного внимания. Но Татьяна Ивановна неизменно оставалась человеком скромным, приветливым, доброжелательным. Как со студентами, так и с коллегами. И залпы воинского салюта, прозвучавшие во время церемонии похорон над могилой, — логичный финальный аккорд в ее судьбе.
Да, листья в наших широтах всегда опадают — желтые, красные, золотые. Потом появляются новые. Однако без тех, предыдущих, тихо ушедших в вечность, жизнь не смогла бы восторжествовать снова.