Трансгендеры рвутся на Олимпиаду в Токио
07.06.2021 15:25:23
В конце апреля министерство спорта России опубликовало на своей интернет-странице печальную новость: на 84-м году жизни скончалась троекратная олимпийская чемпионка по толканию ядра и метанию диска Тамара Пресс. Ее младшая сестра, Ирина Пресс, олимпийская чемпионка по бегу на 80 метров с барьерами и пятиборью, ушла из жизни еще в 2004 году — в возрасте всего лишь 64 лет. И с тех пор уже вышло много публикаций, авторы которых пишут о «братьях Пресс» и их совершенно нетрадиционной для больших спортсменов судьбе. О том, как Ирина выигрывала в олимпийском Риме-1960 состязания по бегу на 80 метров с барьерами и в пятиборье, а Тамара побеждала в состязаниях дискоболок в Риме и Токио, а также выигрывала на Олимпиаде-1964 ядро. А еще о том, как установившие целую кучу мировых рекордов сестры Пресс внезапно ушли из большого спорта, аккурат когда в нем стали вводить гендерные тесты. В 1967 году такой тест разоблачил польскую бегунью Еву Клобуковску, у которой было выявлено слишком много мужских хромосом. И с тех пор тема половой идентичности выплывает в мировом спорте снова и снова.
Сестры Ирина и Тамара Пресс.
И Кастер Семеню мы вспоминаем, и тот скандальный пьедестал в женском беге на 800 метров, что заняли выглядящие мужчинами спортсменки на Олимпиаде в Рио. И об олимпийском чемпионе-1976 в многоборье американце Уильяме Дженнере говорим, что некогда он был женат на матери Ким Кардашьян, а сегодня, сменив пол, хочет стать губернатором Калифорнии в качестве Кейтлин Дженнер. И обязательно не забываем истории спортсменки из ГДР Хайди Кригер, которая выигрывала золото в толкании ядра на чемпионате Европы-1986, а десять лет спустя в том числе и под влиянием пресловутых анаболиков стала Андреасом и даже впоследствии женилась на пловчихе Уте Краузе.
Последний случай из этого ряда, впрочем, все равно выбивается в отдельную категорию. Если Кастер Семеню заставили принимать таблетки для снижения уровня тестостерона (и с тех пор мы о ней почти не вспоминаем), то тяжелоатлетка из Новой Зеландии Лорел Хаббард пошла совсем иным путем. И это ее сегодня называют первым спортсменом-трансгендером, квалифицировавшимся в этом статусе на Олимпийские игры.
Хотя как знать, как знать… И как не вспомнить.
После финального забега на Играх в Рио-де-Жанейро южноафриканка Кастер Семеня получила свою вторую золотую олимпийскую медаль, но впоследствии ее случай подвиг руководство Международной федерации легкой атлетики изменить правила допуска к соревнованиям спортсменок с высоким уровнем тестостерона.
— Анна, — спрашиваю у нашей известной штангистки серебряного призера Олимпиады в Афинах Анны Батюшко, — вы ведь неоднократно пересекались на соревнованиях с Мелине Далузян и даже на чемпионате Европы в Страсбурге в 2007 году стояли с ней на одном пьедестале. Она на верхней ступеньке, а вы на третьей. Что-то замечали?
— Нет, ничего. Абсолютно. Ну разве что могу сказать, помню, что Мелине была похожа на мальчика.
— Извините за интимные подробности, но общеизвестно, что теннисистки на турнирах пользуются одной раздевалкой. А как с этим обстоит у тяжелоатлеток?
— Как у теннисисток.
— И что с Мелине?
— И ничего.
— А взвешивание? Тяжелоатлетки обнаженными взвешиваются?
— Да. И на нас внимательно смотрит женщина-врач. И если что-то кажется сомнительным в плане пола, она может и пристальнее поглядеть, и справочку попросить.
В том самом Страсбурге в 2007 году Мелине Далузян стала первой армянской штангисткой, которой удалось выиграть континентальное первенство. Пресса была в восторге от молодой чемпионки и особо отмечала ее волевой, как будто мужской характер. Она выигрывала медали на чемпионатах мира и Европы, должна была участвовать в Играх в Пекине, но ее свалил приступ панкреатита. На Олимпиаде в Лондоне выступала, но заработала «баранку» в толчке. Когда же спустя четыре года в допинг-пробе Далузян нашли анаболики, Мелине до этого уже не было никакого дела просто потому, что не было Мелине. Был Мел.
Мелине Далузян шесть лет назад стала Мелом.
