Доливают ли топливо на заправках? Проверили с экспертами
06.02.2020 08:59:00
Наталья ОСТАПЧУК
За рулем 12 лет, намотала более 200 тысяч километров. Мои первые две иномарки были экономичными, и топливный вопрос особенно не беспокоил. А вот последняя «кушала» как неродная. От заправки до заправки 4 дня. Что удивляло? Каждый раз беру 98-й бензин на твердую сумму, а стрелка поднимается по-разному. Закрались сомнения: неужели недоливают? Служебное положение и рубрика «СГ» позволили проверить колонки АЗС на точность выдачи топлива. В качестве эксперта мы пригласили специалиста инспекции Госстандарта. Поехали!
Моя последняя машина «кушала» много, и закрались сомнения: неужели на заправках недоливают?
НАПРАВЛЯЮСЬ в Брест в надежде на банальное: чем дальше от столицы, тем меньше порядка. АЗС под пристальным взором Госстандарта круглый год. Только за 2018—2020 годы на точность выдачи топлива (и не только это) Брестская областная инспекция проверила 40 АЗС различных компаний. Соглашусь, все заправки контролерам не охватить, но держать в тонусе можно. К примеру, юрлица о грядущем мониторинге узнают за полгода. Время на подготовку есть. Правда, куда контролеры заглянут, для них загадка. Так что надо быть начеку всем и всегда.
С начальником метрологического отдела Брестской областной инспекции Госстандарта Владимиром Шайдой едем на самую крупную в пригороде Бреста АЗС № 2 РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт». Для автомобилистов объект, что и говорить, важный. Пункт пропуска «Козловичи» в пяти километрах. Легковушек тьма, 30 пистолетов переходят из рук в руки. До полного бака здесь заправляются дальнобойщики, кто держит путь в Европу. Те, кто едет оттуда, рады, что дотянули до первой в Беларуси заправки, — в Польше дорого.
Госинспектор Владимир ШАЙДА осматривает пломбы, ищет следы подтека топлива.
На мой вопрос, доливают ли топливо на наших АЗС, водитель-международник Александр показывает датчик на баке:
— На моей памяти такого не случалось. Механик из моей конторы видит по компьютеру, что я заправился. Если бы недолили хоть литр, он сразу позвонил бы.
Дальнобойщик Александр: «Если бы недолили хоть литр, механик тут же позвонил бы».
Второй водитель вернулся в Брест из Краснодарского края:
— Там на одной из заправок мне недолили из тонны 60 литров. Ругался, но бесполезно. А год назад после заправки в России мой Евро-6 чихать стал. На улице мороз, а в баке с подогревом топливо на кисель похоже. У нас такого не бывает.
На АЗС, куда мы приехали, в сутки разбирают 30 тонн дизеля и 10 тонн бензина. Даже если недолить в каждый бак сотню граммов, компания в большом плюсе. «Репутация дороже денег», — начальник управления розничной торговли РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Александр Шалимов, узнав о рейде инспекции Госстандарта с «СГ», прибыл на место. Сказал, они открыты для контролера и журналиста, скрывать нечего.
Мониторинг начинается с бумажной работы — журналов учета нефтепродуктов, поверки измерительных приборов. Для меня, да и читателя, это не так увлекательно. Владимир Шайда спустя время выносит вердикт: документы в порядке. А теперь самое интересное — будем каждый пистолет проливать. Именно так и поступают, если у клиента к АЗС возникает претензия. На этой заправке была парочка таких ситуаций в прошлом году, один водитель даже милицию вызвал.
Вскрываем корпус ТРК. Контролер проверяет целостность и дату поверки пломб на каждом пистолете: они в порядке, сроки в норме. Следов подтека топлива нет. Мастер АЗС несет 10-литровый мерник, с виду похожий на большую гантель. На каждой заправке такой есть, только разного объема — 10, 20 или 50 литров. Владимир Шайда убедился, что мерник поверен, а значит, в точности его показаний сомневаться не приходится. Берем пистолет с 98-м бензином и в ведро сливаем каплю по капле остатки топлива от легковушки, которая только-только заправилась и отъехала. Девушка-оператор с компьютера подает 10 литров, наполняем мерник. Смотрим: 10 литров и 10 миллилитров. Проливаем второй раз: результат такой же — плюс 10 миллилитров в пользу клиента.
— Это норма, ставлю плюс, — поясняет Владимир Шайда. — ГОСТ допускает погрешность 25 миллилитров на 10 литров. Она может быть как в пользу клиента, так и АЗС. Данный пистолет работает в пользу клиента.
