Пошли навстречу: владельцы торговых центров Минска снизили для ИП арендную ставку на 20—50 процентов
22.06.2020 20:51:19
Владимир ВОЛЧКОВ
Вероника МАЛЫЩИЦ
В марте и апреле торговые центры и рынки переживали не лучшие времена: коронавирус заметно проредил количество посетителей, которые максимально ограничили походы в массовые места. Продажи заметно снизились, а за ними — и платежеспособность арендаторов. В конце апреля принят Указ Президента № 143 «О поддержке экономики», призванный помочь бизнесу, наиболее пострадавшему от пандемии. В нем предусмотрен целый комплекс мер помощи: налоги, аренда и т.д. Государственные и частные арендодатели в Минске и регионах уже пошли навстречу своим арендаторам. Сегодня в ТЦ постепенно возвращаются покупатели. Корреспондент «Р» посетила несколько торговых центров и узнала, как изменились арендная ставка и поведение покупателей.
Возвращение к пройденному
ТЦ «Галилео» возле железнодорожного вокзала. Каждый второй магазин здесь зазывает покупателя скидками в 40, 50, а то и 70 процентов. По данным ряда экономических исследований, бизнес оценил сокращение спроса на внутреннем рынке на 59 процентов. Поэтому торговля и прибегла к стратегии снижения цен.
— За апрель и май очередь была пару раз в аптеку, — рассказывает мне продавец Дарья. — Наши продажи упали тогда на 80 процентов. Сейчас покупатели приходят и в выходные, и по вечерам в будние дни после работы. Начиная с июня, продажи поднялись, по моим оценкам, приблизительно на 40 процентов.
В будние дни в центрах по-прежнему немноголюдно.
На вопрос, снизили ли им арендную ставку, Дарья отвечает, что директор в эти дела ее не посвятил. То же утверждает и ее сосед Александр, который продает аксессуары для телефонов. Он делится своими впечатлениями по ситуации с коронавирусом в своем торговом сегменте:
— В какой-то момент почти до нуля упали все продажи. Но людям надоело сидеть дома. Сейчас посещаемость выше на 30 процентов. На мой взгляд, только ближе к ноябрю получится выйти на тот оборот, что был до карантинных мер.
Руководство торгового центра от комментариев по поводу снижения аренды отказалось, сославшись на коммерческую тайну. К слову, эта мера для частных арендодателей несет скорее рекомендательный характер. При этом каждый понимает, что если не поддержать своих арендаторов, то через несколько месяцев площади будут простаивать без дела.
Для объектов общественного питания также предусмотрены арендные льготы.
Арендные льготы
Следующий торговый центр на нашем пути — «Столица». Здесь трафик посетителей снизился, по словам начальника управления по эксплуатации Сергея Масловского, на 70 процентов:
— Уже с марта мы инициировали поддержку арендаторов. Им необходимо было снизить бремя аренды и сохранить рабочие места. С этим решением мы вышли на Мингорисполком.
Посетителей завлекают скидками в 40, 50, а то и 70 процентов.
В итоге арендную ставку удалось снизить с 1 мая до 31 августа на 50 процентов для розничной торговли и с 1 июня до 31 декабря на 20 процентов для объектов общественного питания и услуг в случае если у них сократилась выручка.
Из-за дистанцирования и карантинных мероприятий в «Столице» тоже было немноголюдно. Сейчас прирост покупателей заметен. Повлияла на посещаемость и хорошая погода.
— Мы тщательно контролируем, чтобы наши продавцы, особенно те, кто работает с продовольственными товарами, соблюдали масочный режим, а дозаторы были заправлены антисептиками. Безопасная дистанция также обеспечивается, — рассказывает Сергей Масловский.
В ТЦ «Столица», ориентированном на туристов, закрылись сувенирные лавки.
Учитывая, что торговый центр ориентирован в основном на туристов, здесь продавалось много сувенирной продукции. Сегодня осталась лишь парочка подобных «островков». А вот магазины товаров для детей, детские развлекательные центры, контактный зоопарк, к сожалению, закрылись. Экономически для них стало неподъемным нахождение в центре. Вообще, с апреля пошел отток арендаторов, которые были ориентированы на узкую торговую специализацию.
