Плюс и минус
04.09.2003
Этот электромобиль, может, и не роскошь,но средства сэкономить помог бы
Люди старшего и среднего возраста помнят, наверное, лозунг конца 80-х - "Экономика должна быть экономной". Правда, в те годы этот призыв был не столько руководством к действию, сколько поводом для иронических ухмылок. И в самом деле - зачем было экономить ту же электро- и теплоэнергию, если как населению, так и промышленности она доставалась по символической цене? Зато сейчас, когда постоянно растут цены на нефть и газ, впору с калькулятором в руках задуматься - как жить дальше.
Мы уже знаем, что пускать в трубу просто на бесполезный обогрев атмосферы большую часть получаемой из традиционных видов топлива энергии - слишком расточительно. Да и на пользу экологии это не идет: парниковый эффект, глобальное изменение климата - в первую очередь следствие деятельности человека, созидающего материальные ценности и разрушающего при этом природу. Следовательно, впору задумываться об альтернативных источниках энергии. Почему, скажем, не вспомнить историю автомобилестроения? Ведь одни из первых самодвижущихся экипажей были как раз экологически чистыми - на электрической тяге. Правда, чтобы питать двигатель мощностью 20 киловатт в течение часа, тогда требовался свинцовый аккумулятор массой в 1 тонну. Поэтому с изобретением двигателя внутреннего сгорания производство автомобилей стало стремительно набирать обороты, а об электромобилях забыли до возникновения серьезных экологических проблем.
Может прозвучать парадоксально, но факт остается фактом - чуть больше 10 лет назад Могилев чуть не стал... центром электромобилестроения Беларуси. В 1991 году появилась идея: на базе Казимировского опытно-экспериментального завода совместно с итальянцами наладить выпуск электромобилей. Жителей областного центра тогда заверяли, что осталось немножко подождать и чуть ли не каждый будет ездить на машине местного производства. Правда, в скором времени эти разговоры затихли - на, казалось бы, многообещающем инвестиционном проекте был поставлен крест: завод так и не дождался обещанной японской аккумуляторной батареи, без которой в принципе перспективное средство передвижения по функциональности мало чем отличалось от игрушечной детской машинки.
Может, и не стал бы вспоминать историю 12-летней давности. Но недавно новый директор Казимировского опытно-экспериментального Сергей Карпенко предложил мне посмотреть на чудом сохранившийся прототип электромобиля, в свое время привезенный из Италии. Такого технического уникума, как "Inessa" (именно так называется электромобиль), я, автолюбитель со стажем, еще не видел. Во-первых, крохотные размеры - что-то вроде обрезанной пополам "Оки". В кабину с моим ростом забраться оказалось достаточно проблематично. Но в конце концов удалось-таки устроиться за баранкой, причем достаточно комфортно. Если б автомобильчик этот был на ходу, то в дорогу я мог бы взять лишь одного попутчика - явно не семейный вариант. За сиденьями обнаружил достаточно большое пространство. Подумал, что это багажник, где можно разместить пару-тройку чемоданов, но ошибся. Здесь, оказывается, место для аккумуляторной батареи. В общем, получается, что сижу за рулем типичного городского автомобильчика - именно таким представляли его фантасты и конструкторы-футуристы в 60 - 70-е годы.
Хотя спидометр размечен до 160 километров в час, тактико-технические характеристики электромобиля гораздо скромнее - максимальная скорость 50 км/ч, одного заряда батареи хватает на 100 километров пробега. К этому добавьте еще съемный пластиковый кузов - легким движением руки хэтчбек можно превратить в кабриолет или пляжный автомобильчик. Налицо и главные достоинства: отсутствие выхлопа - следовательно, экологическая чистота. Да еще ненужность заправок: включил машину, как мобильный телефон, на ночь в розетку и на следующий день можешь снова кататься.
Впрочем, в нынешнем своем полузабытом состоянии "Inessa" ездить не может вообще - пока нет ни двигателя, ни аккумулятора. Правда, один раз автомобильчику пришлось принять участие в съемке рекламного клипа для Италии. Тогда навстречу стоящей машине пустили несущийся на большой скорости КамАЗ. У зрителя же складывалось впечатление, будто это грузовик стоит на месте, а мчится электромобиль.
