Год назад белорусский народ сделал выбор в пользу эволюции своего развития
28.02.2023 07:19:00
Светлана ИСАЕНОК
Год назад народ Беларуси одобрил курс на дальнейшее развитие страны без потрясений и с сохранением существующих достижений
27 февраля 2022 года в стране прошел республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию. За предложенные новации высказались 82,86 процента участников голосования. Этот важнейший этап в истории нашей страны стал закономерным шагом в развитии современной политической системы Беларуси. Основной Закон был выкристаллизован из десятков тысяч идей и предложений, поступивших со всей страны. О том, как рождался этот документ, что он уже поменял в обществе и какое отражение находит в нем сегодня, — в нашем большом и обстоятельном разговоре с членом Конституционной комиссии, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Сергеем Сивцом, сенатором, председателем Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Олегом Романовым, председателем Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Валентином Семеняко и судьей Конституционного Суда Сергеем Чигриновым.
С. Сивец: Также в 2018 году 15 марта во время встречи с судьями Конституционного Суда Президент поставил задачу обновить наш Основной Закон с учетом опыта государственного строительства, который мы прошли за 30 лет, и той реальности, которая нас окружает. Конституция — это общественный договор, социальный контракт. Жизнь стремительно меняется. Поэтому было важно определить стратегические направления нашего общественно-политического, социально-экономического развития именно как суверенного и независимого государства.
В. Семеняко: Хочу напомнить, что и 1 марта 2019 года во время Большого разговора Президент анонсировал предстоящее изменение Конституции. Также эта тема была затронута в посланиях Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию в 2019 и 2020 годах.
О. Романов: В целом причины, которые обусловили внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относится естественный процесс развития белорусского общества — те изменения, которые происходят, в том числе в политической культуре. Назрела необходимость некоторого перераспределения полномочий между Президентом и органами исполнительной, судебной и законодательной власти. Гражданское общество созрело для того, чтобы повысить статус Всебелорусского народного собрания и сделать его конституционным органом с достаточно широкими полномочиями.
О. Романов: Подготовка к референдуму была тщательной, продуманной и заблаговременной. Важным ее элементом было информирование общества о тех новеллах, которые будут внесены в Конституцию. Это говорит об открытости белорусского государства, политического класса к народному волеизъявлению.
С. Сивец: Норма права облекает в юридическую форму определенную парадигму, которая исходит из общественного запроса. Формат диалоговых площадок позволил вовлечь в обсуждение изменения Основного Закона страны как политологов и юристов, так и граждан без юридического образования. В результате граждане стали соавторами обновленного Основного Закона.
В разработке проекта обновленной Конституции также принимали участие специалисты, которые хорошо знают историю зарождения конституционного права в нашей стране, насчитывающей более 450 лет, политологи. Симбиоз ученых, практиков, юристов, представителей от народа, многочисленные дискуссии и работа специальной комиссии при Президенте позволили учесть все наши особенности и создать логику уникального проекта Основного Закона.
В. Семеняко: Именно всеобъемлющий совет с народом, со всеми его слоями, выработка общих формулировок стали основным стимулом для граждан участвовать в референдуме и поддержать его.
С. Сивец: Конституция — это наша идеология. Многие положения связаны с нашей исторической судьбой, а также сохранением тех национальных, моральных и духовных ориентиров, которые являются нашим достоянием. Они появились не сиюминутно. Это опыт поколения людей, которые живут на своей земле, трудятся и видят мирный труд в качестве основного источника своего существования, которые не претендуют на какие-то земли и имущество и прочее своих соседей, которые хотят сотрудничать и дружить со своими соседями, ценят и берегут мирное небо над головой. Это все мы постарались сублимировать и закрепить. Чтобы не было даже соблазна у отдельных субъектов вбить клин в наше гражданское согласие.
О. Романов: Принятые изменения носят глубокие идеологические посылы, связанные с введением целого ряда ценностей, которые называют ценностями жизни и спасения белорусского общества и государства, — историческая память, институт семьи как союз мужчины и женщины, геополитическая ориентация. Все эти смыслы носят коренной глубинный характер и направляют развитие нашей страны в сторону мира и созидания.
