На фестивале «Нябёсы» неизменны две вещи — искренняя любовь к батлейке и девиз «З лялькай да Бога»
07.01.2020 21:37:15
Ирина ОВСЕПЬЯН
Фестиваль «Нябёсы» приобщает зрителей к белорусским традициям
VI Рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы», прошедший в столичном Дворце искусства, в этом году порадовал обращением к исконно белорусским традициям: звучали полесские песни, по лестницам сновали белокурые ангелы в мишурных нимбах, участники съехались из разных уголков Беларуси.
Если жизнь подбросила вам лимон, сделайте из него лимонад, гласит известная максима. Так поступили и организаторы фестиваля «Нябёсы»: в этом году батлеечный форум оказался рекордно малобюджетным, оплатить проживание зарубежных участников создатели феста в итоге не смогли, сосредоточившись на сугубо национальной тематике. Итог получился более чем интересным, и решено отныне от феста к фесту чередовать внутрибелорусский и международный формат: знакомство с родственными традициями вертепных театров России, Украины или Польши — это, безусловно, прекрасно и любопытно, однако и внутри страны есть на что посмотреть и чему поучиться.
В этом году в Минск выбрались не только детские театры со всей Беларуси (а именно на подрастающее поколение обычно опираются энтузиасты в вопросах возрождения традиций), но и коллективы аутентичные, как, например, семейный театр Быцко из деревни Стойлы Пружанского района. Их спектакль шел на западнополесском диалекте в сопровождении фольклорно-этнографического коллектива сестер Лукьянович из деревни Лесники, поющих традиционные полесские песни так, как пели некогда бабушки и прабабушки. Лариса и Алексей Быцко тщательно берегут традиции своего региона, а куклы в их батлейке непростые — их изготовил выдающийся народный мастер, резчик по дереву Иван Супрунчик, который даже самую тонкую работу делает при помощи топора. Поучаствовал в фестивальном представлении и известный музыкант-фольклорист Сергей Долгушев, один из немногих, кто играет сегодня на старинном белорусском инструменте — колесной лире.
Фестивальная программа не ограничивается двумя днями представлений. Вернее, батлейка выходит за рамки выделенной площадки, театры пакуют свои «скрынi» и отправляются к самым незащищенным: детям-сиротам, пожилым людям, больным — рождественская звезда должна светить всем.
— Благотворительная акция «Свет души — добродетель» начинается за несколько месяцев до основной программы, — говорит художественный руководитель «Нябёс» актер Александр Жданович. — Откликаются все! И никогда даже намека не было, чтобы, например, именитые зарубежные артисты отказались дополнительно, даже после долгой дороги, приехать в детский дом, интернат, больницу и поделиться своим искусством.
За праздничной, «каляднай» частью фестиваля «Нябёсы» непременно следует серьезная образовательная, и нынешний год не станет исключением. В воскресной школе Свято-Елисаветинского монастыря 10 и 11 января откроется специальная школа батлейки, лекторами в которой выступят мастера из разных городов Беларуси, а руководителем — художник-реставратор Анна Выгонная, с энтузиазма которой и началось в свое время в стране возрождение этого непростого искусства.
Интерес к батлейке сейчас огромен, подтверждает Александр Жданович, свой театр-вертеп стремятся иметь в семьях, в церковных приходах, в школах и детских садах:
— Люди хотят показывать спектакли, делают батлеечную «скрыню» и кукол своими руками, но очень часто многого не знают, относятся поверхностно — как я и сам относился, пока считал, что это просто такая национальная белорусская этнокультурная игра, и пока не познакомился с удивительными мастерами, которые посвятили батлейке жизнь.
Задача организаторов не только порадовать взрослых и детей красивыми спектаклями, но и понести знание о народной традиции дальше, потому и работа школы батлейки не менее важна, чем зрелищная, постановочная часть фестиваля. Здесь влюбленного в старинную традицию «аматара» научат, как правильно оформить короб-«скрыню», какие могут быть куклы — деревянные, из папье-маше, из ткани, познакомят с традиционным составом персонажей народного театра (а это далеко не только рождественский набор). Расскажут о технологиях, о классических сценариях, поделятся знанием тонкостей, постигаемых только на личном опыте и набитых шишках, — словом, подарят кусочек собственного синего батлеечного неба, на котором горит сусальным золотом вифлеемская звезда.
VI Рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров «Нябёсы», прошедший в столичном Дворце искусства, в этом году порадовал обращением к исконно белорусским традициям: звучали полесские песни, по лестницам сновали белокурые ангелы в мишурных нимбах, участники съехались из разных уголков Беларуси.
