Не только пуща и крепость: эксперт назвал популярные турнаправления для отдыха в нашей стране
15.06.2023 07:07:00
Сергей ГРУДНИЦКИЙ
Директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов: «По уровню сервиса требования белорусских и иностранных туристов совпадают»
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2020 года Глава государства призвал Министерство спорта и туризма максимально использовать туристический потенциал страны. «Да, все знают Беловежскую пущу, Брестскую крепость, соборы и музеи Полоцка. А как же Лидский и Коссовский замки, великолепная архитектура Пинска и многое другое? Эти объекты тоже должны стать частью туристического бизнеса», — отметил Александр Лукашенко.
О том, чего удалось добиться, какие туристические направления популярны у белорусов и из каких стран к нам едут иностранные гости, «СГ» рассказал директор Национального агентства по туризму Министерства спорта и туризма Дмитрий МОРОЗОВ.
— Пандемия, внешнее давление, политическая обстановка не смогли не сказаться на сфере туризма. Дмитрий Викторович, не утратила ли отрасль привлекательности?
— Трансформация, безусловно, произошла. Один из результатов — спрос на внутренний туризм, заинтересованность в путешествиях по нашей стране белорусов. Заметен рост молодежного туризма, экскурсий по областным центрам.
В последнее время увеличились потоки из разных регионов Российской Федерации. Судить об этом можно по заполненности санаториев, региональных гостиниц, количеству посетителей в музейных учреждениях. К слову, появляются и новые прямые железнодорожные маршруты, из самых свежих — поезд Самара — Минск, что также влияет на рост числа гостей.
Определенный спрос есть из стран СНГ, в том числе Узбекистана, Азербайджана, особенно на санаторно-курортный отдых. Видим интерес со стороны жителей из стран Шанхайской организации сотрудничества.
— Есть ли, скажем так, топ туристических направлений в пределах страны, наиболее популярных среди белорусов?
— Одни из первых — Мирский и Несвижский замки. Но когда открывают новый объект или маршрут, туда перенаправляются потоки организованных туристов и индивидуальных групп. Например, после завершения первой очереди реконструкции Старого замка большой популярностью пользуется Гродно. Также привлекает туристов Коссовский дворец Пусловских вместе с Ружанами, где реставрируют дворец Сапегов. Растет интерес к Креву и Гольшанам, дворцу Булгаков в Жиличах.
Среди направлений активного отдыха популярны сплавы на байдарках. Здорово, что все больше компаний их предлагает, в том числе в формате сборных экскурсий. Не жалуются на отсутствие клиентов агроусадьбы, которым удалось стать настоящим национальным брендом. Среди наиболее популярных расположений — Воложинский, Щучинский и Глубокский районы. В промышленном туризме наряду с такими гигантами, как БЕЛАЗ, МТЗ, появляются увлекательные программы других заводов и предприятий. С экскурсиями приглашает РУПП «Гранит» в Микашевичах — удивительное место, где можно посмотреть на БЕЛАЗы, работающие в полевых условиях, гранитные утесы, водопады.
Перечень туристических мест расширяется, но лидеры, как правило, неизменны. Об этом свидетельствуют данные мониторинга в виде конкурса «Познай Беларусь», где анализируются показатели туробъектов. Новые маршруты появляются, но, чтобы они выбились в лидеры, должно совпасть сразу несколько факторов: удобное месторасположение, уровень инвестиций.
— Военно-патриотический туризм называют эффективным методом патриотического воспитания. Как это направление развивается?
— Брестская крепость-герой, мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» — наиболее яркие символы военно-патриотического туризма. Объекты постоянно дополняют свои экспозиции. К примеру, у Кургана Славы организовали выставку военной техники, в Брестской крепости ввели в строй музейное помещение, в Хатыни — музей. Появляются и новые комплексы — на месте сожженных деревень Ола, Борки.
— Успевает ли за появлением новых маршрутов сервис?
