Плетет косы, вытирает слезы и учит читать. Валерий Червоткин работает учителем начальных классов уже 40 лет
07.12.2023 14:19:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
«Если Валерий Анатольевич не набирает в этом году первый класс, мы в школу не пойдем, подождем еще годик!» – ситуация без преувеличения для Западного микрорайона Гомеля вполне обычная. Валерий Червоткин учителем начальных классов в средней школе № 39 работает уже 40 лет. В гендерные стереотипы не верит: одинаково хорошо плетет косы, вытирает слезы и учит читать. Корреспондент «Знаменки» отправилась на урок к своему первому учителю и убедилась, что всех выпускников он помнит до сих пор.
Я иду по коридору родной школы и за пару десятков метров слышу голос из детства:
– Покажите мне, как правильно мы держим ручку в руках.
Я мысленно переношусь в то время, когда эти сурово-ироничные интонации слышала в свой адрес: «Кто-то пишет, кто-то читает, а Оля на стуле качается!»
В класс первого учителя Валерия Червоткина вбегаю как маленькая восторженная первоклашка. Обниматься с интервьюируемым, может, и не очень профессионально, но получается душевно. Валерий Анатольевич представляет нас с фотографом своим малышам и с улыбкой добавляет:
– А журналист Оля когда-то сидела на вашем месте и была моей ученицей. Гости пришли посмотреть на лучших учеников школы, – с прищуром обращается Валерий Анатольевич к 1 «А». – Вы же лучшие?
– Да-а-а! – мгновенно реагируют дети.
– Ну, у меня плохих и не бывает!
Я вспомнила это детское ощущение защищенности: ты мог получать наказания (тот стул все-таки упал вместе со мной), мог не успевать с учебой (справедливости ради отмечу, что слово «исчо» я написала только в одном диктанте, но зато в двух предложениях), но всегда помнил, что неудача – явление временное, с которым Валерий Анатольевич поможет справиться.
– Царевна Лебедь из сказки пришла к нам на урок и хочет, чтобы мы внимательно посмотрели на нее. Теперь обводим по точечкам контур лебедя. Роман, не забываем про посадку. А вот это что за узор, кто догадался? Дарина, пожалуйста.
– Это волны!
– Правильно, по ним плывет лебедь. Как в сказке, которую я вам читал. Теперь повторяем узор, мои хорошие, а я посмотрю, у кого лучше всего получается.
Через 15 минут – обязательная физическая зарядка. В мое время верхом разминки было «Наши пальчики устали». А для нынешних малышей Валерий Анатольевич включает экран – зарядку для них под музыку проводят мультяшные персонажи.
Педагог умудряется быть одновременно в каждом уголке класса: подсказывает, как правильно выводить закорючку, выравнивает спины, утешает тех, кто начинает хлюпать носом над непослушными прописями.
А после урока мы меняемся ролями.
– Теперь я буду проверять ваши знания, – достаю из рюкзака фото нашего первого класса. – Вспомните ли вы своих учеников?
Валерий Анатольевич оживляется:
– Это Саша К., он во втором классе перешел в среднюю школу № 33. Узнаю кудряшки Жени Г., наша малышка Ира Д. А второй сын Виталика сейчас учится в соседнем классе. Сергей Г., Вася С. – лучшие друзья. У Оли Б. сын в третьем классе нашей школы, Танина дочка – в восьмом. А вот третий ребенок Саши А., сын Рома, у меня – сидит за первой партой.
– Похож! А вы всех своих учеников помните?
– Практически всех. Сейчас вот Свету К. и Вику К. перепутал местами, но они сидели за одной партой и жили по соседству, так что простительно! На улице часто встречаю, многие приводят в мой класс своих детей. Люблю следить за дальнейшей судьбой своих учеников. Есть среди моих уже не малышей руководитель частной языковой школы, замдиректора республиканского предприятия, преподаватели вузов и одна журналистка!
– В Долголесской средней школе, где я учился, у меня в «началке» преподавал мужчина. А потом и классным руководителем был мужчина. Они сумели увлечь, заинтересовать. В Гомельском педагогическом училище нас было всего двое парней. Я каждые пять лет езжу на курсы повышения квалификации – и там сначала сидел один среди барышень, сейчас с каждым разом мужчин-учителей начальной школы становится все больше.
Разницы между тем, как преподает женщина, а как мужчина, Валерий Анатольевич не видит. Главное – любить детей и постоянно развиваться. Любую педагогическую новинку он сразу же апробирует на уроках. К слову, с тех пор как четвероклассников допустили к участию в олимпиадах, его малыши уверенно добираются до областного этапа.
У Валерия Червоткина только одна запись в трудовой – средняя школа № 39. Он не ушел из педагогики даже в 1990-е, когда многие учителя меняли школу на рынок, чтобы заработать. Он зарабатывал себе репутацию. Последние 20 лет, когда педагог набирает первый класс, за углом школы его ждут родители: «Возьмите и нашего ребенка!» Готовы даже год пропустить, чтобы попасть именно к Валерию Анатольевичу.
– Современные дети лучше нас? – спрашиваю я.
– Дети – всегда дети. Подход в любые времена к каждому ребенку нужен индивидуальный. У кого-то в семье кричат постоянно, потому он к строгости равнодушен, к нему нужно с лаской. А другому, наоборот, помогают только ежовые рукавицы.