В 2017 году переехавший к тому времени в Нидерланды Мел Далузян снялся в документальном фильме «Слушай меня», где к удивлению многих (прежде всего в Армении) сказал, что никогда не испытывал проблем с идентификацией, поскольку с самого детства относил себя к мужскому полу и еще в школе исправлял окончание в своем имени в тетрадках и дневниках. Выступая среди женщин, он чувствовал, что обманывает соперниц, но тренер убеждал: моральные страдания надо терпеть во имя страны.
Надо ли говорить, что в родной стране после таких признаний многие отвернулись от бывшего кумира? И даже когда Мел Далузян в Амстердаме ценой ножевого ранения помог предотвратить ограбление магазина, в Ереване его имя вызывало такое стойкое отторжение, что попытка снять фильм о нем за государственные деньги привела чуть ли не к правительственному кризису, и премьеру Пашиняну пришлось официально извиняться.
— Анна, а про Лорел Хаббард вы слышали?
— Это, как мне кажется, за гранью здравого смысла. Ладно, как в случае с Мелине, когда девочка стала парнем после окончания карьеры. А когда взрослый мужик превратился в женщину и теперь выступает в женских состязаниях, то, конечно, в большом спорте он получает заведомое преимущество, чтобы там ни говорили его анализы.
Лорел Хаббард. До и после операции.
Десять лет назад Хаббард носила имя Гэвин и считалась одним из ведущих тяжелоатлетов-мужчин своей страны, хотя, как подчеркивает sport-express.ru, на международном уровне особых успехов не было. В 35 лет Гэвин завершил карьеру и стал работать в местной федерации. А потом решил сменить пол и получил новое имя Лорел. После этого возрастная штангистка зажгла на чемпионате мира-2017 в Анахайме, а потом выиграла Тихоокеанские игры. Медали были завоеваны по всем правилам — Хаббард выполнила требования МОК относительно генной терапии. Уровень мужского гормона тестостерона в ее крови не превышал 10 наномоль на литр. И это притом что типичный показатель тестостерона у женщин составляет от 0,12 до 1,79 единицы, тогда как у взрослых мужчин он колеблется от 7,7 до 29,4 наномоль.
Лейша Кларендон.
В 2020 году Лорел на Кубке мира в Риме в весовой категории свыше 87 кг подняла в сумме двоеборья 270 кг — на 45 кг (!) опередив ставшую третьей польку, новозеландка уверенно отобралась на Олимпиаду в Токио, однако наблюдавшая за ее выступлением бельгийка Анна ван Беллинген (которая со своими 227 кг и бронзой на Кубке мира в весовой категории до 81 кг строила вполне оптимистичные планы на Игры-2021) недавно не выдержала:
— Прежде всего хотела бы отметить, что полностью поддерживаю трансгендерное сообщество, и то, что я собираюсь сказать, не означает, что я отрицаю идентичность этой спортсменки. Я осознаю, что определить правовые рамки для трансгендеров в спорте очень сложно по множеству причин и прийти к решению, которое полностью удовлетворит все стороны, видимо, невозможно. Однако любой, кто выступал в тяжелой атлетике на высоком уровне, в глубине души понимает: конкретно эта ситуация — несправедлива. Почему до сих пор стоит вопрос: дают ли 20 лет с мужской гормональной системой — от полового созревания до 35 лет — преимущество (в соревнованиях против женщин)? Понимаю, что для спортивного руководства нет ничего проще, чем решать вопрос как им удобно, — изучение столь редкого явления во многом непрактично. Но для спортсменов все это звучит как плохая шутка. Медали и отбор на Олимпиаду — шанс изменить жизнь, который некоторые атлеты упускают. И мы бессильны. Конечно, эти споры проходят в более широком контексте дискриминации в отношении трансгендерных людей, поэтому вопрос всегда связан с идеологией. Тем не менее конкретно эта крайне сложная ситуация действительно показывает, что нужны более строгие рамки для включения трансгендеров — особенно в спорт высших достижений. Я верю, что доступ к спорту должен быть у каждого, но не в ущерб остальным.
После победы на Играх в Монреале десятиборец Брюс Дженнер стал национальным кумиром Америки, а в 2015 году он сразил всех наповал еще раз, заявив: «Называйте меня Кейтлин».
Что тут началось? Что тут сказали и что подумали? Одни кричат о ханжестве и напирают на гендерное равенство. Другие следом за учеными заявляют, что физическое превосходство мужчины над женщиной формируется в подростковом возрасте, что именно в этот период организм вырабатывает максимальное количество тестостерона, и у мальчиков формируется более мощная верхняя часть туловища, больший объем легких и сердца, более длинные конечности, что даже если потом уровень тестостерона в организме ограничить (например, при помощи гормональной терапии после операции по смене пола), достигнутые физические качества никуда не денутся. Одни хвалят МОК за идею позволить национальным олимпийским комитетам номинировать женщину и мужчину-спортсмена для совместного выноса их флага во время церемонии открытия Игр в Токио. Другие ругают олимпийское движение за чрезмерную увлеченность совместными (мужскими и женскими) дисциплинами. Одни восторгаются такими, как Лорел Хаббард (которая не стесняется ни своих полутора центнеров, ни своих 43 лет). Другие приводят в пример кандидата в женскую сборную США по баскетболу Лейшу Кларендон, которая удалила грудь и публично называет себя «небинарным человеком», и заявляют о том, что участие в Играх спортсмена, который официально (и по половым признакам) не относит себя ни к мужскому, ни к женскому полу, это, как говорится, ни в какие ворота. И даже не в баскетбольную корзину.
gord@sb.by
Фото из соцсетей
Сестры Ирина и Тамара Пресс.