О. Романов: Этот процесс идет достаточно уверенно. Наверное, нельзя сказать, что он идет прям беспроблемно. Но в целом каких-то кризисных явлений в его реализации я не вижу. Дело в том, что под процесс развития гражданского общества подведена хорошая правовая база. Приняты законы «О Всебелорусском народном собрании», «О гражданском обществе», изменен закон о политических партиях и объединениях, внесены изменения в Избирательный кодекс. Эти правовые основания существенно помогают развитию гражданского общества в нашей стране. Идет партийное строительство, подготовка к формированию ВНС. Гражданское общество получило свое осмысление. Этот процесс носит стабильный направляемый характер и соответствует национальным интересам нашей страны.
С. Сивец: Работа идет интенсивно. Нет опасений, что что-то пойдет не по графику. Это трудоемкий процесс. Сложность в том, что все положения и институты переплетены. Невозможно принять один закон, не разрабатывая при этом другой. У нас не должно быть дублирования в компетенции государственных органов, в порядке и механизме реализации ими своих полномочий. В противном случае это создает конфликтную ситуацию на уровне правоприменения. Ответственные разработчики должны умело синхронизировать свою законотворческую работу, чтобы в правоприменительной практике не возникло коллизионных моментов.
В. Семеняко: С юридический точки зрения ряд статей Конституции имеет прямое действие, и они уже реализуются на общегосударственном уровне. Хотел бы особо подчеркнуть, что на этапе практической реализации обновленного Основного Закона необходимо соблюдать оправдавшие себя практики всенародной экспертизы наиболее значимых законопроектов. Этому требованию парламентарии стараются неукоснительно следовать. Во время выездных заседаний, на встречах с избирателями, при проведении личных приемов депутаты изучают общественное мнение относительно предлагаемых нововведений. Результаты этой работы обязательно учитываются при формировании окончательных редакций законопроектов, выносимых на рассмотрение депутатского корпуса.
С. Сивец: Конституционные изменения со всей очевидностью демонстрируют, что Беларусь — это государство, которое придерживается исключительно миролюбивого и добрососедского характера своего развития. Это одновременно и сигнал странам мира о том, как мы выстраиваем нашу внешнюю политику и взаимоотношения на внешней арене. Беларусь гарантирует, что с ее территории никогда не случится военная агрессия в отношении других государств. Но в то же время мы оставляем за собой абсолютное право защищать свой суверенитет и независимость, свою родную землю всеми доступными средствами и способами.
О. Романов: На референдуме были внесены такие изменения, которые соответствуют и менталитету белорусов, и той точке исторического пути, в которой мы находимся. Они апробированы самой жизнью. И закреплены в Конституции как итог проверки временем, жизнью и опытом. Они органичны белорусской культуре, легли на душу белорусскому народу, и я уверен, что они приняты с душой. В этом смысле референдум стал очередным шагом на пути эволюционного развития белорусского общества. Явка и результат голосования были высокими. Это подтверждает тот тезис, что это не что-то внешнее, а часть нашего самосознания.
isaenok@sb.by
27 февраля 2022 года в стране прошел республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию. За предложенные новации высказались 82,86 процента участников голосования. Этот важнейший этап в истории нашей страны стал закономерным шагом в развитии современной политической системы Беларуси. Основной Закон был выкристаллизован из десятков тысяч идей и предложений, поступивших со всей страны. О том, как рождался этот документ, что он уже поменял в обществе и какое отражение находит в нем сегодня, — в нашем большом и обстоятельном разговоре с членом Конституционной комиссии, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Сергеем Сивцом, сенатором, председателем Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Олегом Романовым, председателем Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Валентином Семеняко и судьей Конституционного Суда Сергеем Чигриновым.
СКАЗАНО
— Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы. Демократично, в соответствии с нашими белорусскими законами. Народ проявил мудрость и национальную зрелость.
Александр Лукашенко на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.
