На собраниях по поводу ремонтов подъездов - драки, вплоть до приводов в милицию
29.07.2015 20:14:16
Нет сегодня в ЖКХ темы более актуальной, чем ремонт подъезда. Лето — самая пора. Однако если прежде граждане возмущались, почему ремонт никак не начнут, то нынче вовсю жалуются на то, что процесс идет. «Зачем? Почему так дорого, некачественно?» — пишут со всей страны. Такого количества коллективных обращений давненько не бывало в почте «СБ». Это повод разобраться.
Беру наугад жалобу из Минска. «Мы, жители дома № 81 по проспекту Рокоссовского, возмущены неправомерными действиями сотрудников ЖЭС–41, которые без согласования с нами начали ремонтные работы в подъездах. В течение 39 лет в доме не проводились никакие ремонты. Проводка в подъездах не заключена в короба, стены в трещинах, во многих местах протекает кровля. Тот ремонт, или мазня, которую развели на этажах, привели подъезд в еще худшее состояние. Грязи за 2 недели столько, что уму непостижимо. Общий коридор не ремонтируется, а красятся стены у лифта и мусоропровода. Да в такой ужасный цвет! И за весь этот развал каждый жилец должен заплатить. 6 млн. — этаж, 72 млн. — подъезд. 21 подписавшийся». Что же происходит?
Собственно говоря, ничего особенного. Всего лишь материализация пункта 3 статьи 31 Жилищного кодекса, принятого, кстати, практически ровно три года назад. И гласит норма следующее: плата за текущий ремонт в многоквартирном доме вносится собственниками, нанимателями или арендаторами жилых помещений по фактическим затратам. По словам директора ЖЭС–41 Владимира Ивановского, его служба выполнила все по закону и затраты взяты по минимуму — не более 10 тысяч рублей за квадратный метр. В итоговую сумму вошли расчистка, шпатлевка, грунтовка и покраска стен в 2 слоя. «Хотя, если бы я ремонт делал у себя дома, — замечает Владимир Ивановский, — то, конечно же, зачистил бы стены от старой краски и зашпатлевал». Но это обошлось бы дороже...
Но куда тут? Практически каждый ремонт не проходит без инцидентов. Отремонтировано 18 подъездов при плане 43. «На собрание в 115–й дом по проспекту Рокоссовского пришлось вызывать наряд милиции, говорит директор ЖЭСа: двое подвыпивших жильцов, участвовавших в обсуждении предстоящего ремонта, с кулаками набросились на замдиректора по благоустройству и мастера. В 145–м доме 70–летний пенсионер с палкой напал на маляров. Вызывали участкового урезонить», — подобные истории директор ЖЭС–41 готов рассказывать бесконечно. Реальность сурова: большинство жильцов против ремонта. Им все равно, что творится за дверью их квартиры. Главное, чтобы не платить. Показательный пример с жильцами дома № 81: ЖЭС трижды приглашал людей на собрания, расклеив за два дня объявления, раньше нельзя — сорвут. В итоге, по словам директора, явились 5 — 6 человек, которые не смогли прийти к согласию даже по поводу цвета краски. Остановились на голубой — ею удобнее всего замазывать прежнюю, кислотно–синюю.
Все новое частенько воспринимается в штыки. Однако нововведения в законодательстве ЖКХ — неизбежность, которую придется принять. Если мы хотим, чтобы в подъездах и дворах был порядок и уют, то глупо надеяться, что все это обеспечит кто–то и даром. Чудес не бывает. Итак, проведу небольшой экскурс по законодательным новинкам, которые важно знать каждому собственнику и нанимателю жилья. 4 февраля 2015 года появился приказ Минжилкомхоза № 5, который утвердил Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту. В них говорится: критерием определения необходимости в текущем ремонте, обусловленном неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием, является несоответствие конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома требованиям ТКП 45–1.04–208–2010 «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации». Иными словами, ремонт в вашем подъезде начнут, если обнаружат несоответствия по техническому кодексу. Поводом для прихода ремонтных бригад также могут стать дефекты отделки — сколы, выбоины, трещины, отслоения краски, надписи и дискредитирующие рисунки.
