Компетентный вторник: специалисты — о сути нового механизма оплаты труда
11.02.2020 00:34:48
Максим ОСИПОВ
Полина КОНОГА
Бюджетники ожидали первую в этом году зарплату с легким волнением. Но получили расчетные листки за январь и выдохнули: ничего страшного не случилось. Самое главное, и на это в том числе направлен Указ Президента № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» — зарплаты не должны быть ниже прошлогоднего уровня. Чтобы выяснить суть других изменений, «СБ. Беларусь сегодня» пригласила к разговору заместителя начальника главного управления труда и заработной платы — начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере Министерства труда и социальной защиты Николая Костелея, главного врача 1‑й городской клинической больницы г. Минска, председателя Белорусской ассоциации врачей, председателя Минской городской организации РОО «Белая Русь» Дмитрия Шевцова и доцента кафедры экономической политики Белорусского государственного экономического университета, кандидата экономических наук Владимира Поплыко.
Основные новации
Первые расчетные листки людьми получены, первые зарплаты по новой системе начислены. Что показал новый механизм оплаты труда?
Н.Костелей: Во‑первых, он существенно упростился. Новая система оплаты труда четко определила состав заработной платы. Ранее были тарифная ставка (оклад), множество повышений, надбавок и доплат, которые исчислялись от разных баз, все это было довольно затруднено для восприятия и применения.
Во‑вторых, вместо тарифной ставки первого разряда введена базовая ставка, размер которой значительно увеличился. Кроме того, появилась новая, 18‑разрядная тарифная сетка, которая используется только для оплаты труда бюджетников. При этом количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2020 году по сравнению с прошлым годом значительно сокращено.
В‑третьих, с января 2020 года появилось важное новшество: введены две выплаты — на оздоровление и материальная помощь. Здесь есть принципиальный момент: выплата на оздоровление определена в размере 0,5 оклада работника, а на выплату материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями направляются средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. При этом данная материальная помощь не предусмотрена как обязательная выплата каждому работнику. Это те средства, условия выплаты которых руководитель организации определит в положении.
Например, Министерство здравоохранения определяет тарифные разряды по должностям медицинских работников. Смысл заключается в том, что тарифные разряды, установленные для врачей, будут единые независимо от их места работы для всех бюджетных организаций. Не важно, где работает врач — в организациях Министерства здравоохранения, Министерства культуры или, например, Министерства обороны.
Второй момент. Этим же работникам устанавливаются стимулирующие и компенсирующие выплаты и их размеры, которые обязательны для применения во всех бюджетных организациях.
Все государственные органы в отношении работников бюджетных организаций, которые им подчинены, а также в отношении работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполкомам, обязательно устанавливают перечень стимулирующих и компенсирующих выплат. Руководитель организации обязан использовать этот перечень и какие‑то дополнительные выплаты с другими наименованиями устанавливать не вправе.
Д.Шевцов: Хочу дополнить. В соответствии с пунктом 12 этого указа заработная плата должна быть не ниже прошлогодней без учета премии. Это важный момент. Сейчас возникает своего рода ажитация на эту тему, в том числе и в СМИ. Новая система заработала, экономисты все объяснили, все вроде бы понятно с возможными выплатами и надбавками. Однако отдельные журналисты либо недопонимают, либо пытаются совершенно напрасно раскачать ситуацию. Из‑за этого у сотрудников постоянно возникают вопросы: а какой же будет в итоге зарплата, а что с премией?
Да, мы перешли на новый механизм. Раньше основной дополнительной выплатой была премия, ее размер был довольно значительный по сравнению с нынешним. То есть из прошлых 20 процентов формировался фонд, из которого шли различные выплаты по определенным показателям деятельности отдельного сотрудника. Сейчас премия составляет 5 процентов, но при этом есть ряд других компенсирующих и стимулирующих выплат.
Раньше мы могли премией мотивировать сотрудников: из тех же 300 рублей в случае депремирования на 50 процентов это было существенно и ощутимо. Сейчас премия у медработников в среднем составляет 60 — 70 рублей, соответственно, уровень воздействия уже не тот. Но у нас другие моменты, за которые положены выплаты, например за сложность и напряженность.
