Эксперимент в Молодечно: как таможенники в автоматическом режиме выпускают вагоны с грузами и замещают некоторые функции пограничников
08.06.2018 00:09:11
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Повышение транзитной привлекательности страны по-прежнему остается одной из главных целей таможни. Добиваясь ее, на пунктах таможенных операций экспериментируют с новшествами. На РПТО «Молодечно» Минской региональной таможни корреспонденту «Рэспублікі» рассказали о внедрении системы автовыпуска товаров, которые перевозят по железной дороге, и о грядущем замещении некоторых функций пограничников.
Считанные минуты
Автовыпуск, то есть растаможка товаров практически без вмешательства инспекторов, позволяет значительно ускорить процедуру. Товары, которые перевозят автомобилями, автоматически оформляют уже достаточно давно. А вот оформить железнодорожные грузы в ускоренном режиме в Минском регионе можно пока только на станции Молодечно.
Здание ПТО находится совсем рядом с вокзалом города. В это трудно поверить, но пограничный досмотр и таможенный контроль грузов проходят не только на границе, но и почти в центре страны.
— Для выпуска под процедуру таможенного транзита товаров в автоматическом режиме существуют определенные условия. Во-первых, груз направляется именно в нашу страну и только железнодорожным транспортом. Исключение делается лишь для некоторых грузов, следующих в Украину, потому что таможенным органом назначения остается ПТО на территории Беларуси — скажем, в Лунинце. Во-вторых, нужны безукоризненно заполненные электронные таможенные декларации. Кроме того, товар должен перевозиться в одном контейнере или вагоне и относиться к числу тех, где минимальны риски нарушения таможенного законодательства, — перечисляет Сергей Жогал, начальник Молодечненского таможенного поста.
При соблюдении всех этих условий таможенные документы оформляются в течение считанных минут: пока компьютер проверит сведения на правильность и корректность, а товар — на установленные профили риска. Правда, совсем без участия человека пока не обойтись: инспектор должен проставить на документах свои отметки, подписи и штампы.
Впрочем, было бы ошибочным полагать, что отныне на РПТО стало мало работы. Процедура автовыпуска применяется в отношении примерно 28 процентов поданных деклараций — это немало, но далеко не все. Пункт таможенного оформления работает круглосуточно и за 24 часа выпускает все, что следует транзитом по нашей железной дороге в другие страны ЕАЭС, Китай, а также в обратном направлении, в Евросоюз.
Как раз сейчас на третьем пути стоит состав из Литвы, один из контейнеров которого вполне может попасть под процедуру автовыпуска. Все документы на него в порядке и поданы заблаговременно, пунктом назначения является станция Колядичи, а металлические замки и прочие механизмы трудно сделать товарами прикрытия для контрабанды. Такие контейнеры таможенники вскрывают для проверки крайне редко и только при наличии серьезных подозрений. Опытные инспекторы и самостоятельно оценивают «риски».
С 1 января 2019 года сотрудников РПТО «Молодечно» и «Полоцк» ожидает еще один эксперимент: им передадут некоторые функции пограничной службы.
— С зимы таможенники проходят обучение пограничному контролю на базе Института пограничной службы в Бресте. Вот и сейчас там учатся 9 человек, — рассказывает Сергей Николаевич. — В каком объеме будем выполнять функции пограничного контроля в Молодечно, пока точно неизвестно. Возможно, это будет паспортный контроль, досмотр транспортных средств. Но мы готовимся к выполнению задачи в полном объеме.
В Молодечно пограничники проверяют документы машинистов и их помощников, следующих в Европу, — около 80 человек в сутки. Это не так просто, как кажется: следует осмотреть паспорт, внести информацию в базу данных, проверить по определенным критериям.
Кроме того, в пункте пропуска следует поддерживать соответствующий режим. С автомобилями на границе несколько проще — там есть ограждение, которое просто так не проедешь. На железной дороге режим устанавливается, когда прибывает состав. Пограничники тщательно осматривают его в поисках нелегальных пассажиров, а уж потом к поезду допускают таможенников, работников станции. Кстати, собаки при досмотре не задействованы — им нельзя работать там, где много горюче-смазочных материалов. Помочь пограничникам осматривать вагоны может разве что система видеонаблюдения.
Все эти меры призваны содействовать сокращению сроков оформления при процедуре таможенного транзита, а значит, скорейшему перемещению грузов и, как следствие, развитию бизнеса.
Считанные минуты
Автовыпуск, то есть растаможка товаров практически без вмешательства инспекторов, позволяет значительно ускорить процедуру. Товары, которые перевозят автомобилями, автоматически оформляют уже достаточно давно. А вот оформить железнодорожные грузы в ускоренном режиме в Минском регионе можно пока только на станции Молодечно.
