В «новой реальности» логично пересмотреть отношение к импорту из недружественных юрисдикций
19.03.2024 08:07:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Санкционные пакеты уже давно перевалили на второй десяток. А на нашем внутреннем рынке как будто ничего значимого и не происходит. По-прежнему импортом завалены торговые полки. С техникой и электроникой дело обстоит несколько сложнее. Но по разным каналам можно купить практически любой западный бренд. Не совсем легально с точки зрения рестрикционных правил и по значительно завышенной цене. Но можно. Поэтому и доля продажи отечественных товаров на внутреннем рынке если и растет, то не с той динамикой, которую хотелось бы увидеть. Парадокс: Европа душит нас экономически, всеми силами вытесняя белорусский экспорт. В то же время западные производители продолжают успешно зарабатывать на нашем рынке.
И, как кажется, еще больше, чем до обострения взаимоотношений. Не слишком ли мы толерантны к импорту (в первую очередь происхождения из недружественных стран) в сложившейся ситуации?
Конечно, некоторые европейские поставщики и производители проиграли из-за санкций своих же правительств. Но в общем и целом коммерческие структуры ЕС неплохо на нас зарабатывают. И не только коммерческие, но и коррупционные. Иногда даже приходит в голову мысль: Европа вводит ограничения не только чтобы доставить нам неприятности, но и дабы заработать побольше под благовидным предлогом. Экономика-то в ЕС, мягко выражаясь, не на высоте. Вот ее и оживляют всеми доступными, пускай и не всегда благовидными, способами.
Конечно, пути-дорожки поставок товаров, логистика взаимоотношений с их производителями, поставщиками, посредниками, способы оплаты — эти темы являются если не всегда и полностью секретными, то конфиденциальными. И публично практически не обсуждаются. Тем не менее в кулуарах приходилось слышать и от коммерческих кругов, и от представителей реального сектора, что импорт никуда не исчез с нашей территории. Даже самые чувствительные к санкциям позиции. Как говорится, если нужные сырье или материалы два раза обогнут земной шар (хотя бы «по бумагам»), то проследить пункт их конечного назначения очень непросто. Другой вопрос, что длинная цепочка кардинально увеличивает цену. Иногда буквально в разы.
Конечно, белорусские и российские посредники тоже зарабатывают кое-какие дивиденды на организации, так сказать, альтернативных поставок. Но ключевые центры прибыли и выгоды лежат за границей. И самые жирные сливки с поставок попавшей под санкции продукции снимают те же европейские компании.
Не в накладе, судя по всему, остаются и чиновники — европейские и американские. Механика санкций не предусматривает безусловного запрета на поставки практически любой продукции. Как говорится, исходя из пакетов рестрикций продавать или покупать все более широкую номенклатуру продукции нельзя. Но если очень хочется или очень нужно — можно. Коммерческая структура западного происхождения может обратиться в соответствующие уполномоченные органы и получить разовую лицензию на ту или иную сделку. Естественно, доказательства должны быть вескими, обоснованными, отработанными с юридической стороны. По западной традиции общение между бизнесом и властью ведется через юридические и консалтинговые агентства. А эти компании профессионально умеют отблагодарить кого угодно. И так оформить все транзакции, когда де-факто взятка превращается в какую-нибудь формально чистую историю. Кстати, адвокаты зарабатывают на санкциях бешеные деньги. Ведь европейцы играют в правовую систему. Любые решения чиновников можно оспорить в суде или урегулировать проблему в досудебных юридических прениях. Все невозможное для западных юристов возможно. Вопрос только величины гонорара. В кулуарах рассказывали истории, когда конкретные фамилии и коммерческие компании чуть ли не шариковой ручкой вычеркивали из очередных пакетов рестрикционных списков. Потенциальные пострадавшие вовремя внесли средства на счет европейских юридических компаний. И счет таких «пожертвований», поверьте, идет на миллионы долларов.
Какая-то странная экономическая война у нас получается. Не пора ли более глубоко изучить и оценить наши взаимоотношения со странами, правительства которых относятся к нам недружественно? Я ничего не имею против непосредственно западных компаний, большинство из которых не по своей воле попало под раздачу. Но что поделать: наши же предприятия тоже не виноваты, что перед ними воздвигли барьеры. Кстати, на рынках дальней дуги нам приходится конкурировать с теми же транснациональными корпорациями. И драться-торговаться за каждую копейку. А на нашем рынке мы позволяем (хотя и неформально) иным производителям зарабатывать повышенную маржинальность. Какая-то однозначно недобросовестная конкуренция получается. Даже с точки зрения подходов известных своей демократичностью и тягой к рыночным механизмам европейских стран. Не пора ли начинать восстанавливать справедливость?
Нам надо выстраивать свою экономику исходя из сложившихся реалий, а не прошлых практик и привычек. В конце концов, импортозамещение, которое является одним из драйверов нашего экономического роста, пойдет веселей, если убрать с рынка лишний импорт. Да, не всем это понравится, будут недовольные. Но их можно направить в европейский суд: пускай там права качают по поводу санкций! Получится — почет им и хвала. Не мы ограничения начинали вводить.
volchkov@sb.by
И, как кажется, еще больше, чем до обострения взаимоотношений. Не слишком ли мы толерантны к импорту (в первую очередь происхождения из недружественных стран) в сложившейся ситуации?
