Наращивание объема капремонта домов и новые функции ЖЭУ: как сегодня работает ЖКХ Минска
16.03.2022 21:57:19
Столичное ЖКХ постепенно меняется. Во Фрунзенском районе Минска систему жилищно-коммунального хозяйства реформируют. Для работы с населением разрабатываются информационные буклеты с QR-кодами. Специалисты коммунальных служб организовывают стримы для студентов профильных учебных заведений. Об этом и многом другом корреспонденту «Р» рассказала генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Марина Толстик.
Два в одном
— Марина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о реорганизации ЖКХ во Фрунзенском районе Минска. До 1 ноября прошлого года там существовали два КУП ЖКХ и девять ЖЭУ. Сегодня — одно КУП ЖКХ и четыре ЖЭУ. На какой эффект от такого сокращения рассчитываете?— Две службы заказчика — ЖКХ № 1 и ЖКХ № 2 — были созданы из-за площади территории района: в зоне ответственности наших организаций 1222 жилых дома и 6,7 млн квадратных метров придомовой территории. И все же два государственных заказчика на один район, каким бы большим он ни был, — это непозволительная роскошь. Поэтому сегодня вся деятельность по проведению тендеров, заключению договоров и контролю за качеством исполнения сосредоточена в одном месте — КУП «ЖКХ № 2 Фрунзенского района Минска». Такая реорганизация четко обозначила зоны ответственности и упорядочила процесс оказания услуг. Теперь технический надзор, взаимодействие с подрядными организациями, работа с населением закреплены за конкретным специалистом. По каждому из направлений деятельности — благоустройству, капремонту, техобслуживанию — создано по два отдела. Это позволяет сосредоточиться на нужном вопросе, постоянно быть в теме и повышать свой профессиональный уровень, в том числе и в области законодательства.
— Что изменилось в работе ЖЭУ?
— Сегодня каждый жилищно-эксплуатационный участок наделен определенными функциями. Один обслуживает придомовые территории, в том числе содержание малых архитектурных форм и детских игровых площадок. Три остальные организации занимаются только жилфондом: техническим обслуживанием и текущим ремонтом многоквартирных домов, а также санитарным содержанием вспомогательных помещений.
Плюс в том, что теперь специалисты работают исключительно по своему профилю. Так хаусмастер не будет дополнительно ремонтировать скамейку или красить детское игровое оборудование. И даже рабочий по комплексной уборке может выбирать, наводить порядок в подъезде или во дворе. Ведь одному человеку проще подмести и вымыть лестничные пролеты, чем мерзнуть или мокнуть под дождем. Другой предпочитает работу на свежем воздухе. Сейчас предложения о вакансиях звучат предельно четко, претендентам гораздо проще сделать выбор. Конкретизация функций позволит проявить свои профессиональные навыки именно в той области, где специалист чувствует себя более уверенно. Все это должно повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Такая схема работы укрупненных организаций еще обкатывается.
Конкретизация функций работников ЖКХ позволит повысить качество предоставляемых услуг.
Без потери качества
— О качестве услуг можно судить по обращениям граждан. По каким вопросам люди обращаются в единую диспетчерскую службу 115?— Напомню, работа диспетчерской службы 115 — это не только телефонные заявки, но и электронные, поступающие через портал «Мая Рэспубліка», в том числе через мобильное приложение 115.бел.
И популярность набирают электронные заявки. Чаще люди обращаются по вопросам электроснабжения — это 16—18 процентов от общего количества, затем идут вопросы отопления, санитарного состояния многоквартирных жилых домов и территории, водоснабжения — 9—12 процентов.
— Сегодня как никогда актуально энергосбережение и энергоэффективность жилфонда. Что для этого делают городские организации ЖКХ?
— Основные энергосберегающие мероприятия — замена теплообменников, установка систем автоматического регулирования тепловой энергии в жилых домах, запитанных от ЦТП и котельных. Системами автоматического регулирования тепловой энергии оснащено 5910 домов. Эти системы в автоматическом режиме изменяют температуру теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, что обеспечивает экономное использование тепловой энергии на нужды отопления. Объясню на примере дома № 12 по улице Мичурина. С октября по декабрь 2021 года на отопление этого дома затрачено на 5,3 процента меньше теплоэнергии, чем в аналогичном доме, в котором отсутствует техническая возможность установки системы регулирования.
Экономят электроэнергию светодиодные светильники с автоматической системой управления освещением в местах общего пользования жилых домов и на фасадах. Каждый год старые лифты заменяют на новые с частотным электроприводом.
Навести порядок во дворах
— Давайте поговорим о капитальном ремонте домов. Что сделано за последнее время и какие планы на ближайшую пятилетку?— В 2021-м после капремонта жилищного фонда в эксплуатацию введено 1,07 млн квадратных метров общей площади. В этом году капитально отремонтировать планируется 1,07 млн квадратных метров. Всего же в 2021—2025 годах будет отремонтировано 5,3 млн квадратных метров.
