Почему экономика Польши не дает ей возможности претендовать на самостоятельные лидерские позиции в Восточной Европе
06.04.2021 08:27:00
Польша как наиболее крупное по площади, численности населения и экономике государство в Восточной Европе исторически стремится к утверждению своих лидерских позиций в регионе и реализации национальных амбиций при поддержке сильных мира сего. США возлагают на Варшаву задачи по курированию и координации действий союзников по отношению к их восточным соседям, в первую очередь Украине и Беларуси. При этом Польша зачастую используется в качестве демонстрационной площадки результатов преобразования постсоветской страны в действительно европейское государство. Однако лидерские устремления, как известно, невозможно реализовать без стабильного экономического базиса. Каковы же здесь реальные позиции Польши?
Однако темпы экономического роста (то есть эффективность использования страной всех ресурсов — капитала, сырья, людей) постоянно снижались и своего отрицательного «апогея» достигли в 2020 году.
Высокие темпы роста польской экономики во многом обусловлены поддержкой со стороны Евросоюза, США и международных финансовых структур (Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) и не связаны с «дикорастущим экономическим чудом».При этом надо учитывать, что после развала Организации Варшавского договора часть поляков работала на стройках в ФРГ и бывшей ГДР, что дало подпитку молодой экономике Польши (эксплуатация простых поляков немецкими и американскими фирмами).
Негативные экономические показатели Польши в 2019—2020 годы во многом связаны с тем, что выплата основной части долгов началась с 2019-го.
В структуре ВВП страны основная доля принадлежит сфере услуг, промышленности, сельскому хозяйству. Причем с 2000 года наблюдался постоянный рост доли сферы услуг и снижение промышленной составляющей. Сегодня промышленность Польши представлена такими направлениями, как машиностроение, авиастроение, двигателестроение, судостроение, военно-промышленные компании, а также нефтехимия (переработка нефти и производство азотных соединений). Следует понимать, что польская промышленность — это активы, созданные после Второй мировой войны во время вхождения Польши в Организацию Варшавского договора, то есть за счет и благодаря усилиям СССР и союзных республик.
В настоящее время большинство промышленных предприятий выкуплено американскими и европейскими корпорациями (Sikorsky Aircraft Corporation, AgustaWestland, Airbus Defence and Space, FIAT, General Motors) или обанкрочены.Экспорт товаров возрос за счет открытия границ и ликвидации таможенных пошлин с ЕС и США. Одновременно увеличивался импорт товаров и услуг. В течение длительного периода времени с 2000-го сальдо внешней торговли было отрицательным (до минус 38,2 млрд долларов). Положительным сальдо стало только с 2015 года.
При этом в Польше имеет место высокий уровень дефицита госбюджета. По состоянию на сентябрь 2017 года он составлял минус 54,4 процента. В 2020-м его размер превысил 23 млрд евро. В прошлом году госдолг Польши составил около 48 процентов от ВВП, в 2019-м — 46. Для компенсации дефицитов торгового баланса и госбюджета необходимы постоянные заимствования либо на внешнем, либо на внутреннем (у населения или юридических лиц) финансовом рынке.
Как результат: внешний долг Польши по состоянию на октябрь 2017 года составлял 363 658,00 млн евро, или по текущему курсу — 428 752,8 млн долларов, то есть почти 100 процентов от ВВП.
В расчете на одного трудоспособного жителя Польши внешний долг достигает 12,8 тысячи долларов. Для покрытия такого долга каждый поляк должен работать три года за зарплату в 1 тысячу злотых (280—300 долларов) или же 8 месяцев бесплатно.Проценты по внешним займам уплачиваются с налогов поляков, что во многом обуславливает высокий уровень дефицита бюджета (то есть налогов и сборов не хватает).
Также следует учитывать высокий уровень инфляции за последние 10 лет, которая составила около 90 процентов. Это означает, что цены за этот период выросли почти в 1,9 раза. В то же время рост средней зарплаты составил около 75 процентов, и это при постоянном увеличении производительности труда. Другими словами, труд простого поляка сильно недооценен — и это в его собственной стране.
Для компенсации высокого уровня внешнего долга и экономически необоснованных оборонных программ поляки должны работать дольше. Возраст выхода мужчин на пенсию 65 лет, женщин — 60 лет.
Если рассматривать Польшу как единое домохозяйство, то оно не зарабатывает достаточно собственных денежных средств, которые покрывали бы ее текущие расходы, а живет в долг. И при этом фискальные поступления (от населения и юрлиц) не компенсируют покрытие текущих расходов на государственные программы, амбициозные планы, выплату текущего долга, что заставляет правительство «чрезмерно напрягать» свое население и втягивать страну в еще большую кредитную кабалу от стран Запада.
Здесь к месту упомянуть новости о постоянном увеличении оборонных расходов Польши (12,343 млрд долларов в 2019 году) с одновременным сокращением расходов на образование (4,6 процента от ВВП в 2020-м, 5,1 процента от ВВП в 2010-м). Как видим, значительные военные ассигнования Польши тяжелым бременем переносятся на простых граждан и национальные субъекты хозяйствования.
Западные корпорации рассматривают Польшу и ее население исключительно в качестве донора своего высокого уровня жизни.Уровень безработицы снижался за последние несколько лет и по состоянию на сентябрь колеблется в пределах 5—7 процентов. Вместе с тем по уровню безработицы среди молодежи данный показатель превышает 13,7—14,4 процента, что вынуждает молодое поколение Польши искать лучшую долю за пределами своей страны.
В прошлом году уровень безработицы резко вырос, составив 6,5 процента, или 1,09 миллиона человек. По данным главного управления статистики Польши, на начало 2017 года за пределами страны находилось 2 515 тысяч поляков, что на 118 тысяч больше по сравнению с концом 2015-го. Большая часть пребывает в Европе — 2 214 тысяч человек, из них 2 096 тысяч человек — в странах ЕС. Основная доля эмигрантов приходится на Великобританию (788 тысяч), ФРГ (687 тысяч), Нидерланды (116 тысяч), Ирландию (112 тысяч). В 2019 году эмигрировали более 10 700 поляков.
Одновременно наблюдается низкий уровень рождаемости — 212-е место в мире (1,33 рождения на каждую женщину) и постоянное старение польского населения.По прогнозам главного управления статистики Польши, до 2050 года население страны при текущих демографических процессах снизится с 37,95 до 33,9 млн человек.
Как видим, экономика Польши не настолько самостоятельна и имеет существенные социально-экономические проблемы. Ее текущее развитие обеспечено за счет финансовой поддержки ЕС и США.
В настоящее время Польша пытается демонстрировать активную позицию помощника Украины, так называемого старшего брата, который оказывает поддержку в сложной ситуации, претендуя, в свою очередь, на роль лидера. Но в большинстве случаев это связано с устремлением польских правящих элит «сесть на распил» финансовых потоков, которые выделяются США и другими странами Запада на поддержку режима в Украине и проведение «цветной революции» в Беларуси.
Из вышеприведенной оценки видно, что Польша ввиду отсутствия экономико-финансовых свобод вряд ли способна выступать самостоятельным политическим игроком и лидером в Восточной Европе. Польша — лишь одна из фигур в большой игре Запада. Печально, что данные политические заигрывания руководства страны и полное отсутствие их суверенности в действиях тяжелым социально-экономическим бременем ложатся на простого поляка и его следующие поколения.