В Столинском районе планируют создать большой туристический кластер
07.10.2015 22:31:54
Еще лет десять назад никто и представить не мог, что затерявшаяся в Столинском районе на берегу Припяти деревня Коробье станет оживленным агротуристическим центром. Сегодня сюда приезжают гости из разных стран мира, чтобы окунуться в живописную полесскую природу, увидеть самобытность этого края, культуру, проникнуть в загадки его многовековой истории. За всем этим — годы создания, становления и развития государственного природоохранного учреждения «Заказник республиканского значения «Средняя Припять» и «Ольманские болота».
В последние теплые дни осени мы выезжаем в Коробье с директором заказника Иваном Яхновцом. Его офис находится в Столине, до припятской базы около сорока километров. Половину пути едем по асфальту, затем по гравийке в глубинку Полесья. По дороге Иван Яхновец проводит экскурс в историю создания заказника:
— В конце 90–х государство образовало два заказника: «Средняя Припять» и «Ольманские болота» с уникальной флорой и фауной. Например, в «Средней Припяти» ученые выделяют 725 видов растений, из которых 56 — в Красной книге. В «Ольманских болотах» есть редчайшие виды птиц и растений, присущие лесотундре. Природу в первозданном виде нужно было кому–то сохранять. А уже в 2006 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды предложило развивать на базе заказников и экотуризм. Президент инициативу поддержал. Так появилось государственное природоохранное учреждение по управлению двумя заказниками.
С того момента и до сих пор в штате заказника пять человек: директор, который не менялся за все это время, бухгалтер, двое специалистов и егерь. А вот территория внушительная: более 136 тысяч гектаров — третья часть Столинского района. Из материальной базы в 2006 году — кабинет, пару столов, шариковые ручки, бумага и печать. Так что начиналось все в прямом смысле слова с чистого листа. Государство дало удочку. Рыбу ловить нужно было самим. Однако энтузиазм, по словам Ивана Яхновца, брал верх над трудностями:
— Первоначально нас финансировало Минприроды, правда, с той оговоркой, что мы и сами начнем через несколько лет зарабатывать деньги на экотуризме. Но ведь гостей где–то нужно размещать, причем требования, особенно у иностранцев, очень высокие. Тогда мы стали определяться с основной базой. Обследовали территорию и открыли для себя Коробье. Аутентичная деревушка на реке расположена недалеко от железнодорожной станции. Здесь турист мог бы обосноваться, а отсюда путешествовать по заказнику.
Параллельно проектировались экологические тропы, экоцентры. Часть работ финансировало государство. Кроме того, заказнику удалось стать участником программы малых грантов Глобального экологического фонда. На эти деньги в Коробье был куплен ветхий домик, на базе которого вырос визит–центр заказника.
Здесь, в Коробье, работает и автомобильный паром через Припять, который запустили несколько лет назад. Он стал важной транспортной артерией, соединяющей Столинский и Лунинецкий районы. Для тех, кто не в курсе: между Столином и Лунинцем до сих пор нет прямой дороги. Ехать приходится через Пинск — крюк 160 километров. Паром сокращает расстояние в три раза. И первыми эту идею подали в заказнике. Иван Яхновец рассказал, что это было пожелание туристов:
— К нам отказывались ехать минчане. Через Пинск от Минска выходило аж 360 километров. А вот если бы ехали через Лунинец, было бы 250. Мы первыми запустили здесь небольшой паромчик, который перевозил к нам по одной машине из Лунинецкого района. Идея нашла отклик, и эту переправу включили в государственную программу развития Припятского Полесья. Теперь есть и дорога к деревне, и короткая дорога в Лунинец.
А вот и база. Выходим из машины. Тишина, лес, в ста метрах от домиков неспешно катит воды Припять. Купленная некогда избушка давно трансформировалась в два уютных коттеджа. В дворике — беседка с мангалом. Рядом — частная агроусадьба, с которой налажено тесное сотрудничество. Гости заказника могут разместиться и там. Иван Яхновец говорит, что Коробье быстро стало популярным:
— Начинали мы с 50 туристов в год. Сейчас ждем уже не менее 700. Приезжают практически из всех регионов Беларуси, из ближнего и дальнего зарубежья: голландцы, немцы, англичане. Было двое гостей из Израиля. Они говорили, мол, никогда в жизни не видели болот. Мы разместили их на Ольманах прямо в палатках.
Кто–то приезжает сюда просто отдохнуть от городского шума. А любителей активного отдыха ждет множество развлечений. Например, рыбалка с центра реки, фотоохота или сплав по Припяти. Самая захватывающая экскурсия — трехдневное путешествие по столинскому краю. Маршрут — 160 километров. Комфортабельный катер отправляется из Коробья по Припяти в сторону Давид–Городка. Иван Яхновец называет этот маршрут «Полесской Амазонией»:
— На коротких расстояниях реку не чувствуешь. Здесь нужно пройти, как у нас, хотя бы 60 километров. От Давид–Городка — историческая часть знакомства с краем. Дальше — знаменитые самобытные Ольшаны, этнографический музей в деревне Теребличи. Своими глазами можно увидеть уникальные растения или птиц, занесенных в Красную книгу, познакомиться с обрядами. К примеру, в Ольшанах есть необычная традиция. В сваты не парень идет к девушке, а наоборот. Этакий матриархат. О таком нигде не прочитаешь.
Несколько дней путешествия — впечатления и знания на всю жизнь. Например, якорь эпохи «из варяг в греки», который выставлен в музее Теребличи. Он найден в этой местности, поскольку знаменитый торговый путь пролегал когда–то через Полесье. А одну ночь туристы могут провести в самом сердце Ольманских болот — на бывшем авиаполигоне стран Варшавского договора. Кроме того, знаменитый парк «Маньковичи» — наследие Радзивиллов — гончарная столица Беларуси, деревня Городная, которой когда–то был пожалован статус Магдебургского права, старинная усадьба Олешей или церковь в деревне Ольманы, где происходили события повести Куприна «Олеся». Писал он ее в деревне Переброды, в Украине. Но церкви там в те времена не было, поэтому часть истории классик перенес в соседний столинский край.
Совсем скоро одному заказнику вряд ли удастся справиться с большим потоком туристов. А потому в этом учреждении разработали стратегию развития экотуризма и приступают к созданию туристического кластера. Иван Яхновец говорит о первых шагах:
— Мы уже сотрудничаем с Полесским и Столинским лесхозами. У них есть свои турбазы. Ищем экскурсоводов, которые могли бы стать проводниками наших туристов. Налаживаем тесные связи с учреждениями культуры, в первую очередь с историческими и этнографическими музеями. В перспективе это должен быть один механизм, работающий на экотуризм.
К слову, в древности часть Полесья была огромным водным бассейном, который на средневековых картах именовался Геродотовым морем. Потом оно высохло, и на его месте образовались топи. Еще в 2007 году скептики в некоторых СМИ писали: мол, вместо своего моря мы имеем болота, и никто не знает, как их использовать. Государство, похоже, нашло выход. И мне кажется, по наплыву туристов в перспективе Столин сможет сравниться с небольшим курортным городом. Главное — не терять взятый темп.
alexbresta@gmail.com
Фото автора.
Советская Белоруссия № 193 (24823). Четверг, 8 октября 2015