Зависимость от соцсетей набирает обороты
20.07.2024 23:44:00
Людмила КОНОПЕЛЬКО
Изначально мессенджеры задумывались как удобный канал коммуникации между людьми. С течением времени часть из них плавно трансформировалась в социальные сети — наиболее популярный сегодня интернет-ресурс, где пользователи размещают фото, видео, создают сообщества, ведут блоги, делятся подробностями своей жизни. Для многих переход на виртуальную платформу стал в прямом смысле побегом от реальности.
— Еще лет пять назад я была ярым поборником живого общения, философски рассуждала об опасности мессенджеров, цитировала знаменитостей, которые удалили свои аккаунты в соцсетях, называя это «злом мирового масштаба». Помню, как меня возмутило, когда двоюродный брат, которому предстояла тяжелейшая операция, прежде всего поинтересовался у врачей, есть ли в больничной палате доступ к интернету. Я высмеивала таких людей, не понимала их, сочувствовала им. Но стоило только зарегиться в YouTube и Яндекс.Дзене, как понеслось! Теперь меня за уши не оттащишь от экрана смартфона, — признается 30-летняя менеджер Катя. — Зашла «на минутку» полистать ленту в Telegram — опомнилась в два часа ночи. Приезжаю навестить родителей — не выпускаю телефон из рук, во время семейного обеда просматриваю видео, мать с отцом ругают меня за это, а я ничего не могу с собой поделать. Как специалист по продажам хорошо понимаю эту технологию: пока мы беззаботно листаем ленту соцсетей, нейробиологи тщательно анализируют наше поведение: какой мы предпочли контент, на какой картинке зависли, какие слова чаще всего вводим в поисковую строку. В аналитических компаниях трудятся целые отделы аттеншн-инженеров, потому что в эпоху избытка контента внимание пользователя на вес золота. Зная о нем практически все, несложно предложить ему желаемое — идеальную картинку в виртуальном мире, где вся информация подобрана в соответствии с его потребностями.
— Тем не менее уже сейчас можно сказать, что бесконтрольное использование соцсетей, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личных, профессиональных и общественных функций, тоже считается формой поведенческой зависимости, — объясняет психолог Татьяна Ушакевич. — Виртуальный мир предлагает пользователям намного более теплые, яркие, умиротворяющие отношения, которых им так не хватает в обычной жизни. Это в чем-то сродни времяпрепровождению на сайтах знакомств: в режиме онлайн гораздо проще выстраивать коммуникации, чем пытаться поддерживать диалог при встрече. Не случайно некоторые «женихи из интернета» годами общаются посредством переписки, и им этого достаточно. То же самое с социальными сетями — там наше альтер эго ведет тот образ жизни, который в реальности недостижим. Подсознание манит пользователей в это «идеальное пространство» вновь и вновь, и выходить оттуда хочется все меньше. Погружение дает возможность отрываться от серых будней, которые для многих из нас полны стрессов, провоцирующих угнетенное состояние и чувство неудовлетворенности собственным положением.
— Чтобы решить проблему, ее нужно не только признать, но и захотеть что-то изменить. Начать действовать, понимая, что перемены потребуют жесткой дисциплины, терпения и времени, — говорит Татьяна Ушакевич. — Пока человек наслаждается времяпрепровождением в соцсетях, бесполезно внушать ему, что это плохо сказывается на работе, отношениях с окружающими. Ему все равно — свою дозу «дешевого» дофамина он все равно получит, пролистав ленту новостей, просмотрев забавные видео, вступив в полемику в комментариях. Алкоголик ведь тоже вроде как понимает, что употреблять спиртное вредно. Но пока он не заработает цирроз печени или инсульт, продолжает прикладываться к рюмке, потому что это единственный для него способ получения удовольствия. Пациент с избыточной массой тела осознает, что питается неправильно, но пока его организм не забьет во все колокола, сдавая позиции сахарному диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, продолжает с наслаждением поглощать бургеры, чипсы, сладости, запивая газировкой. Только серьезный триггер способен сдвинуть дело с мертвой точки. В случае с зависимостью от соцсетей это может быть увольнение с работы, распад брака или — почему нет? — стремительно развивающаяся близорукость. Вот тогда мозг «встрепенется» и начнет выстраивать маршруты: как найти выход из этой ситуации, как грамотно действовать, от чего отказаться в первую очередь. Это единственная рабочая схема для всех видов зависимостей.