Если у клиента есть претензия, пистолет проливают с помощью поверенного мерника.
ЧУТЬ позже просмотрела все нарушения, которые Брестская областная инспекция выявляла в 2018—2020 годах на автозаправках. Большинство касалось истекших сроков поверки и исправности измерительных приборов. Таких выявили 23, 4 из них применялись для выдачи топлива. В 2018 году на АЗС в деревне Посеничи Пинского района грешил в пользу клиента пистолет с дизтопливом — на каждые 10 литров топлива заливал на 30 миллилитров больше. А вот на АЗС в Ляховичах недоливали 30 миллилитров. Нарушения тут же устранили.
Итого. Мы пролили 10 пистолетов с разными видами топлива на АЗС. Три из них работали как часы: выдавали ровно 10 литров, ни миллиграмма больше или меньше. Все остальные действовали в пределах гостовской нормы, зато в пользу клиента — плюс 10—20 миллилитров.
К слову, проведя немало времени на АЗС, узнала любопытные факты: к примеру, по графику расхода топлива заметила, что чаще всего клиенты заказывают не определенный литраж, а заправляются на твердую сумму, скажем, 30 рублей. Еще один факт на заметку: раз в 2,5 года каждый резервуар с топливом должны опустошать и вычищать от осадка. За этим Госстандарт тоже следит.
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы полностью обеспечивают внутренний рынок топливом, заявили БЕЛТА в пресс-службе концерна «Белнефтехим», комментируя информацию об ограничении продаж топлива на некоторых заправках «Лукойла». Здесь считают, что распространяемая информация об ограничениях продаж «имеет провокационный оттенок, попытку породить какой-то ажиотажный спрос, посеять панику». Тем более что речь не идет о всех заправках одной сети, соответственно, вопросы могут быть в неотрегулированной логистике поставок.
В «Белнефтехиме» придерживаются мнения, что ситуация никак не связана с экономикой и не останется без внимания регулятора, при этом нефтяная компания «Лукойл» использует инструменты и ресурсы, направленные на распространение пессимистичных настроений.
В «Белнефтехиме» подчеркнули, что введение ограничений на АЗС — это одностороннее решение самих субъектов хозяйствования, никаких подобных решений со стороны Правительства или регулятора не принималось. «Если бы поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в адрес этих структур (дочерних структур российских нефтяных компаний. — Прим. БЕЛТА) прекратились, то чем они сейчас торгуют? Поэтому странно слышать подобную информацию», — резюмировали в концерне.
ostapchuk@sb.by
Моя последняя машина «кушала» много, и закрались сомнения: неужели на заправках недоливают?
НАПРАВЛЯЮСЬ в Брест в надежде на банальное: чем дальше от столицы, тем меньше порядка. АЗС под пристальным взором Госстандарта круглый год. Только за 2018—2020 годы на точность выдачи топлива (и не только это) Брестская областная инспекция проверила 40 АЗС различных компаний. Соглашусь, все заправки контролерам не охватить, но держать в тонусе можно. К примеру, юрлица о грядущем мониторинге узнают за полгода. Время на подготовку есть. Правда, куда контролеры заглянут, для них загадка. Так что надо быть начеку всем и всегда.
С начальником метрологического отдела Брестской областной инспекции Госстандарта Владимиром Шайдой едем на самую крупную в пригороде Бреста АЗС № 2 РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт». Для автомобилистов объект, что и говорить, важный. Пункт пропуска «Козловичи» в пяти километрах. Легковушек тьма, 30 пистолетов переходят из рук в руки. До полного бака здесь заправляются дальнобойщики, кто держит путь в Европу. Те, кто едет оттуда, рады, что дотянули до первой в Беларуси заправки, — в Польше дорого.
Госинспектор Владимир ШАЙДА осматривает пломбы, ищет следы подтека топлива.
На мой вопрос, доливают ли топливо на наших АЗС, водитель-международник Александр показывает датчик на баке:
— На моей памяти такого не случалось. Механик из моей конторы видит по компьютеру, что я заправился. Если бы недолили хоть литр, он сразу позвонил бы.
Дальнобойщик Александр: «Если бы недолили хоть литр, механик тут же позвонил бы».
Второй водитель вернулся в Брест из Краснодарского края:
— Там на одной из заправок мне недолили из тонны 60 литров. Ругался, но бесполезно. А год назад после заправки в России мой Евро-6 чихать стал. На улице мороз, а в баке с подогревом топливо на кисель похоже. У нас такого не бывает.
