Зачем нужна палочка и падают ли зрители в оркестровую яму? Дирижер Дмитрий Матвиенко отвечает на вопросы о своей работе
24.09.2020 14:49:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Чтобы найти язык с каждым музыкантом, дирижер, уверен Дмитрий, должен быть еще и хорошим дипломатом
1. Итак, хочу стать дирижером. С чего начать?
– Задать себе вопрос «зачем». Первые годы работы дирижер думает исключительно о реализации своих амбиций. Реже – о том, что именно он может помочь музыкантам делать свою работу лучше. Потом, если у дирижера все хорошо с совестью, он задумывается: «А зачем я вообще здесь нужен?» И если он отвечает на этот вопрос, приходит понимание того, что дальше делать.2. Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть партитуры?
– Дирижер нужен для того, чтобы 80 человек смогли сыграть одновременно. Объясню на примере. В начале XX века в России создали «Персимфанс» – первый симфонический оркестр без дирижера. «Персимфанс» состоял исключительно из профессионалов, но очень скоро распался: оказалось, без дирижера работать быстро невозможно. Программу, которую можно выучить с дирижером за одну-две репетиции, без дирижера приходилось осваивать за 60 репетиций.3. Кто придумал дирижировать палочкой?
– Был такой французский композитор Жан-Батист Люлли, который однажды решил помогать музыкантам жестами. Только у него была не палочка, а жезл, которым он отбивал такты. Есть легенда, будто бы, дирижируя своим произведением на одном из концертов, Люлли поранил ногу наконечником жезла. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену, от которой Жан-Батист скончался. Такой вот странный поворот судьбы: дирижер умер от собственной дирижерской палочки.
4. Чья зарплата выше: дирижера или первой скрипки?
– Если говорить о главном дирижере и концертмейстере оркестра, выше у дирижера. А вообще самые высокие гонорары у оперных певцов.5. Почему есть первая скрипка, но нет, например, первого тромбона?
– На самом деле в каждой группе музыкантов есть первые и вторые голоса, будь то духовые инструменты или струнные. Другое дело, что концертмейстер (которого иногда называют первой скрипкой) – это второй музыкант в оркестре после дирижера, его первый помощник, советчик и правая рука.6. Дирижеры сами умеют играть на музыкальных инструментах?
– Все без исключения. Это связно с тем, что дирижерская профессия, как правило, вторая после основного инструмента. Обычно это скрипка, виолончель или фортепиано. Я, например, играю на фортепиано.7. Оркестр может высказывать дирижеру свое несогласие с трактовкой произведения?
– Музыканты имеют право на то, чтобы не согласиться с дирижером и выразить тем или иным образом свое недовольство.8. Как во время концерта сказать музыканту, что он лажает?
– Чаще всего музыкант сам это понимает. Если не понимает, нужно не паниковать и стараться перенаправить его определенными жестами. В этом заключается одна из задач дирижера: он отстраивает в том числе музыкальный баланс.9. Дирижеры бьют музыкантов палочкой?
– Нет. Эпоха, когда дирижеры могли позволить себе замахнуться на музыкантов, к счастью, давно прошла. Я слышал старые записи репетиций дирижера Артуро Тосканини, который буквально орал на музыкантов и, кажется, даже как-то травмировал одного альтиста. Сейчас дирижер не подчиняет музыкантов своей воле, как это было раньше. Он один среди равных. Дирижер просто предлагает свой вариант трактовки музыкантам. Он больше друг, нежели палка.10. Что делать, если не успел перевернуть страницу?
– Такое часто бывает, кстати. Последний раз у меня подобная ситуация случилась неделю назад, когда я выиграл конкурс в Италии. Что делать? Учить партитуры. Были истории в одном из театров, когда музыканты дирижеру, который им не нравился, скрепляли страницы степлером. В таких случаях тоже неплохо бы знать музыку наизусть.
11. Руки болят после спектакля?
– Руки болят у дирижеров, которые плохо владеют техникой: значит, где-то идет зажим. А вообще в теле ничего не должно болеть.12. Дирижер оркестра может стать дирижером хора?
– Чаще всего у дирижера, который работает в опере, нет шансов избежать работы с хором. А вот если он работает с симфоническим оркестром, такое редко, но бывает. С хором любой дирижер сталкивается так или иначе.13. Зрители часто падают в оркестровую яму?
– Это что-то из области фантастики. А вот режиссер на моей памяти как-то упал в яму, да.14. Кто круче: Моцарт или Бетховен?
– The Beatles.ДМИТРИЙ МАТВИЕНКО
Родился в Минске. В 2009 году окончил Республиканскую гимназию-колледж при академии музыки. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, затем в Московской консерватории, которую окончил в 2017 году. Два сезона работал с хором MusicAeterna Пермского театра оперы и балета. Приглашенный дирижер нескольких московских оркестров, среди которых «Новая Россия» и «Виртуозы Москвы».
С этого сезона – дирижер Большого театра Беларуси.
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Дмитрия Матвиенко