Почти 4 тыс. экспонатов и 3D-панорама – чем интересны одни из самых старых в Беларуси школьных музеев
21.02.2024 16:23:00
Свои музеи со временем должны появиться в каждой школе страны. Но не все знают, что в Беларуси есть школьные музеи, созданные ещё в середине прошлого столетия. Устроим небольшую экскурсию по их экспозициям вместе с заведующей отделом краеведения и патриотического воспитания Республиканского центра экологии и краеведения Александрой Кравец.
Иллюстративное фото
Краеведческий музей Ветринской средней школы имени Дмитрия Васильевича Тябута Полоцкого района Витебской области был открыт в 1957 году - история солидная. Сегодня фонд музея насчитывает почти 4 тысячи экспонатов, за последние пять лет его посетило более 7 тысяч человек. Согласитесь, статистика для школьного музея впечатляет. Интересно, что дети подключаются к исследовательской работе уже со 2 класса.
Нельзя не вспомнить один из первых школьных музеев боевой славы - народный музей боевой славы Лунненской средней школы имени Героя Советского Союза Ивана Шеремета Мостовского района Гродненской области. Здесь были в гостях из России, США, Норвегии, Израиля, Украины, Польши, Великобритании. Посетители могут стать участниками обзорных и театрализованных экскурсий. Этикетаж и экскурсии предлагаем гостям на белорусском и английском языках. На сайте школы, кстати, создан виртуальный музей и 3D-панорама, электронный каталог музейных экспонатов основного фонда «Вторая мировая война».
О страданиях белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рассказывает музей боевой славы в 120-й минской школе. Год его основания – 1976. В 2022 году фонд пополнили десятки новых артефактов. Часть из них передана Генеральной прокуратурой. Это фотографии, фронтовые письма, личные вещи, в том числе из материалов уголовного дела о геноциде белорусского народа. Музей используется не только для экскурсий. Здесь проводят и внеклассные мероприятия, уроки мужества, уроки истории.
Все эти музеи являются образцом музейной работы, уверена Александра Кравец:
- Процесс активного формирования сети школьных музеев приходится на средину прошлого столетия, когда стали объявляться туристско-краеведческие экспедиции пионеров и школьников. Задания экспедиций стимулировали поисковую и собирательскую деятельность учащихся, накапливался краеведческий материал, оформлялись учебно-наглядные пособия для школьных кабинетов, кабинеты затем перерастали в музеи. Стали объявляться смотры школьных музеев, проводиться паспортизация, введены в действие документы, регламентирующие деятельность школьных музеев. Все это способствовало упорядочиванию сети школьных музеев и выработке единых критериев их работы.