Питание от сети. Сколько можно заработать в виртуальном мире
09.02.2018 15:11:21
Людмила МИНКЕВИЧ
Понятия “блогер” нет в официальных справочниках профессий и должностей. Однако это не мешает многим зарабатывать в интернете большие деньги. Просто ли стать в компьютерный век богатым и знаменитым?
Искусство дорогого стоит
История 30-летней минчанки Катерины Чернявской, на первый взгляд, обычна, как заставка при загрузке компьютера. Будучи в отпуске по уходу за ребенком, Катя завела блог в Instagram. Не для заработка — для души:
— Было желание делиться с единомышленниками своими знаниями, впечатлениями от прочитанных книг и увиденных картин. Я музыкант и дирижер по первому образованию, менеджер-культуролог по второму. Правда, занималась всегда другим: шоу-бизнес, телевидение, реклама.
Но к удивлению Кати, малоизвестные факты из истории моды, живописи, этикета притягивали подписчиков не хуже аппетитных кулинарных шедевров и живописных мест, коими завален Instagram. Подписчики советовали Катин блог своим знакомым, те, в свою очередь, их знакомым и так далее:
— Год назад запустила для подписчиков первый образовательный проект и попала в яблочко. То, к чему у меня всегда лежала душа, стало приносить доход.
Катя говорит, что ее до сих пор зовут в рекламные фирмы на очень хорошие должности, но она отказывается: “Там меньше платят”. В интернете много получают? Судите сами: ей предлагали заработки в месяц от 1000 долларов. Впрочем, поясняет она, за любой копейкой в Instagram стоит огромный труд. Основной доход — ее собственный инфопродукт: вебинары, обучающие проекты, онлайн-школа. На поиск информации, подготовку материала, проверку домашнего задания уходит практически 8 часов в день. Более “легкие” деньги приносит реклама. У Кати она тоже есть. В основном тематическая:
— Недавно ко мне пришел рекламодатель, уточнял расценки. Я назвала стоимость поста, он удивился: “О, у вас высокие цены!” Спрашиваю: “А что вы хотите рекламировать?” — “Магазин фейковой обуви и одежды”. Конечно, я не стала рекламировать подделки. Дорожу своим именем и уважаю авторское право в любом его проявлении.
Но в сети немало тех, кто нацелен исключительно на доход с рекламы. Идеальное для них направление — lifestyle (дословно “стиль жизни”): рассказ о буднях, косметике, одежде, кафе и многом другом.
— У нас в стране реклама в Instagram только набирает обороты, в среднем за публикацию платят 100—200 долларов, в то время как за границей до 1000 долларов, — объясняет Катерина. — Но за рубежом и восприятие блогинга другое. Там за каждым крупным проектом стоит группа. Все обязанности распределены: кто-то решает административные вопросы, кто-то общается с рекламодателями, юристами и так далее. Для того чтобы на тебя обратили внимание, блог должен быть раскручен.
Какие направления страниц наиболее денежные? По статистике — маркетинг, психология, медицина, туризм. Но Катя уверяет, что при желании можно монетизировать любую тему:
— Естественно, ты должен в ней хорошо разбираться или хотя бы стремиться находить любопытные факты, высказывать свое мнение, потому что простая перепечатка информации сегодня никого не цепляет. И, к сожалению, по-настоящему интересных и полезных авторских страниц по-прежнему не так много. Добиться популярности легко, а вот для того чтобы удержать аудиторию, придется очень постараться. Здесь все как в шоу-бизнесе: появляется много имен, но остаются те, кто действительно чего-то стоит или настроен очень много работать.
Лайки приносят миллионы
Понятие “блог” со временем наполняется все новым содержанием. Еще лет десять назад блогером называли в основном того, кто вел на информационном портале авторскую колонку и получал за это гонорар. С появлением соцсетей, фото- и видеоприложений свою страничку может открыть любой желающий.