Январь для сотрудников несколько волнителен, но мы объясняем: есть зарплата каждого из них по уровню прошлого года. За ориентир брали октябрьскую, поскольку в декабре размер зарплаты всегда больше за счет дополнительных выплат по итогам года. Мы исходили из того, что зарплата в этом году должна быть не ниже прошлогодней. Для этого у нас есть различные надбавки (за сложность и напряженность, за особые условия труда). В расчетных листках сотрудники увидят все изменения.
Премиальный сегмент
В чем смысл этих принципиальных изменений
Д.Шевцов: Сейчас концептуально подошли к понятию заработной платы и ее составляющей. Раньше было много различных выплат, добавок. Сейчас все приведено к общему знаменателю, минимизированы дополнительные доплаты. Сейчас мы берем расчетный листок и видим, за какие условия и что есть. Все понятно и прозрачно. Во‑первых, оклад стал значительно выше, чем ранее. Во‑вторых, самих надбавок стало меньше, но они весомые. И человек понимает: пусть премия относительно невысокая, но за сложность и напряженность, например, начисляется сумма, которая раньше входила в состав обезличенной премии. Сейчас каждый сотрудник получает 5 процентов премии, но есть добавки, которые могут достигать и 200 процентов размера оклада.
В.Поплыко: Новой системой оплаты труда предполагается создать дополнительные стимулы для специалистов с высокой квалификацией. Приятно было услышать, что, например, если врач работает в системе образования, его квалификация и труд будут также оценены. Январь 2020 года — это новая точка отсчета, после которой внедряются новые механизмы оценки труда.
Н.Костелей: Кстати, на инфолинию Министерства труда и социальной защиты поступают различные вопросы, в том числе и такие: почему мне не дали премию за счет внебюджетных средств? Но это определяет руководитель организации — в зависимости от степени участия работника в формировании внебюджетного фонда, насколько весомый вклад он внес в этот процесс.
Н.Костелей: При этом руководитель действует не единолично. Основным документом, который регламентирует его действия, является положение, в котором должен быть четко прописан в том числе алгоритм стимулирования своих работников. Это очень важный документ, и чем детальнее он прописан, тем более минимизирован субъективизм, в том числе при принятии решения руководителем о стимулировании того или иного сотрудника.
По принципу справедливости
Отражают ли новые механизмы оплаты труда социальную сущность нашего государства
В.Поплыко: Государство всегда исполняет свою социальную функцию — в сфере образования, здравоохранения и других. В этих сферах трудится огромное количество людей. Почему люди идут работать в так называемую бюджетную сферу, в которой финансирование осуществляется из государственного бюджета? Люди нацелены на стабильную работу и, соответственно, на стабильную зарплату. В отличие от бизнеса, где есть четкое понимание, что предпринимательских рисков никто не отменял и любой бизнес вполне может закончиться банкротством. Между тем за последние годы у нас сокращается численность населения и количество занятых. В бюджетной сфере государство намерено, да и обязано, выплачивать работникам заработную плату. Но у меня как у работника бюджетной сферы вызывает вопрос, как новая форма оплаты труда в бюджетной сфере будет влиять на будущее пенсионное обеспечение? Население‑то стареет…
Н.Костелей: Если бы указ был направлен на повышение заработной платы, возросла бы и пенсионная составляющая. Но данный указ позволяет снивелировать ряд негативных моментов, имевших место при прежнем механизме оплаты труда. С другой стороны, минимальная зарплата выросла с 330 до 375 рублей, и это, естественно, повлияет и на пенсионное обеспечение.
В чем преимущество новой системы оплаты труда? В том, что стимулирующие выплаты согласно пункту 10 указа устанавливаются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда. Прежняя же система оплаты была настолько централизована, что любое повышение оплаты какой‑либо категории работников требовало целую процедуру: согласование с Минфином и Минтруда, принятие постановления, выделение средств.
Д.Шевцов: Недостатки прежней тарифной сетки были хорошо заметны в сфере здравоохранения. Не хочу умалять ни одну профессию, но когда у санитарки был почти такой же оклад, как и у медицинской сестры, притом что уровень образования и подготовки у этих категорий совершенно различный, это было нехорошо.
