Краевед-энтузиаст из Наровли создал на базе местных школ пять музеев и планирует открыть еще два
19.06.2018 08:49:15
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Чернобыль и зефир — первое, что вспоминает большинство из нас, когда слышит название Наровля. А между тем в истории этого края были и первобытные стоянки, и рано зародившаяся промышленность, и даже замки. Сохранением памяти района долгие годы занимается местный учитель-энтузиаст Василий Чайка. В основном сам, потому что большие ученые в отдаленный уголок Гомельской области почти не заглядывают. Василий Васильевич уже создал на базе местных школ пять музеев: об истории Наровлянщины, народных промыслах и ремеслах, а также уникальные экспозиции, посвященные детству, сельпо и почте. Сохранению памяти малой родины он посвятил жизнь, и планов еще множество.
В «копилке» Василия Чайки уже 5 музеев.
С деревни по нитке
Василий Чайка с гордостью показывает мне новый экспонат.
— Вот рубашку настоящую советскую удалось купить в интернете! Всего за 7 рублей.
— Та небольшая сумма, которую ты тратишь, морально окупится в разы. А до зарплаты можно потерпеть, — смеется Василий Васильевич. — Меня тогда никто ничему не учил, все приходило с опытом. Я тогда уже работал учителем, дали ворох вещей — делай краеведческий уголок. Дальше — больше. Мы приезжали в деревни, лазили по заброшенным домам, общались с людьми. Помню, обратил внимание на необыкновенный рушник: на нем вышивка читалась, как история. Он меня сильно впечатлил…
Многие годы Василий Чайка вместе с разделяющими его энтузиазм друзьями и учениками изучает родной край, собирает экспонаты для музеев, бережно сохраняет память, а порой и вызывает ностальгию.
— Самое ценное в музее — это идея. Он должен вызывать отклик, катарсис, нужно делать что-то такое, чего ни у кого нет. Так появились Музей детства, Музей сельпо. Есть еще люди, которые помнят это, — у них при виде советских экспонатов слезы на глазах. Причем нужно думать наперед: что ты будешь показывать через 5—10 лет? Вот я думаю, как бы я показал эпоху 1990-х? Свитера-бойзы, «мальвины», малиновый пиджак, первые обертки от «Сникерса» и «Марса», первая реклама. Найти такие вещи непросто, искать нужно начинать уже сейчас.
Эта тетрадь выпущена в 1911 году.
Раньше находили уникальные вещи и «в полях», потом, правда, законодательство, касающееся раскопок, ужесточилось. Сейчас основной источник истории — чердаки старых домов, память стариков, а порой даже свалки. Кто-то приносит экспонаты сам, на что-то приходится тратить деньги. Главное — успеть сохранить.
Замковые кирпичи и самодельный противогаз
Ценность экспонатов не в количестве золота и серебра в портсигарах, а в памяти и чувствах, которые они несут в себе — эту мысль Василий Васильевич пытается донести до каждого посетителя музея. Самая яркая и вызывающая ком в горле — Чернобыльская экспозиция.
— Это бабушка пошила себе противогаз от радиации — вещь уникальная. Список телефонов атомной станции — издание 1980-х годов — принесли из нашей пожарной части. Или вот эта простая с виду записка: «Я думаю, нас уже не вернут сюда. У Белой Сороки, говорили, 45 рентген. С 10-го числа выселяют Дуброву». Я ее сравниваю с надписями в Брестской крепости, только беда другая…
Напротив окна — небольшая коллекция кирпича из окрестных деревень. Среди них и стройматериалы с Барбаровского заводика местных помещиков Горватов, и пальчатка из Антоновского замка XVI—XVII веков, так давно разрушенного, что даже местные жители не верят в его существование, и желтый украинский кирпич, который создавали специально для постоянно подтапливаемых домов на Полесье. Зданий, которые были из них сложены, уже давно нет. Сундучок участника штурма Зимнего дворца, фрагменты разбившегося под Наровлей самолета, оружие, кружки, каски бойцов Великой Отечественной — Василий Чайка не подсчитывал общее количество экспонатов, но речь идет о тысячах.
В Музее детства есть школьная «тетрадь», сделанная из газеты «Большевик Полесья», — сразу после войны писать было просто не на чем.
Экспонаты руками трогать!
В музеях Чайки можно посидеть в блиндаже времен Великой Отечественной — бревенчатом, с грубым столом, алюминиевой кружкой и агитлистовками. Можно повертеть в руках кремневые наконечники, подержать боевые знамена и примерить старинные костюмы. Иногда их используют даже для театральных постановок. Так Василий Чайка прививает любовь к истории и родному краю у школьников.
В 2012 году председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник подарил музею копии настоящего военного оружия — винтовку Мосина, карабин, пистолет ТТ, ППШ, штык. Возможность подержать их в руках, рассмотреть и изучить была у всех подопечных учителя — копии не боевые. А потом — в шкаф под стекло.
В музее и советские, и немецкие военные трофеи.
В дверь музея врываются галдящие дети.
— Вот они, мои «тимуровцы»! — гордо вскидывает голову учитель. — Подождите немного, хлопцы. Ходят сюда на факультатив, в основном из них экскурсоводов делаю.
Ученики Василия Чайки способны рассказать и об освобождении района, и о технологии выплавки первых металлических изделий. К тому же это и развитие коммуникативных способностей, что помогает, считает педагог, избавиться от провинциальной неуверенности.
— Ну а самое главное, эти вещи научат. Словами любовь к родному краю привить трудно, лучше — своим примером. Может, они не сразу это поймут, но вырастут и разберутся.
Увековечить культуру и СМИ
Сейчас Василий Чайка мечтает о следующих музеях.
Сейчас Василий Васильевич в процессе сбора материалов — в его коллекции уже есть старая киноустановка, инструменты. Начинает он в сотрудничестве с редакцией коллекционировать и материалы о районной газете. Военная журналистика, печатное дело, старые выпуски «Прыпяцкай праўды» — составляет Василий Васильевич план еще одной экспозиции.
— Историки из Гомеля, Минска бывают здесь, но редко. Наверное, радиация отпугивает… А хотелось бы, чтобы этот уникальный край исследовали побольше. И еще нужна какая-то госпрограмма по сохранению устной народной памяти. Уходят уникальные люди, а записать некому…
valchenko@sb.by
Фото автора