— Наиболее потенциально прибыльными интернет-площадками считаются YouTube, Instagram, Facebook. У русскоязычных блогеров популярен ВКонтакте, — рассказывает маркетолог Дмитрий Окулик. — В основном доход приносит реклама, размещенная в постах или видеороликах. Естественно, чем популярнее блог — тем выше расценки.
Если владельцу профиля в Instagram с несколькими сотнями тысяч подписчиков заплатят за рекламный пост 100—200 долларов, то имеющему миллион “друзей” — примерно 500—1000 долларов. А вот знаменитости за одно упоминание товара у них на страничке получат сразу несколько тысяч долларов. Однако при расчете стоимости рекламы учитывается не только количество подписчиков. Дмитрий Окулик уверяет, что куда более важна активность этой аудитории, которая просматривает посты, лайкает, комментирует, а не просто числится в профиле блогера. Учитываются также тематика страницы, качество контента и регулярное обновление информации:
— Если ваш аккаунт достаточно популярен, то рекламодатели сами к вам придут. Если пока не очень, то есть смысл обратиться к услугам специализированных бирж.
Ютуберы могут и не работать напрямую с рекламодателями, а получать доход за просмотры видео согласно партнерскому соглашению с YouTube, который будет сам размещать рекламу в ваших роликах. За тысячу просмотров владелец получает в среднем 0,7—1,5 доллара. Кажется, негусто. Но если просмотров 100 тысяч, в кошелек блогера попадает 70—150 долларов, если миллион — 700—1500. А если еще больше?
У главной звезды YouTube 28-летнего шведа PewDiePie 60 миллионов подписчиков. Его видео собрали в общем счете более 17 миллиардов (!) просмотров. Похоже, PewDiePie и сам в шоке от такой популярности. “Это ведь больше, чем людей на всем земном шаре!” — удивляется он. Согласно Forbes, его доход за прошлый год составил около 12 миллионов долларов. Чем же шведский парень снискал такую популярность? Самое интересное, ничем особенным — PewDiePie делает видеообзоры игр, развлекательный контент и часто матерится. Но аудитории нравится.
Феномен YouTube и других интернет-площадок в том, что при определенной хватке успеха здесь может достичь даже ребенок. 6-летний американец Райан зарабатывает тем, о чем мечтают все дети, — играет в самые популярные игрушки, а сюжеты об этом появляются в интернете. Детские забавы принесли семье Райана в 2017-м совсем недетский доход в 11 миллионов долларов.
Подписчики на вырост
Чтобы стать миллионером сегодня, необязательно иметь несколько высших образований, бизнес-партнеров и так далее. Важно уметь общаться с людьми через экран. Не важно, на какую тему. Можно комментировать геймплей, рассуждать о жизни, учить делать макияж и укладку, рассказывать о буднях многодетной семьи, снимать комедийное и развлекательное видео. Анна Бонд, блогер № 1 в Беларуси по результатам опроса, который осенью прошлого года провело Международное агентство социальных и маркетинговых исследований, говорит:
— Однако, ориентируясь на отечественный рынок, ты не будешь иметь денег, которых хватило бы, скажем, на покупку нового автомобиля в конце года. Поэтому многие обратили взоры на страны СНГ.
К слову, у наших “миллионников” белорусские подписчики составляют до 10 процентов от их аудитории. Это объясняет тот факт, что жители нашей страны, участвующие в опросе МАСМИ, оказались неосведомленными о существовании многих из них. Геймер LaGGeR из Лиды с 2,2 млн подписчиков в YouTube, минчанин Masyaka Grand, также тестирующий игры, c почти миллионом фанатов, Дима Ермузевич родом из Гомеля, на lifestyle-канал которого подписаны 730 тысяч человек, даже не попали в первую десятку этого международного списка. А в лидерах там, сразу после Анны Бонд, 21-летний минчанин Влад Бумага. После фееричной встречи с фанатами в июне прошлого года в столичном торговом центре о парне, ночующем в развлекательных центрах, строящем форт из туалетной бумаги, заполняющем комнату воздушными шарами и так далее, узнали даже те, кто далек от YouTube. Сегодня у Влада 2,3 миллиона подписчиков. Неплохо знают белорусы и Ильдара Приятного, который делает обзоры телешоу, пробует себя в разных профессиях, ходит по минским заведениям. На его канал подписаны 1,6 млн человек.