♦ Приучите себя передвигаться в общественном транспорте без залипания в смартфоне. Это не только поможет справиться с зависимостью, но и значительно улучшит самочувствие: постоянный характерный наклон головы ведет к шейному остеохондрозу, а пережатые кровеносные сосуды шеи не могут хорошо питать ваш мозг.
♦ Возьмите за правило отключать интернет за несколько часов до отхода ко сну.
КСТАТИ
Далее наступает потеря контроля над временем — обязательства из реальной жизни отходят на второй план. Еще один симптом — стремление к постоянному привлечению внимания посредством обновления информации в социальных сетях. Пользователь ищет любой повод, чтобы снова открыть приложение, просмотреть ленту, — это происходит каждые 2—5 минут.
Кроме того, людям, одержимым зависимостью, трудно сосредоточиться на деле и вернуться к своим обязанностям после нахождения в соцсетях. Они могут забыть о предстоящей встрече, трудно засыпают и плохо спят, в целом неважно себя чувствуют.
lvk@sb.by
Внимание на вес золота
Оглянитесь вокруг. Наверняка в эту самую минуту большинство ваших родственников, коллег, знакомых или просто случайных попутчиков в общественном транспорте увлечены просмотром видео, перепиской с друзьями или чтением ленты новостей в смартфоне. Во время совещания на работе начальство не отрывает взгляд от телефона, а пришедшая на свидание в кафе парочка периодически зависает в TikTok. Это уже примета нашего времени.— Еще лет пять назад я была ярым поборником живого общения, философски рассуждала об опасности мессенджеров, цитировала знаменитостей, которые удалили свои аккаунты в соцсетях, называя это «злом мирового масштаба». Помню, как меня возмутило, когда двоюродный брат, которому предстояла тяжелейшая операция, прежде всего поинтересовался у врачей, есть ли в больничной палате доступ к интернету. Я высмеивала таких людей, не понимала их, сочувствовала им. Но стоило только зарегиться в YouTube и Яндекс.Дзене, как понеслось! Теперь меня за уши не оттащишь от экрана смартфона, — признается 30-летняя менеджер Катя. — Зашла «на минутку» полистать ленту в Telegram — опомнилась в два часа ночи. Приезжаю навестить родителей — не выпускаю телефон из рук, во время семейного обеда просматриваю видео, мать с отцом ругают меня за это, а я ничего не могу с собой поделать. Как специалист по продажам хорошо понимаю эту технологию: пока мы беззаботно листаем ленту соцсетей, нейробиологи тщательно анализируют наше поведение: какой мы предпочли контент, на какой картинке зависли, какие слова чаще всего вводим в поисковую строку. В аналитических компаниях трудятся целые отделы аттеншн-инженеров, потому что в эпоху избытка контента внимание пользователя на вес золота. Зная о нем практически все, несложно предложить ему желаемое — идеальную картинку в виртуальном мире, где вся информация подобрана в соответствии с его потребностями.
Погружение в идеальное пространство
Только в 2022 году специалисты признали психическим заболеванием зависимость от компьютерных игр — расстройство, характеризующееся постоянным или периодическим нарушением способности контролировать частоту или длительность времени, проводимого за видеоиграми в интернете или офлайн. Что касается социальных сетей, многочисленные научные исследования по их проблематике пока в стадии работы.— Тем не менее уже сейчас можно сказать, что бесконтрольное использование соцсетей, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личных, профессиональных и общественных функций, тоже считается формой поведенческой зависимости, — объясняет психолог Татьяна Ушакевич. — Виртуальный мир предлагает пользователям намного более теплые, яркие, умиротворяющие отношения, которых им так не хватает в обычной жизни. Это в чем-то сродни времяпрепровождению на сайтах знакомств: в режиме онлайн гораздо проще выстраивать коммуникации, чем пытаться поддерживать диалог при встрече. Не случайно некоторые «женихи из интернета» годами общаются посредством переписки, и им этого достаточно. То же самое с социальными сетями — там наше альтер эго ведет тот образ жизни, который в реальности недостижим. Подсознание манит пользователей в это «идеальное пространство» вновь и вновь, и выходить оттуда хочется все меньше. Погружение дает возможность отрываться от серых будней, которые для многих из нас полны стрессов, провоцирующих угнетенное состояние и чувство неудовлетворенности собственным положением.
