Как пятилетки изменили белорусскую экономику
17.05.2019 15:05:06
Евгений КОНОНОВИЧ
Ровно 90 лет назад IX Всебелорусский съезд Советов утвердил первый пятилетний план развития БССР. Он заложил основу для индустриализации и последующего экономического рывка. Во многом именно благодаря достижениям первых пятилеток СССР смог разгромить нацистскую Германию, на которую работала практически вся Европа. Всего же за годы существования СССР было реализовано двенадцать пятилеток. Что дали они стране и как повлияли на развитие белорусской экономики?
Первая в БССР машинно-тракторная станция (МТС).
В середине 1920-х годов руководству СССР стало ясно, что переход на новую экономическую политику с использованием рыночных механизмов не позволяет догнать западные страны. В коридорах власти начались дискуссии о путях дальнейшего развития. В одном из своих выступлений Сталин заявил прямо: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет и теперь должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». За основу решили взять планирование развития на пять лет.
— Данный период выбрали не случайно, — объясняет экономист Михаил Делягин. — Это тот горизонт, на котором все ясно и, как правило, не возникает больших неожиданностей.
Уже в первую пятилетку в БССР появились швейная фабрика «Знамя индустриализации», бобруйский, борисовский и гомельский деревообрабатывающие комбинаты. В 1930 году дала первый ток электростанция под Оршей. Начала формироваться сеть железнодорожного, автомобильного и речного транспорта. В те же годы был построен и первый белорусский машиностроительный бренд — завод «Гомсельмаш». Поначалу на нем делали силосорезки, картофелесортировочные машины, молотилки, сенокосилки и другую сельхозтехнику для нужд всего СССР.
В годы второй пятилетки (1933—1937) в стране массовый характер приобрело «стахановское» движение за повышение производительности труда. На том же «Гомсельмаше» к концу 1933 года все коммунисты-рабочие стали ударниками производства. Возникали новые отрасли промышленности. К началу Великой Отечественной войны в БССР выпускали станки, сельхозмашины, турбины, радиаторы, чугунные трубы, радиоприемники, продукцию лесохимии, фанеру, бумагу, мебель, обувь, ткани и одежду. В СССР за это время построили Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, тракторные заводы в Харькове и Сталинграде, тысячи других стратегически важных объектов. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые.
— Сама по себе индустриализация преследовала не только экономические, но и социальные задачи, — объясняет завотделом новейшей истории Беларуси Института истории Национальной академии наук Сергей Третьяк. — Она обеспечивала работой избыточное трудоспособное население в деревне и ликвидировала безработицу в городах.
— Советский Союз можно сколько угодно критиковать или осуждать, но факт остается фактом. Только благодаря форсированной, проведенной по мобилизационному принципу индустриализации наши народы смогли элементарно выжить, устояв под ошеломляющими ударами фашистской военной машины. И не просто выстоять и победить в битве за выживание, но в считанные годы восстановить разрушенное войной хозяйство, а затем выйти в мировые лидеры научно-технического прогресса в области освоения космоса, мирного атома, электроэнергетики, лазерной техники и так далее, — отметил доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев.
В послевоенные десятилетия индустриализация БССР приобрела поистине грандиозные масштабы. Ставка была сделана на развитие тяжелой промышленности, говорит кандидат исторических наук Николай Нестерович:
— И прежде всего на машиностроение и металлообработку. В результате заработали минские автомобильный и тракторный заводы, появилось производство дорожных машин и механизмов, мотоциклов и велосипедов, инструментов и шарикоподшипников. Расширилось производство сельхозмашин, на качественно новый уровень вышли станко- и приборостроение.
«Горизонт» вывел на рынок огромное число моделей телевизоров.
Сегодня немногие знают, что связывает МТЗ и авиацию. Дело в том, что еще в 1939 году была поставлена задача построить в СССР девять новых авиазаводов. В 1940 году один из них начали строить в Минске. После освобождения белорусской столицы на восстановленных производственных площадях собрались было выпускать агрегаты бомбардировщика Ту-2, но в мае 1946 года было подписано постановление «О строительстве Минского тракторного завода», который сегодня входит в восьмерку крупнейших тракторостроителей мира.
К концу 1940-х годов в СССР начала зарождаться атомная промышленность. В срочном порядке создавались тепловые и гидроэлектростанции. Для сооружения плотин на сибирских реках необходим был грузовик, доставляющий из каменных карьеров огромные гранитные глыбы весом несколько десятков тонн. Так появились первые «тяжеловесы» МАЗ, способные перевозить груз до 65 тонн. Первый белорусский самосвал большой грузоподъемности использовался практически на всех великих стройках СССР вплоть до 1980-х годов. Наши грузовики поставлялись во Вьетнам и даже строили плотины на реке Нил.
