Очевидец освобождения заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Опиок поделился уникальными воспоминаниями
20.07.2024 11:16:00
Алена ЯСКО
Журналист «СГ» выяснила, как создавалась уникальная картина, и побеседовала с правнуком героини
Тема войны — одна из ключевых в белорусском искусстве второй половины ХХ — начала XXI века. Панораму героизма и мужества солдат и офицеров Красной армии, мирных жителей представили в музейных проектах по всей республике. Гродненский государственный историко-археологический музей к 80‑й годовщине освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков организовал выставку «Няўжо забыцца можна пра вайну». В экспозиции несколько десятков произведений искусства белорусских художников — очевидцев и прямых участников Великой Отечественной: Александра Чечина, Евгения Зайцева, Ивана Пушкова, Виталия Цвирко... В их числе заслуженный деятель искусств Беларуси, почетный академик Российской академии художеств, кавалер ордена Франциска Скорины Николай Опиок. Его знаковая картина — «Портрет партизанки Люды Сечко». Нам повезло не только встретиться с создателем полотна, но и найти правнука Людмилы Сечко, именем которой названы школа в Любче и улица в Новогрудке.
Заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Опиок.
Мы стоим у портрета партизанки Людмилы Сечко. Перед нами красивая молодая женщина, волосы убраны от лица и завиты по моде сороковых, платье строгое, в руках винтовка. Но красноречивее о ее характере говорит взгляд. Полный мужества и отваги, он устремлен в сторону. Думается, на поверженного врага. Она будто произносит: «Так будет с каждым, кто посмеет вторгнуться в нашу страну».
Николай Опиок рассказал, как создавалась эта работа и почему именно в Гродно получила прописку:
— После окончания вуза мне предлагали остаться в Минске, но более чем на десять лет (1964—1975 годы) я уехал вместе с женой в Гродно, работал главным художником в областном драматическом театре. Там оформил 33 спектакля. Заказ на портрет партизанки и подпольщицы Людмилы Сечко из Новогрудского района поступил в середине 1970‑х и также приурочен к юбилейной дате, связанной с Великой Отечественной. И хотя на картину претендовали минские музеи, все же у Гродно был приоритет. Так она и оказалась в древнем городе.
— Горжусь прабабушкой, — рассказывает он. — Если быть точным, Людмила Сечко была родной сестрой бабушки моей мамы Ады Сечко. — В нашем музее хранится пробитое вражеской пулей платье Людмилы Павловны. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Никита поделился и другими сведениями о знаменитой родственнице. С 1942 года Людмила Сечко была членом подпольной организации в деревне Черешля Новогрудского района. По приказу лейтенанта Линевского, командира разведки 1‑й кавалерийской партизанской бригады имени Дзержинского, пробиралась в немецкие гарнизоны, собирала для партизан необходимые сведения. Занималась распространением листовок. Боевые товарищи дали ей прозвище Ласточка: даже в самые трудные времена она не расставалась с песней, а еще появлялась там, где ее меньше всего ждали враги, и внезапно исчезала. 22 марта 1944‑го во время штурма фашистского гарнизона в деревне Лугомовичи Ивьевского района Люся Сечко получила ранение при ликвидации немецкого дзота. Перед смертью попросила, чтобы ее похоронили в родной Черешле. Сегодня имя героини носит первичная организация БРСМ Любчанской средней школы, в честь нее названа одна из улиц Новогрудка.
«Дорога в гетто». 2015 год.
— Мне 88 лет, родом с Дубровенщины, а операция «Багратион» начиналась именно оттуда, — вспоминает Николай Афанасьевич. — До войны там насчитывалось более 16 тысяч человек. При освобождении района полегло свыше 40 тысяч солдат, восемь из них удостоились звания Героя Советского Союза.