И Кастер Семеню мы вспоминаем, и тот скандальный пьедестал в женском беге на 800 метров, что заняли выглядящие мужчинами спортсменки на Олимпиаде в Рио. И об олимпийском чемпионе-1976 в многоборье американце Уильяме Дженнере говорим, что некогда он был женат на матери Ким Кардашьян, а сегодня, сменив пол, хочет стать губернатором Калифорнии в качестве Кейтлин Дженнер. И обязательно не забываем истории спортсменки из ГДР Хайди Кригер, которая выигрывала золото в толкании ядра на чемпионате Европы-1986, а десять лет спустя в том числе и под влиянием пресловутых анаболиков стала Андреасом и даже впоследствии женилась на пловчихе Уте Краузе.
Последний случай из этого ряда, впрочем, все равно выбивается в отдельную категорию. Если Кастер Семеню заставили принимать таблетки для снижения уровня тестостерона (и с тех пор мы о ней почти не вспоминаем), то тяжелоатлетка из Новой Зеландии Лорел Хаббард пошла совсем иным путем. И это ее сегодня называют первым спортсменом-трансгендером, квалифицировавшимся в этом статусе на Олимпийские игры.
Хотя как знать, как знать… И как не вспомнить.
После финального забега на Играх в Рио-де-Жанейро южноафриканка Кастер Семеня получила свою вторую золотую олимпийскую медаль, но впоследствии ее случай подвиг руководство Международной федерации легкой атлетики изменить правила допуска к соревнованиям спортсменок с высоким уровнем тестостерона.
— Анна, — спрашиваю у нашей известной штангистки серебряного призера Олимпиады в Афинах Анны Батюшко, — вы ведь неоднократно пересекались на соревнованиях с Мелине Далузян и даже на чемпионате Европы в Страсбурге в 2007 году стояли с ней на одном пьедестале. Она на верхней ступеньке, а вы на третьей. Что-то замечали?
— Нет, ничего. Абсолютно. Ну разве что могу сказать, помню, что Мелине была похожа на мальчика.
— Извините за интимные подробности, но общеизвестно, что теннисистки на турнирах пользуются одной раздевалкой. А как с этим обстоит у тяжелоатлеток?
— Как у теннисисток.
— И что с Мелине?
— И ничего.
— А взвешивание? Тяжелоатлетки обнаженными взвешиваются?
— Да. И на нас внимательно смотрит женщина-врач. И если что-то кажется сомнительным в плане пола, она может и пристальнее поглядеть, и справочку попросить.
В том самом Страсбурге в 2007 году Мелине Далузян стала первой армянской штангисткой, которой удалось выиграть континентальное первенство. Пресса была в восторге от молодой чемпионки и особо отмечала ее волевой, как будто мужской характер. Она выигрывала медали на чемпионатах мира и Европы, должна была участвовать в Играх в Пекине, но ее свалил приступ панкреатита. На Олимпиаде в Лондоне выступала, но заработала «баранку» в толчке. Когда же спустя четыре года в допинг-пробе Далузян нашли анаболики, Мелине до этого уже не было никакого дела просто потому, что не было Мелине. Был Мел.
Мелине Далузян шесть лет назад стала Мелом.
В 2017 году переехавший к тому времени в Нидерланды Мел Далузян снялся в документальном фильме «Слушай меня», где к удивлению многих (прежде всего в Армении) сказал, что никогда не испытывал проблем с идентификацией, поскольку с самого детства относил себя к мужскому полу и еще в школе исправлял окончание в своем имени в тетрадках и дневниках. Выступая среди женщин, он чувствовал, что обманывает соперниц, но тренер убеждал: моральные страдания надо терпеть во имя страны.
Надо ли говорить, что в родной стране после таких признаний многие отвернулись от бывшего кумира? И даже когда Мел Далузян в Амстердаме ценой ножевого ранения помог предотвратить ограбление магазина, в Ереване его имя вызывало такое стойкое отторжение, что попытка снять фильм о нем за государственные деньги привела чуть ли не к правительственному кризису, и премьеру Пашиняну пришлось официально извиняться.
