Тема первого занятия в новом учебном году — «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»
30.08.2024 09:00:00
Таисия АЗАНОВИЧ
Единый урок пройдет для 1 миллиона 72 тысяч учащихся — впечатляющий масштаб. Узнали, кто придумывает заглавную тему и разрабатывает матрицу урока, какие нестандартные формы проведения предлагают педагоги и почему 45 минут таких занятий становятся для детей чем-то большим, чем просто беседа.
У Константина Кабарихи, учащегося 10-го класса СШ № 155 города Минска, не самое типичное хобби для его возраста: парень создает диорамы на военно-патриотическую тематику. В основе каждой работы — реальный исторический сюжет. К любому празднику, смеется, заказывает не модные вещи или новую модель телефона, а фигурки солдат или набор красок для росписи. На композицию по размерам чуть больше ладони уходит примерно месяц ювелирной работы. Модели танков и самолетов покупает готовые, потом собирает и расписывает. Для создания, например, изрешеченной мостовой каждую плиточку с ноготок лепит из гипса, раскрашивает до полутонов, крошит. Мечтает приступить к своей самой масштабной работе — посвященной героям Брестской крепости. Чтобы воссоздать каждый элемент в точности, с учетом особенностей местности, видов боевой техники, оружия, обмундирования солдат, цветов формы, эмблем, изучает историческую и художественную литературу.
Несколько лет назад именно тема единого урока вдохновила Константина не только на увлечение, но и на выбор будущей профессии. Молодой человек вспоминает:
Константин Кабариха.
Кстати, в педагогику пошла выпускница этой же школы Полина Сулим — обладательница нагрудного знака отличия «Юный миротворец» и уже студентка БГПУ:
— В нашей школе торжественные линейки проводят для учащихся всех классов. Самый трепетный момент — вынос белорусского флага и звучание гимна. В нашем классе его пели все! Единый урок проводился всегда с душой. Обычно к нам приезжали гости. Ветераны, например, рассказывали истории, о которых мы читали в книгах, паралимпийцы восхищали своей силой воли. Есть в нашем учреждении еще одна красивая традиция — 11-классники вручают значок с эмблемой школы первоклассникам.
Полина Сулим и Вадим Нехведович.
Рекомендации по проведению единого урока публикуются в открытом доступе. Это хорошее подспорье учителю, обращает внимание директор школы Елена Гиль:
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Старовойтова, ректор государственного учреждения образования «Академия образования», кандидат педагогических наук, доцент:
— В нашей стране практика проведения единых уроков в День знаний стала традицией. Согласитесь, это хороший повод поговорить о важном с каждым учащимся. Первый урок, как правило, посвящается нашей стране. Тему утверждает Министерство образования. Методические рекомендации разрабатывают лучшие педагоги и опытные методисты. Обязательно учитывается возраст детей. Примерную матрицу для проведения единого урока можно найти на Национальном образовательном портале. Но это скорее ориентир для педагога. Ключевой аспект — развивать у учащихся стремление к поиску объективной исторической информации, способствовать сохранению исторической памяти, связи поколений, формированию гордости за достижения белорусского народа. Замечательно, если педагоги будут дополнительно включать краеведческий материал, чтобы показать вклад региона и земляков в развитие страны. Очень важно на этом уроке донести до учащихся мысль, что сила белорусского народа в единстве. К слову, с прошлого учебного года просветительские воспитательные уроки стали обязательными во всех российских школах.
azanovich@sb.by
У Константина Кабарихи, учащегося 10-го класса СШ № 155 города Минска, не самое типичное хобби для его возраста: парень создает диорамы на военно-патриотическую тематику. В основе каждой работы — реальный исторический сюжет. К любому празднику, смеется, заказывает не модные вещи или новую модель телефона, а фигурки солдат или набор красок для росписи. На композицию по размерам чуть больше ладони уходит примерно месяц ювелирной работы. Модели танков и самолетов покупает готовые, потом собирает и расписывает. Для создания, например, изрешеченной мостовой каждую плиточку с ноготок лепит из гипса, раскрашивает до полутонов, крошит. Мечтает приступить к своей самой масштабной работе — посвященной героям Брестской крепости. Чтобы воссоздать каждый элемент в точности, с учетом особенностей местности, видов боевой техники, оружия, обмундирования солдат, цветов формы, эмблем, изучает историческую и художественную литературу.
Несколько лет назад именно тема единого урока вдохновила Константина не только на увлечение, но и на выбор будущей профессии. Молодой человек вспоминает:
— Беседовали о героях войны, и педагог предложила узнать семейные истории. Оказалось, мой прадед Николай Лебедь был пулеметчиком. И очень смелым! Вместе с родителями мы разыскали факт, когда он один оказался против десяти врагов и выжил. После этого я сильно увлекся изучением прошлого. Даже думаю стать учителем истории.
Константин Кабариха.
Кстати, в педагогику пошла выпускница этой же школы Полина Сулим — обладательница нагрудного знака отличия «Юный миротворец» и уже студентка БГПУ:
— В нашей школе торжественные линейки проводят для учащихся всех классов. Самый трепетный момент — вынос белорусского флага и звучание гимна. В нашем классе его пели все! Единый урок проводился всегда с душой. Обычно к нам приезжали гости. Ветераны, например, рассказывали истории, о которых мы читали в книгах, паралимпийцы восхищали своей силой воли. Есть в нашем учреждении еще одна красивая традиция — 11-классники вручают значок с эмблемой школы первоклассникам.
Полина Сулим и Вадим Нехведович.
Рекомендации по проведению единого урока публикуются в открытом доступе. Это хорошее подспорье учителю, обращает внимание директор школы Елена Гиль:
— Видеоролики, наглядные материалы, яркие факты — тематика разработана вдумчиво и глубоко, все продумано до мелочей. Единый урок — важный воспитательный элемент. Чтобы в потоке информации ребенок остановился и осознал, что он живет в стране с многовековой историей, богатыми традициями, интересной культурной жизнью, высоким уровнем образования и медицины, развитой промышленностью и сельским хозяйством.
А формы проведения используем самые разные — даже совместные открытые уроки со студентами вузов по видеосвязи. В кабинетах у нас информационные средства обучения: телевизор, мультиборд, интерактивная доска. Учитель использует современные технологии, чтобы занятия становились маленькими открытиями для каждого.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Старовойтова, ректор государственного учреждения образования «Академия образования», кандидат педагогических наук, доцент:
— В нашей стране практика проведения единых уроков в День знаний стала традицией. Согласитесь, это хороший повод поговорить о важном с каждым учащимся. Первый урок, как правило, посвящается нашей стране. Тему утверждает Министерство образования. Методические рекомендации разрабатывают лучшие педагоги и опытные методисты. Обязательно учитывается возраст детей. Примерную матрицу для проведения единого урока можно найти на Национальном образовательном портале. Но это скорее ориентир для педагога. Ключевой аспект — развивать у учащихся стремление к поиску объективной исторической информации, способствовать сохранению исторической памяти, связи поколений, формированию гордости за достижения белорусского народа. Замечательно, если педагоги будут дополнительно включать краеведческий материал, чтобы показать вклад региона и земляков в развитие страны. Очень важно на этом уроке донести до учащихся мысль, что сила белорусского народа в единстве. К слову, с прошлого учебного года просветительские воспитательные уроки стали обязательными во всех российских школах.
azanovich@sb.by