Уже в первые дни после захвата Дубровенского района немцы выгнали из хаты мать художника вместе с детьми. Пришлось несколько лет тесниться в бане, которая топилась по-черному. С трудом выживали. Эмоционально Николай Афанасьевич вспоминает освобождение:
— В июне 1944 года староста приказал всем покинуть деревню, так как наступали советские солдаты. В какой-то момент начался сильный обстрел. Крик, суета. Машины и мотоциклы немецкие несутся, женщины с детьми бегут… Большинство жителей нашей деревни укрылись в лесу, пять дней там провели. Потом одна из односельчанок пошла в нашу Макаровку, чтобы узнать, цела ли деревня. Половина домов только сохранилась, но немцев уже не было. Мы вернулись в свое село.
— В этом сюжете эпизод из моей биографии, — поясняет он. — Отец вернулся после освобождения в родные места. Мне запомнилось, как он сказал: «Давай, сынок, помою тебя». По сюжету на картине это почти святое омовение после больших трудов войны, созвучное омовению ног Иисусом Христом своим ученикам. Мать Анастасия Егоровна держит гимнастерку, здесь же бабушка Домна, справа — старшая сестра Евгения. Холст посвящен всем солдатам, которые вернулись с фронта. На нем отражена радость миллионов людей, что их отец, брат, сын вернулись домой.
На полотне также присутствует изображение лика Христа, и неспроста.
— Когда немцы отступали и наша семья убегала, мать положила в один из хатулей, то есть мешок, икону Иисуса Христа, — поясняет художник. — При обстреле кто-то из детей в панике его выронил. Когда мы вернулись, нашли икону целой возле дома… Рядом проходили танки, следов было много, но ни один не зацепил святой образ. Мама сказала: «Это Бог оказал нам помощь». Дом серьезно побило снарядами, но мы в нем могли жить.
Николай Афанасьевич вспомнил случай сразу после освобождения, который всколыхнул всю деревню:
— Мимо «вёскі» по железной дороге шли нескончаемые составы с нашими солдатами. Женщины бегали к станции Хлюстино с цветами, хотя наша деревня в 18 километрах. Всем так хотелось верить: вдруг муж или сын придет? Этот сюжет отразил на картине «Встреча победителей».
Знаковая для Николая Опиока еще одна работа — портрет Героя Беларуси Михаила Савицкого, с которым многие годы дружил. На полотне он представлен в двух ипостасях: узник Освенцима и овеянный славой герой после освобождения.
«...Такi мой лёс». М. А. Савiцкi — народны мастак Беларусі. 2023—2024 годы.
— Уже почти не осталось художников, переживших Великую Отечественную, геноцид или Холокост, — добавил он. — Их работы в выставочном проекте мы разместили отдельно. Обратите внимание: почти на каждой картине образы детей. Это будущее нашей страны. Теперь меня больше всего волнует, чтобы война не повторилась. В 2020 году явственно почувствовал, что эти события могли стать эпиграфом к повторению трагедии. Культура и искусство должны откликаться на то, что происходит в стране, обществе. Искусство должно отражать и реалии сегодняшнего дня.
«Выжить и победить». 2015 год.
yasko@sb.by
Тема войны — одна из ключевых в белорусском искусстве второй половины ХХ — начала XXI века. Панораму героизма и мужества солдат и офицеров Красной армии, мирных жителей представили в музейных проектах по всей республике. Гродненский государственный историко-археологический музей к 80‑й годовщине освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков организовал выставку «Няўжо забыцца можна пра вайну». В экспозиции несколько десятков произведений искусства белорусских художников — очевидцев и прямых участников Великой Отечественной: Александра Чечина, Евгения Зайцева, Ивана Пушкова, Виталия Цвирко... В их числе заслуженный деятель искусств Беларуси, почетный академик Российской академии художеств, кавалер ордена Франциска Скорины Николай Опиок. Его знаковая картина — «Портрет партизанки Люды Сечко». Нам повезло не только встретиться с создателем полотна, но и найти правнука Людмилы Сечко, именем которой названы школа в Любче и улица в Новогрудке.
Заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Опиок.