Договариваем мы уже в коридоре, я натягиваю куртку, а Валерий Анатольевич со вздохом перевязывает мне шарф: «Опять горло не закрываешь!» Учителя – тоже всегда учителя.
valchenko@sb.by
«У меня плохих не бывает»
В детских анкетах и альбомах строчка для заполнения всегда выглядела так: «Твоя первая учительница». Я аккуратно зачеркивала ница и возмущенно закатывала глаза: почему все составители подразумевают только женщин, а как же Валерий Анатольевич? В пору моего детства мужчина, пожелавший стать учителем начальных классов, был скорее исключением из правил. И если одни родители недоумевали, как такой педагог сможет при необходимости утешить и завязать бант, другие становились в очередь, чтобы пристроить своего ребенка в надежные руки.Я иду по коридору родной школы и за пару десятков метров слышу голос из детства:
– Покажите мне, как правильно мы держим ручку в руках.
Я мысленно переношусь в то время, когда эти сурово-ироничные интонации слышала в свой адрес: «Кто-то пишет, кто-то читает, а Оля на стуле качается!»
В класс первого учителя Валерия Червоткина вбегаю как маленькая восторженная первоклашка. Обниматься с интервьюируемым, может, и не очень профессионально, но получается душевно. Валерий Анатольевич представляет нас с фотографом своим малышам и с улыбкой добавляет:
– А журналист Оля когда-то сидела на вашем месте и была моей ученицей. Гости пришли посмотреть на лучших учеников школы, – с прищуром обращается Валерий Анатольевич к 1 «А». – Вы же лучшие?
– Да-а-а! – мгновенно реагируют дети.
– Ну, у меня плохих и не бывает!
Я вспомнила это детское ощущение защищенности: ты мог получать наказания (тот стул все-таки упал вместе со мной), мог не успевать с учебой (справедливости ради отмечу, что слово «исчо» я написала только в одном диктанте, но зато в двух предложениях), но всегда помнил, что неудача – явление временное, с которым Валерий Анатольевич поможет справиться.
Перепутал только Свету и Вику
Занимаю последнюю парту и углубляюсь в тему, которую объясняет учитель. Сегодня оттачиваем мастерство изображения буквы Г.– Царевна Лебедь из сказки пришла к нам на урок и хочет, чтобы мы внимательно посмотрели на нее. Теперь обводим по точечкам контур лебедя. Роман, не забываем про посадку. А вот это что за узор, кто догадался? Дарина, пожалуйста.
– Это волны!
– Правильно, по ним плывет лебедь. Как в сказке, которую я вам читал. Теперь повторяем узор, мои хорошие, а я посмотрю, у кого лучше всего получается.
Через 15 минут – обязательная физическая зарядка. В мое время верхом разминки было «Наши пальчики устали». А для нынешних малышей Валерий Анатольевич включает экран – зарядку для них под музыку проводят мультяшные персонажи.
Педагог умудряется быть одновременно в каждом уголке класса: подсказывает, как правильно выводить закорючку, выравнивает спины, утешает тех, кто начинает хлюпать носом над непослушными прописями.
А после урока мы меняемся ролями.
– Теперь я буду проверять ваши знания, – достаю из рюкзака фото нашего первого класса. – Вспомните ли вы своих учеников?
Валерий Анатольевич оживляется:
– Это Саша К., он во втором классе перешел в среднюю школу № 33. Узнаю кудряшки Жени Г., наша малышка Ира Д. А второй сын Виталика сейчас учится в соседнем классе. Сергей Г., Вася С. – лучшие друзья. У Оли Б. сын в третьем классе нашей школы, Танина дочка – в восьмом. А вот третий ребенок Саши А., сын Рома, у меня – сидит за первой партой.
– Похож! А вы всех своих учеников помните?
– Практически всех. Сейчас вот Свету К. и Вику К. перепутал местами, но они сидели за одной партой и жили по соседству, так что простительно! На улице часто встречаю, многие приводят в мой класс своих детей. Люблю следить за дальнейшей судьбой своих учеников. Есть среди моих уже не малышей руководитель частной языковой школы, замдиректора республиканского предприятия, преподаватели вузов и одна журналистка!
Мужчине не легче
Валерий Анатольевич рассказывает, кто повлиял на его выбор профессии:– В Долголесской средней школе, где я учился, у меня в «началке» преподавал мужчина. А потом и классным руководителем был мужчина. Они сумели увлечь, заинтересовать. В Гомельском педагогическом училище нас было всего двое парней. Я каждые пять лет езжу на курсы повышения квалификации – и там сначала сидел один среди барышень, сейчас с каждым разом мужчин-учителей начальной школы становится все больше.
Разницы между тем, как преподает женщина, а как мужчина, Валерий Анатольевич не видит. Главное – любить детей и постоянно развиваться. Любую педагогическую новинку он сразу же апробирует на уроках. К слову, с тех пор как четвероклассников допустили к участию в олимпиадах, его малыши уверенно добираются до областного этапа.
У Валерия Червоткина только одна запись в трудовой – средняя школа № 39. Он не ушел из педагогики даже в 1990-е, когда многие учителя меняли школу на рынок, чтобы заработать. Он зарабатывал себе репутацию. Последние 20 лет, когда педагог набирает первый класс, за углом школы его ждут родители: «Возьмите и нашего ребенка!» Готовы даже год пропустить, чтобы попасть именно к Валерию Анатольевичу.
– Современные дети лучше нас? – спрашиваю я.
– Дети – всегда дети. Подход в любые времена к каждому ребенку нужен индивидуальный. У кого-то в семье кричат постоянно, потому он к строгости равнодушен, к нему нужно с лаской. А другому, наоборот, помогают только ежовые рукавицы.
Договариваем мы уже в коридоре, я натягиваю куртку, а Валерий Анатольевич со вздохом перевязывает мне шарф: «Опять горло не закрываешь!» Учителя – тоже всегда учителя.
valchenko@sb.by