Сейчас в центре стараются уделить больше внимания комфорту посетителей. Занялись теми делами, которые раньше откладывались. Стали приводить в порядок паркинг, на верхнем уровне сделали освещение. По словам Сергея Масловского, сейчас центр стал своеобразным средоточием национальных брендов — квадратные метры здесь арендуют фирменные магазины белорусских предприятий легкой промышленности.
Решив пообщаться с представителями торговли, мы с фотографом возле небольших магазинчиков нашли записки с номерами телефонов. Подошли к магазинчику, где продают чай и кофе, пообщались с продавцом:
Продавцы признают: спрос упал на 70 процентов.
— Летом всегда немного посетителей — отпуска, дачный сезон, — сетует Светлана. — Даже без эпидемии летом в лучшие времена продажи были не ахти. А сейчас, когда возле меня закрылись крупные брендовые точки, то, естественно, проходимость снизилась.
Тем не менее женщина подчеркивает, что поддержка в виде снижения арендной ставки здорово помогла, так как из-за «просевшей» в апреле и мае выручки продавцам не с чего было платить зарплату. Но пока съезжать отсюда не планируют.
— Здесь бы открыть такие магазины, где будет широкий ассортимент и низкие цены. Ведь логично, что люди хотят приехать в торговый центр и закупиться сразу всем, а заодно и отдохнуть, — рассуждает продавец.
Спрос сместился на дешевые товары.
Спрос и предложение
— Девушка, красавица, заходи! Курточку тебе подберем. Кожа натуральная, все цвета есть! — встречают своих потенциальных покупателей продавцы рынка в Ждановичах. Жадно высматривая прогуливающихся посетителей, они явно обделены вниманием покупателей. На общение с прессой предприниматели идут неохотно. Нам удается немного поговорить с собственником нескольких точек в «Мире моды» Сергеем.
— Аренду нам снизили временно на 40 процентов. Однако ситуация на Ждановичах не самая благоприятная. Покупателей стало меньше, на мой взгляд, где-то на 70 процентов. Люди стали и меньше покупать, и ищут товар подешевле.
— А дешевый товар в торговых центрах мы не продаем, — наш разговор прерывает пара в возрасте, и Сергей переключается на обслуживание долгожданных клиентов.
Некоторые предприниматели, наиболее пострадавшие от коронакризиса, закрыли магазины.
В мае администрация ТЦ «Ждановичи» снизила арендную ставку на 30–50 процентов для всех предпринимателей. Продавцы отмечают: это хорошо, но ведь и продажи снизились. Сейчас заработать можно в основном на выходных. Продавцы верхней одежды Татьяна и Лида, спрятавшись в тени, скучают. Они утверждают, что раньше на рынке много закупались россияне — львиная доля выручки приходилась на них. А сейчас все предпочитают вещи подешевле.
— Вы пройдите на открытые ряды: там джинсы от 25 рублей, майки по 10, летние платья по 20. Есть и секонд-хенд. Там люди и закупаются, — говорит Татьяна.
В нескольких ТЦ пустуют площади.
Проходим по рядам и выходим на часть рынка, где продают домашних животных.
— Аренду нам снизили, но несущественно. На два месяца мы закрылись. Рисковать не хотелось, — рассказывает продавец рыболовных снастей Николай. — Радует, что люди начали значительно больше отдыхать внутри страны, ездить на озера, поэтому сезонный спрос есть. Надеемся, скоро прежняя рыночная жизнь восстановится.
malyshchyts@sb.by
Тренд на снижение
Баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился
Коронавирус больно ужалил потребительский рынок. Было и несколько совершенно пустых по продажам недель. Но сейчас торговые центры потихоньку оживают. Не произошло и массового исхода арендаторов. Да и ставки арендной платы большинство операторов торговой недвижимости значительно снизили. Новую реальность мы обсудили с экспертами сегмента торговой недвижимости.
Прошлые тренды с новой динамикой
Если отбросить эмоции и опираться только на цифры, то можно утверждать, что сильных потрясений на потребительском рынке не произошло. В Беларуси не объявляли карантин, не «закрывали» экономику. Соответственно, доходы населения, и номинальные, и реальные, за исключением отдельных сфер, практически не пострадали. Другой вопрос, что стремительно трансформировалась потребительская психология. Вирус большинство из нас заставил заново взглянуть на жизненные ценности. В том числе и материальные.