Наряду с Мазом и БелАЗом выносливую технику для перевозки тяжелых грузов стал выпускать и Минский завод колесных тягачей. На базе его уникальных шасси сегодня монтируются десятки различных ракетных комплексов, в том числе ЗРК «С-400». Среди промышленных новостроек второй половины 1950-х отметим Полоцкий НПЗ, Солигорский калийный комбинат, заводы по производству удобрений в Гомеле и Гродно.
Одновременно с машиностроением и нефтехимией ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника. Все то, что впоследствии превратило БССР в сверхиндустриальное технологическое ядро всего СССР. Например, история знаменитого на весь Союз и за его пределами часового завода «Луч» началась в далеком 1953 году.
— Минские часы в советское время пользовались огромной популярностью, — вспоминала ветеран предприятия Лариса Пронина. — Около половины продукции поставлялось за рубеж. Бывали времена, когда склад готовой продукции был пустой. Более того, тогда на заводе работало рекордное число сотрудников — около 9700 человек. И даже они не могли свободно приобрести часы. Приходилось ждать своей очереди по записи.
В 1954 году на Минском приборостроительном заводе имени Ленина появился первый белорусский телевизор. Он имел экран диагональю всего 31 сантиметр и был рассчитан на прием трех телеканалов. А в 1962 году с конвейера Минского завода холодильников (современный «Атлант») сходит первый холодильник. В 1973 году начинаются поставки белорусских холодильников за рубеж. Первые партии ушли в Грецию и Польшу. Именно в Минске был выпущен и первый в СССР бытовой морозильный шкаф.
Сборка 25-тонных МАЗов.
Время с 1970 по 1985 год принято считать застойным для советской, в том числе и белорусской экономики. Но так ли на самом деле? Ведь именно в этот период показатели развития промышленности в БССР были одни из самых высоких в СССР. За эти годы промышленное производство республики увеличилось более чем в три раза. Стали действовать нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, металлургический завод в Жлобине, шинный комбинат в Бобруйске, четвертый калийный комбинат в Солигорске. В 1970-е годы в Союзе активно осваивали нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири. В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
Без перекосов, правда, не обошлось. С одной стороны, вводились в строй новые предприятия, создавались новые отрасли промышленности. С другой — снижались темпы экономического роста. Реальные доходы населения хотя и увеличивались, но все более ощутимым становился дефицит товаров первой необходимости. Это стало одной из причин перестройки, закончившейся крахом СССР. Несмотря на это, по мнению многих экспертов, опыт пятилетнего планирования доказал свою эффективность. Советские пятилетки в свое время переняли Китай, Франция, Япония, Турция и многие другие страны, приспособив их к своим социально-экономическим и политическим моделям.
konon@sb.by
Первая в БССР машинно-тракторная станция (МТС).
В середине 1920-х годов руководству СССР стало ясно, что переход на новую экономическую политику с использованием рыночных механизмов не позволяет догнать западные страны. В коридорах власти начались дискуссии о путях дальнейшего развития. В одном из своих выступлений Сталин заявил прямо: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет и теперь должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». За основу решили взять планирование развития на пять лет.
— Данный период выбрали не случайно, — объясняет экономист Михаил Делягин. — Это тот горизонт, на котором все ясно и, как правило, не возникает больших неожиданностей.
Уже в первую пятилетку в БССР появились швейная фабрика «Знамя индустриализации», бобруйский, борисовский и гомельский деревообрабатывающие комбинаты. В 1930 году дала первый ток электростанция под Оршей. Начала формироваться сеть железнодорожного, автомобильного и речного транспорта. В те же годы был построен и первый белорусский машиностроительный бренд — завод «Гомсельмаш». Поначалу на нем делали силосорезки, картофелесортировочные машины, молотилки, сенокосилки и другую сельхозтехнику для нужд всего СССР.
В годы второй пятилетки (1933—1937) в стране массовый характер приобрело «стахановское» движение за повышение производительности труда. На том же «Гомсельмаше» к концу 1933 года все коммунисты-рабочие стали ударниками производства. Возникали новые отрасли промышленности. К началу Великой Отечественной войны в БССР выпускали станки, сельхозмашины, турбины, радиаторы, чугунные трубы, радиоприемники, продукцию лесохимии, фанеру, бумагу, мебель, обувь, ткани и одежду. В СССР за это время построили Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, тракторные заводы в Харькове и Сталинграде, тысячи других стратегически важных объектов. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые.
— Сама по себе индустриализация преследовала не только экономические, но и социальные задачи, — объясняет завотделом новейшей истории Беларуси Института истории Национальной академии наук Сергей Третьяк. — Она обеспечивала работой избыточное трудоспособное население в деревне и ликвидировала безработицу в городах.