Какая же прибыль стоит за этим ошеломляющим количеством подписчиков, просмотров и лайков? Блогеры неохотно говорят на эту тему, смущаются, уводят разговор в сторону. А более популярные и вовсе не идут на контакт, если ты не рекламодатель. Их правило: “время — деньги”.
— А вот вы сколько зарабатываете? — вопросом на вопрос отвечает создатель популярного детского канала Олег. — Поймите, это конфиденциально.
— Но вот открытая YouTube-статистика SeeZisLab говорит, что ваш канал с 938 тысячами подписчиков приносит в месяц в среднем 18 тысяч долларов. Ей можно верить?
— Если видите такую статистику, то и пишите. Ни один блогер не признается вам о своих доходах.
Впрочем, как никто не станет отрицать их наличие. Завести блог два года назад Олега вынудили обстоятельства — бизнесмен потерял дело. Как содержать дом и растить четверых детей? Семья стала снимать видео про своих малышей:
— Это хороший бизнес. Но сложный. Одно дело — сходил на работу с 9.00 до 18.00 и забыл о ней. А тут ночами сидишь, обрабатываешь видео, придумываешь сюжеты.
Деньги приходят не сразу. Первую прибыль блог приносит примерно через полгода. Олег говорит, что без серьезных вложений не обойтись. Но он не обращался в специальные агентства. Делал все сам. Пришлось изрядно потратиться на рекламу у других ютуберов — каждому нужно было заплатить от 100 до 1000 долларов. Желательно также пройти специальное обучение. В Минске двухмесячный курс по продвижению сайтов стоит около 300 долларов. Если не хватает подписчиков, лайков и просмотров — в помощь сервисы по продвижению в соцсетях. Likemania, например, за 1000 подписчиков в Instagram просит 3 доллара, а за 1000 подписчиков в YouTube уже придется выложить 30 долларов.
Сколько продлится популярность нынешних блогеров, никто дать точный ответ не берется.
— Все в жизни циклично, — рассуждает Анна Бонд. — Когда-то были популярны Живые журналы. Но они со своими лидерами мнений уходят в историю. Загораются новые звезды в новых “интернет-галактиках”. Время их активности, на мой взгляд, 2—3 года как минимум. А потом наверняка придет еще что-то.
Интернет сегодня дает возможность зарабатывать большие деньги. Не так давно в Минске судом было рассмотрено резонансное уголовное дело в отношении известного айтишника. Он был признан виновным сразу по трем статьям. В частности, было доказано, что “обвиняемый незаконно размещал в интернете рекламу и заработал более 800 тысяч долларов”.
Учитывая высокую доходность блогов и социальных сетей, налоговые органы проводят их контроль на постоянной основе: инспектора регистрируются в соцсетях для переписки с другими пользователями, анализируют оперативную информацию, проверяют электронные денежные переводы. В Министерстве по налогам и сборам сообщили “НГ”, что за прошлый год их инспекторами было выявлено 136 случаев осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации с использованием сети интернет. По результатам проверок в бюджет страны дополнительно начислено 72 649,36 рубля налогов, арестовано товарно-материальных ценностей и незаконно полученного дохода в сумме 471 143,75 рубля. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 134 правонарушителя, сумма наложенных административных штрафов, составила 14 332,3 рубля.