Специальная комиссия жилищно–коммунальных служб обходит подъезды и составляет дефектный акт с указанием видов и объемов работ, смету и договоры на оказание услуг. Дабы донести все эти сведения до жильцов, в обязательном порядке проводится собрание. Зачастую не одно. Причем, по словам начальника управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Андрея Ромашко, согласие большинства жильцов для начала ремонта, если установлена его объективная необходимость, не требуется. Жильцы вправе обсудить смету, выбрать цвет краски, определиться с объемами работ и даже принять решение отремонтировать подъезд самостоятельно. Вот чего точно нельзя — ремонта избежать, если он запланирован.
По окончании работы принимает комиссия, в состав которой входят представители жильцов, и подписывается акт. Потраченная сумма распределяется пропорционально общей площади жилых помещений по всем квартирам в подъезде. Таким образом, в извещении каждого жильца появляется строка «текущий ремонт». Сумму могут выставить всю сразу или в рассрочку на 6 месяцев. Отказ чреват. В Жилищном кодексе предусмотрено выселение нанимателей и собственников квартир при наличии задолженности за жилищно–коммунальные услуги. Текущий ремонт статья 30 кодекса относит к основным жилищно–коммунальным услугам, отказ от оплаты которых недопустим. Причем подпись жильца под договором на оказание услуг по текущему ремонту в данном случае не меняет дела и последствий. Пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса такое развитие событий предусмотрено: отказ от заключения договора на оказание основных жилищно–коммунальных услуг не освобождает от платы за фактически оказанные основные услуги собственников жилья, нанимателей, арендаторов, членов организаций застройщиков и даже дольщиков, получивших во владение и пользование объекты долевого строительства.
Здесь также уместно вспомнить статью 1 Жилищного кодекса, касающуюся капитального ремонта. Это раньше граждане с вожделением ожидали капремонта как возможности улучшить технические, эстетические и потребительские качества зданий, а после ухода ремонтных бригад пятиэтажные «хрущевки» внешне преображались: их одевали в «шубы», в квартирах появлялись стеклопакеты, во дворах — новые пешеходные дорожки, детские площадки и газоны. Отныне со всей этой роскошью придется попрощаться. Жилищный кодекс предусматривает при капитальном ремонте только восстановление (!) основных физико–технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации. Приказ Минжилкомхоза № 3 от 27 января 2015 года «О проведении капитального ремонта жилфонда в 2015 году» конкретизирует: за счет средств капитального ремонта восстанавливаются изношенные конструкции элементов и инженерных сетей, влияющие на обеспечение безопасной эксплуатации зданий и гарантированное предоставление основных жилищно–коммунальных услуг. Речь о ремонте кровель, балконов (лоджий), несущих конструкций и внутридомовых инженерных систем. Все остальное — ремонт, замену или утепление оконных и дверных заполнений, стен, полов, радиаторов, электрического, газового, сантехнического оборудования и внутриквартирной электропроводки — жильцы обязаны производить за свой счет. Тепловая модернизация — по результатам экспертизы.
Таким образом, законодатели приучают нас к мысли о том, что вместе с правами на жилье мы получаем еще и обязанности по его нормальному содержанию. И чем беспечнее каждый собственник относится к общему имуществу в многоквартирном доме, тем дороже ему обойдется восстановление. К сожалению, даже оплатив текущий ремонт в подъезде, с огорчением заметил директор ЖЭС–41 Владимир Ивановский, собственники не перестают оставлять на лестничных клетках окурки и мусор. Однако как только снова угробят подъезд, пенять придется на самих себя. Строчка в квитанции «текущий ремонт» заставит опять раскошелиться.
Языком документа
Из постановления Минжилкомхоза № 12 от 4 июня 2014 года
В перечень видов работ по текущему ремонту, источниками финансирования которых являются средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК, включены:
• расшивка швов, заделка выбоин, трещин, отдельных участков стен подъездов (за исключением вспомогательных помещений, предназначенных для размещения и обслуживания инженерного оборудования и сетей жилого дома);
• восстановление штукатурки и облицовки стен подъездов и потолков, в том числе подвесных;
• выравнивание стен и потолков;
• восстановление и укрепление лепных декоративных деталей подъездов;
• заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных полах подъездов;
• ремонт, замена покрытий полов подъездов без изменения конструкции;
• ремонт, замена отдельных элементов мусоропроводов;
• малярные работы в подъездах, в том числе окраска стен, потолков, оконных и дверных заполнений, трубопроводов, отопительных приборов, элементов мусоропроводов, почтовых ящиков, пергол, решеток, перил и поручней.