Конечно, некоторые европейские поставщики и производители проиграли из-за санкций своих же правительств. Но в общем и целом коммерческие структуры ЕС неплохо на нас зарабатывают. И не только коммерческие, но и коррупционные. Иногда даже приходит в голову мысль: Европа вводит ограничения не только чтобы доставить нам неприятности, но и дабы заработать побольше под благовидным предлогом. Экономика-то в ЕС, мягко выражаясь, не на высоте. Вот ее и оживляют всеми доступными, пускай и не всегда благовидными, способами.
Конечно, пути-дорожки поставок товаров, логистика взаимоотношений с их производителями, поставщиками, посредниками, способы оплаты — эти темы являются если не всегда и полностью секретными, то конфиденциальными. И публично практически не обсуждаются. Тем не менее в кулуарах приходилось слышать и от коммерческих кругов, и от представителей реального сектора, что импорт никуда не исчез с нашей территории. Даже самые чувствительные к санкциям позиции. Как говорится, если нужные сырье или материалы два раза обогнут земной шар (хотя бы «по бумагам»), то проследить пункт их конечного назначения очень непросто. Другой вопрос, что длинная цепочка кардинально увеличивает цену. Иногда буквально в разы.
Конечно, белорусские и российские посредники тоже зарабатывают кое-какие дивиденды на организации, так сказать, альтернативных поставок. Но ключевые центры прибыли и выгоды лежат за границей. И самые жирные сливки с поставок попавшей под санкции продукции снимают те же европейские компании.
Не в накладе, судя по всему, остаются и чиновники — европейские и американские. Механика санкций не предусматривает безусловного запрета на поставки практически любой продукции. Как говорится, исходя из пакетов рестрикций продавать или покупать все более широкую номенклатуру продукции нельзя. Но если очень хочется или очень нужно — можно. Коммерческая структура западного происхождения может обратиться в соответствующие уполномоченные органы и получить разовую лицензию на ту или иную сделку. Естественно, доказательства должны быть вескими, обоснованными, отработанными с юридической стороны. По западной традиции общение между бизнесом и властью ведется через юридические и консалтинговые агентства. А эти компании профессионально умеют отблагодарить кого угодно. И так оформить все транзакции, когда де-факто взятка превращается в какую-нибудь формально чистую историю. Кстати, адвокаты зарабатывают на санкциях бешеные деньги. Ведь европейцы играют в правовую систему. Любые решения чиновников можно оспорить в суде или урегулировать проблему в досудебных юридических прениях. Все невозможное для западных юристов возможно. Вопрос только величины гонорара. В кулуарах рассказывали истории, когда конкретные фамилии и коммерческие компании чуть ли не шариковой ручкой вычеркивали из очередных пакетов рестрикционных списков. Потенциальные пострадавшие вовремя внесли средства на счет европейских юридических компаний. И счет таких «пожертвований», поверьте, идет на миллионы долларов.
Какая-то странная экономическая война у нас получается. Не пора ли более глубоко изучить и оценить наши взаимоотношения со странами, правительства которых относятся к нам недружественно? Я ничего не имею против непосредственно западных компаний, большинство из которых не по своей воле попало под раздачу. Но что поделать: наши же предприятия тоже не виноваты, что перед ними воздвигли барьеры. Кстати, на рынках дальней дуги нам приходится конкурировать с теми же транснациональными корпорациями. И драться-торговаться за каждую копейку. А на нашем рынке мы позволяем (хотя и неформально) иным производителям зарабатывать повышенную маржинальность. Какая-то однозначно недобросовестная конкуренция получается. Даже с точки зрения подходов известных своей демократичностью и тягой к рыночным механизмам европейских стран. Не пора ли начинать восстанавливать справедливость?
Нам надо выстраивать свою экономику исходя из сложившихся реалий, а не прошлых практик и привычек. В конце концов, импортозамещение, которое является одним из драйверов нашего экономического роста, пойдет веселей, если убрать с рынка лишний импорт. Да, не всем это понравится, будут недовольные. Но их можно направить в европейский суд: пускай там права качают по поводу санкций! Получится — почет им и хвала. Не мы ограничения начинали вводить.
Так уж сложились обстоятельства, что пришло время думать не о разнообразии на внутреннем рынке, а о выстраивании долговременной стратегической стабильности. А ее основой являются собственное производство и стратегическая кооперация и сотрудничество с дружественными странами. С этой прагматичной позиции и логично подходить к поставкам (не важно, по каким каналам) продукции из недружественных стран или корпораций, которые «прописаны» в этих самых недружественных странах и, соответственно, зависят от позиции правительств этих государств.
Конечно, если импорт критический — глупо от него отказываться. Но если аналогичные товары производятся в Беларуси или у наших партнеров, то зачем нам лишние поставки?! По крайней мере, с макроэкономической точки зрения такие точечные ограничения недружественного импорта будут выглядеть вполне логично. Иначе несправедливо получается по отношению к нашим экспортерам. Они всеми силами стараются заработать стране валюту, преодолевая все сложности, вызванные санкциями. Ищут новые пути и транспортной, и финансовой логистики. И эта валюта хотя бы частично уходит производителям стран, которые создают нам проблемы. Опять же, в данном случае я не против импорта, я за прагматичное экономическое мышление и справедливость, адекватные моменту и сложившимся обстоятельствам.
volchkov@sb.by