СЮЖЕТ С КРИМИНАЛЬНОЙ РАЗВЯЗКОЙ
На всю страну прогремела новость о поджоге в Витебске Volkswagen Passat. Вряд ли этот случай стал бы столь резонансным, если бы владельцем машины не оказался видеоблогер Евгений Кулешов. Тематику для своего YouTube-канала со 140 тысячами подписчиков Женя выбрал не самую дружелюбную — парень критикует работу станций техобслуживания. Автомобилист ничуть не сомневался — поджог его авто стал ничем иным, как местью
за нелестные ролики. И даже пообещал вознаграждение 5 тысяч долларов за достоверную информацию о поджигателях. Однако и без всяких денежных компенсаций правоохранители вышли на директора одной из витебских СТО. Возбуждено уголовное дело.
Окна дохода
• Онлайн-покер. Выигрыши зависят не столько от везения, сколько от ставок и мастерства игрока. В прошлом году белорусский профессиональный игрок в покер Никита Бодяковский в онлайн-турнире SCOOP-15-H заработал 570 тысяч долларов.
• Игра на бирже. Требует не только денежных вложений, но и серьезных знаний законов рынка. В нашей стране официально зарегистрированы 10 форекс-компаний. Однако наши граждане продолжают попадать в ловушку иностранных брокеров: брестчанка, доверившись незарегистрированной у нас Trade12 и брокеру из Канады, потеряла на форекс-торговле более 50 тысяч долларов. И подобных жертв десятки по стране.
• Кешбэк-сервисы платят деньги за привлечение клиентов в онлайн-магазины. Вышедший из тюрьмы кардер Сергей Павлович сейчас плотно сотрудничает с одним из таких сервисов. Привлечение туда 100 тысяч клиентов дает годовой доход в размере 120 тысяч долларов.
• Копирайт. Деньги платят за написание рекламных материалов. Гонорары за такие тексты — от 0,5 доллара за 1000 знаков.
• Участие в опросах. Необходимо лишь зарегистрироваться на специальных сайтах и отвечать на вопросы в анкетах, которые приходят по электронной почте. В среднем за один опрос можно получить от 0,5 до 2 долларов.
КОМПЕТЕНТНО
Арсений Володько, психолог:
— Всем известна поговорка о том, как сложно пройти три испытания: огонь, воду и медные трубы. Так вот, медные трубы — это испытание славой. Многие взрослые люди, состоявшиеся личности не в силах преодолеть это испытание, что уже говорить про неокрепшую психику ребенка и подростка. Популярность и известность пьянит, кажется, что все под силу, тут же тебе и быстрые большие деньги. Как против этого устоять?
Любой, кто сталкивался с популярностью, знает, что всегда будет определенный процент недовольных людей, в интернете их называют “хейтеры”. И чем выше популярность, тем более агрессивны их действия. Вплоть до того, что “звезды” вынуждены нанимать охрану и обращаться за помощью к правоохранительным органам. Особо впечатлительных здесь быстро “заклюют”, распространяя ложную информацию и просто пакостя. Публика в интернете требовательная, ничто не прощается, и “все ходы записаны” в кеше Гугла. Неудачи способны ломать людей, приводить к депрессиям и разочарованиям. Важно, чтобы в такие моменты рядом оказались нужные люди. Уверен, если юного блогера, столкнувшегося с неудачей, поддержат родители и другие близкие, его фиаско не сможет испортить ему жизнь и все у него будет нормально.
Антон Гриневич, адвокат специализированной юридической консультации № 2 Минска:
— Начиная с 2017 года перечень видов деятельности, которые могут осуществляться физическими лицами без соответствующей регистрации, был существенно расширен, однако оказание маркетинговых услуг, которые зачастую являются основным источником дохода от блогинга, в указанный перечень не включено. Лицо, которое планирует размещать рекламу в своем блоге, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление деятельности без регистрации и уплаты налогов влечет административную, а в отдельных случаях — уголовную ответственность.