— А сколько будет отремонтировано дворов? Какие мероприятия проводят организации ЖКХ?
— На обслуживании КУП ЖКХ находится 4246 придомовых территорий. КУП ЖКХ ежегодно капитально ремонтируют их, проводят текущий ремонт объектов внешнего благоустройства во дворах. Если говорить о текущем ремонте, то будет отремонтировано 743 дворовых территории.
— Одна из главных задач коммунальных служб — сбор и переработка твердых коммунальных отходов. Сегодня уровень использования ТКО в стране увеличен до 22 процентов. К 2025 году он должен составить не менее 64 процентов. Как будет повышаться эффективность обращения с ТКО и ВМР в Минске?
— В 2021-м в столице достигнуто 32,7 процента использования твердых коммунальных отходов от общего объема их образования. Направлений, по которым работаем, несколько. Это контейнерный сбор и вывоз растительных отходов в секторе индивидуальной застройки города. С 2019 до 2021 года в частном секторе установлено 28 657 контейнеров для сбора отходов объемом 120 литров, из них 15,6 тысячи для сбора твердых коммунальных отходов и почти 13 тысяч для сбора вторичных материальных ресурсов: бумаги, пластика, стекла. Это увеличение объема использования органических отходов: древесных, листвы, скошенной травы. Растительные отходы идут на станцию компостирования УП «Минскзеленстрой», древесные — на котельные УП «Минсккоммунтеплосеть».
Важное направление — консервация мусоропроводов. В 2022-м запланировано закрыть 368 стволов мусоропровода.
Также разъясняем минчанам, как правильно разделять ТКО. В этом году планируется нанести 100 информационных наклеек на мусоровозы. Также разместим почти 9,5 тысячи информационных наклеек на контейнерах для сбора отходов, контейнерных площадках и модульных конструкциях сбора отходов.
Новые ресурсы для информации
— Как информационные технологии влияют на развитие отрасли? Какие системы автоматизации и диспетчеризации хорошо себя зарекомендовали?— Безусловно, использование современных информационных технологий оказывает положительное влияние на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Например, после внедрения новой версии АС «Диспетчерская служба» в марте 2019-го пользователи системы могут отслеживать поступление заявок и их исполнение. Внедрение ресурса позволило передавать заявки другому исполнителю (в случае, если работы не относятся к компетенции данной организации), что значительно сократило время их исполнения.
Сегодня организована система дистанционного снятия показаний с приборов группового учета и систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды. Информация передается через мобильную сеть и позволяет обслуживающим организациям в режиме реального времени отслеживать параметры теплоносителя на объектах жилфонда. Благодаря этому значительно снижены трудозатраты на обслуживание инженерного оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, ускорено время фиксации и реагирования на аварийные ситуации. Также система используется для передачи данных с приборов группового учета.
— Информационная работа с населением — часть вашей деятельности. Как взаимодействуете с потребителем ЖК-услуг?
— Для оперативной обратной связи с населением используем современные площадки общения: Telegram-каналы, страницы и аккаунты в социальных сетях. Такие площадки есть и у объединения, и у каждого КУП ЖКХ.
Среди перспективных направлений работы объединения и организаций, входящих в его состав, отмечу информатизацию сферы ЖКХ. Расскажу о некоторых перспективных направлениях. В ЖКХ Заводского района внедрили программный продукт «Государственная информационная система «Жилищно-коммунальное хозяйство», разработанный Центром информационных технологий Мингорисполкома.
Плательщики жилищно-коммунальных услуг могут создавать личный кабинет и получать электронные извещения. ЕРСЦ разработана экологическая карта города Минска, карта энергоэффективности жилых домов.
КУП ЖКХ совместно с администрациями районов Минска проводятся публичные слушания по вопросам объемов и качества оказываемых услуг, реализации инвестиционных проектов и программ, в том числе в формате онлайн посредством YouTube. Центром проводятся мероприятия по усовершенствованию работоспособности чат-бота 115.бел в Тelegram-канале.
— Какие современные технологии внедряете?
— Разрабатываем информационные тематические буклеты с QR-кодами о подготовке к проведению капремонта, тепловой модернизации, сезонных акций. Созданы новые рубрики в Тelegram-канале объединения: «ЖКХ Минска в лицах», «Мы приступили к выполнению работ», «История ЖКХ», «Судебная практика ЖКХ», «Обзор НПА по вопросам в сфере ЖКХ», «Работа с должниками за ЖКУ». В планах проведение онлайн-консультаций для населения, ЖКХ-стримов на YouTube, прямых эфиров для учащихся по специальностям сферы ЖКХ в столичных вузах и ссузах.
misnik@sb.by