— Чем дальше от мест сосредоточения туристов, к примеру, от Минска, областных центров, замков, тем меньше там объектов инфраструктуры, поскольку в несезон поддерживать их трудно. К тому же в отдаленных точках их сложнее укомплектовать персоналом.
Чтобы изменить ситуацию, важна гибкая политика с точки зрения маркетинга. Нужно быть максимально активными, участвовать в онлайн-продвижении своих объектов, вести работу с клиентами, которые уже посетили место. В этом смысле показателен пример Ружан: с ростом потока туристов подтянулась и инфраструктура.
— Будем откровенны, оппоненты государства создают, скажем так, не совсем лицеприятный образ нашей страны в глазах иностранцев. Этот момент как-то сказывается на частоте визитов к нам граждан Запада?
— Зачастую образ, сформированный в их голове, перед посещением нашей республики в лучшем случае нейтральный, а обычно негативный. После посещения он меняется: уезжают от нас одухотворенными, с позитивными впечатлениями.
Например, заметен поток туристов из стран Балтии, которые пользуются возможностью безвизового въезда. Консультируем их, в том числе на мультиязычном сайте belarus.travel, где представлена информация о доступных туруслугах. Радует, что, по сведениям наших дипломатических представительств, с той стороны интерес и желание отдыхать в нашей стране не уменьшаются. Есть запрос на организацию информационных туров. Наши западные соседи отправляются в путешествие по Беларуси и в подавляющем большинстве случаев остаются довольны результатом.
— В прошлом году в Беларусь въехали четыре миллиона иностранцев. Интересно, есть ли отличия в их запросах от предпочтений белорусов?
— По уровню сервиса требования белорусских и иностранных туристов совпадают. Лишь в вопросах еды с гостями из восточных и арабских стран возникают некоторые разногласия. Туроператоры успешно находят выход из этой ситуации, строя маршруты путешествия таким образом, чтобы угодить всем. Заезжают в кафе и рестораны, где доступно халяльное питание, азиатские блюда.
У российских и белорусских туристов кулинарные и развлекательные предпочтения схожи. Единственное, гости из России чаще предпочитают наиболее законченные в стилистическом плане объекты. Руинированные памятники для них менее интересны. Тот же Кревский замок в сравнении с Лидским для российских туристов будет в проигрышном состоянии.
— По некоторым данным, значительная часть россиян вместо Турции этим летом для отдыха выбрала нашу страну. Кого еще и откуда ожидаем в этом сезоне?
— Рассчитываем на гостей из сопредельных стран. Они пользуются безвизом, введенным Указом Президента № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» от 9 января 2017 года. Будем рады видеть путешественников из стран СНГ, ШОС и других государств.
— Проведение каких брендовых мероприятий запланировано в ближайшее время?
— Запланировано множество событийных мероприятий. В том числе в последние выходные июня пройдет фестиваль «Свята Сонца» в Дудутках. Чуть позже, 8 июля, гулянья «Александрия собирает друзей», посвященные Купалью. Место выбрано живописное: на берегу Днепра, около моста, который соединяет не только два населенных пункта — Александрию и Копысь, но и две области — Могилевскую и Витебскую. С 13 по 16 июля прогремит на всю страну XXXII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который стал культурным брендом Беларуси. Еще один фестиваль — Вишневый, запланирован на 22—23 июля в Глубоком. Неделей позже его сменит Viva Braslav на берегу Браславских озер. II Игры стран СНГ с 4 по 14 августа станут не только масштабным спортивным событием, но и дополнительным стимулом для развития туристической сферы нашей станы. А окунуться в таинственный мир белорусских легенд и сказок предложат 19—20 августа организаторы фестиваля «Шлях Цмока» в Березинском биосферном заповеднике. К слову, с подробным календарем событий можно ознакомиться на сайте belarustourism.by, а также телеграм-канале Национального агентства по туризму «Познай Беларусь».
grudnitskiy@sb.by
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2020 года Глава государства призвал Министерство спорта и туризма максимально использовать туристический потенциал страны. «Да, все знают Беловежскую пущу, Брестскую крепость, соборы и музеи Полоцка. А как же Лидский и Коссовский замки, великолепная архитектура Пинска и многое другое? Эти объекты тоже должны стать частью туристического бизнеса», — отметил Александр Лукашенко.