— Советский Союз можно сколько угодно критиковать или осуждать, но факт остается фактом. Только благодаря форсированной, проведенной по мобилизационному принципу индустриализации наши народы смогли элементарно выжить, устояв под ошеломляющими ударами фашистской военной машины. И не просто выстоять и победить в битве за выживание, но в считанные годы восстановить разрушенное войной хозяйство, а затем выйти в мировые лидеры научно-технического прогресса в области освоения космоса, мирного атома, электроэнергетики, лазерной техники и так далее, — отметил доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев.
В послевоенные десятилетия индустриализация БССР приобрела поистине грандиозные масштабы. Ставка была сделана на развитие тяжелой промышленности, говорит кандидат исторических наук Николай Нестерович:
— И прежде всего на машиностроение и металлообработку. В результате заработали минские автомобильный и тракторный заводы, появилось производство дорожных машин и механизмов, мотоциклов и велосипедов, инструментов и шарикоподшипников. Расширилось производство сельхозмашин, на качественно новый уровень вышли станко- и приборостроение.
«Горизонт» вывел на рынок огромное число моделей телевизоров.
Сегодня немногие знают, что связывает МТЗ и авиацию. Дело в том, что еще в 1939 году была поставлена задача построить в СССР девять новых авиазаводов. В 1940 году один из них начали строить в Минске. После освобождения белорусской столицы на восстановленных производственных площадях собрались было выпускать агрегаты бомбардировщика Ту-2, но в мае 1946 года было подписано постановление «О строительстве Минского тракторного завода», который сегодня входит в восьмерку крупнейших тракторостроителей мира.
К концу 1940-х годов в СССР начала зарождаться атомная промышленность. В срочном порядке создавались тепловые и гидроэлектростанции. Для сооружения плотин на сибирских реках необходим был грузовик, доставляющий из каменных карьеров огромные гранитные глыбы весом несколько десятков тонн. Так появились первые «тяжеловесы» МАЗ, способные перевозить груз до 65 тонн. Первый белорусский самосвал большой грузоподъемности использовался практически на всех великих стройках СССР вплоть до 1980-х годов. Наши грузовики поставлялись во Вьетнам и даже строили плотины на реке Нил.
Наряду с Мазом и БелАЗом выносливую технику для перевозки тяжелых грузов стал выпускать и Минский завод колесных тягачей. На базе его уникальных шасси сегодня монтируются десятки различных ракетных комплексов, в том числе ЗРК «С-400». Среди промышленных новостроек второй половины 1950-х отметим Полоцкий НПЗ, Солигорский калийный комбинат, заводы по производству удобрений в Гомеле и Гродно.
Одновременно с машиностроением и нефтехимией ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника. Все то, что впоследствии превратило БССР в сверхиндустриальное технологическое ядро всего СССР. Например, история знаменитого на весь Союз и за его пределами часового завода «Луч» началась в далеком 1953 году.
— Минские часы в советское время пользовались огромной популярностью, — вспоминала ветеран предприятия Лариса Пронина. — Около половины продукции поставлялось за рубеж. Бывали времена, когда склад готовой продукции был пустой. Более того, тогда на заводе работало рекордное число сотрудников — около 9700 человек. И даже они не могли свободно приобрести часы. Приходилось ждать своей очереди по записи.
В 1954 году на Минском приборостроительном заводе имени Ленина появился первый белорусский телевизор. Он имел экран диагональю всего 31 сантиметр и был рассчитан на прием трех телеканалов. А в 1962 году с конвейера Минского завода холодильников (современный «Атлант») сходит первый холодильник. В 1973 году начинаются поставки белорусских холодильников за рубеж. Первые партии ушли в Грецию и Польшу. Именно в Минске был выпущен и первый в СССР бытовой морозильный шкаф.
Сборка 25-тонных МАЗов.
Время с 1970 по 1985 год принято считать застойным для советской, в том числе и белорусской экономики. Но так ли на самом деле? Ведь именно в этот период показатели развития промышленности в БССР были одни из самых высоких в СССР. За эти годы промышленное производство республики увеличилось более чем в три раза. Стали действовать нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, металлургический завод в Жлобине, шинный комбинат в Бобруйске, четвертый калийный комбинат в Солигорске. В 1970-е годы в Союзе активно осваивали нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири. В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
Без перекосов, правда, не обошлось. С одной стороны, вводились в строй новые предприятия, создавались новые отрасли промышленности. С другой — снижались темпы экономического роста. Реальные доходы населения хотя и увеличивались, но все более ощутимым становился дефицит товаров первой необходимости. Это стало одной из причин перестройки, закончившейся крахом СССР. Несмотря на это, по мнению многих экспертов, опыт пятилетнего планирования доказал свою эффективность. Советские пятилетки в свое время переняли Китай, Франция, Япония, Турция и многие другие страны, приспособив их к своим социально-экономическим и политическим моделям.
konon@sb.by