ЦЕНА КЛИКА
Оценочная выручка наших популярных блогеров за месяц согласно сайту для аналитики и статистики YouTube-каналов SeeZisLab
Ильдар Приятный — 5600 долларов
LaGGer — 4500 долларов
Влад Бумага — 1800 долларов
IdiotikShow — 970 долларов
Олег Нестеров — 892 доллара
Julia Godunova — 630 долларов
СМОТРЯ О ЧЕМ СНИМАТЬ
Юля Годунова из Минска
19-летняя девушка рассказывает о “жизни типичного студента”. Собрала на своем канале почти 400 тысяч подписчиков и достигла 17,6 миллиона просмотров.
Олег Нестеров из Бреста
Дядя Олежа “вещает” из собственного гаража, учит подписчиков (их у него 317 тысяч) ремонтировать авто. За время существования видеоблога его ролики посмотрели почти 69 миллионов раз.
Алексей Рудой из Глуска и “Простые штуки”
Электрик удивляет зрителей YouTube необычными изобретениями — самодельной наковальней, карманной пилой и так далее. У него 160 тысяч подписчиков и 31 миллион просмотров.
Павел из Орши и его Road to film
39-летний видеоблогер снимает ролики из жизни, которые, по его задумке, должны привести к полноценному фильму. Сейчас у Павла 146 тысяч подписчиков и 17 миллионов просмотров.
Артем из Ивацевичей и Art’s Animations
16-летний школьник выкладывает в YouTube собственные сатирические мультфильмы на исторические темы, которые уже собрали 23,7 миллиона просмотров. Говорит, что его 127 тысяч подписчиков позволяют зарабатывать ему около 200 долларов в месяц.
mila@sb.by
Искусство дорогого стоит
История 30-летней минчанки Катерины Чернявской, на первый взгляд, обычна, как заставка при загрузке компьютера. Будучи в отпуске по уходу за ребенком, Катя завела блог в Instagram. Не для заработка — для души:
— Было желание делиться с единомышленниками своими знаниями, впечатлениями от прочитанных книг и увиденных картин. Я музыкант и дирижер по первому образованию, менеджер-культуролог по второму. Правда, занималась всегда другим: шоу-бизнес, телевидение, реклама.
Но к удивлению Кати, малоизвестные факты из истории моды, живописи, этикета притягивали подписчиков не хуже аппетитных кулинарных шедевров и живописных мест, коими завален Instagram. Подписчики советовали Катин блог своим знакомым, те, в свою очередь, их знакомым и так далее:
— Год назад запустила для подписчиков первый образовательный проект и попала в яблочко. То, к чему у меня всегда лежала душа, стало приносить доход.
Катя говорит, что ее до сих пор зовут в рекламные фирмы на очень хорошие должности, но она отказывается: “Там меньше платят”. В интернете много получают? Судите сами: ей предлагали заработки в месяц от 1000 долларов. Впрочем, поясняет она, за любой копейкой в Instagram стоит огромный труд. Основной доход — ее собственный инфопродукт: вебинары, обучающие проекты, онлайн-школа. На поиск информации, подготовку материала, проверку домашнего задания уходит практически 8 часов в день. Более “легкие” деньги приносит реклама. У Кати она тоже есть. В основном тематическая:
— Недавно ко мне пришел рекламодатель, уточнял расценки. Я назвала стоимость поста, он удивился: “О, у вас высокие цены!” Спрашиваю: “А что вы хотите рекламировать?” — “Магазин фейковой обуви и одежды”. Конечно, я не стала рекламировать подделки. Дорожу своим именем и уважаю авторское право в любом его проявлении.
Но в сети немало тех, кто нацелен исключительно на доход с рекламы. Идеальное для них направление — lifestyle (дословно “стиль жизни”): рассказ о буднях, косметике, одежде, кафе и многом другом.
— У нас в стране реклама в Instagram только набирает обороты, в среднем за публикацию платят 100—200 долларов, в то время как за границей до 1000 долларов, — объясняет Катерина. — Но за рубежом и восприятие блогинга другое. Там за каждым крупным проектом стоит группа. Все обязанности распределены: кто-то решает административные вопросы, кто-то общается с рекламодателями, юристами и так далее. Для того чтобы на тебя обратили внимание, блог должен быть раскручен.