В.Поплыко: С другой стороны, есть основания рассчитывать, что новая система оплаты труда позволит решить и одну из социальных проблем, связанную уже с высокооплачиваемой категорией специалистов, — я имею в виду «утечку умов», высококвалифицированных кадров.
Д.Шевцов: Если говорить о системе здравоохранения, рискну заявить следующее.
Нет никакой «утечки мозгов» — есть миграция. «Утечка мозгов» предполагает массовый отток специалистов из конкретной отрасли с последующим выездом за пределы страны. У нас же есть миграция, которая всегда была и всегда будет. Есть те, кто уезжает на работу по контракту и возвращается назад по его окончании. Есть уезжающие на стажировки, специализации, на постоянное место жительства. Наконец, бывают, к счастью нечасто, попытки перекупить наших специалистов. Но при этом есть и определенное количество врачей, которые точно так же приезжают на работу к нам. То есть это нормальный процесс миграции, но никак не утечки.
Могу даже привести характерный пример: ни по линии Белорусской ассоциации врачей, ни по линии РОО «Белая Русь» обращений с нареканиями на зарплаты в сфере здравоохранения не поступает. Другое дело, что разъяснять ситуацию и новые механизмы оплаты труда людям нужно. Люди читают не только государственные СМИ, в которых профессионалы компетентно информируют о тех или иных аспектах нашей жизни. Информация черпается и из иных ресурсов, тех же соцсетей, а там немало откровенно абсурдных сообщений, принимаемых порой на веру. Думаю, общественный ажиотаж вокруг темы нового механизма оплаты труда схлынет через пару‑тройку месяцев. Люди получат к тому времени уже несколько расчетных листков и сами убедятся, что все ясно, прозрачно и понятно.
konoga@sb.by
osipov@sb.by
Дмитрий ШЕВЦОВ: — Как врач и как общественный деятель я сторонник того, чтобы зарплата в системе здравоохранения постоянно росла. Медицина — сложная сфера, в нее поступают наиболее одаренные абитуриенты, здесь один из самых высоких уровней подготовки и ответственности. Поэтому меры государства по стимулированию роста зарплаты нами всегда приветствуются. Однако мы не должны исходить из того, что медицина — бюджетная сфера, а потому ждать, когда она будет наполняться деньгами от налогов. Мы тоже должны совершенствовать свою работу и повышать ее эффективность. |
Николай КОСТЕЛЕЙ: — При прежней оплате труда бывала ситуация, когда, например, в одном госучреждении уборщице начисляли 300 рублей зарплаты — и ей платили минималку, то есть 330. В другом же учреждении уборщица получала 350 рублей. Но при пересмотре корректирующих коэффициентов складывалась парадоксальная ситуация: вторая получала уже не 350, а 370 рублей, а вот первой выходило 320 начисленных, в итоге ей платили все ту же минималку — 330. Новый механизм оплаты труда позволяет увеличивать зарплату конкретным работникам в конкретных госучреждениях. |
Владимир ПОПЛЫКО: — На любом рынке труда присутствуют государство как регулятор, работодатели, работники, посредники (те же кадровые агентства, агентства по подбору персонала) и обязательно профсоюзы. А потому чрезвычайно важным является аспект обратной связи. Общественным организациям обязательно нужно быть в этом процессе и совместными усилиями оперативно корректировать возможные шероховатости. |
Первые расчетные листки людьми получены, первые зарплаты по новой системе начислены. Что показал новый механизм оплаты труда?
Н.Костелей: Во‑первых, он существенно упростился. Новая система оплаты труда четко определила состав заработной платы. Ранее были тарифная ставка (оклад), множество повышений, надбавок и доплат, которые исчислялись от разных баз, все это было довольно затруднено для восприятия и применения.
Во‑вторых, вместо тарифной ставки первого разряда введена базовая ставка, размер которой значительно увеличился. Кроме того, появилась новая, 18‑разрядная тарифная сетка, которая используется только для оплаты труда бюджетников. При этом количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2020 году по сравнению с прошлым годом значительно сокращено.
В‑третьих, с января 2020 года появилось важное новшество: введены две выплаты — на оздоровление и материальная помощь. Здесь есть принципиальный момент: выплата на оздоровление определена в размере 0,5 оклада работника, а на выплату материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями направляются средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. При этом данная материальная помощь не предусмотрена как обязательная выплата каждому работнику. Это те средства, условия выплаты которых руководитель организации определит в положении.