О том, чего удалось добиться, какие туристические направления популярны у белорусов и из каких стран к нам едут иностранные гости, «СГ» рассказал директор Национального агентства по туризму Министерства спорта и туризма Дмитрий МОРОЗОВ.
— Пандемия, внешнее давление, политическая обстановка не смогли не сказаться на сфере туризма. Дмитрий Викторович, не утратила ли отрасль привлекательности?
— Трансформация, безусловно, произошла. Один из результатов — спрос на внутренний туризм, заинтересованность в путешествиях по нашей стране белорусов. Заметен рост молодежного туризма, экскурсий по областным центрам.
В последнее время увеличились потоки из разных регионов Российской Федерации. Судить об этом можно по заполненности санаториев, региональных гостиниц, количеству посетителей в музейных учреждениях. К слову, появляются и новые прямые железнодорожные маршруты, из самых свежих — поезд Самара — Минск, что также влияет на рост числа гостей.
Определенный спрос есть из стран СНГ, в том числе Узбекистана, Азербайджана, особенно на санаторно-курортный отдых. Видим интерес со стороны жителей из стран Шанхайской организации сотрудничества.
— Есть ли, скажем так, топ туристических направлений в пределах страны, наиболее популярных среди белорусов?
— Одни из первых — Мирский и Несвижский замки. Но когда открывают новый объект или маршрут, туда перенаправляются потоки организованных туристов и индивидуальных групп. Например, после завершения первой очереди реконструкции Старого замка большой популярностью пользуется Гродно. Также привлекает туристов Коссовский дворец Пусловских вместе с Ружанами, где реставрируют дворец Сапегов. Растет интерес к Креву и Гольшанам, дворцу Булгаков в Жиличах.
Среди направлений активного отдыха популярны сплавы на байдарках. Здорово, что все больше компаний их предлагает, в том числе в формате сборных экскурсий. Не жалуются на отсутствие клиентов агроусадьбы, которым удалось стать настоящим национальным брендом. Среди наиболее популярных расположений — Воложинский, Щучинский и Глубокский районы. В промышленном туризме наряду с такими гигантами, как БЕЛАЗ, МТЗ, появляются увлекательные программы других заводов и предприятий. С экскурсиями приглашает РУПП «Гранит» в Микашевичах — удивительное место, где можно посмотреть на БЕЛАЗы, работающие в полевых условиях, гранитные утесы, водопады.
Перечень туристических мест расширяется, но лидеры, как правило, неизменны. Об этом свидетельствуют данные мониторинга в виде конкурса «Познай Беларусь», где анализируются показатели туробъектов. Новые маршруты появляются, но, чтобы они выбились в лидеры, должно совпасть сразу несколько факторов: удобное месторасположение, уровень инвестиций.
— Военно-патриотический туризм называют эффективным методом патриотического воспитания. Как это направление развивается?
— Брестская крепость-герой, мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» — наиболее яркие символы военно-патриотического туризма. Объекты постоянно дополняют свои экспозиции. К примеру, у Кургана Славы организовали выставку военной техники, в Брестской крепости ввели в строй музейное помещение, в Хатыни — музей. Появляются и новые комплексы — на месте сожженных деревень Ола, Борки.
Военно-патриотические объекты были и остаются важнейшими элементами белорусского внутреннего и въездного туризма.Добавлю, что в результате расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны появляется все больше ценнейших сведений об этой трагической странице нашей истории. Это способствует открытию новых маршрутов.
— Успевает ли за появлением новых маршрутов сервис?
