Писатель Юрий Курьянович презентовал книгу «Старасвецкая Лошыца»
07.04.2019 08:49:55
Юлия АНДРЕЕВА
Есть в Минске удивительное место – Лошица. Место, которому посвящают стихи и книги. Совсем недавно в издательстве «Беларусь» вышла книга писателя и историка Юрия Курьяновича «Старасвецкая Лошыца». Почти сто страниц, наполненных драгоценной, нигде прежде не публиковавшейся информацией.
Юрий Курьянович
– Лошица – это единственная усадьба, сохранившаяся в Минске, – рассказывает Юрий Курьянович. – Начиная с XVIII столетия и до 80-ых годов XIX столетия ею владели Прушинские, а затем, вплоть до прихода большевиков, – Любанские. Их трудами Лошица обрела свое неповторимое очарование. При Евстафии Любанском она становится одним из образцовых хозяйств Минской губернии, а сам Евстафий с известным деятелем национального возрождения Романом Скирмутом избирается в состав Государственной Думы Российской Империи первого созыва.
Именно высокий уровень хозяйствования сохранил усадьбу в те непростые времена, когда радикалы от коммунизма пытались истребить всякую память о прошлом.
– Первоначально в Лошице планировалось открыть агрономическое отделение сельскохозяйственного факультета БГУ, – рассказывает Юрий Курьянович. – Когда я исследовал этот период, мне посчастливилось найти бесценный документ с автографом нашего песняра Янки Купалы и даже идентифицировать одного из его адресатов – Ярослава Ясинского, одного из первых руководителей Лошицкого имения после его национализации в 1920 году.
Ясинский возглавлял учебную ферму вплоть до 1925 года, когда по инициативе академика Николая Вавилова на базе совхоза «Лошица-1» постановлением Совнаркома БССР было открыто Белорусское отделение Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур.
– Четыре десятилетия в Лошице велась научная работа, и начиналась она не на пустом месте, – рассказывает директор Института плодоводства Академии наук Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Таранов. – Во времена Любанских в усадьбе выращивались плодовые и цветочные растения, а курировал эту работу будущий академик ВАСХНИЛ Василий Пашкевич, которого россияне считают основоположником своего плодоводства. У самого Василия Васильевича усадьба была в Грутишках – в восьми километрах от Койданова (нынешнего Дзержинска). Здесь он начинал свои селекционные работы. Благодаря тому заделу, который был создан в Лошицкой усадьбе до революции, Алексей и Эмма Сюбаровы в 1932 году создали первые белорусские сорта черешни, которые в 1950-ых годах на выставках ВДНХ СССР получали золотые медали. А их соратник Анатолий Волузнев создал великолепные сорта черной смородины, один из которых так и называется – «лошицкая».
– История человечества – это история борьбы с голодом, – говорит первый директор садово-паркового комплекса «Лошица» Евгений Терехов. – Молодежь считает, зачем работать руками, если пошел в магазин и все купил? Но я еще помню огромные очереди за хлебом. В 1963 году урожай был 8 центнеров с гектара, давали не больше двух буханок в руки. Сейчас еды в магазинах сколько угодно, и мы стали забывать, что откуда взялось. А это целиком заслуга агрономов. Мы едим хлеб только потому, что Вавилов собрал свою знаменитую коллекцию злаков, и ее сохранили в блокадном Ленинграде. Это была основа всей селекции в послевоенное время.
– Что такое Лошица? – вопрошает Юрий Курьянович. – Это сады по всей Беларуси. Это ягодные питомники по всей Беларуси. Ученые-селекционеры работали в Лошице почти до середины 1980-ых годов. Эта страничка в лошицкой истории связана с именами докторов наук Алексея и Эммы Сюбаровых и Анатолия Волузнева. К огромному сожалению, это забытые имена. А я считаю, что им нужно ставить памятник в Лошице и говорить о том, что в значительной степени белорусская нация выжила и возродилась после второй мировой войны благодаря Лошице и ученым, которые там работали.
Такой была Лошица до реконструкции. 2009 год
– Чем интересна Лошица? – спрашивает, в свою очередь, Евгений Терехов. – Это традиции высококультурного сельского хозяйства. Это гармония между культурой, инженерией и биологическими науками. Я очень надеюсь, что Лошица возродится как храм гармонии. Чтобы здесь была и наука, и практика, и культура, и воспитание. Я был знаком с Волузневым. Это была незабываемая творческая личность. Знал я и других агрономов, не таких знаменитых. Но их высокая культура, самоотверженность и патриотизм – это пример для всей молодежи.
К сожалению, мы не видим этого в произведениях искусства. Наша культура сейчас очень далека от сельского хозяйства. Мало новых картин. В музыке лет пятьдесят назад были хорошие произведения, а сейчас даже трудно что-то припомнить. Надеюсь, со временем это белое пятно мы заполним, ведь без этого сегмента культуры нельзя себе представить будущее Беларуси.