Обычно зарплата работника за декабрь складывается в среднем на 12 процентов выше, чем за январь следующего года.Еще одна важная деталь — определение полномочий государственным органам в вопросах оплаты труда. Десятки лет размеры оплаты труда централизованно определяло Министерство труда и социальной защиты. Сейчас руководителям ряда государственных органов делегировано право определять тарифные разряды по тем должностям, которые перечислены в указе.
Например, Министерство здравоохранения определяет тарифные разряды по должностям медицинских работников. Смысл заключается в том, что тарифные разряды, установленные для врачей, будут единые независимо от их места работы для всех бюджетных организаций. Не важно, где работает врач — в организациях Министерства здравоохранения, Министерства культуры или, например, Министерства обороны.
Второй момент. Этим же работникам устанавливаются стимулирующие и компенсирующие выплаты и их размеры, которые обязательны для применения во всех бюджетных организациях.
Д.Шевцов: Хочу дополнить. В соответствии с пунктом 12 этого указа заработная плата должна быть не ниже прошлогодней без учета премии. Это важный момент. Сейчас возникает своего рода ажитация на эту тему, в том числе и в СМИ. Новая система заработала, экономисты все объяснили, все вроде бы понятно с возможными выплатами и надбавками. Однако отдельные журналисты либо недопонимают, либо пытаются совершенно напрасно раскачать ситуацию. Из‑за этого у сотрудников постоянно возникают вопросы: а какой же будет в итоге зарплата, а что с премией?
Да, мы перешли на новый механизм. Раньше основной дополнительной выплатой была премия, ее размер был довольно значительный по сравнению с нынешним. То есть из прошлых 20 процентов формировался фонд, из которого шли различные выплаты по определенным показателям деятельности отдельного сотрудника. Сейчас премия составляет 5 процентов, но при этом есть ряд других компенсирующих и стимулирующих выплат.
Раньше мы могли премией мотивировать сотрудников: из тех же 300 рублей в случае депремирования на 50 процентов это было существенно и ощутимо. Сейчас премия у медработников в среднем составляет 60 — 70 рублей, соответственно, уровень воздействия уже не тот. Но у нас другие моменты, за которые положены выплаты, например за сложность и напряженность.
Январь для сотрудников несколько волнителен, но мы объясняем: есть зарплата каждого из них по уровню прошлого года. За ориентир брали октябрьскую, поскольку в декабре размер зарплаты всегда больше за счет дополнительных выплат по итогам года. Мы исходили из того, что зарплата в этом году должна быть не ниже прошлогодней. Для этого у нас есть различные надбавки (за сложность и напряженность, за особые условия труда). В расчетных листках сотрудники увидят все изменения.
Премиальный сегмент
В чем смысл этих принципиальных изменений
Д.Шевцов: Сейчас концептуально подошли к понятию заработной платы и ее составляющей. Раньше было много различных выплат, добавок. Сейчас все приведено к общему знаменателю, минимизированы дополнительные доплаты. Сейчас мы берем расчетный листок и видим, за какие условия и что есть. Все понятно и прозрачно. Во‑первых, оклад стал значительно выше, чем ранее. Во‑вторых, самих надбавок стало меньше, но они весомые. И человек понимает: пусть премия относительно невысокая, но за сложность и напряженность, например, начисляется сумма, которая раньше входила в состав обезличенной премии. Сейчас каждый сотрудник получает 5 процентов премии, но есть добавки, которые могут достигать и 200 процентов размера оклада.
В.Поплыко: Новой системой оплаты труда предполагается создать дополнительные стимулы для специалистов с высокой квалификацией. Приятно было услышать, что, например, если врач работает в системе образования, его квалификация и труд будут также оценены. Январь 2020 года — это новая точка отсчета, после которой внедряются новые механизмы оценки труда.
Н.Костелей: Кстати, на инфолинию Министерства труда и социальной защиты поступают различные вопросы, в том числе и такие: почему мне не дали премию за счет внебюджетных средств? Но это определяет руководитель организации — в зависимости от степени участия работника в формировании внебюджетного фонда, насколько весомый вклад он внес в этот процесс.
