«Все хорошо? Сейчас мы вас освободим!» Подежурили с аварийной службой «Беллифта»
08.02.2024 14:46:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
30 минут. Столько времени отводится электромеханикам, чтобы доехать и освободить пассажиров, застрявших в лифте. Укладываются ли специалисты в эти полчаса? Чтобы узнать, мы подежурили с аварийной службой «Беллифта» – предприятия, которое обслуживает большую часть минских подъемников.
У каждого оператора – по нескольку телефонов и два-три монитора
Но, прежде чем отправиться в путь, решаем узнать, кто находится по ту сторону кнопки с изображением колокольчика, которая есть в каждом лифте. Вместо ответа нас отводят в центральную диспетчерскую службу. Это современный open space на 11 рабочих мест. И каждое из них выглядит как центр управления полетами: два-три монитора, несколько телефонов. На стене – огромная интерактивная карта, на которой в режиме реального времени отображается, как перемещаются по городу аварийные бригады.
– Слушаю! Говорите! – поднимает трубку диспетчер Наталья Нос. Пока звонящий сообщает о поломке, на экране появляется адрес, номер лифта и даже то, грузовой он или пассажирский – все это существенно сокращает время на выяснение обстоятельств.
Диспетчер Наталья Нос и заявку примет, и успокоит, если надо
Каждый диспетчер еще немножко и психолог, ведь ему приходится успокаивать тех, кто разволновался. Иногда приходится звонить родственникам, чтобы подошли к дверям. Многим легче переносить ожидание, когда рядом с кабиной кто-то есть, делится случаями из практики Наталья Нос:
– Бывают и анекдотические ситуации. Например, пару недель назад позвонили пассажиры, мол, помогите, застряли. А следом за ними – житель подъезда, который попросил не освобождать их до прибытия наряда. Оказалось, что эти двое украли его сумки и бросились убегать. Но карма в виде остановившегося лифта настигла их мгновенно.
– Это вы неподходящее время выбрали, – замечает электромеханик Андрей Дуло, которому дали в нагрузку двух журналистов. – Час пик – с 17:00 до 20:00, когда все возвращаются домой с работы, идут гулять с собаками или в магазин. А из сезонов самый аварийный – осень, когда минчане привозят с дач урожай и начинают грузить в лифты мешки с картошкой.
Андрей Дуло обслуживает лифты и спасает застрявших уже 23 года
Андрей Дуло в профессии 23 года, пять из них – в аварийной бригаде. Шутит, что это предопределено судьбой:
– В детстве у меня была няня Раиса Николаевна, которая работала лифтером. И она часто брала меня с собой.
Какие проблемы приходится устранять электромеханикам? Все стандартно, перечисляет самые частые ситуации Андрей Дуло:
– Например, подростки в шутку ударили по двери – произошел разрыв контактов, электроника выдала ошибку, кабина остановилась. Или при погрузке мебели жители дома заблокировали двери доской или коробкой и не дали створкам сомкнуться. А большинство лифтов запрограммированы так, что если они сделали семь безуспешных попыток закрыться, дальше отказываются работать – надо ждать мастера. Чтобы этого не происходило, при переезде лифт нужно переводить в режим погрузки: и в кабине, и на первом этаже висит инструкция, как это сделать.
Наконец приходит вызов: по улице Якубова, 30, между шестым и седьмым этажами остановился лифт с пассажиром внутри. Андрей Дуло берет ящик с инструментами – и мы спешим в машину. За рулем – Валентин Зенько, водитель и электромеханик. По одному на вызовы не ездят: напарник страхует и при необходимости помогает.
Несмотря на большую надпись «Беллифт» на борту машины, другие водители относятся к нашему транспорту без пиетета: подрезают, не пропускают.
– А еще нередко ругаются, когда мы, стараясь быстрее припарковаться, блокируем выезд другому авто, – делится наблюдениями Валентин Владимирович. – Мне кажется, ситуацию могли бы исправить оранжевые проблесковые маячки, как у дорожных или коммунальных служб. По ПДД они не дают преимуществ, но водители охотнее пропускают такие машины.