Сергей Сивец....... |
Олег Романов.. |
Валентин Семеняко |
Сергей Чигринов. |
Отвечая на вызовы времени
С. Чигринов: Впервые идея о необходимости корректировки положений Конституции была высказана Президентом в преддверии 20‑й годовщины принятия Основного Закона нашей страны 14 марта 2014 года на встрече с судьями Конституционного Суда. Говоря о дальнейшем развитии основ конституционного строя, Глава государства подчеркнул, что в будущем потребуется внесение поправок, соответствующих духу нового времени и развитию общества, отвечающих специфике сформировавшегося и устоявшегося белорусского государства.С. Сивец: Также в 2018 году 15 марта во время встречи с судьями Конституционного Суда Президент поставил задачу обновить наш Основной Закон с учетом опыта государственного строительства, который мы прошли за 30 лет, и той реальности, которая нас окружает. Конституция — это общественный договор, социальный контракт. Жизнь стремительно меняется. Поэтому было важно определить стратегические направления нашего общественно-политического, социально-экономического развития именно как суверенного и независимого государства.
Совокупность этих причин, а также то, что Глава государства предвидел, как будут развиваться общественные отношения и складываться в том числе геополитическая обстановка вокруг Беларуси, и стали поводом для постановки такой задачи.В результате было подготовлено два проекта, но они не были поддержаны Президентом, поскольку носили чисто косметический характер и кардинально не решали ту проблематику, о которой говорилось ранее. Нужно понимать, что Конституция — это базовый документ, который принимается на долгосрочную перспективу. В тех проектах изменения носили скорее наукообразный характер, сущностно ничего не меняя.
В. Семеняко: Хочу напомнить, что и 1 марта 2019 года во время Большого разговора Президент анонсировал предстоящее изменение Конституции. Также эта тема была затронута в посланиях Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию в 2019 и 2020 годах.
О. Романов: В целом причины, которые обусловили внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относится естественный процесс развития белорусского общества — те изменения, которые происходят, в том числе в политической культуре. Назрела необходимость некоторого перераспределения полномочий между Президентом и органами исполнительной, судебной и законодательной власти. Гражданское общество созрело для того, чтобы повысить статус Всебелорусского народного собрания и сделать его конституционным органом с достаточно широкими полномочиями.
Кроме того, мы не должны забывать и про 2020 год. Про тот опыт, который мы вынесли из преодоления попытки антиконституционного государственного переворота. И в этом смысле обновленная Конституция нацелена на то, чтобы придать большую устойчивость политической системе и в целом белорусскому обществу и государству.Внешние причины связаны с теми вызовами, которые брошены нашей стране. Во-первых, против Республики Беларусь ведется неприкрытая агрессия в экономическом, политическом, информационном плане. Страны коллективного Запада совершенно недвусмысленно отрицают суверенитет Республики Беларусь, право белорусского народа на определение своей судьбы и своего исторического пути. Кроме того, важно защитить свою культурную идентичность. Глубоко убежден, что многие страны мира, в том числе страны Запада, пошли по пути разрушения своих исторических оснований и в перспективе потери субъектности народов, государств и культуры. Мы же, напротив, встали на путь защиты своих исторических и культурных оснований, сохранения исторической памяти, защиты института семьи как важнейшего измерения здорового общества и суверенного государства.
Симбиоз идей
С. Чигринов: В обсуждении конституционных изменений через диалоговые площадки и другие формы гражданских инициатив приняло участие более одного миллиона граждан Беларуси. По итогам обсуждения было получено порядка 10 тысяч предложений по совершенствованию положений Конституции.О. Романов: Подготовка к референдуму была тщательной, продуманной и заблаговременной. Важным ее элементом было информирование общества о тех новеллах, которые будут внесены в Конституцию. Это говорит об открытости белорусского государства, политического класса к народному волеизъявлению.
Такого рода широкое информирование общества демонстрирует демократизм белорусского государства. Потому что демократия состоит в том числе в широком народном обсуждении и одобрении стратегического курса развития страны.Многие люди, которые принимали участие в обсуждениях, высказывали предложения именно о том, как не допустить взрыва революционных стихий в нашей стране, кризиса. Шел также разговор о том, как укрепить государственную власть против внешних вызовов. К примеру, за счет изменения избирательной или партийной системы.