Беру наугад жалобу из Минска. «Мы, жители дома № 81 по проспекту Рокоссовского, возмущены неправомерными действиями сотрудников ЖЭС–41, которые без согласования с нами начали ремонтные работы в подъездах. В течение 39 лет в доме не проводились никакие ремонты. Проводка в подъездах не заключена в короба, стены в трещинах, во многих местах протекает кровля. Тот ремонт, или мазня, которую развели на этажах, привели подъезд в еще худшее состояние. Грязи за 2 недели столько, что уму непостижимо. Общий коридор не ремонтируется, а красятся стены у лифта и мусоропровода. Да в такой ужасный цвет! И за весь этот развал каждый жилец должен заплатить. 6 млн. — этаж, 72 млн. — подъезд. 21 подписавшийся». Что же происходит?
Собственно говоря, ничего особенного. Всего лишь материализация пункта 3 статьи 31 Жилищного кодекса, принятого, кстати, практически ровно три года назад. И гласит норма следующее: плата за текущий ремонт в многоквартирном доме вносится собственниками, нанимателями или арендаторами жилых помещений по фактическим затратам. По словам директора ЖЭС–41 Владимира Ивановского, его служба выполнила все по закону и затраты взяты по минимуму — не более 10 тысяч рублей за квадратный метр. В итоговую сумму вошли расчистка, шпатлевка, грунтовка и покраска стен в 2 слоя. «Хотя, если бы я ремонт делал у себя дома, — замечает Владимир Ивановский, — то, конечно же, зачистил бы стены от старой краски и зашпатлевал». Но это обошлось бы дороже...
Но куда тут? Практически каждый ремонт не проходит без инцидентов. Отремонтировано 18 подъездов при плане 43. «На собрание в 115–й дом по проспекту Рокоссовского пришлось вызывать наряд милиции, говорит директор ЖЭСа: двое подвыпивших жильцов, участвовавших в обсуждении предстоящего ремонта, с кулаками набросились на замдиректора по благоустройству и мастера. В 145–м доме 70–летний пенсионер с палкой напал на маляров. Вызывали участкового урезонить», — подобные истории директор ЖЭС–41 готов рассказывать бесконечно. Реальность сурова: большинство жильцов против ремонта. Им все равно, что творится за дверью их квартиры. Главное, чтобы не платить. Показательный пример с жильцами дома № 81: ЖЭС трижды приглашал людей на собрания, расклеив за два дня объявления, раньше нельзя — сорвут. В итоге, по словам директора, явились 5 — 6 человек, которые не смогли прийти к согласию даже по поводу цвета краски. Остановились на голубой — ею удобнее всего замазывать прежнюю, кислотно–синюю.
Все новое частенько воспринимается в штыки. Однако нововведения в законодательстве ЖКХ — неизбежность, которую придется принять. Если мы хотим, чтобы в подъездах и дворах был порядок и уют, то глупо надеяться, что все это обеспечит кто–то и даром. Чудес не бывает. Итак, проведу небольшой экскурс по законодательным новинкам, которые важно знать каждому собственнику и нанимателю жилья. 4 февраля 2015 года появился приказ Минжилкомхоза № 5, который утвердил Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту. В них говорится: критерием определения необходимости в текущем ремонте, обусловленном неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием, является несоответствие конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома требованиям ТКП 45–1.04–208–2010 «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации». Иными словами, ремонт в вашем подъезде начнут, если обнаружат несоответствия по техническому кодексу. Поводом для прихода ремонтных бригад также могут стать дефекты отделки — сколы, выбоины, трещины, отслоения краски, надписи и дискредитирующие рисунки.
Специальная комиссия жилищно–коммунальных служб обходит подъезды и составляет дефектный акт с указанием видов и объемов работ, смету и договоры на оказание услуг. Дабы донести все эти сведения до жильцов, в обязательном порядке проводится собрание. Зачастую не одно. Причем, по словам начальника управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Андрея Ромашко, согласие большинства жильцов для начала ремонта, если установлена его объективная необходимость, не требуется. Жильцы вправе обсудить смету, выбрать цвет краски, определиться с объемами работ и даже принять решение отремонтировать подъезд самостоятельно. Вот чего точно нельзя — ремонта избежать, если он запланирован.