Пока гром не грянет
Что делать, если вы попались на удочку зависимости от соцсетей? Легко советовать вернуться в реальность, но справедливый встречный вопрос, который задаст гипервовлеченный пользователь: а зачем, если меня все устраивает?— Чтобы решить проблему, ее нужно не только признать, но и захотеть что-то изменить. Начать действовать, понимая, что перемены потребуют жесткой дисциплины, терпения и времени, — говорит Татьяна Ушакевич. — Пока человек наслаждается времяпрепровождением в соцсетях, бесполезно внушать ему, что это плохо сказывается на работе, отношениях с окружающими. Ему все равно — свою дозу «дешевого» дофамина он все равно получит, пролистав ленту новостей, просмотрев забавные видео, вступив в полемику в комментариях. Алкоголик ведь тоже вроде как понимает, что употреблять спиртное вредно. Но пока он не заработает цирроз печени или инсульт, продолжает прикладываться к рюмке, потому что это единственный для него способ получения удовольствия. Пациент с избыточной массой тела осознает, что питается неправильно, но пока его организм не забьет во все колокола, сдавая позиции сахарному диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, продолжает с наслаждением поглощать бургеры, чипсы, сладости, запивая газировкой. Только серьезный триггер способен сдвинуть дело с мертвой точки. В случае с зависимостью от соцсетей это может быть увольнение с работы, распад брака или — почему нет? — стремительно развивающаяся близорукость. Вот тогда мозг «встрепенется» и начнет выстраивать маршруты: как найти выход из этой ситуации, как грамотно действовать, от чего отказаться в первую очередь. Это единственная рабочая схема для всех видов зависимостей.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
♦ Если вы всерьез решили завязать с нездоровыми отношениями с социальными сетями, первое, что нужно сделать, — хотя бы на какое-то время удалить свои аккаунты. Это необходимо для того, чтобы у вас не было соблазна снова и снова просматривать ленту, обновлять приложение, собирать количество лайков. Необходимо освободить время для других дел. Например, для чтения книг или реального общения с друзьями, велопрогулок, вылазок на природу.♦ Приучите себя передвигаться в общественном транспорте без залипания в смартфоне. Это не только поможет справиться с зависимостью, но и значительно улучшит самочувствие: постоянный характерный наклон головы ведет к шейному остеохондрозу, а пережатые кровеносные сосуды шеи не могут хорошо питать ваш мозг.
♦ Возьмите за правило отключать интернет за несколько часов до отхода ко сну.
КСТАТИ
В режиме гиперподключенности
Можно выделить основные признаки виртуальной зависимости. Прежде всего это непреодолимое желание посещения социальных сетей: всегда должен быть интернет, паника при отсутствии сигнала и когда разрядился смартфон.Далее наступает потеря контроля над временем — обязательства из реальной жизни отходят на второй план. Еще один симптом — стремление к постоянному привлечению внимания посредством обновления информации в социальных сетях. Пользователь ищет любой повод, чтобы снова открыть приложение, просмотреть ленту, — это происходит каждые 2—5 минут.
Кроме того, людям, одержимым зависимостью, трудно сосредоточиться на деле и вернуться к своим обязанностям после нахождения в соцсетях. Они могут забыть о предстоящей встрече, трудно засыпают и плохо спят, в целом неважно себя чувствуют.
lvk@sb.by