— Анна, а про Лорел Хаббард вы слышали?
— Это, как мне кажется, за гранью здравого смысла. Ладно, как в случае с Мелине, когда девочка стала парнем после окончания карьеры. А когда взрослый мужик превратился в женщину и теперь выступает в женских состязаниях, то, конечно, в большом спорте он получает заведомое преимущество, чтобы там ни говорили его анализы.
Лорел Хаббард. До и после операции.
Десять лет назад Хаббард носила имя Гэвин и считалась одним из ведущих тяжелоатлетов-мужчин своей страны, хотя, как подчеркивает sport-express.ru, на международном уровне особых успехов не было. В 35 лет Гэвин завершил карьеру и стал работать в местной федерации. А потом решил сменить пол и получил новое имя Лорел. После этого возрастная штангистка зажгла на чемпионате мира-2017 в Анахайме, а потом выиграла Тихоокеанские игры. Медали были завоеваны по всем правилам — Хаббард выполнила требования МОК относительно генной терапии. Уровень мужского гормона тестостерона в ее крови не превышал 10 наномоль на литр. И это притом что типичный показатель тестостерона у женщин составляет от 0,12 до 1,79 единицы, тогда как у взрослых мужчин он колеблется от 7,7 до 29,4 наномоль.
Лейша Кларендон.
В 2020 году Лорел на Кубке мира в Риме в весовой категории свыше 87 кг подняла в сумме двоеборья 270 кг — на 45 кг (!) опередив ставшую третьей польку, новозеландка уверенно отобралась на Олимпиаду в Токио, однако наблюдавшая за ее выступлением бельгийка Анна ван Беллинген (которая со своими 227 кг и бронзой на Кубке мира в весовой категории до 81 кг строила вполне оптимистичные планы на Игры-2021) недавно не выдержала:
— Прежде всего хотела бы отметить, что полностью поддерживаю трансгендерное сообщество, и то, что я собираюсь сказать, не означает, что я отрицаю идентичность этой спортсменки. Я осознаю, что определить правовые рамки для трансгендеров в спорте очень сложно по множеству причин и прийти к решению, которое полностью удовлетворит все стороны, видимо, невозможно. Однако любой, кто выступал в тяжелой атлетике на высоком уровне, в глубине души понимает: конкретно эта ситуация — несправедлива. Почему до сих пор стоит вопрос: дают ли 20 лет с мужской гормональной системой — от полового созревания до 35 лет — преимущество (в соревнованиях против женщин)? Понимаю, что для спортивного руководства нет ничего проще, чем решать вопрос как им удобно, — изучение столь редкого явления во многом непрактично. Но для спортсменов все это звучит как плохая шутка. Медали и отбор на Олимпиаду — шанс изменить жизнь, который некоторые атлеты упускают. И мы бессильны. Конечно, эти споры проходят в более широком контексте дискриминации в отношении трансгендерных людей, поэтому вопрос всегда связан с идеологией. Тем не менее конкретно эта крайне сложная ситуация действительно показывает, что нужны более строгие рамки для включения трансгендеров — особенно в спорт высших достижений. Я верю, что доступ к спорту должен быть у каждого, но не в ущерб остальным.
После победы на Играх в Монреале десятиборец Брюс Дженнер стал национальным кумиром Америки, а в 2015 году он сразил всех наповал еще раз, заявив: «Называйте меня Кейтлин».
Что тут началось? Что тут сказали и что подумали? Одни кричат о ханжестве и напирают на гендерное равенство. Другие следом за учеными заявляют, что физическое превосходство мужчины над женщиной формируется в подростковом возрасте, что именно в этот период организм вырабатывает максимальное количество тестостерона, и у мальчиков формируется более мощная верхняя часть туловища, больший объем легких и сердца, более длинные конечности, что даже если потом уровень тестостерона в организме ограничить (например, при помощи гормональной терапии после операции по смене пола), достигнутые физические качества никуда не денутся. Одни хвалят МОК за идею позволить национальным олимпийским комитетам номинировать женщину и мужчину-спортсмена для совместного выноса их флага во время церемонии открытия Игр в Токио. Другие ругают олимпийское движение за чрезмерную увлеченность совместными (мужскими и женскими) дисциплинами. Одни восторгаются такими, как Лорел Хаббард (которая не стесняется ни своих полутора центнеров, ни своих 43 лет). Другие приводят в пример кандидата в женскую сборную США по баскетболу Лейшу Кларендон, которая удалила грудь и публично называет себя «небинарным человеком», и заявляют о том, что участие в Играх спортсмена, который официально (и по половым признакам) не относит себя ни к мужскому, ни к женскому полу, это, как говорится, ни в какие ворота. И даже не в баскетбольную корзину.
gord@sb.by
Фото из соцсетей