По окончании работы принимает комиссия, в состав которой входят представители жильцов, и подписывается акт. Потраченная сумма распределяется пропорционально общей площади жилых помещений по всем квартирам в подъезде. Таким образом, в извещении каждого жильца появляется строка «текущий ремонт». Сумму могут выставить всю сразу или в рассрочку на 6 месяцев. Отказ чреват. В Жилищном кодексе предусмотрено выселение нанимателей и собственников квартир при наличии задолженности за жилищно–коммунальные услуги. Текущий ремонт статья 30 кодекса относит к основным жилищно–коммунальным услугам, отказ от оплаты которых недопустим. Причем подпись жильца под договором на оказание услуг по текущему ремонту в данном случае не меняет дела и последствий. Пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса такое развитие событий предусмотрено: отказ от заключения договора на оказание основных жилищно–коммунальных услуг не освобождает от платы за фактически оказанные основные услуги собственников жилья, нанимателей, арендаторов, членов организаций застройщиков и даже дольщиков, получивших во владение и пользование объекты долевого строительства.
Здесь также уместно вспомнить статью 1 Жилищного кодекса, касающуюся капитального ремонта. Это раньше граждане с вожделением ожидали капремонта как возможности улучшить технические, эстетические и потребительские качества зданий, а после ухода ремонтных бригад пятиэтажные «хрущевки» внешне преображались: их одевали в «шубы», в квартирах появлялись стеклопакеты, во дворах — новые пешеходные дорожки, детские площадки и газоны. Отныне со всей этой роскошью придется попрощаться. Жилищный кодекс предусматривает при капитальном ремонте только восстановление (!) основных физико–технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации. Приказ Минжилкомхоза № 3 от 27 января 2015 года «О проведении капитального ремонта жилфонда в 2015 году» конкретизирует: за счет средств капитального ремонта восстанавливаются изношенные конструкции элементов и инженерных сетей, влияющие на обеспечение безопасной эксплуатации зданий и гарантированное предоставление основных жилищно–коммунальных услуг. Речь о ремонте кровель, балконов (лоджий), несущих конструкций и внутридомовых инженерных систем. Все остальное — ремонт, замену или утепление оконных и дверных заполнений, стен, полов, радиаторов, электрического, газового, сантехнического оборудования и внутриквартирной электропроводки — жильцы обязаны производить за свой счет. Тепловая модернизация — по результатам экспертизы.
Таким образом, законодатели приучают нас к мысли о том, что вместе с правами на жилье мы получаем еще и обязанности по его нормальному содержанию. И чем беспечнее каждый собственник относится к общему имуществу в многоквартирном доме, тем дороже ему обойдется восстановление. К сожалению, даже оплатив текущий ремонт в подъезде, с огорчением заметил директор ЖЭС–41 Владимир Ивановский, собственники не перестают оставлять на лестничных клетках окурки и мусор. Однако как только снова угробят подъезд, пенять придется на самих себя. Строчка в квитанции «текущий ремонт» заставит опять раскошелиться.
Языком документа
Из постановления Минжилкомхоза № 12 от 4 июня 2014 года
В перечень видов работ по текущему ремонту, источниками финансирования которых являются средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК, включены:
• расшивка швов, заделка выбоин, трещин, отдельных участков стен подъездов (за исключением вспомогательных помещений, предназначенных для размещения и обслуживания инженерного оборудования и сетей жилого дома);
• восстановление штукатурки и облицовки стен подъездов и потолков, в том числе подвесных;
• выравнивание стен и потолков;
• восстановление и укрепление лепных декоративных деталей подъездов;
• заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных полах подъездов;
• ремонт, замена покрытий полов подъездов без изменения конструкции;
• ремонт, замена отдельных элементов мусоропроводов;
• малярные работы в подъездах, в том числе окраска стен, потолков, оконных и дверных заполнений, трубопроводов, отопительных приборов, элементов мусоропроводов, почтовых ящиков, пергол, решеток, перил и поручней.
На заметку
Текущий ремонт — совокупность работ и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, проводимых с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания.
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 143 (24773). Четверг, 30 июля 2015
Советская Белоруссия № 143 (24773). Четверг, 30 июля 2015