Если жизнь подбросила вам лимон, сделайте из него лимонад, гласит известная максима. Так поступили и организаторы фестиваля «Нябёсы»: в этом году батлеечный форум оказался рекордно малобюджетным, оплатить проживание зарубежных участников создатели феста в итоге не смогли, сосредоточившись на сугубо национальной тематике. Итог получился более чем интересным, и решено отныне от феста к фесту чередовать внутрибелорусский и международный формат: знакомство с родственными традициями вертепных театров России, Украины или Польши — это, безусловно, прекрасно и любопытно, однако и внутри страны есть на что посмотреть и чему поучиться.
В этом году в Минск выбрались не только детские театры со всей Беларуси (а именно на подрастающее поколение обычно опираются энтузиасты в вопросах возрождения традиций), но и коллективы аутентичные, как, например, семейный театр Быцко из деревни Стойлы Пружанского района. Их спектакль шел на западнополесском диалекте в сопровождении фольклорно-этнографического коллектива сестер Лукьянович из деревни Лесники, поющих традиционные полесские песни так, как пели некогда бабушки и прабабушки. Лариса и Алексей Быцко тщательно берегут традиции своего региона, а куклы в их батлейке непростые — их изготовил выдающийся народный мастер, резчик по дереву Иван Супрунчик, который даже самую тонкую работу делает при помощи топора. Поучаствовал в фестивальном представлении и известный музыкант-фольклорист Сергей Долгушев, один из немногих, кто играет сегодня на старинном белорусском инструменте — колесной лире.
Фестивальная программа не ограничивается двумя днями представлений. Вернее, батлейка выходит за рамки выделенной площадки, театры пакуют свои «скрынi» и отправляются к самым незащищенным: детям-сиротам, пожилым людям, больным — рождественская звезда должна светить всем.
— Благотворительная акция «Свет души — добродетель» начинается за несколько месяцев до основной программы, — говорит художественный руководитель «Нябёс» актер Александр Жданович. — Откликаются все! И никогда даже намека не было, чтобы, например, именитые зарубежные артисты отказались дополнительно, даже после долгой дороги, приехать в детский дом, интернат, больницу и поделиться своим искусством.
За праздничной, «каляднай» частью фестиваля «Нябёсы» непременно следует серьезная образовательная, и нынешний год не станет исключением. В воскресной школе Свято-Елисаветинского монастыря 10 и 11 января откроется специальная школа батлейки, лекторами в которой выступят мастера из разных городов Беларуси, а руководителем — художник-реставратор Анна Выгонная, с энтузиазма которой и началось в свое время в стране возрождение этого непростого искусства.
Интерес к батлейке сейчас огромен, подтверждает Александр Жданович, свой театр-вертеп стремятся иметь в семьях, в церковных приходах, в школах и детских садах:
— Люди хотят показывать спектакли, делают батлеечную «скрыню» и кукол своими руками, но очень часто многого не знают, относятся поверхностно — как я и сам относился, пока считал, что это просто такая национальная белорусская этнокультурная игра, и пока не познакомился с удивительными мастерами, которые посвятили батлейке жизнь.
Задача организаторов не только порадовать взрослых и детей красивыми спектаклями, но и понести знание о народной традиции дальше, потому и работа школы батлейки не менее важна, чем зрелищная, постановочная часть фестиваля. Здесь влюбленного в старинную традицию «аматара» научат, как правильно оформить короб-«скрыню», какие могут быть куклы — деревянные, из папье-маше, из ткани, познакомят с традиционным составом персонажей народного театра (а это далеко не только рождественский набор). Расскажут о технологиях, о классических сценариях, поделятся знанием тонкостей, постигаемых только на личном опыте и набитых шишках, — словом, подарят кусочек собственного синего батлеечного неба, на котором горит сусальным золотом вифлеемская звезда.
В Беларуси — батлейка, в Польше — шопка, в России и Украине — вертеп: названия разные, а суть одна. Звездный час батлейки традиционно наступает на Рождество, когда в деревянном коробе поселяются Дева Мария и святой Иосиф с младенцем Иисусом, злобный царь Ирод, волхвы, идущие поклониться Христу в Вифлеем… От этого названия, кстати, и происходит в белорусском языке само слово «батлейка». Правда, в нашей батлеечной «скрынi» постепенно обжились и другие персонажи, не связанные с Библией: с их участием разыгрываются сатирические истории из народной жизни.ovsepyan@sb.by