Сокращение времени на спасение людей, беспилотная лодка и управление жестами: чем наши изобретатели удивили СНГ
21.10.2021 07:18:56
Полет мысли и фантазии, ограненный в четкое техническое обоснование, — молодые новаторы раз в два года съезжаются на Международный молодежный проект «100 идей для СНГ». Научной столицей на это время становится один из городов стран Содружества, в этом году изобретателей принимал Капан в Армении. В команду от нашей страны вошли десять участников, три из них привезли домой награды. «Р» связалась с победителями и узнала, что предлагают молодые умы нашей страны.
Александр Пивоваров разработал технологию Iron Respiration. Благодаря ей бензорез сможет работать в задымленном помещении. Это в четыре раза уменьшит временные затраты на спасение людей.
Технология сохранит жизнь
Награду в Университет гражданской защиты МЧС привез выпускник вуза 2021 года, а ныне сотрудник этого высшего учебного заведения Александр Пивоваров. Победной для него стала номинация «Безопасность». Научный руководитель Александра — преподаватель кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций УГЗ магистр технических наук Артем Морозов. Консультант проекта — кандидат физико-математических наук, доцент вуза МЧС Андрей Камлюк.Спасение людей на пожаре не терпит промедлений: дорога каждая секунда. Зачастую серьезной преградой между спасателями-пожарными и пострадавшим становится дверь. Самый быстрый способ ее вскрыть — использовать бензорез. Он работает по принципу двигателя внутреннего сгорания. Однако стоит дыму попасть в механизм, бензорез глохнет. Спасатели вынуждены применять другое оборудование, которое тратит на вскрытие двери ощутимо больше времени.
— Для проведения аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде я предлагаю использовать разработанную мной технологию Iron Respiration. На вооружении всех подразделений МЧС есть дыхательные аппараты на сжатом воздухе (баллоны за плечами спасателей. — Прим. ред.). Они обеспечивают подачу свежего воздуха в маску спасателя-пожарного или при необходимости в маску пострадавшего, — объясняет азы своей технологии Александр Пивоваров. — Идея состоит в том, чтобы заменить воздухозаборную решетку на бензорезе на разработанную мной с модификацией AIR и обеспечить подачу свежего воздуха из баллона в механизм. Это происходит через легочный автомат.
Конструкция простая и, что очень важно, быстрая в сборке. На это уходит не больше минуты. Благодаря технологии Iron Respiration время вскрытия двери уменьшается в четыре раза по сравнению с использованием другого оборудования. Скоро идею Александра опробуют в подразделениях МЧС, чтобы со всей тщательностью испытать в действии в реальных условиях.
Лодки в нашей гавани
Курсант Белорусской государственной академии авиации Александр Баранов работает над своим проектом Eco-DarkEco-Dark около четырех лет. Заслуженную награду в проекте «100 идей для СНГ» он получил в номинации «Рациональное природопользование». Александр разработал три модели беспилотных радиоуправляемых лодок. Их функции отличаются. Например, Eco-Dark можно использовать для сбора проб воды, ловли зоопланктона на водной поверхности, контроля ситуаций на акватории, отслеживания браконьеров и биоразнообразия. Dark — это подводная лодка для изучения глубин, бентоса, разнообразия растений. Renger предназначена для сбора мусора на воде и очищения от захламления. Кстати, сейчас новатор дорабатывает эту модель для спасения людей на водах: человек сможет ухватиться за установленную на корпусе модели ручку — и устройство вытащит его на берег.
Александр Баранов, Илья Иванов и Александр Пивоваров привезли домой почетные награды.
— Радиоуправление позволяет оператору, стоя на берегу, управлять моделями не только визуально, но и при помощи специальной камеры FPV, которая передает изображение на специальный экран, — поясняет Александр Баранов. — Подчеркну: в лодке никто не находится, она беспилотная. Например, ловля зоопланктона происходит благодаря навесному оборудованию. Оно срабатывает при нажатии специальной кнопки. Таким образом оператор выпускает сачок. Кроме того, надводные модели лодок оборудованы платой APM ArduPilot для отслеживания GPS-координат и постройки маршрута движения по воде. Все три модели могут вести съемку.
В нашей стране подобные водные и подводные суда не применяются, однако Александр уже представил свой проект в нескольких витебских организациях: ПАСО «Витязь», ДОСААФ, областной отдел охраны природы и экологии. Новатор получил положительные оценки: проект рекомендован на реализацию. Сейчас уже собраны и готовы к эксплуатации две модели лодок: Eco-Dark и подводная Dark. Их Александр собрал сам, за основу взял скоростные модели лодок, материалы — фанера, стекло-ткань, пластик.
Что касается скорости, например, модель Eco-Dark оборудована электромотором и может разгоняться до 100 километров в час. Длина ее корпуса — 80 сантиметров, а размах — 50. По предварительным подсчетам, стоимость такой лодки около 200 долларов. Она корректируется в зависимости от выполняемых функций.
Читай по рукам
Команда трех ребят из Витебска — Илья Иванов, Никита Кудинов и Денис Сусалко — стала победителем проекта «100 идей для СНГ» в номинации «Производственные технологии и промышленная инфраструктура». Они представили работу под названием «Жестобот» — систему управления посредством движения руки. Для демонстрации ее функционирования команда проекта собрала робота. Основные детали взяли из Arduino — платформы для разработки электроники. Для оператора создали перчатку с закрепленными на ней датчиками.
Команда из Витебска — Илья Иванов, Никита Кудинов и Денис Сусалко — представила проект «Жестобот».
— Они считывают движения руки в пространстве, которые при помощи контроллеров преобразуются в маневры робота, — поясняет Илья Иванов. — Это как в Железном человеке с его костюмом. Только управление происходит беспроводным образом, отдаленной рукой. Расстояние между оператором и роботом в прототипе жестобота может составлять не более 100 метров. Но при конкретной задаче показатель можно увеличить. Передача и обработка движения для человека происходит мгновенно.
Сейчас команда изобретателей активно трудится над завершением проекта. Ведь жестобот в нынешнем исполнении пока только прототип задумки. В планах сделать универсальный блок, который сможет подключиться к уже существующим сетям электронных систем управления конкретной машины или оборудования, сделать возможным их управление движениями руки. Ребята считают, что управлять жестами можно практически всеми механизмами.
tychko@sb.by