Впрочем, многие из трендов вполне четко обозначились еще в прошлом году. А начиная с нынешнего марта стали развиваться со стремительной динамикой. В прошлые годы, по оценкам специалистов Министерства антимонопольного регулирования и торговли, динамика розничного товарооборота опережала рост доходов населения на 2—2,2 процентных пункта. Этот разрыв финансировался за счет потребительского кредитования, а также продажи валюты. После бурного восстановительного роста увеличение заимствований в прошлом году стало затухать. А в этом и вовсе наметилась отрицательная динамика. Видимо, граждане отреагировали на общемировую неопределенность и разумно предпочли освободиться от старых долгов, а к новым и вовсе вкус пропал. Кроме того, люди стали чаще не продавать, а покупать валюту. И за пять месяцев приобрели ее больше полумиллиарда.
В прошлом году МАРТ констатировал: модель поведения населения трансформируется из потребительской в накопительную. И пандемия только подтолкнула людей к еще большему прагматизму и накоплению.
Говорить, что тотально пострадал розничный рынок, не совсем корректно. Просто динамика розничного товарооборота замедляется. Если посмотреть номинальные данные, то в апреле — мае торговля шла лучше, чем в январе — феврале. А март и вообще оказался весьма «оборотистым» месяцем. А по сравнению с прошлым годом за 5 месяцев розничный товарооборот вырос на 103 процента. Динамика, как видно, в положительной зоне. Другое дело, что в прошлые годы она была намного солиднее: в 2019-м — 104,5 процента, в 2018-м — 108,3.
Другое дело, что новая эпидемиологическая реальность серьезно изменила структуру потребления. Больше всех пострадала индустрия развлечений и некоторых услуг, зато очень прилично «плюсанули» строительные материалы, бытовая техника. Причем спрос сместился в интернет. И если стационарные точки жаловались на пропажу покупателей, то интернет-площадки испытали буквально налет потребителей.
Прогноз на завтра
Управляющий директор, партнер девелоперской компании Colliers international Денис Четвериков объясняет: с началом пандемии фиксировали падение трафика в торговых центрах до 40 процентов. В кинозалах — до 90 процентов. В мае — июне люди стали возвращаться в торговые центры. Но посещаемость до прошлых показателей еще не вернулась, сейчас составляет минус 15—20 процентов. По словам эксперта, сейчас перед торговыми центрами и ретейлерами главная задача — «трансформация посетителя в покупателя».
Партнер, исполнительный директор компании NAI Global в Беларуси Андрей Алешкин уверен: оживления стоит ждать ближе к сентябрю, когда покупатели озаботятся подготовкой к школьному году. Развлечения, которые стали незыблемой составляющей любого ТЦ, тоже не скоро выйдут на докризисный уровень. Весной покупатели переместились на онлайн-площадки. Заметно оживились продажи в небольших супермаркетах у дома.
Арендный консенсус
Андрей Алешкин констатирует: массовый исход арендаторов из торговых центров удалось предотвратить. Владельцы ТЦ откорректировали ставки, сделали их более адекватными, исходя из текущего момента. «Ставки корректируются каждый месяц», — объясняет эксперт. Он отмечает, что все больше в договорах ставку аренды привязывают к проценту от выручки. Хотя с каждым арендодателем происходит индивидуальная работа. Андрей Алешкин объясняет: если торговая точка находится на хорошем трафике, то арендаторам не всегда выгодно платить процент от выручки. Фиксированная цена будет выгоднее. В целом же, по наблюдениям специалиста, арендные ставки в среднем снизились на 30—50 процентов. Хотя есть прецеденты и 70-процентных дисконтов.
О существенном падении ставок говорит и Денис Четвериков: до 20—50 процентов, если брать фиксированные цены «квадрата». Если договор привязан к проценту от выручки, то получается еще меньше. По его словам, недавно открывшиеся торговые центры готовы «сажать» арендаторов даже с условием оплаты только коммунальных издержек. Также эксперт отмечает тенденцию на сокращение торговыми точками метража магазинов. В целом он убежден: ставки аренды 25—30 евро за квадратный метр магазина метражом 500—1000 «квадратов» мы увидим только через полгода. И то если на рынке не произойдет новых шоков.