Ласточка Новогрудчины
— Фонды Гродненского государственного историко-археологического музея богаты на предметы изобразительного искусства, в том числе монументальные. Подобной художественной выставки у нас не было. Некоторые картины долго хранились в запасниках, и мы их специально отреставрировали к 80‑летию освобождения. Через произведения искусства показали героизм советских солдат и офицеров, партизан, мирных жителей, проявленный в огненные сороковые, трагедию геноцида белорусского народа, радость Победы и послевоенное восстановление. Некоторые работы датируются концом 1940‑х. По картинам можно проследить не только хронологию Великой Отечественной, но и эволюцию послевоенного белорусского искусства, — рассказал заведующий отделом новейшей истории музея Андрей Вашкевич.Мы стоим у портрета партизанки Людмилы Сечко. Перед нами красивая молодая женщина, волосы убраны от лица и завиты по моде сороковых, платье строгое, в руках винтовка. Но красноречивее о ее характере говорит взгляд. Полный мужества и отваги, он устремлен в сторону. Думается, на поверженного врага. Она будто произносит: «Так будет с каждым, кто посмеет вторгнуться в нашу страну».
Николай Опиок рассказал, как создавалась эта работа и почему именно в Гродно получила прописку:
— После окончания вуза мне предлагали остаться в Минске, но более чем на десять лет (1964—1975 годы) я уехал вместе с женой в Гродно, работал главным художником в областном драматическом театре. Там оформил 33 спектакля. Заказ на портрет партизанки и подпольщицы Людмилы Сечко из Новогрудского района поступил в середине 1970‑х и также приурочен к юбилейной дате, связанной с Великой Отечественной. И хотя на картину претендовали минские музеи, все же у Гродно был приоритет. Так она и оказалась в древнем городе.
Проведя небольшое расследование, мы выяснили, что измененная копия этого портрета хранится также в Любчанской школе Новогрудского района, в прошлом году получившей имя Людмилы Сечко. Более того, в СШ учится ее правнук Никита Фокин, который перешел в 9‑й класс. Несколько лет назад он подготовил эссе о знаменитой прабабушке и занял второе место на областном конкурсе.Четырнадцатилетний Никита выступает экскурсоводом в музее школы, занимается в краеведческо-патриотическом клубе «Спадчына». Застала его в классе: в эти дни он трудится в бригаде, которая обновляет учебное заведение к первому сентября.
— Горжусь прабабушкой, — рассказывает он. — Если быть точным, Людмила Сечко была родной сестрой бабушки моей мамы Ады Сечко. — В нашем музее хранится пробитое вражеской пулей платье Людмилы Павловны. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Никита поделился и другими сведениями о знаменитой родственнице. С 1942 года Людмила Сечко была членом подпольной организации в деревне Черешля Новогрудского района. По приказу лейтенанта Линевского, командира разведки 1‑й кавалерийской партизанской бригады имени Дзержинского, пробиралась в немецкие гарнизоны, собирала для партизан необходимые сведения. Занималась распространением листовок. Боевые товарищи дали ей прозвище Ласточка: даже в самые трудные времена она не расставалась с песней, а еще появлялась там, где ее меньше всего ждали враги, и внезапно исчезала. 22 марта 1944‑го во время штурма фашистского гарнизона в деревне Лугомовичи Ивьевского района Люся Сечко получила ранение при ликвидации немецкого дзота. Перед смертью попросила, чтобы ее похоронили в родной Черешле. Сегодня имя героини носит первичная организация БРСМ Любчанской средней школы, в честь нее названа одна из улиц Новогрудка.
«Дорога в гетто». 2015 год.
Деревню освободили, мы вернулись домой
С мэтром белорусской военной живописи Николаем Опиоком мы встречаемся на еще одной выставке «Цвета Великой Победы», организованной в столичном Дворце искусства и также приуроченной к 80‑летию освобождения Беларуси. Этот проект организован Белорусским союзом художников при поддержке и непосредственном участии Белорусского союза дизайнеров и Белорусского союза архитекторов. В масштабной экспозиции — живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративно-прикладное искусство, плакаты, фотографии монументальных памятников. Также есть работы секции «Традиции» Белорусского союза художников, среди членов которой много очевидцев военного времени.— Мне 88 лет, родом с Дубровенщины, а операция «Багратион» начиналась именно оттуда, — вспоминает Николай Афанасьевич. — До войны там насчитывалось более 16 тысяч человек. При освобождении района полегло свыше 40 тысяч солдат, восемь из них удостоились звания Героя Советского Союза.