– Иногда приходится подниматься пешком и на 19-й этаж, и на 22-й.
– Здравствуйте, это аварийная бригада. Сейчас мы вас освободим. Как себя чувствуете?
– Хорошо, – звучит глухой голос из-за дверных створок.
Валентин Владимирович остается у дверей, а мы поднимаемся в лифтовую, чтобы подтянуть кабину до седьмого этажа. Лифт почти всегда тянут вверх до ближайшей площадки – за исключением тех случаев, когда кабина застряла на верхнем этаже или сильно перегружена, объясняет Андрей Иванович:
– А еще при принудительном раскрытии двери кабины мешают открываться дверям шахты, поэтому мы всегда останавливаем лифт на 20–30 сантиметров ниже площадки. Когда выпускаем пассажира, подаем ему руку, а второй страхуем голову: от стресса не все успевают сообразить, что надо пригнуться.
Пара ловких манипуляций – и мы выпускаем пленника. У Сергея Сушко дебют: парень застрял в лифте первый раз.
– Сколько просидели?
– 12 минут. Но я не страдал – серфил в телефоне.
Сергей поблагодарил спасителей и отправился по делам. К слову, заветное «спасибо» электромеханикам доводится слышать не всегда.
– Иногда бурчат, мол, чего так медленно, я из-за вас на работу опаздываю, – рассказывает Андрей Дуло.
В качестве финального штриха механики перезапускают механизм. На дисплее появляются буквы НР – «нормальная работа». Валентин Владимирович предлагает нам с фотографом вдвоем съехать вниз на лифте, чтобы протестировать его после экспресс-ремонта. И мы охотно соглашаемся: когда рядом спасатели, и застрять не страшно.
krupenkova@sb.by
У каждого оператора – по нескольку телефонов и два-три монитора
В центре управления полетами
Любопытно, что в дневное и ночное время спасение пассажиров организовано по-разному. С 08:00 до 20:00 диспетчеры передают вызовы электромеханикам на линейных участках, которые разбросаны по всему городу. «Аварийка» тоже работает, но в экстренных случаях – когда коллегам нужна помощь. А вот ночью, с 20:00 до 08:00, все происходит с точностью до наоборот: все заявки закрывают аварийные бригады. Одной из них мы садимся на хвост.Но, прежде чем отправиться в путь, решаем узнать, кто находится по ту сторону кнопки с изображением колокольчика, которая есть в каждом лифте. Вместо ответа нас отводят в центральную диспетчерскую службу. Это современный open space на 11 рабочих мест. И каждое из них выглядит как центр управления полетами: два-три монитора, несколько телефонов. На стене – огромная интерактивная карта, на которой в режиме реального времени отображается, как перемещаются по городу аварийные бригады.
– Слушаю! Говорите! – поднимает трубку диспетчер Наталья Нос. Пока звонящий сообщает о поломке, на экране появляется адрес, номер лифта и даже то, грузовой он или пассажирский – все это существенно сокращает время на выяснение обстоятельств.
Диспетчер Наталья Нос и заявку примет, и успокоит, если надо
Каждый диспетчер еще немножко и психолог, ведь ему приходится успокаивать тех, кто разволновался. Иногда приходится звонить родственникам, чтобы подошли к дверям. Многим легче переносить ожидание, когда рядом с кабиной кто-то есть, делится случаями из практики Наталья Нос:
– Бывают и анекдотические ситуации. Например, пару недель назад позвонили пассажиры, мол, помогите, застряли. А следом за ними – житель подъезда, который попросил не освобождать их до прибытия наряда. Оказалось, что эти двое украли его сумки и бросились убегать. Но карма в виде остановившегося лифта настигла их мгновенно.
«Маячок» для аварийки
Мы ждем вызова: уж очень хочется кого-нибудь спасти. Но вот незадача! За час – ни одного застревания.– Это вы неподходящее время выбрали, – замечает электромеханик Андрей Дуло, которому дали в нагрузку двух журналистов. – Час пик – с 17:00 до 20:00, когда все возвращаются домой с работы, идут гулять с собаками или в магазин. А из сезонов самый аварийный – осень, когда минчане привозят с дач урожай и начинают грузить в лифты мешки с картошкой.