С. Сивец: Норма права облекает в юридическую форму определенную парадигму, которая исходит из общественного запроса. Формат диалоговых площадок позволил вовлечь в обсуждение изменения Основного Закона страны как политологов и юристов, так и граждан без юридического образования. В результате граждане стали соавторами обновленного Основного Закона.
Например, внести изменения в 52‑ю статью Конституции предложили работники МЗКТ во время общественного обсуждения подготовленного проекта Конституции. Их идея была в том, чтобы дополнить ее: те, кто находится на территории Беларуси, обязаны не только соблюдать ее Конституцию и законы, но и уважать государственные символы и национальные традиции.Еще одно их предложение — дополнить 83‑ю статью Конституции о принесении присяги Президентом в том числе в присутствии членов Президиума Всебелорусского народного собрания. И таких примеров много. Это очень важно, когда люди могут открыть Основной Закон и увидеть воплощение тех идей, которые они озвучили.
В разработке проекта обновленной Конституции также принимали участие специалисты, которые хорошо знают историю зарождения конституционного права в нашей стране, насчитывающей более 450 лет, политологи. Симбиоз ученых, практиков, юристов, представителей от народа, многочисленные дискуссии и работа специальной комиссии при Президенте позволили учесть все наши особенности и создать логику уникального проекта Основного Закона.
В. Семеняко: Именно всеобъемлющий совет с народом, со всеми его слоями, выработка общих формулировок стали основным стимулом для граждан участвовать в референдуме и поддержать его.
Таким образом, Беларусь явила миру образец истинного народовластия через прямое участие граждан не просто в законотворческом процессе, а именно в подготовке Основного Закона страны.В результате люди высказали свое отношение к документу, который был выстрадан обществом, вышлифован им. В этом секрет такого успеха референдума.
Основа нашей идеологии
С. Чигринов: В качестве общественного договора Конституция играет роль не только высшего закона, но и программного политико-философского или идеологического документа, определяющего фундаментальные социальные ценности, базовые идеи, на которых должна основываться общественная жизнь, а также основные цели государственного развития в виде положений программного характера.С. Сивец: Конституция — это наша идеология. Многие положения связаны с нашей исторической судьбой, а также сохранением тех национальных, моральных и духовных ориентиров, которые являются нашим достоянием. Они появились не сиюминутно. Это опыт поколения людей, которые живут на своей земле, трудятся и видят мирный труд в качестве основного источника своего существования, которые не претендуют на какие-то земли и имущество и прочее своих соседей, которые хотят сотрудничать и дружить со своими соседями, ценят и берегут мирное небо над головой. Это все мы постарались сублимировать и закрепить. Чтобы не было даже соблазна у отдельных субъектов вбить клин в наше гражданское согласие.
В. Семеняко: В ходе общественного диалога наши граждане подтвердили свою приверженность мирному, нейтральному статусу белорусского государства, сохранению социальной направленности бюджета, приумножению исторических и культурных традиций белорусского общества.Результаты всенародного голосования показали правильность предлагаемых новелл и их соответствие чаяниям подавляющего общественного большинства. В то же время это еще раз подтвердило, что граждане не приемлют разрушительные сценарии беглых и их западных покровителей.
О. Романов: Принятые изменения носят глубокие идеологические посылы, связанные с введением целого ряда ценностей, которые называют ценностями жизни и спасения белорусского общества и государства, — историческая память, институт семьи как союз мужчины и женщины, геополитическая ориентация. Все эти смыслы носят коренной глубинный характер и направляют развитие нашей страны в сторону мира и созидания.