На АЗС, куда мы приехали, в сутки разбирают 30 тонн дизеля и 10 тонн бензина. Даже если недолить в каждый бак сотню граммов, компания в большом плюсе. «Репутация дороже денег», — начальник управления розничной торговли РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Александр Шалимов, узнав о рейде инспекции Госстандарта с «СГ», прибыл на место. Сказал, они открыты для контролера и журналиста, скрывать нечего.
Мониторинг начинается с бумажной работы — журналов учета нефтепродуктов, поверки измерительных приборов. Для меня, да и читателя, это не так увлекательно. Владимир Шайда спустя время выносит вердикт: документы в порядке. А теперь самое интересное — будем каждый пистолет проливать. Именно так и поступают, если у клиента к АЗС возникает претензия. На этой заправке была парочка таких ситуаций в прошлом году, один водитель даже милицию вызвал.
Вскрываем корпус ТРК. Контролер проверяет целостность и дату поверки пломб на каждом пистолете: они в порядке, сроки в норме. Следов подтека топлива нет. Мастер АЗС несет 10-литровый мерник, с виду похожий на большую гантель. На каждой заправке такой есть, только разного объема — 10, 20 или 50 литров. Владимир Шайда убедился, что мерник поверен, а значит, в точности его показаний сомневаться не приходится. Берем пистолет с 98-м бензином и в ведро сливаем каплю по капле остатки топлива от легковушки, которая только-только заправилась и отъехала. Девушка-оператор с компьютера подает 10 литров, наполняем мерник. Смотрим: 10 литров и 10 миллилитров. Проливаем второй раз: результат такой же — плюс 10 миллилитров в пользу клиента.
— Это норма, ставлю плюс, — поясняет Владимир Шайда. — ГОСТ допускает погрешность 25 миллилитров на 10 литров. Она может быть как в пользу клиента, так и АЗС. Данный пистолет работает в пользу клиента.
Если у клиента есть претензия, пистолет проливают с помощью поверенного мерника.
ЧУТЬ позже просмотрела все нарушения, которые Брестская областная инспекция выявляла в 2018—2020 годах на автозаправках. Большинство касалось истекших сроков поверки и исправности измерительных приборов. Таких выявили 23, 4 из них применялись для выдачи топлива. В 2018 году на АЗС в деревне Посеничи Пинского района грешил в пользу клиента пистолет с дизтопливом — на каждые 10 литров топлива заливал на 30 миллилитров больше. А вот на АЗС в Ляховичах недоливали 30 миллилитров. Нарушения тут же устранили.
Итого. Мы пролили 10 пистолетов с разными видами топлива на АЗС. Три из них работали как часы: выдавали ровно 10 литров, ни миллиграмма больше или меньше. Все остальные действовали в пределах гостовской нормы, зато в пользу клиента — плюс 10—20 миллилитров.
К слову, проведя немало времени на АЗС, узнала любопытные факты: к примеру, по графику расхода топлива заметила, что чаще всего клиенты заказывают не определенный литраж, а заправляются на твердую сумму, скажем, 30 рублей. Еще один факт на заметку: раз в 2,5 года каждый резервуар с топливом должны опустошать и вычищать от осадка. За этим Госстандарт тоже следит.
Вместо послесловия. Никто из юрлиц в этом бизнесе, невзирая на то, частная или государственная, белорусская или российская компания, карт-бланша не имеет. Контролеры едут и смотрят: как работают и не обманывают ли клиентов.В ТЕМУ
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы полностью обеспечивают внутренний рынок топливом, заявили БЕЛТА в пресс-службе концерна «Белнефтехим», комментируя информацию об ограничении продаж топлива на некоторых заправках «Лукойла». Здесь считают, что распространяемая информация об ограничениях продаж «имеет провокационный оттенок, попытку породить какой-то ажиотажный спрос, посеять панику». Тем более что речь не идет о всех заправках одной сети, соответственно, вопросы могут быть в неотрегулированной логистике поставок.
В «Белнефтехиме» придерживаются мнения, что ситуация никак не связана с экономикой и не останется без внимания регулятора, при этом нефтяная компания «Лукойл» использует инструменты и ресурсы, направленные на распространение пессимистичных настроений.
В «Белнефтехиме» подчеркнули, что введение ограничений на АЗС — это одностороннее решение самих субъектов хозяйствования, никаких подобных решений со стороны Правительства или регулятора не принималось. «Если бы поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в адрес этих структур (дочерних структур российских нефтяных компаний. — Прим. БЕЛТА) прекратились, то чем они сейчас торгуют? Поэтому странно слышать подобную информацию», — резюмировали в концерне.
ostapchuk@sb.by