Андрей Дуло обслуживает лифты и спасает застрявших уже 23 года
Андрей Дуло в профессии 23 года, пять из них – в аварийной бригаде. Шутит, что это предопределено судьбой:
– В детстве у меня была няня Раиса Николаевна, которая работала лифтером. И она часто брала меня с собой.
Какие проблемы приходится устранять электромеханикам? Все стандартно, перечисляет самые частые ситуации Андрей Дуло:
– Например, подростки в шутку ударили по двери – произошел разрыв контактов, электроника выдала ошибку, кабина остановилась. Или при погрузке мебели жители дома заблокировали двери доской или коробкой и не дали створкам сомкнуться. А большинство лифтов запрограммированы так, что если они сделали семь безуспешных попыток закрыться, дальше отказываются работать – надо ждать мастера. Чтобы этого не происходило, при переезде лифт нужно переводить в режим погрузки: и в кабине, и на первом этаже висит инструкция, как это сделать.
Наконец приходит вызов: по улице Якубова, 30, между шестым и седьмым этажами остановился лифт с пассажиром внутри. Андрей Дуло берет ящик с инструментами – и мы спешим в машину. За рулем – Валентин Зенько, водитель и электромеханик. По одному на вызовы не ездят: напарник страхует и при необходимости помогает.
Несмотря на большую надпись «Беллифт» на борту машины, другие водители относятся к нашему транспорту без пиетета: подрезают, не пропускают.
– А еще нередко ругаются, когда мы, стараясь быстрее припарковаться, блокируем выезд другому авто, – делится наблюдениями Валентин Владимирович. – Мне кажется, ситуацию могли бы исправить оранжевые проблесковые маячки, как у дорожных или коммунальных служб. По ПДД они не дают преимуществ, но водители охотнее пропускают такие машины.
Осторожно: пригните голову
Сначала заезжаем в местную диспетчерскую, чтобы взять ключи от подъезда и от лифтовой, и отправляемся выручать застрявшего. Под бурчание бабушки вешаем на первом этаже табличку «Лифт остановлен на ремонт» и поднимаемся по лестнице. Электромеханики взлетают на седьмой этаж даже не запыхавшись. Это еще что, улыбаются они:– Иногда приходится подниматься пешком и на 19-й этаж, и на 22-й.
– Здравствуйте, это аварийная бригада. Сейчас мы вас освободим. Как себя чувствуете?
– Хорошо, – звучит глухой голос из-за дверных створок.
Валентин Владимирович остается у дверей, а мы поднимаемся в лифтовую, чтобы подтянуть кабину до седьмого этажа. Лифт почти всегда тянут вверх до ближайшей площадки – за исключением тех случаев, когда кабина застряла на верхнем этаже или сильно перегружена, объясняет Андрей Иванович:
– А еще при принудительном раскрытии двери кабины мешают открываться дверям шахты, поэтому мы всегда останавливаем лифт на 20–30 сантиметров ниже площадки. Когда выпускаем пассажира, подаем ему руку, а второй страхуем голову: от стресса не все успевают сообразить, что надо пригнуться.
Пара ловких манипуляций – и мы выпускаем пленника. У Сергея Сушко дебют: парень застрял в лифте первый раз.
– Сколько просидели?
– 12 минут. Но я не страдал – серфил в телефоне.
Сергей поблагодарил спасителей и отправился по делам. К слову, заветное «спасибо» электромеханикам доводится слышать не всегда.
– Иногда бурчат, мол, чего так медленно, я из-за вас на работу опаздываю, – рассказывает Андрей Дуло.
В качестве финального штриха механики перезапускают механизм. На дисплее появляются буквы НР – «нормальная работа». Валентин Владимирович предлагает нам с фотографом вдвоем съехать вниз на лифте, чтобы протестировать его после экспресс-ремонта. И мы охотно соглашаемся: когда рядом спасатели, и застрять не страшно.
krupenkova@sb.by