Какую пользу принесут новые подходы к реализации неиспользуемого имущества?
16.05.2019 09:00:00
Василий ГЕДРОЙЦ
Представим ситуацию: стоит заброшенный заводик, который давно ничего не выпускает. Местные власти несколько раз пробовали продать, да никто не берет. Даже за базовую величину. Место небойкое. Создавать новое производство нет смысла. А вот разобрать на стройматериалы желающие нашлись бы. Но закон в этом случае предусматривает много бумажных процедур и некоторые денежные затраты. Эти препоны убирает недавно подписанный Указ № 169 «О распоряжении государственным имуществом».
Далее. Нередки упреки в адрес владельцев неиспользуемого имущества: почему, мол, не делаете активных шагов по скорейшей реализации. Но подобные нарекания часто не оказывают ожидаемого воздействия. Почему? Беседовал как-то на эту тему с одним из руководителей. Он заявил, мол, какой резон рваться, если предприятие от этого ничего не имеет. Оказывается, по действующему законодательству все средства от продажи поступают в бюджет. Новый указ меняет ситуацию. Теперь половину вырученного госорганизация сможет оставлять себе. Несомненно, такой шаг подстегнет к более активной работе по сбыту того, что самим уже не нужно.
Немало трудностей есть и при продаже различного имущества с аукционов. Все упирается в цену. Формально ее определяют правильно, по остаточной стоимости. А у рынка свои законы. Здание может быть относительно добротным и стоить немало. Но значение имеют множество факторов, от места расположения до возможности организовать там новое производство. Да и потенциальные покупатели не лыком шиты.
Не раз бывал на таких аукционах. До их начала предприниматели обсуждают вероятность продажи по первоначальной цене. Если объект недорогой, как говорят, на пересечении торговых путей, заранее прогнозируют, что за него будет настоящая битва. И действительно, продается в 3—5 раз дороже.
Кстати, о них. Арендаторы, не менее трех лет использующие объекты госсобственности, имеют преимущественное право приобретения их, кроме отчуждения в коммунальную собственность, без проведения торгов по рыночной стоимости. При этом будут учитываться понесенные ими затраты. Допустим, выложил кто-то на ремонт здания полмиллиона рублей. Оно и обойдется дешевле на такую сумму. Отрадно, что государство защитило эту категорию предпринимателей. Если объект продали с нарушением преимущественного права арендатора, в течение трех месяцев он может обратиться в суд с требованием о переводе на себя прав и обязанностей покупателя.
Все мы понимаем, что два одинаковых неиспользуемых здания в центре столицы и горпоселка — это несопоставимые по значимости и цене объекты. Поэтому государство и регулировало подходы к методике их продажи. Например, была возможность продавать недвижимость, расположенную на территории средних, малых городских поселений и сельской местности, сразу на аукционе за 1 базовую величину. То есть без выставления по полной стоимости. Правило не распространялось на столицу, областные и большие города. Но жизнь показала, что нужны коррективы. Теперь такая возможность появится в Барановичах, Бобруйске, Борисове и других городах. За рамками останутся лишь Минск и областные центры.
Хочется, чтобы нововведения пошли на пользу сельхозпредприятиям. У одних есть пустующие здания, другим нужны стройматериалы на реконструкцию ферм и других объектов хозспособом. Зачем, допустим, покупать новый кирпич, если можно взять его из разобранного помещения практически за бесценок. Вот вам и удешевление работ, снижение себестоимости будущей продукции.
gedroiz@sb.by