Петровский: распределение платников поможет предотвратить «вымывание» кадров
25.09.2023 12:11:04
Анастасия ЗБЕРЕНОВСКАЯ
В эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» политолог Петр Петровский рассуждает, почему Президент Беларуси Александр Лукашенко педантично относится к теме образования.
На прошлой неделе у Главы государства состоялось два больших совещания: одно по теме образования, второе – по агропромышленному комплексу. Ведущий программы Вадим Шепет напомнил, что тема образования – болезненная, сложная, но сейчас очень обсуждаемая в обществе. Она затрагивает почти каждую семью. Поэтому Александр Лукашенко и относится к этому вопросу настолько педантично, о чем свидетельствуют уровень совещания, количество и состав участников. Почему сейчас важно детально разбирать эту тему, причем на таком высоком уровне?
– Во-первых, мы через образование формируем будущее поколение, – высказывает мнение Петр Петровский. – Закладываем в молодежь те принципы, которыми будет жить страна через 20–30 лет. Во-вторых, это компетенции. Уровень образованности граждан – это уровень правопорядка, работы экономики. В-третьих, (как говорил Президент, нельзя «через плечо ломать»), образование – это достаточно консервативная система. Такие разного рода революционные эксперименты ничего хорошего не приносили. Лучше семь раз отмерить, чем один раз отрезать. Мы многое меняли, и не всегда то, что красиво на бумаге, так же красиво в жизни. Давайте вспомним Болонскую систему, к которой мы бежали, а потом поняли, что неправильно нас туда кто-то пихал, она нам не нужна. Да кто вообще сегодня в мире говорит про нее? Никто, про нее все забыли. Нам нужно иметь свою голову на плечах.
Затронул Петровский и тему распределения:
– Лично мне кажется, это неплохая идея. Говоря откровенно, когда у нас появилась платная форма образования? Когда в 90-х люди начали кряхтеть, как сложно поступить в вуз… А что такое платная форма обучения? Это увеличение набора людей. После появления платной формы образования у нас появилось огромное количество людей с дипломами о высшем образовании. Государство говорит, что экономике столько экономистов, юристов и других специальностей не надо. Однако, если вы хотите обучаться, мы даем вам возможность сделать это на платной основе – не рыночной, а дотируемой. Давайте сравним, сколько платят белорусы, а сколько иностранные граждане за обучение в вузе. Это определенный шаг навстречу абитуриентам, которые хотят обучаться, но не смогли поступить на бюджетную форму обучения, потому что не прошли по конкурсу. Я бы все-таки поставил вопрос, что если мы им предоставляем возможность, несмотря на не всегда достаточный уровень базовых знаний после школы, пройти конкурс, поступить на эти специальности, может, мы должны их тоже распределять? Они тогда будут более строго подходить к своему поступлению, а то многие поступили на специальность, но никогда по ней не работали. Так зачем ты на нее поступал? С другой стороны, мы так предотвратим «вымывание» кадров.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.
На прошлой неделе у Главы государства состоялось два больших совещания: одно по теме образования, второе – по агропромышленному комплексу. Ведущий программы Вадим Шепет напомнил, что тема образования – болезненная, сложная, но сейчас очень обсуждаемая в обществе. Она затрагивает почти каждую семью. Поэтому Александр Лукашенко и относится к этому вопросу настолько педантично, о чем свидетельствуют уровень совещания, количество и состав участников. Почему сейчас важно детально разбирать эту тему, причем на таком высоком уровне?
– Во-первых, мы через образование формируем будущее поколение, – высказывает мнение Петр Петровский. – Закладываем в молодежь те принципы, которыми будет жить страна через 20–30 лет. Во-вторых, это компетенции. Уровень образованности граждан – это уровень правопорядка, работы экономики. В-третьих, (как говорил Президент, нельзя «через плечо ломать»), образование – это достаточно консервативная система. Такие разного рода революционные эксперименты ничего хорошего не приносили. Лучше семь раз отмерить, чем один раз отрезать. Мы многое меняли, и не всегда то, что красиво на бумаге, так же красиво в жизни. Давайте вспомним Болонскую систему, к которой мы бежали, а потом поняли, что неправильно нас туда кто-то пихал, она нам не нужна. Да кто вообще сегодня в мире говорит про нее? Никто, про нее все забыли. Нам нужно иметь свою голову на плечах.
Затронул Петровский и тему распределения:
– Лично мне кажется, это неплохая идея. Говоря откровенно, когда у нас появилась платная форма образования? Когда в 90-х люди начали кряхтеть, как сложно поступить в вуз… А что такое платная форма обучения? Это увеличение набора людей. После появления платной формы образования у нас появилось огромное количество людей с дипломами о высшем образовании. Государство говорит, что экономике столько экономистов, юристов и других специальностей не надо. Однако, если вы хотите обучаться, мы даем вам возможность сделать это на платной основе – не рыночной, а дотируемой. Давайте сравним, сколько платят белорусы, а сколько иностранные граждане за обучение в вузе. Это определенный шаг навстречу абитуриентам, которые хотят обучаться, но не смогли поступить на бюджетную форму обучения, потому что не прошли по конкурсу. Я бы все-таки поставил вопрос, что если мы им предоставляем возможность, несмотря на не всегда достаточный уровень базовых знаний после школы, пройти конкурс, поступить на эти специальности, может, мы должны их тоже распределять? Они тогда будут более строго подходить к своему поступлению, а то многие поступили на специальность, но никогда по ней не работали. Так зачем ты на нее поступал? С другой стороны, мы так предотвратим «вымывание» кадров.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.