— Чем дальше от мест сосредоточения туристов, к примеру, от Минска, областных центров, замков, тем меньше там объектов инфраструктуры, поскольку в несезон поддерживать их трудно. К тому же в отдаленных точках их сложнее укомплектовать персоналом.
Чтобы изменить ситуацию, важна гибкая политика с точки зрения маркетинга. Нужно быть максимально активными, участвовать в онлайн-продвижении своих объектов, вести работу с клиентами, которые уже посетили место. В этом смысле показателен пример Ружан: с ростом потока туристов подтянулась и инфраструктура.
— Будем откровенны, оппоненты государства создают, скажем так, не совсем лицеприятный образ нашей страны в глазах иностранцев. Этот момент как-то сказывается на частоте визитов к нам граждан Запада?
— Зачастую образ, сформированный в их голове, перед посещением нашей республики в лучшем случае нейтральный, а обычно негативный. После посещения он меняется: уезжают от нас одухотворенными, с позитивными впечатлениями.
Например, заметен поток туристов из стран Балтии, которые пользуются возможностью безвизового въезда. Консультируем их, в том числе на мультиязычном сайте belarus.travel, где представлена информация о доступных туруслугах. Радует, что, по сведениям наших дипломатических представительств, с той стороны интерес и желание отдыхать в нашей стране не уменьшаются. Есть запрос на организацию информационных туров. Наши западные соседи отправляются в путешествие по Беларуси и в подавляющем большинстве случаев остаются довольны результатом.
— В прошлом году в Беларусь въехали четыре миллиона иностранцев. Интересно, есть ли отличия в их запросах от предпочтений белорусов?
— По уровню сервиса требования белорусских и иностранных туристов совпадают. Лишь в вопросах еды с гостями из восточных и арабских стран возникают некоторые разногласия. Туроператоры успешно находят выход из этой ситуации, строя маршруты путешествия таким образом, чтобы угодить всем. Заезжают в кафе и рестораны, где доступно халяльное питание, азиатские блюда.
У российских и белорусских туристов кулинарные и развлекательные предпочтения схожи. Единственное, гости из России чаще предпочитают наиболее законченные в стилистическом плане объекты. Руинированные памятники для них менее интересны. Тот же Кревский замок в сравнении с Лидским для российских туристов будет в проигрышном состоянии.
— По некоторым данным, значительная часть россиян вместо Турции этим летом для отдыха выбрала нашу страну. Кого еще и откуда ожидаем в этом сезоне?
— Рассчитываем на гостей из сопредельных стран. Они пользуются безвизом, введенным Указом Президента № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» от 9 января 2017 года. Будем рады видеть путешественников из стран СНГ, ШОС и других государств.
— Проведение каких брендовых мероприятий запланировано в ближайшее время?
— Запланировано множество событийных мероприятий. В том числе в последние выходные июня пройдет фестиваль «Свята Сонца» в Дудутках. Чуть позже, 8 июля, гулянья «Александрия собирает друзей», посвященные Купалью. Место выбрано живописное: на берегу Днепра, около моста, который соединяет не только два населенных пункта — Александрию и Копысь, но и две области — Могилевскую и Витебскую. С 13 по 16 июля прогремит на всю страну XXXII Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который стал культурным брендом Беларуси. Еще один фестиваль — Вишневый, запланирован на 22—23 июля в Глубоком. Неделей позже его сменит Viva Braslav на берегу Браславских озер. II Игры стран СНГ с 4 по 14 августа станут не только масштабным спортивным событием, но и дополнительным стимулом для развития туристической сферы нашей станы. А окунуться в таинственный мир белорусских легенд и сказок предложат 19—20 августа организаторы фестиваля «Шлях Цмока» в Березинском биосферном заповеднике. К слову, с подробным календарем событий можно ознакомиться на сайте belarustourism.by, а также телеграм-канале Национального агентства по туризму «Познай Беларусь».
grudnitskiy@sb.by