Если рассматривать ситуацию на сегодняшний день, то некий баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился. Руководство практически всех ТЦ постепенно нашло с арендодателями приемлемый консенсус. Пошли навстречу торговым центрам и банки. По крайней мере, экспертное сообщество убеждено: громких банкротств в отрасли не будет.
volchkov@sb.by
Возвращение к пройденному
ТЦ «Галилео» возле железнодорожного вокзала. Каждый второй магазин здесь зазывает покупателя скидками в 40, 50, а то и 70 процентов. По данным ряда экономических исследований, бизнес оценил сокращение спроса на внутреннем рынке на 59 процентов. Поэтому торговля и прибегла к стратегии снижения цен.
— За апрель и май очередь была пару раз в аптеку, — рассказывает мне продавец Дарья. — Наши продажи упали тогда на 80 процентов. Сейчас покупатели приходят и в выходные, и по вечерам в будние дни после работы. Начиная с июня, продажи поднялись, по моим оценкам, приблизительно на 40 процентов.
В будние дни в центрах по-прежнему немноголюдно.
На вопрос, снизили ли им арендную ставку, Дарья отвечает, что директор в эти дела ее не посвятил. То же утверждает и ее сосед Александр, который продает аксессуары для телефонов. Он делится своими впечатлениями по ситуации с коронавирусом в своем торговом сегменте:
— В какой-то момент почти до нуля упали все продажи. Но людям надоело сидеть дома. Сейчас посещаемость выше на 30 процентов. На мой взгляд, только ближе к ноябрю получится выйти на тот оборот, что был до карантинных мер.
Руководство торгового центра от комментариев по поводу снижения аренды отказалось, сославшись на коммерческую тайну. К слову, эта мера для частных арендодателей несет скорее рекомендательный характер. При этом каждый понимает, что если не поддержать своих арендаторов, то через несколько месяцев площади будут простаивать без дела.
Для объектов общественного питания также предусмотрены арендные льготы.
Арендные льготы
Следующий торговый центр на нашем пути — «Столица». Здесь трафик посетителей снизился, по словам начальника управления по эксплуатации Сергея Масловского, на 70 процентов:
— Уже с марта мы инициировали поддержку арендаторов. Им необходимо было снизить бремя аренды и сохранить рабочие места. С этим решением мы вышли на Мингорисполком.
Посетителей завлекают скидками в 40, 50, а то и 70 процентов.
В итоге арендную ставку удалось снизить с 1 мая до 31 августа на 50 процентов для розничной торговли и с 1 июня до 31 декабря на 20 процентов для объектов общественного питания и услуг в случае если у них сократилась выручка.
Из-за дистанцирования и карантинных мероприятий в «Столице» тоже было немноголюдно. Сейчас прирост покупателей заметен. Повлияла на посещаемость и хорошая погода.
— Мы тщательно контролируем, чтобы наши продавцы, особенно те, кто работает с продовольственными товарами, соблюдали масочный режим, а дозаторы были заправлены антисептиками. Безопасная дистанция также обеспечивается, — рассказывает Сергей Масловский.
В ТЦ «Столица», ориентированном на туристов, закрылись сувенирные лавки.
Учитывая, что торговый центр ориентирован в основном на туристов, здесь продавалось много сувенирной продукции. Сегодня осталась лишь парочка подобных «островков». А вот магазины товаров для детей, детские развлекательные центры, контактный зоопарк, к сожалению, закрылись. Экономически для них стало неподъемным нахождение в центре. Вообще, с апреля пошел отток арендаторов, которые были ориентированы на узкую торговую специализацию.
Сейчас в центре стараются уделить больше внимания комфорту посетителей. Занялись теми делами, которые раньше откладывались. Стали приводить в порядок паркинг, на верхнем уровне сделали освещение. По словам Сергея Масловского, сейчас центр стал своеобразным средоточием национальных брендов — квадратные метры здесь арендуют фирменные магазины белорусских предприятий легкой промышленности.
