Молодой специалист из Гомеля училась в педклассе, стала учителем и вернулась в родную школу
27.09.2023 08:06:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Еще недавно сидела за ученической партой, а теперь — за учительским столом в начальной школе. Екатерина Ярутич не скрывает: будущее выбирала, вдохновившись примером своих педагогов. Получив диплом Мозырского педагогического университета, она не стала дожидаться окончания послевузовского отдыха — позвонила директору родной гомельской средней школы № 32 и попросилась на работу.
— Ян, не трогай Настины заколки, они нужны для прически, а не для игры.
— А когда у нас будет математика? — загораются глаза у Насти.
— Во вторник.
— Но это еще долго, давайте сейчас! — умоляют девочки с соседнего ряда.
Видя наши удивленные лица, педагог объясняет:
— Сегодня обсуждали, что ребята хотели бы попросить у Деда Мороза. Среди «заказов» — бриллианты маме и школа из золота. А многие просили побольше уроков! Это еще тот возраст, когда учиться зачастую хочется больше, чем играть.
— То есть вы с учениками не только о буквах и цифрах говорите? — уточняю я.
— Я всегда восхищалась моей первой учительницей. Анна Константиновна Ефимова была очень серьезной, но заботливой женщиной. Было интересно наблюдать, как она ведет урок, как готовит нас к мероприятиям, как умеет утешить, когда потребуется.
В десятом классе Екатерина Ярутич не раздумывая пошла в педагогическую группу. Это было настоящее погружение в профессию. На факультативах ребята постигали азы психологии и педагогики, занимались исследовательской работой, ездили в вузы и общались с преподавателями. И, конечно, сами пробовали вести уроки. Кто‑то выбирал параллель помладше, а самые смелые выступали в роли учителя перед сверстниками. Может, сразу и не у всех получалось, но к своим педагогам их «временные коллеги» после такого опыта стали относиться гораздо уважительнее.
Такая углубленная профориентация дает хорошие плоды. Первые профильные педагогические группы в 32‑й школе были открыты еще в 2015 году. В них занимается немного ребят — только те, у кого есть склонности к преподаванию. Кто‑то убеждается в правильности выбранного пути, кто‑то, углубившись в процесс, понимает, что в учителя не годится. К этому времени 34 выпускника связали свою жизнь с профессией учителя — осознанно и с пониманием всех особенностей работы в школе. В Мозырский педагогический университет Ярутич пришла уже подкованной в публичных выступлениях, с опытом исследовательской работы и уверенностью в себе, которая, по словам Екатерины, абсолютно необходима для работы с детьми:
— И все‑таки вы строгая или добрая?
— Все зависит от ситуации. Строгая, но терпеливая, когда речь идет о дисциплине. Но если малыши приходят с объятиями, то как тут не поддержать их? — рассуждает педагог. — Я очень уважительно отношусь к детским переживаниям еще с университетских времен, когда у нас была практика в школах и когда мы ездили вожатыми в лагеря отдыха. Вот мучает ребенка что‑то, он подойдет к тебе, выговорится, успокоится, а потом так трогательно просит никому‑никому не рассказывать про это, потому что ты в его глазах опора, защитник. И знаете, я до сих пор никому‑никому не выдаю те детские секреты.
В кабинет к Екатерине Сергеевне заглядывает Елена Сталыбко, коллега, а еще недавно ее учитель русского языка и литературы. Молодой педагог широко улыбается и знакомит нас:
— Это человек, который окончательно влюбил меня в профессию учителя. Ее мы в старших классах слушали взахлеб, она привила мне любовь к чтению, научила думать, рассуждать и уверенно держаться на публике.
Елена Сталыбко практиковала интересную форму работы — модифицированные дебаты Карла Поппера.
— Нам всегда не хватало уроков развития речи и креативности мышления, — объясняет Елена Ивановна. — Во время дебатов на уроке литературы ставили проблемный вопрос. Например, почему Мастер Булгакова не заслужил света? Две команды с разными точками зрения отстаивали свою позицию, выступая по четко определенной структуре. Ребята учились аргументировать и в то же время внимательно слушать оппонента. Катя всегда была девушкой со стерженьком, с собственной четкой позицией, а это для учителя очень важное качество.
Елена Ивановна своей ученицей гордится и периодически заглядывает проверить, как идут дела у молодого педагога.
valchenko@sb.by
— Это вдвойне счастье, — говорит Екатерина Сергеевна, — когда твоим первым местом работы становится родная школа, которая в свое время и помогла определиться с делом жизни. Хочу так же, как меня вдохновляли мои педагоги, вдохновлять своих учеников, увлекать их, развивать и делать лучше.
Не только о буквах и цифрах
После урока музыки первоклашки возвращаются в кабинет немного взбудораженные, но под внимательным взором Екатерины Сергеевны быстро успокаиваются. Остаются только небольшие педагогические штрихи:— Ян, не трогай Настины заколки, они нужны для прически, а не для игры.