Уже в первые дни после захвата Дубровенского района немцы выгнали из хаты мать художника вместе с детьми. Пришлось несколько лет тесниться в бане, которая топилась по-черному. С трудом выживали. Эмоционально Николай Афанасьевич вспоминает освобождение:
— В июне 1944 года староста приказал всем покинуть деревню, так как наступали советские солдаты. В какой-то момент начался сильный обстрел. Крик, суета. Машины и мотоциклы немецкие несутся, женщины с детьми бегут… Большинство жителей нашей деревни укрылись в лесу, пять дней там провели. Потом одна из односельчанок пошла в нашу Макаровку, чтобы узнать, цела ли деревня. Половина домов только сохранилась, но немцев уже не было. Мы вернулись в свое село.
На холсте — эпизод из биографии художника
Освобождению Беларуси художник посвятил картину «Май 1945 года», метафоричную в первую очередь для него самого: на полотне изобразил всю свою семью. Причем начинал работу над ним в Гродно.— В этом сюжете эпизод из моей биографии, — поясняет он. — Отец вернулся после освобождения в родные места. Мне запомнилось, как он сказал: «Давай, сынок, помою тебя». По сюжету на картине это почти святое омовение после больших трудов войны, созвучное омовению ног Иисусом Христом своим ученикам. Мать Анастасия Егоровна держит гимнастерку, здесь же бабушка Домна, справа — старшая сестра Евгения. Холст посвящен всем солдатам, которые вернулись с фронта. На нем отражена радость миллионов людей, что их отец, брат, сын вернулись домой.
На полотне также присутствует изображение лика Христа, и неспроста.
— Когда немцы отступали и наша семья убегала, мать положила в один из хатулей, то есть мешок, икону Иисуса Христа, — поясняет художник. — При обстреле кто-то из детей в панике его выронил. Когда мы вернулись, нашли икону целой возле дома… Рядом проходили танки, следов было много, но ни один не зацепил святой образ. Мама сказала: «Это Бог оказал нам помощь». Дом серьезно побило снарядами, но мы в нем могли жить.
Николай Афанасьевич вспомнил случай сразу после освобождения, который всколыхнул всю деревню:
— Мимо «вёскі» по железной дороге шли нескончаемые составы с нашими солдатами. Женщины бегали к станции Хлюстино с цветами, хотя наша деревня в 18 километрах. Всем так хотелось верить: вдруг муж или сын придет? Этот сюжет отразил на картине «Встреча победителей».
Знаковая для Николая Опиока еще одна работа — портрет Героя Беларуси Михаила Савицкого, с которым многие годы дружил. На полотне он представлен в двух ипостасях: узник Освенцима и овеянный славой герой после освобождения.
«...Такi мой лёс». М. А. Савiцкi — народны мастак Беларусі. 2023—2024 годы.
Задача для творца
По мнению Николая Афанасьевича, сегодня, спустя 80 лет после тех событий, нужны более глубокие метафоры, размышления об истории войны, рассказ о боли и душевной травме, которую она несет.— Уже почти не осталось художников, переживших Великую Отечественную, геноцид или Холокост, — добавил он. — Их работы в выставочном проекте мы разместили отдельно. Обратите внимание: почти на каждой картине образы детей. Это будущее нашей страны. Теперь меня больше всего волнует, чтобы война не повторилась. В 2020 году явственно почувствовал, что эти события могли стать эпиграфом к повторению трагедии. Культура и искусство должны откликаться на то, что происходит в стране, обществе. Искусство должно отражать и реалии сегодняшнего дня.
«Выжить и победить». 2015 год.
yasko@sb.by