— Естественно, ты должен в ней хорошо разбираться или хотя бы стремиться находить любопытные факты, высказывать свое мнение, потому что простая перепечатка информации сегодня никого не цепляет. И, к сожалению, по-настоящему интересных и полезных авторских страниц по-прежнему не так много. Добиться популярности легко, а вот для того чтобы удержать аудиторию, придется очень постараться. Здесь все как в шоу-бизнесе: появляется много имен, но остаются те, кто действительно чего-то стоит или настроен очень много работать.
Лайки приносят миллионы
Понятие “блог” со временем наполняется все новым содержанием. Еще лет десять назад блогером называли в основном того, кто вел на информационном портале авторскую колонку и получал за это гонорар. С появлением соцсетей, фото- и видеоприложений свою страничку может открыть любой желающий.
— Наиболее потенциально прибыльными интернет-площадками считаются YouTube, Instagram, Facebook. У русскоязычных блогеров популярен ВКонтакте, — рассказывает маркетолог Дмитрий Окулик. — В основном доход приносит реклама, размещенная в постах или видеороликах. Естественно, чем популярнее блог — тем выше расценки.
Если владельцу профиля в Instagram с несколькими сотнями тысяч подписчиков заплатят за рекламный пост 100—200 долларов, то имеющему миллион “друзей” — примерно 500—1000 долларов. А вот знаменитости за одно упоминание товара у них на страничке получат сразу несколько тысяч долларов. Однако при расчете стоимости рекламы учитывается не только количество подписчиков. Дмитрий Окулик уверяет, что куда более важна активность этой аудитории, которая просматривает посты, лайкает, комментирует, а не просто числится в профиле блогера. Учитываются также тематика страницы, качество контента и регулярное обновление информации:
— Если ваш аккаунт достаточно популярен, то рекламодатели сами к вам придут. Если пока не очень, то есть смысл обратиться к услугам специализированных бирж.
Ютуберы могут и не работать напрямую с рекламодателями, а получать доход за просмотры видео согласно партнерскому соглашению с YouTube, который будет сам размещать рекламу в ваших роликах. За тысячу просмотров владелец получает в среднем 0,7—1,5 доллара. Кажется, негусто. Но если просмотров 100 тысяч, в кошелек блогера попадает 70—150 долларов, если миллион — 700—1500. А если еще больше?
Феномен YouTube и других интернет-площадок в том, что при определенной хватке успеха здесь может достичь даже ребенок. 6-летний американец Райан зарабатывает тем, о чем мечтают все дети, — играет в самые популярные игрушки, а сюжеты об этом появляются в интернете. Детские забавы принесли семье Райана в 2017-м совсем недетский доход в 11 миллионов долларов.
Подписчики на вырост
Чтобы стать миллионером сегодня, необязательно иметь несколько высших образований, бизнес-партнеров и так далее. Важно уметь общаться с людьми через экран. Не важно, на какую тему. Можно комментировать геймплей, рассуждать о жизни, учить делать макияж и укладку, рассказывать о буднях многодетной семьи, снимать комедийное и развлекательное видео. Анна Бонд, блогер № 1 в Беларуси по результатам опроса, который осенью прошлого года провело Международное агентство социальных и маркетинговых исследований, говорит:
— Однако, ориентируясь на отечественный рынок, ты не будешь иметь денег, которых хватило бы, скажем, на покупку нового автомобиля в конце года. Поэтому многие обратили взоры на страны СНГ.
Какая же прибыль стоит за этим ошеломляющим количеством подписчиков, просмотров и лайков? Блогеры неохотно говорят на эту тему, смущаются, уводят разговор в сторону. А более популярные и вовсе не идут на контакт, если ты не рекламодатель. Их правило: “время — деньги”.
— А вот вы сколько зарабатываете? — вопросом на вопрос отвечает создатель популярного детского канала Олег. — Поймите, это конфиденциально.