— А когда у нас будет математика? — загораются глаза у Насти.
— Во вторник.
— Но это еще долго, давайте сейчас! — умоляют девочки с соседнего ряда.
Видя наши удивленные лица, педагог объясняет:
— Сегодня обсуждали, что ребята хотели бы попросить у Деда Мороза. Среди «заказов» — бриллианты маме и школа из золота. А многие просили побольше уроков! Это еще тот возраст, когда учиться зачастую хочется больше, чем играть.
— То есть вы с учениками не только о буквах и цифрах говорите? — уточняю я.
— Наша задача — и научить, и воспитать. В начальных классах закладывается база на будущее. Поэтому мне хочется сейчас дать детям побольше хорошего и светлого, чтобы они отличали добро от зла, уважали тех, кто вокруг, и не ленились познавать мир. Даже то, что мы приучаем к расписанию (любимая математика обязательно будет, но не сегодня, а во вторник), делает их более дисциплинированными, терпеливыми, помогает понять разницу между «хочу» и «должен».
Педагог победил водителя
Кем только не мечтала в детстве стать Екатерина Ярутич! Быть водителем, как дедушка, и непременно управлять троллейбусом. Надеть форму и стать, как папа, милиционером. А может, как мама, воспитательницей?— Я всегда восхищалась моей первой учительницей. Анна Константиновна Ефимова была очень серьезной, но заботливой женщиной. Было интересно наблюдать, как она ведет урок, как готовит нас к мероприятиям, как умеет утешить, когда потребуется.
В десятом классе Екатерина Ярутич не раздумывая пошла в педагогическую группу. Это было настоящее погружение в профессию. На факультативах ребята постигали азы психологии и педагогики, занимались исследовательской работой, ездили в вузы и общались с преподавателями. И, конечно, сами пробовали вести уроки. Кто‑то выбирал параллель помладше, а самые смелые выступали в роли учителя перед сверстниками. Может, сразу и не у всех получалось, но к своим педагогам их «временные коллеги» после такого опыта стали относиться гораздо уважительнее.
Такая углубленная профориентация дает хорошие плоды. Первые профильные педагогические группы в 32‑й школе были открыты еще в 2015 году. В них занимается немного ребят — только те, у кого есть склонности к преподаванию. Кто‑то убеждается в правильности выбранного пути, кто‑то, углубившись в процесс, понимает, что в учителя не годится. К этому времени 34 выпускника связали свою жизнь с профессией учителя — осознанно и с пониманием всех особенностей работы в школе. В Мозырский педагогический университет Ярутич пришла уже подкованной в публичных выступлениях, с опытом исследовательской работы и уверенностью в себе, которая, по словам Екатерины, абсолютно необходима для работы с детьми:
— Легко выбрать профессию педагога, если с детства вокруг тебя отличные учителя. Я могу брать пример с каждого из них — от моей первой учительницы до классного руководителя в старших классах.
Важное качество
Первоклашки шумной стайкой утекают на продленку, учительница провожает их с улыбкой, а я интересуюсь:— И все‑таки вы строгая или добрая?
— Все зависит от ситуации. Строгая, но терпеливая, когда речь идет о дисциплине. Но если малыши приходят с объятиями, то как тут не поддержать их? — рассуждает педагог. — Я очень уважительно отношусь к детским переживаниям еще с университетских времен, когда у нас была практика в школах и когда мы ездили вожатыми в лагеря отдыха. Вот мучает ребенка что‑то, он подойдет к тебе, выговорится, успокоится, а потом так трогательно просит никому‑никому не рассказывать про это, потому что ты в его глазах опора, защитник. И знаете, я до сих пор никому‑никому не выдаю те детские секреты.
В кабинет к Екатерине Сергеевне заглядывает Елена Сталыбко, коллега, а еще недавно ее учитель русского языка и литературы. Молодой педагог широко улыбается и знакомит нас:
— Это человек, который окончательно влюбил меня в профессию учителя. Ее мы в старших классах слушали взахлеб, она привила мне любовь к чтению, научила думать, рассуждать и уверенно держаться на публике.
Елена Сталыбко практиковала интересную форму работы — модифицированные дебаты Карла Поппера.
— Нам всегда не хватало уроков развития речи и креативности мышления, — объясняет Елена Ивановна. — Во время дебатов на уроке литературы ставили проблемный вопрос. Например, почему Мастер Булгакова не заслужил света? Две команды с разными точками зрения отстаивали свою позицию, выступая по четко определенной структуре. Ребята учились аргументировать и в то же время внимательно слушать оппонента. Катя всегда была девушкой со стерженьком, с собственной четкой позицией, а это для учителя очень важное качество.
Елена Ивановна своей ученицей гордится и периодически заглядывает проверить, как идут дела у молодого педагога.
valchenko@sb.by