— Для выпуска под процедуру таможенного транзита товаров в автоматическом режиме существуют определенные условия. Во-первых, груз направляется именно в нашу страну и только железнодорожным транспортом. Исключение делается лишь для некоторых грузов, следующих в Украину, потому что таможенным органом назначения остается ПТО на территории Беларуси — скажем, в Лунинце. Во-вторых, нужны безукоризненно заполненные электронные таможенные декларации. Кроме того, товар должен перевозиться в одном контейнере или вагоне и относиться к числу тех, где минимальны риски нарушения таможенного законодательства, — перечисляет Сергей Жогал, начальник Молодечненского таможенного поста.
При соблюдении всех этих условий таможенные документы оформляются в течение считанных минут: пока компьютер проверит сведения на правильность и корректность, а товар — на установленные профили риска. Правда, совсем без участия человека пока не обойтись: инспектор должен проставить на документах свои отметки, подписи и штампы.
Таможенный инспектор проверяет средства идентификации и проводит радиационный контроль.
Риски и просчеты контрабандистовВпрочем, было бы ошибочным полагать, что отныне на РПТО стало мало работы. Процедура автовыпуска применяется в отношении примерно 28 процентов поданных деклараций — это немало, но далеко не все. Пункт таможенного оформления работает круглосуточно и за 24 часа выпускает все, что следует транзитом по нашей железной дороге в другие страны ЕАЭС, Китай, а также в обратном направлении, в Евросоюз.
Как раз сейчас на третьем пути стоит состав из Литвы, один из контейнеров которого вполне может попасть под процедуру автовыпуска. Все документы на него в порядке и поданы заблаговременно, пунктом назначения является станция Колядичи, а металлические замки и прочие механизмы трудно сделать товарами прикрытия для контрабанды. Такие контейнеры таможенники вскрывают для проверки крайне редко и только при наличии серьезных подозрений. Опытные инспекторы и самостоятельно оценивают «риски».
Без веских оснований опломбированные контейнеры вскрывают редко.
— Особое внимание привлекали сборные грузы, — Валерий Кушель, заместитель начальника отдела таможенных операций и контроля Молодечненского таможенного поста, раскладывает на столе натурный лист — распечатку с номерами поезда, вагонов и перечнем их содержимого, станциями отправления и назначения. — Когда в контейнере находится большой перечень товаров, всегда есть вероятность, что недобросовестный отправитель вложит туда что-то дополнительно. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор — те, кто формировал груз, могли просто ошибиться. Ну и есть такое понятие, как целесообразность. Перемещение товаров по железной дороге — удовольствие недешевое. И тут мы видим товар, который по сравнению с перемещением стоит мизер, — например, контейнер картона, следующий в Литву. По документам все в порядке, система учета рисков ничего настораживающего не заметила. Но опыт подсказывал, и мы решили досмотреть контейнер. Как оказалось, не зря: под картоном обнаружили крупную партию сигарет. Иногда не выдерживается логистика. Например, из Литвы в Таджикистан в закрытом вагоне следуют автомобильные кузова. Это не совсем типичный товар для страны назначения. Двигатели, узлы, агрегаты — да, но бывшие в употреблении кузова? После полной разгрузки вагона обнаружили среди недорогих машин шесть люксовых автомобилей «Мерседес» и БМВ, каждый стоимостью от 80 тысяч долларов. Все они находились в международном розыске. По решению суда эти авто обращены в доход государства.
Без участия человека пока не обойтись: инспектор должен проставить на документах свои отметки, подписи, штампы.
Работа за двоихС 1 января 2019 года сотрудников РПТО «Молодечно» и «Полоцк» ожидает еще один эксперимент: им передадут некоторые функции пограничной службы.
— С зимы таможенники проходят обучение пограничному контролю на базе Института пограничной службы в Бресте. Вот и сейчас там учатся 9 человек, — рассказывает Сергей Николаевич. — В каком объеме будем выполнять функции пограничного контроля в Молодечно, пока точно неизвестно. Возможно, это будет паспортный контроль, досмотр транспортных средств. Но мы готовимся к выполнению задачи в полном объеме.
Кроме того, в пункте пропуска следует поддерживать соответствующий режим. С автомобилями на границе несколько проще — там есть ограждение, которое просто так не проедешь. На железной дороге режим устанавливается, когда прибывает состав. Пограничники тщательно осматривают его в поисках нелегальных пассажиров, а уж потом к поезду допускают таможенников, работников станции. Кстати, собаки при досмотре не задействованы — им нельзя работать там, где много горюче-смазочных материалов. Помочь пограничникам осматривать вагоны может разве что система видеонаблюдения.
Все эти меры призваны содействовать сокращению сроков оформления при процедуре таможенного транзита, а значит, скорейшему перемещению грузов и, как следствие, развитию бизнеса.