— Но вот открытая YouTube-статистика SeeZisLab говорит, что ваш канал с 938 тысячами подписчиков приносит в месяц в среднем 18 тысяч долларов. Ей можно верить?
— Если видите такую статистику, то и пишите. Ни один блогер не признается вам о своих доходах.
Впрочем, как никто не станет отрицать их наличие. Завести блог два года назад Олега вынудили обстоятельства — бизнесмен потерял дело. Как содержать дом и растить четверых детей? Семья стала снимать видео про своих малышей:
Деньги приходят не сразу. Первую прибыль блог приносит примерно через полгода. Олег говорит, что без серьезных вложений не обойтись. Но он не обращался в специальные агентства. Делал все сам. Пришлось изрядно потратиться на рекламу у других ютуберов — каждому нужно было заплатить от 100 до 1000 долларов. Желательно также пройти специальное обучение. В Минске двухмесячный курс по продвижению сайтов стоит около 300 долларов. Если не хватает подписчиков, лайков и просмотров — в помощь сервисы по продвижению в соцсетях. Likemania, например, за 1000 подписчиков в Instagram просит 3 доллара, а за 1000 подписчиков в YouTube уже придется выложить 30 долларов.
Сколько продлится популярность нынешних блогеров, никто дать точный ответ не берется.
— Все в жизни циклично, — рассуждает Анна Бонд. — Когда-то были популярны Живые журналы. Но они со своими лидерами мнений уходят в историю. Загораются новые звезды в новых “интернет-галактиках”. Время их активности, на мой взгляд, 2—3 года как минимум. А потом наверняка придет еще что-то.
Чтобы стать миллионером сегодня, необязательно иметь несколько высших образований. Важно уметь общаться с людьми через экран. Не важно, на какую тему. Можно рассуждать о жизни, учить делать макияж и укладку, рассказывать о буднях многодетной семьи, снимать комедийное и развлекательное видеоНалог на блог
Интернет сегодня дает возможность зарабатывать большие деньги. Не так давно в Минске судом было рассмотрено резонансное уголовное дело в отношении известного айтишника. Он был признан виновным сразу по трем статьям. В частности, было доказано, что “обвиняемый незаконно размещал в интернете рекламу и заработал более 800 тысяч долларов”.
СЮЖЕТ С КРИМИНАЛЬНОЙ РАЗВЯЗКОЙ
На всю страну прогремела новость о поджоге в Витебске Volkswagen Passat. Вряд ли этот случай стал бы столь резонансным, если бы владельцем машины не оказался видеоблогер Евгений Кулешов. Тематику для своего YouTube-канала со 140 тысячами подписчиков Женя выбрал не самую дружелюбную — парень критикует работу станций техобслуживания. Автомобилист ничуть не сомневался — поджог его авто стал ничем иным, как местью
за нелестные ролики. И даже пообещал вознаграждение 5 тысяч долларов за достоверную информацию о поджигателях. Однако и без всяких денежных компенсаций правоохранители вышли на директора одной из витебских СТО. Возбуждено уголовное дело.
Окна дохода
• Онлайн-покер. Выигрыши зависят не столько от везения, сколько от ставок и мастерства игрока. В прошлом году белорусский профессиональный игрок в покер Никита Бодяковский в онлайн-турнире SCOOP-15-H заработал 570 тысяч долларов.
• Игра на бирже. Требует не только денежных вложений, но и серьезных знаний законов рынка. В нашей стране официально зарегистрированы 10 форекс-компаний. Однако наши граждане продолжают попадать в ловушку иностранных брокеров: брестчанка, доверившись незарегистрированной у нас Trade12 и брокеру из Канады, потеряла на форекс-торговле более 50 тысяч долларов. И подобных жертв десятки по стране.
• Кешбэк-сервисы платят деньги за привлечение клиентов в онлайн-магазины. Вышедший из тюрьмы кардер Сергей Павлович сейчас плотно сотрудничает с одним из таких сервисов. Привлечение туда 100 тысяч клиентов дает годовой доход в размере 120 тысяч долларов.
