Покупательскому экстремизму пора положить конец
06.09.2018 08:30:29
Наталья ОСТАПЧУК
НА почтовый ящик пришло заманчивое предложение быстро заработать. Вакансия называлась «тайный покупатель». В день обещали 20—25 рублей. Что надо делать? Будущий работодатель по телефону пояснил: меня привозят в пристоличный район, например, Воложинский или Червенский, и я за день обхожу 3 частных магазина. Задача — найти просроченный продукт. Дальше действую по инструкции: поднимаю скандал (мол, управы на вас нет), селедкой порченой народ кормите, где жалобная книга, сейчас позвоню в санслужбу. Когда напуганные продавцы и завмаг предлагают уладить конфликт мирно, протягиваю договор — запишитесь на образовательные курсы, там поумнеете, и ваш магазин станет лучше. Ловко, правда?
Приступать нужно было на следующий день. Я притормозила процесс — надо посоветоваться с мужем, не идет ли моя работа вразрез с законом. Ведь если называть вещи своими именами, это не что иное, как шантаж и вымогательство. И явление это получило широкое распространение года два назад. Да в таких масштабах, что представители министерств тогда еще торговли, внутренних дел, здравоохранения, образования, по налогам и сборам, а также юристы, работники торговли и общественные организации по защите прав потребителей собирались за «круглым столом» и искали пути решения проблемы. Пресечь бурную работу ловкачей полностью не удалось. Единственное — вопиющие случаи стали достоянием общественности, а продавцам советовали просто не торговать «просрочкой».
Закон «О защите прав потребителей» появился в 2002 году. Пять раз в него вносили поправки, последние вступят в силу в декабре этого года. И каждый раз ответственность продавцов и производителей ужесточается, список их обязанностей растет.
Из последнего, о чем рассказала эксперт по обуви городского общества защиты потребителей: покупатель приносит ботинки, выношенные до дыр, и заявляет о дефекте производства. Мол, обувь не выдержала срок эксплуатации — он в отличие от гарантийного срока длится в Беларуси два года. Но ботинки настолько разбиты, что даже если брак и был, то теперь его уже не установишь. Потребитель стоит на своем: замените бракованный товар новым. Хорошо устроился? Одну пару сносил, а теперь можно получить взамен новую.
А ведь рядовой покупатель даже и не слышал о двухлетнем сроке эксплуатации обуви, большинству известен гарантийный срок. Допустим, разошлись швы,
слетела фурнитура или отклеилась подошва в течение 30 дней — это нормальная практика вернуть пару в магазин и потребовать новую. Профессиональные шантажисты знают законы назубок и находят лазейки, которые можно применять в корыстных целях.
Прошлой зимой в командировке сама стала свидетельницей, как продавца в магазине автозапчастей атаковал бойкий потребитель. Он купил пластмассовую лопату с деревянной ручкой — такой хорошо отбрасывать с дорожек первый снежок. Девушка рекомендовала железную, но покупатель отнекивался — она дороже. Стал откапывать машину, которая зиму простояла под снегом и вмерзла в асфальт, и через 30 минут принес сломанное орудие труда и потребовал вернуть деньги. Когда продавец отказалась, повысил голос: сейчас позвоню куда надо и сообщу. Девушка расплакалась: лопату производитель не заберет, брака не было, а это минус 20 рублей из ее зарплаты.
Так всегда ли правда на стороне покупателя? Да, закон должен защитить его права, это несомненно. Но наряду с либерализацией бизнеса самое время обратить внимание на проблему: как защитить производителя и продавца от шантажистов и наглого рэкета. Давно пора задуматься над разработкой норм, где грань между интересами продавцов и покупателей станет четкой и ясной. Новая редакция закона «О защите прав потребителей» меня порадовала тем, что ремонтировать по гарантии товар можно не 14, а до 30 дней с письменного согласия покупателя. Это хорошая уступка в сторону субъектов хозяйствования. Особенно тех, кто работает не в столице, а в глубинке. Представьте, магазину бытовой техники в Столине или Быхове вернули неисправный холодильник, а до сервисного центра в столице сотни километров, попробуй уложись в двухнедельный срок.
ostapchuk@sb.by
Приступать нужно было на следующий день. Я притормозила процесс — надо посоветоваться с мужем, не идет ли моя работа вразрез с законом. Ведь если называть вещи своими именами, это не что иное, как шантаж и вымогательство. И явление это получило широкое распространение года два назад. Да в таких масштабах, что представители министерств тогда еще торговли, внутренних дел, здравоохранения, образования, по налогам и сборам, а также юристы, работники торговли и общественные организации по защите прав потребителей собирались за «круглым столом» и искали пути решения проблемы. Пресечь бурную работу ловкачей полностью не удалось. Единственное — вопиющие случаи стали достоянием общественности, а продавцам советовали просто не торговать «просрочкой».
Закон «О защите прав потребителей» появился в 2002 году. Пять раз в него вносили поправки, последние вступят в силу в декабре этого года. И каждый раз ответственность продавцов и производителей ужесточается, список их обязанностей растет.
Из последнего, о чем рассказала эксперт по обуви городского общества защиты потребителей: покупатель приносит ботинки, выношенные до дыр, и заявляет о дефекте производства. Мол, обувь не выдержала срок эксплуатации — он в отличие от гарантийного срока длится в Беларуси два года. Но ботинки настолько разбиты, что даже если брак и был, то теперь его уже не установишь. Потребитель стоит на своем: замените бракованный товар новым. Хорошо устроился? Одну пару сносил, а теперь можно получить взамен новую.
А ведь рядовой покупатель даже и не слышал о двухлетнем сроке эксплуатации обуви, большинству известен гарантийный срок. Допустим, разошлись швы,
Прошлой зимой в командировке сама стала свидетельницей, как продавца в магазине автозапчастей атаковал бойкий потребитель. Он купил пластмассовую лопату с деревянной ручкой — такой хорошо отбрасывать с дорожек первый снежок. Девушка рекомендовала железную, но покупатель отнекивался — она дороже. Стал откапывать машину, которая зиму простояла под снегом и вмерзла в асфальт, и через 30 минут принес сломанное орудие труда и потребовал вернуть деньги. Когда продавец отказалась, повысил голос: сейчас позвоню куда надо и сообщу. Девушка расплакалась: лопату производитель не заберет, брака не было, а это минус 20 рублей из ее зарплаты.
Так всегда ли правда на стороне покупателя? Да, закон должен защитить его права, это несомненно. Но наряду с либерализацией бизнеса самое время обратить внимание на проблему: как защитить производителя и продавца от шантажистов и наглого рэкета. Давно пора задуматься над разработкой норм, где грань между интересами продавцов и покупателей станет четкой и ясной. Новая редакция закона «О защите прав потребителей» меня порадовала тем, что ремонтировать по гарантии товар можно не 14, а до 30 дней с письменного согласия покупателя. Это хорошая уступка в сторону субъектов хозяйствования. Особенно тех, кто работает не в столице, а в глубинке. Представьте, магазину бытовой техники в Столине или Быхове вернули неисправный холодильник, а до сервисного центра в столице сотни километров, попробуй уложись в двухнедельный срок.
ostapchuk@sb.by