Поговорили с командиром экипажа, который тушил пожары в Турции
10.10.2023 07:46:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Греческий Родос, турецкие Анталья, Бодрум и Чинаккале, белорусские Ольманские болота, леса Пуховичского района — в этих местах экипаж замначальника аэромобильного отряда по летной подготовке авиации МЧС Сергея Галожина боролся с огнем. Недавно он в очередной раз вернулся из Турции, где два месяца практически каждый день заступал на боевое дежурство за штурвалом самого большого в мире вертолета Ми-26.
Сергей Галожин
В этом году противостоять лесным пожарам в Турции было особенно тяжело. Причиной тому стала аномальная жара, достигавшая 47 градусов. Усугубляли положение и сильные ветра. К тому же турецкие фермеры в конце августа начинают выжигать траву на участках.
— Зачастую ситуация с огнем выходит из-под их контроля, — говорит Сергей Галожин. — Кроме того, в Турции непростая политическая обстановка, поэтому немало и умышленных поджогов.
Вертолет взмывает ввысь, как только поступает сигнал от местных властей. На борту, кроме экипажа воздушного судна, находятся местные лесники и координатор от турецкой стороны — он обеспечивает связь экипажа.
Высоты тушения пожаров небольшие: Ми-8 может работать в 50 — 70 метрах от земли, а Ми-26 требуется минимум 100 метров. Обычно пожар хорошо виден, говорит летчик:
На вопрос, что вызывало самые бурные эмоции, Сергей Галожин отвечает не задумываясь:
— Обиднее всего, когда видишь с вертолета поджигателя, но ничего с ним поделать не можешь. Как-то мы летели заправляться и прямо на наших глазах человек поджигал лес. Рядом был бассейн, пока топлива хватало, мы сделали в очаг возгорания несколько сливов. Потом подоспели коллеги. В тот раз успели справиться с огнем, но так бывает не всегда при ветре скоростью 20 м/с и жаре +40. Мгновенно оповестили полицию. Кажется, его поймали…
К слову, за два месяца в Турции Сергей только два раза побывал на море, хотя находилось оно в пяти километрах от вертолетной площадки. Удавалось поплавать, только когда машина стояла на техобслуживании.
Сергей Галожин
В этом году противостоять лесным пожарам в Турции было особенно тяжело. Причиной тому стала аномальная жара, достигавшая 47 градусов. Усугубляли положение и сильные ветра. К тому же турецкие фермеры в конце августа начинают выжигать траву на участках.
— Зачастую ситуация с огнем выходит из-под их контроля, — говорит Сергей Галожин. — Кроме того, в Турции непростая политическая обстановка, поэтому немало и умышленных поджогов.
Власти Турции ежегодно обращаются за помощью к авиации МЧС Беларуси. Подготовка пилотов к тушению лесных пожаров — процесс дорогостоящий, ведь нужны постоянные тренировки. У белорусов навыки на высоком уровне.
Наши спасатели работают на вертолетах Ми-8 и Ми-26, которые способны переносить температуру от -50 до +50 градусов. Экипаж может проводить в воздухе около 12 часов — от рассвета до заката. Это значит, что к утру винтокрылая машина уже должна быть заправлена и подготовлена к взлету. В короткие ночи спать приходилось по 5 — 6 часов. Непосредственно работа зависит от пожарной обстановки, но в среднем летчики проводили в небе четыре дня в неделю.— Мы отвечали за определенный район — Анталью и ее окрестности, — рассказывает командир экипажа. — Но если где-то возникала ситуация, близкая к катастрофической, летели туда. Тушили лесные пожары возле Чинаккале. Этот исторический город, где находятся остатки легендарной Трои и пресловутый троянский конь, отбивали у огня два дня.
Вертолет взмывает ввысь, как только поступает сигнал от местных властей. На борту, кроме экипажа воздушного судна, находятся местные лесники и координатор от турецкой стороны — он обеспечивает связь экипажа.
— Поднимаемся обычно без воды, набираем ее ближе к месту пожара, — продолжает Сергей Галожин. — В Турции очень много организованных лесным хозяйством водохранилищ. Ми-26 нуждается в довольно крупном водоеме — не менее трех метров глубиной. Вертолет несет на внешней подвеске специальную емкость — проще говоря, огромное ведро объемом 15 тонн. Опустились, зачерпнули, полетели. Открывается клапан в дне «ведра» специальной кнопкой. 15 тонн воды сбрасывается за 15 секунд на скорости около 80 километров в час.
— Это жуткое зрелище, когда пламя поглощает лес со скоростью курьерского поезда. Для тушения с воздуха есть ряд условий: подлетать только с наветренной стороны, ни в коем случае не заходить в дым, иначе двигателю может не хватить мощности. Не всегда это получается выполнить, ведь линия огня не бывает ровной. Следует помнить, что на земле тоже работают люди, нельзя сбросить воду на них. Поэтому связь с наземными бригадами беспрерывна.
— Обиднее всего, когда видишь с вертолета поджигателя, но ничего с ним поделать не можешь. Как-то мы летели заправляться и прямо на наших глазах человек поджигал лес. Рядом был бассейн, пока топлива хватало, мы сделали в очаг возгорания несколько сливов. Потом подоспели коллеги. В тот раз успели справиться с огнем, но так бывает не всегда при ветре скоростью 20 м/с и жаре +40. Мгновенно оповестили полицию. Кажется, его поймали…
К слову, за два месяца в Турции Сергей только два раза побывал на море, хотя находилось оно в пяти километрах от вертолетной площадки. Удавалось поплавать, только когда машина стояла на техобслуживании.