В бюджете‑2020 предусмотрен фонд оплаты труда, обеспечивающий среднегодовое повышение зарплаты в бюджетной сфере не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2019 годом.Д.Шевцов: «Насколько весомый вклад внес» — очень верное замечание. Сфера здравоохранения действительно расширяет внебюджетные доходы — за счет предоставления дополнительных, сервисных услуг. Есть планирование этой деятельности, и если работник не будет выполнять доведенные задания, дополнительного стимулирования он получать не будет.
Н.Костелей: При этом руководитель действует не единолично. Основным документом, который регламентирует его действия, является положение, в котором должен быть четко прописан в том числе алгоритм стимулирования своих работников. Это очень важный документ, и чем детальнее он прописан, тем более минимизирован субъективизм, в том числе при принятии решения руководителем о стимулировании того или иного сотрудника.
По принципу справедливости
Отражают ли новые механизмы оплаты труда социальную сущность нашего государства
В.Поплыко: Государство всегда исполняет свою социальную функцию — в сфере образования, здравоохранения и других. В этих сферах трудится огромное количество людей. Почему люди идут работать в так называемую бюджетную сферу, в которой финансирование осуществляется из государственного бюджета? Люди нацелены на стабильную работу и, соответственно, на стабильную зарплату. В отличие от бизнеса, где есть четкое понимание, что предпринимательских рисков никто не отменял и любой бизнес вполне может закончиться банкротством. Между тем за последние годы у нас сокращается численность населения и количество занятых. В бюджетной сфере государство намерено, да и обязано, выплачивать работникам заработную плату. Но у меня как у работника бюджетной сферы вызывает вопрос, как новая форма оплаты труда в бюджетной сфере будет влиять на будущее пенсионное обеспечение? Население‑то стареет…
Н.Костелей: Если бы указ был направлен на повышение заработной платы, возросла бы и пенсионная составляющая. Но данный указ позволяет снивелировать ряд негативных моментов, имевших место при прежнем механизме оплаты труда. С другой стороны, минимальная зарплата выросла с 330 до 375 рублей, и это, естественно, повлияет и на пенсионное обеспечение.
Д.Шевцов: Недостатки прежней тарифной сетки были хорошо заметны в сфере здравоохранения. Не хочу умалять ни одну профессию, но когда у санитарки был почти такой же оклад, как и у медицинской сестры, притом что уровень образования и подготовки у этих категорий совершенно различный, это было нехорошо.
В.Поплыко: С другой стороны, есть основания рассчитывать, что новая система оплаты труда позволит решить и одну из социальных проблем, связанную уже с высокооплачиваемой категорией специалистов, — я имею в виду «утечку умов», высококвалифицированных кадров.
Д.Шевцов: Если говорить о системе здравоохранения, рискну заявить следующее.
Нет никакой «утечки мозгов» — есть миграция. «Утечка мозгов» предполагает массовый отток специалистов из конкретной отрасли с последующим выездом за пределы страны. У нас же есть миграция, которая всегда была и всегда будет. Есть те, кто уезжает на работу по контракту и возвращается назад по его окончании. Есть уезжающие на стажировки, специализации, на постоянное место жительства. Наконец, бывают, к счастью нечасто, попытки перекупить наших специалистов. Но при этом есть и определенное количество врачей, которые точно так же приезжают на работу к нам. То есть это нормальный процесс миграции, но никак не утечки.
Могу даже привести характерный пример: ни по линии Белорусской ассоциации врачей, ни по линии РОО «Белая Русь» обращений с нареканиями на зарплаты в сфере здравоохранения не поступает. Другое дело, что разъяснять ситуацию и новые механизмы оплаты труда людям нужно. Люди читают не только государственные СМИ, в которых профессионалы компетентно информируют о тех или иных аспектах нашей жизни. Информация черпается и из иных ресурсов, тех же соцсетей, а там немало откровенно абсурдных сообщений, принимаемых порой на веру. Думаю, общественный ажиотаж вокруг темы нового механизма оплаты труда схлынет через пару‑тройку месяцев. Люди получат к тому времени уже несколько расчетных листков и сами убедятся, что все ясно, прозрачно и понятно.
konoga@sb.by
osipov@sb.by