Практическое воплощение
С. Чигринов: Основные положения о корректировке законов нашей страны в связи со вступлением в силу обновленной Конституции содержатся в тексте Основного Закона. Законодательный процесс осуществляется в соответствии с ним же и согласно планам подготовки проектов законодательных актов.О. Романов: Этот процесс идет достаточно уверенно. Наверное, нельзя сказать, что он идет прям беспроблемно. Но в целом каких-то кризисных явлений в его реализации я не вижу. Дело в том, что под процесс развития гражданского общества подведена хорошая правовая база. Приняты законы «О Всебелорусском народном собрании», «О гражданском обществе», изменен закон о политических партиях и объединениях, внесены изменения в Избирательный кодекс. Эти правовые основания существенно помогают развитию гражданского общества в нашей стране. Идет партийное строительство, подготовка к формированию ВНС. Гражданское общество получило свое осмысление. Этот процесс носит стабильный направляемый характер и соответствует национальным интересам нашей страны.
С. Сивец: Работа идет интенсивно. Нет опасений, что что-то пойдет не по графику. Это трудоемкий процесс. Сложность в том, что все положения и институты переплетены. Невозможно принять один закон, не разрабатывая при этом другой. У нас не должно быть дублирования в компетенции государственных органов, в порядке и механизме реализации ими своих полномочий. В противном случае это создает конфликтную ситуацию на уровне правоприменения. Ответственные разработчики должны умело синхронизировать свою законотворческую работу, чтобы в правоприменительной практике не возникло коллизионных моментов.
В. Семеняко: С юридический точки зрения ряд статей Конституции имеет прямое действие, и они уже реализуются на общегосударственном уровне. Хотел бы особо подчеркнуть, что на этапе практической реализации обновленного Основного Закона необходимо соблюдать оправдавшие себя практики всенародной экспертизы наиболее значимых законопроектов. Этому требованию парламентарии стараются неукоснительно следовать. Во время выездных заседаний, на встречах с избирателями, при проведении личных приемов депутаты изучают общественное мнение относительно предлагаемых нововведений. Результаты этой работы обязательно учитываются при формировании окончательных редакций законопроектов, выносимых на рассмотрение депутатского корпуса.
Исторический шанс
В. Семеняко: Референдум и все этапы его подготовки и проведения позволили по-хорошему встряхнуть наше общество. Мы научились по-новому смотреть на традиционные ценности, еще раз переосмыслить нашу новейшую историю, задуматься о будущем. Многие подходы, предложенные в новой редакции Конституции, носят не просто инновационный характер, они являют собой пример абсолютно новой стратегии государственного строительства при максимально широком участии граждан в государственном управлении.Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что подготовка изменений Основного Закона и сопутствующие ей процессы дали старт глобальному преобразованию нашего государства и всего общества. По сути, история предоставила белорусам уникальный шанс цивилизованно перейти на качественно новый уровень государственных и общественных отношений, и мы этим шансом воспользовались.Референдум по изменению Конституции стал не только единственно правильным, законным способом перезагрузить политический процесс в стране, но и оптимальным в условиях мирового политического кризиса и тех негативных событий, в которые пытаются втянуть Беларусь мировые политические лидеры.
С. Сивец: Конституционные изменения со всей очевидностью демонстрируют, что Беларусь — это государство, которое придерживается исключительно миролюбивого и добрососедского характера своего развития. Это одновременно и сигнал странам мира о том, как мы выстраиваем нашу внешнюю политику и взаимоотношения на внешней арене. Беларусь гарантирует, что с ее территории никогда не случится военная агрессия в отношении других государств. Но в то же время мы оставляем за собой абсолютное право защищать свой суверенитет и независимость, свою родную землю всеми доступными средствами и способами.
О. Романов: На референдуме были внесены такие изменения, которые соответствуют и менталитету белорусов, и той точке исторического пути, в которой мы находимся. Они апробированы самой жизнью. И закреплены в Конституции как итог проверки временем, жизнью и опытом. Они органичны белорусской культуре, легли на душу белорусскому народу, и я уверен, что они приняты с душой. В этом смысле референдум стал очередным шагом на пути эволюционного развития белорусского общества. Явка и результат голосования были высокими. Это подтверждает тот тезис, что это не что-то внешнее, а часть нашего самосознания.
isaenok@sb.by