• Копирайт. Деньги платят за написание рекламных материалов. Гонорары за такие тексты — от 0,5 доллара за 1000 знаков.
• Участие в опросах. Необходимо лишь зарегистрироваться на специальных сайтах и отвечать на вопросы в анкетах, которые приходят по электронной почте. В среднем за один опрос можно получить от 0,5 до 2 долларов.
КОМПЕТЕНТНО
Арсений Володько, психолог:
— Всем известна поговорка о том, как сложно пройти три испытания: огонь, воду и медные трубы. Так вот, медные трубы — это испытание славой. Многие взрослые люди, состоявшиеся личности не в силах преодолеть это испытание, что уже говорить про неокрепшую психику ребенка и подростка. Популярность и известность пьянит, кажется, что все под силу, тут же тебе и быстрые большие деньги. Как против этого устоять?
Любой, кто сталкивался с популярностью, знает, что всегда будет определенный процент недовольных людей, в интернете их называют “хейтеры”. И чем выше популярность, тем более агрессивны их действия. Вплоть до того, что “звезды” вынуждены нанимать охрану и обращаться за помощью к правоохранительным органам. Особо впечатлительных здесь быстро “заклюют”, распространяя ложную информацию и просто пакостя. Публика в интернете требовательная, ничто не прощается, и “все ходы записаны” в кеше Гугла. Неудачи способны ломать людей, приводить к депрессиям и разочарованиям. Важно, чтобы в такие моменты рядом оказались нужные люди. Уверен, если юного блогера, столкнувшегося с неудачей, поддержат родители и другие близкие, его фиаско не сможет испортить ему жизнь и все у него будет нормально.
Антон Гриневич, адвокат специализированной юридической консультации № 2 Минска:
— Начиная с 2017 года перечень видов деятельности, которые могут осуществляться физическими лицами без соответствующей регистрации, был существенно расширен, однако оказание маркетинговых услуг, которые зачастую являются основным источником дохода от блогинга, в указанный перечень не включено. Лицо, которое планирует размещать рекламу в своем блоге, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление деятельности без регистрации и уплаты налогов влечет административную, а в отдельных случаях — уголовную ответственность.
ЦЕНА КЛИКА
Оценочная выручка наших популярных блогеров за месяц согласно сайту для аналитики и статистики YouTube-каналов SeeZisLab
Ильдар Приятный — 5600 долларов
LaGGer — 4500 долларов
Влад Бумага — 1800 долларов
IdiotikShow — 970 долларов
Олег Нестеров — 892 доллара
Julia Godunova — 630 долларов
СМОТРЯ О ЧЕМ СНИМАТЬ
Юля Годунова из Минска
19-летняя девушка рассказывает о “жизни типичного студента”. Собрала на своем канале почти 400 тысяч подписчиков и достигла 17,6 миллиона просмотров.
Олег Нестеров из Бреста
Дядя Олежа “вещает” из собственного гаража, учит подписчиков (их у него 317 тысяч) ремонтировать авто. За время существования видеоблога его ролики посмотрели почти 69 миллионов раз.
Алексей Рудой из Глуска и “Простые штуки”
Электрик удивляет зрителей YouTube необычными изобретениями — самодельной наковальней, карманной пилой и так далее. У него 160 тысяч подписчиков и 31 миллион просмотров.
Павел из Орши и его Road to film
39-летний видеоблогер снимает ролики из жизни, которые, по его задумке, должны привести к полноценному фильму. Сейчас у Павла 146 тысяч подписчиков и 17 миллионов просмотров.
Артем из Ивацевичей и Art’s Animations
16-летний школьник выкладывает в YouTube собственные сатирические мультфильмы на исторические темы, которые уже собрали 23,7 миллиона просмотров. Говорит, что его 127 тысяч подписчиков позволяют зарабатывать ему около 200 долларов в месяц.
mila@sb.by