Решив пообщаться с представителями торговли, мы с фотографом возле небольших магазинчиков нашли записки с номерами телефонов. Подошли к магазинчику, где продают чай и кофе, пообщались с продавцом:
Продавцы признают: спрос упал на 70 процентов.
— Летом всегда немного посетителей — отпуска, дачный сезон, — сетует Светлана. — Даже без эпидемии летом в лучшие времена продажи были не ахти. А сейчас, когда возле меня закрылись крупные брендовые точки, то, естественно, проходимость снизилась.
Тем не менее женщина подчеркивает, что поддержка в виде снижения арендной ставки здорово помогла, так как из-за «просевшей» в апреле и мае выручки продавцам не с чего было платить зарплату. Но пока съезжать отсюда не планируют.
— Здесь бы открыть такие магазины, где будет широкий ассортимент и низкие цены. Ведь логично, что люди хотят приехать в торговый центр и закупиться сразу всем, а заодно и отдохнуть, — рассуждает продавец.
Спрос сместился на дешевые товары.
Спрос и предложение
— Девушка, красавица, заходи! Курточку тебе подберем. Кожа натуральная, все цвета есть! — встречают своих потенциальных покупателей продавцы рынка в Ждановичах. Жадно высматривая прогуливающихся посетителей, они явно обделены вниманием покупателей. На общение с прессой предприниматели идут неохотно. Нам удается немного поговорить с собственником нескольких точек в «Мире моды» Сергеем.
— Аренду нам снизили временно на 40 процентов. Однако ситуация на Ждановичах не самая благоприятная. Покупателей стало меньше, на мой взгляд, где-то на 70 процентов. Люди стали и меньше покупать, и ищут товар подешевле.
— А дешевый товар в торговых центрах мы не продаем, — наш разговор прерывает пара в возрасте, и Сергей переключается на обслуживание долгожданных клиентов.
Некоторые предприниматели, наиболее пострадавшие от коронакризиса, закрыли магазины.
В мае администрация ТЦ «Ждановичи» снизила арендную ставку на 30–50 процентов для всех предпринимателей. Продавцы отмечают: это хорошо, но ведь и продажи снизились. Сейчас заработать можно в основном на выходных. Продавцы верхней одежды Татьяна и Лида, спрятавшись в тени, скучают. Они утверждают, что раньше на рынке много закупались россияне — львиная доля выручки приходилась на них. А сейчас все предпочитают вещи подешевле.
— Вы пройдите на открытые ряды: там джинсы от 25 рублей, майки по 10, летние платья по 20. Есть и секонд-хенд. Там люди и закупаются, — говорит Татьяна.
В нескольких ТЦ пустуют площади.
Проходим по рядам и выходим на часть рынка, где продают домашних животных.
— Аренду нам снизили, но несущественно. На два месяца мы закрылись. Рисковать не хотелось, — рассказывает продавец рыболовных снастей Николай. — Радует, что люди начали значительно больше отдыхать внутри страны, ездить на озера, поэтому сезонный спрос есть. Надеемся, скоро прежняя рыночная жизнь восстановится.
malyshchyts@sb.by
Тренд на снижение
Баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился
Коронавирус больно ужалил потребительский рынок. Было и несколько совершенно пустых по продажам недель. Но сейчас торговые центры потихоньку оживают. Не произошло и массового исхода арендаторов. Да и ставки арендной платы большинство операторов торговой недвижимости значительно снизили. Новую реальность мы обсудили с экспертами сегмента торговой недвижимости.
Прошлые тренды с новой динамикой
Если отбросить эмоции и опираться только на цифры, то можно утверждать, что сильных потрясений на потребительском рынке не произошло. В Беларуси не объявляли карантин, не «закрывали» экономику. Соответственно, доходы населения, и номинальные, и реальные, за исключением отдельных сфер, практически не пострадали. Другой вопрос, что стремительно трансформировалась потребительская психология. Вирус большинство из нас заставил заново взглянуть на жизненные ценности. В том числе и материальные.