Несмотря на ряд недостатков (малый пробег, длительный заряд и несовершенство батареи), европейцы верят в электромобили как в средство, способное очистить сильно загрязненные улицы. Станет ли электромобиль реальной альтернативой автомобилю - еще вопрос. Но его применение в мегаполисах, парках, на курортах, то есть в зонах с повышенными экологическими требованиями, вполне оправданно. Так что, возможно, сейчас и стоит вернуться к идее выпуска своих электромобилей в Беларуси.
Тем более что, по словам Сергея Карпенко, всю их "начинку" вполне реально производить в нашей стране. Проблемой могут стать пластиковый кузов и аккумуляторная батарея. Но у нас есть предприятия, способные справиться и с этой задачей. Например, Осиповичский завод автоагрегатов, где выпускают пластиковые тенты для УАЗов, пластиковые сиденья для стадионов. Допускаю (хотя и не уверен в этом на 100 процентов), что сделать пластиковый кузов предприятию по силам. Наконец, недавно в Беларуси появилось собственное производство по выпуску аккумуляторов. Получается, что теоретически создать свой электромобиль нам по силам.
Сергей Карпенко говорил мне, что себестоимость такого проекта на заводе никто пока не просчитывал. Но, по предварительным прикидкам, машинка может получиться достаточно дешевой. Соответственно, доступной многим. Если же вдруг себестоимость автомобиля окажется высокой, в налаживании производства (в этом случае мелкосерийного) все равно есть смысл - "Inessa" могла бы служить автомобилем для гольф-клубов, которые открываются один за другим в той же России. А это деньги как для предприятия, так и для страны.
Понимаю, что эти проекты найдут как сторонников, так и оппонентов. Но ведь именно в споре рождается истина. Стоит учесть еще один момент: если мы сейчас не начнем развивать электромобилестроение, то в недалеком будущем можем оказаться в аутсайдерах. Уже сейчас многие производители автомобилей (в том числе и ВАЗ) мелкими партиями выпускают машины традиционного модельного ряда с электрическими движками. А в Японии пошли дальше - там создан электромобиль вместимостью 8 человек, развивающий скорость 300 километров в час и способный от одной зарядки проехать 300 километров. Фантастика? Да нет - реальность. А еще повод не только завидовать, но и действовать...
Люди старшего и среднего возраста помнят, наверное, лозунг конца 80-х - "Экономика должна быть экономной". Правда, в те годы этот призыв был не столько руководством к действию, сколько поводом для иронических ухмылок. И в самом деле - зачем было экономить ту же электро- и теплоэнергию, если как населению, так и промышленности она доставалась по символической цене? Зато сейчас, когда постоянно растут цены на нефть и газ, впору с калькулятором в руках задуматься - как жить дальше.
Мы уже знаем, что пускать в трубу просто на бесполезный обогрев атмосферы большую часть получаемой из традиционных видов топлива энергии - слишком расточительно. Да и на пользу экологии это не идет: парниковый эффект, глобальное изменение климата - в первую очередь следствие деятельности человека, созидающего материальные ценности и разрушающего при этом природу. Следовательно, впору задумываться об альтернативных источниках энергии. Почему, скажем, не вспомнить историю автомобилестроения? Ведь одни из первых самодвижущихся экипажей были как раз экологически чистыми - на электрической тяге. Правда, чтобы питать двигатель мощностью 20 киловатт в течение часа, тогда требовался свинцовый аккумулятор массой в 1 тонну. Поэтому с изобретением двигателя внутреннего сгорания производство автомобилей стало стремительно набирать обороты, а об электромобилях забыли до возникновения серьезных экологических проблем.
Может прозвучать парадоксально, но факт остается фактом - чуть больше 10 лет назад Могилев чуть не стал... центром электромобилестроения Беларуси. В 1991 году появилась идея: на базе Казимировского опытно-экспериментального завода совместно с итальянцами наладить выпуск электромобилей. Жителей областного центра тогда заверяли, что осталось немножко подождать и чуть ли не каждый будет ездить на машине местного производства. Правда, в скором времени эти разговоры затихли - на, казалось бы, многообещающем инвестиционном проекте был поставлен крест: завод так и не дождался обещанной японской аккумуляторной батареи, без которой в принципе перспективное средство передвижения по функциональности мало чем отличалось от игрушечной детской машинки.
Может, и не стал бы вспоминать историю 12-летней давности. Но недавно новый директор Казимировского опытно-экспериментального Сергей Карпенко предложил мне посмотреть на чудом сохранившийся прототип электромобиля, в свое время привезенный из Италии. Такого технического уникума, как "Inessa" (именно так называется электромобиль), я, автолюбитель со стажем, еще не видел. Во-первых, крохотные размеры - что-то вроде обрезанной пополам "Оки". В кабину с моим ростом забраться оказалось достаточно проблематично. Но в конце концов удалось-таки устроиться за баранкой, причем достаточно комфортно. Если б автомобильчик этот был на ходу, то в дорогу я мог бы взять лишь одного попутчика - явно не семейный вариант. За сиденьями обнаружил достаточно большое пространство. Подумал, что это багажник, где можно разместить пару-тройку чемоданов, но ошибся. Здесь, оказывается, место для аккумуляторной батареи. В общем, получается, что сижу за рулем типичного городского автомобильчика - именно таким представляли его фантасты и конструкторы-футуристы в 60 - 70-е годы.
Хотя спидометр размечен до 160 километров в час, тактико-технические характеристики электромобиля гораздо скромнее - максимальная скорость 50 км/ч, одного заряда батареи хватает на 100 километров пробега. К этому добавьте еще съемный пластиковый кузов - легким движением руки хэтчбек можно превратить в кабриолет или пляжный автомобильчик. Налицо и главные достоинства: отсутствие выхлопа - следовательно, экологическая чистота. Да еще ненужность заправок: включил машину, как мобильный телефон, на ночь в розетку и на следующий день можешь снова кататься.
Впрочем, в нынешнем своем полузабытом состоянии "Inessa" ездить не может вообще - пока нет ни двигателя, ни аккумулятора. Правда, один раз автомобильчику пришлось принять участие в съемке рекламного клипа для Италии. Тогда навстречу стоящей машине пустили несущийся на большой скорости КамАЗ. У зрителя же складывалось впечатление, будто это грузовик стоит на месте, а мчится электромобиль.
Несмотря на ряд недостатков (малый пробег, длительный заряд и несовершенство батареи), европейцы верят в электромобили как в средство, способное очистить сильно загрязненные улицы. Станет ли электромобиль реальной альтернативой автомобилю - еще вопрос. Но его применение в мегаполисах, парках, на курортах, то есть в зонах с повышенными экологическими требованиями, вполне оправданно. Так что, возможно, сейчас и стоит вернуться к идее выпуска своих электромобилей в Беларуси.
Тем более что, по словам Сергея Карпенко, всю их "начинку" вполне реально производить в нашей стране. Проблемой могут стать пластиковый кузов и аккумуляторная батарея. Но у нас есть предприятия, способные справиться и с этой задачей. Например, Осиповичский завод автоагрегатов, где выпускают пластиковые тенты для УАЗов, пластиковые сиденья для стадионов. Допускаю (хотя и не уверен в этом на 100 процентов), что сделать пластиковый кузов предприятию по силам. Наконец, недавно в Беларуси появилось собственное производство по выпуску аккумуляторов. Получается, что теоретически создать свой электромобиль нам по силам.
Сергей Карпенко говорил мне, что себестоимость такого проекта на заводе никто пока не просчитывал. Но, по предварительным прикидкам, машинка может получиться достаточно дешевой. Соответственно, доступной многим. Если же вдруг себестоимость автомобиля окажется высокой, в налаживании производства (в этом случае мелкосерийного) все равно есть смысл - "Inessa" могла бы служить автомобилем для гольф-клубов, которые открываются один за другим в той же России. А это деньги как для предприятия, так и для страны.
Понимаю, что эти проекты найдут как сторонников, так и оппонентов. Но ведь именно в споре рождается истина. Стоит учесть еще один момент: если мы сейчас не начнем развивать электромобилестроение, то в недалеком будущем можем оказаться в аутсайдерах. Уже сейчас многие производители автомобилей (в том числе и ВАЗ) мелкими партиями выпускают машины традиционного модельного ряда с электрическими движками. А в Японии пошли дальше - там создан электромобиль вместимостью 8 человек, развивающий скорость 300 километров в час и способный от одной зарядки проехать 300 километров. Фантастика? Да нет - реальность. А еще повод не только завидовать, но и действовать...