Впрочем, многие из трендов вполне четко обозначились еще в прошлом году. А начиная с нынешнего марта стали развиваться со стремительной динамикой. В прошлые годы, по оценкам специалистов Министерства антимонопольного регулирования и торговли, динамика розничного товарооборота опережала рост доходов населения на 2—2,2 процентных пункта. Этот разрыв финансировался за счет потребительского кредитования, а также продажи валюты. После бурного восстановительного роста увеличение заимствований в прошлом году стало затухать. А в этом и вовсе наметилась отрицательная динамика. Видимо, граждане отреагировали на общемировую неопределенность и разумно предпочли освободиться от старых долгов, а к новым и вовсе вкус пропал. Кроме того, люди стали чаще не продавать, а покупать валюту. И за пять месяцев приобрели ее больше полумиллиарда.
В прошлом году МАРТ констатировал: модель поведения населения трансформируется из потребительской в накопительную. И пандемия только подтолкнула людей к еще большему прагматизму и накоплению.
Говорить, что тотально пострадал розничный рынок, не совсем корректно. Просто динамика розничного товарооборота замедляется. Если посмотреть номинальные данные, то в апреле — мае торговля шла лучше, чем в январе — феврале. А март и вообще оказался весьма «оборотистым» месяцем. А по сравнению с прошлым годом за 5 месяцев розничный товарооборот вырос на 103 процента. Динамика, как видно, в положительной зоне. Другое дело, что в прошлые годы она была намного солиднее: в 2019-м — 104,5 процента, в 2018-м — 108,3.
Другое дело, что новая эпидемиологическая реальность серьезно изменила структуру потребления. Больше всех пострадала индустрия развлечений и некоторых услуг, зато очень прилично «плюсанули» строительные материалы, бытовая техника. Причем спрос сместился в интернет. И если стационарные точки жаловались на пропажу покупателей, то интернет-площадки испытали буквально налет потребителей.
Прогноз на завтра
Управляющий директор, партнер девелоперской компании Colliers international Денис Четвериков объясняет: с началом пандемии фиксировали падение трафика в торговых центрах до 40 процентов. В кинозалах — до 90 процентов. В мае — июне люди стали возвращаться в торговые центры. Но посещаемость до прошлых показателей еще не вернулась, сейчас составляет минус 15—20 процентов. По словам эксперта, сейчас перед торговыми центрами и ретейлерами главная задача — «трансформация посетителя в покупателя».
Партнер, исполнительный директор компании NAI Global в Беларуси Андрей Алешкин уверен: оживления стоит ждать ближе к сентябрю, когда покупатели озаботятся подготовкой к школьному году. Развлечения, которые стали незыблемой составляющей любого ТЦ, тоже не скоро выйдут на докризисный уровень. Весной покупатели переместились на онлайн-площадки. Заметно оживились продажи в небольших супермаркетах у дома.
Арендный консенсус
Андрей Алешкин констатирует: массовый исход арендаторов из торговых центров удалось предотвратить. Владельцы ТЦ откорректировали ставки, сделали их более адекватными, исходя из текущего момента. «Ставки корректируются каждый месяц», — объясняет эксперт. Он отмечает, что все больше в договорах ставку аренды привязывают к проценту от выручки. Хотя с каждым арендодателем происходит индивидуальная работа. Андрей Алешкин объясняет: если торговая точка находится на хорошем трафике, то арендаторам не всегда выгодно платить процент от выручки. Фиксированная цена будет выгоднее. В целом же, по наблюдениям специалиста, арендные ставки в среднем снизились на 30—50 процентов. Хотя есть прецеденты и 70-процентных дисконтов.
О существенном падении ставок говорит и Денис Четвериков: до 20—50 процентов, если брать фиксированные цены «квадрата». Если договор привязан к проценту от выручки, то получается еще меньше. По его словам, недавно открывшиеся торговые центры готовы «сажать» арендаторов даже с условием оплаты только коммунальных издержек. Также эксперт отмечает тенденцию на сокращение торговыми точками метража магазинов. В целом он убежден: ставки аренды 25—30 евро за квадратный метр магазина метражом 500—1000 «квадратов» мы увидим только через полгода. И то если на рынке не произойдет новых шоков.
Если рассматривать ситуацию на сегодняшний день, то некий баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился. Руководство практически всех ТЦ постепенно нашло с арендодателями приемлемый консенсус. Пошли навстречу торговым центрам и банки. По крайней мере, экспертное сообщество убеждено: громких банкротств в отрасли не будет.
volchkov@sb.by