Корреспондент на один день стала транспортным контролером и поняла, почему эта профессия героическая и опасная
21.10.2023 12:07:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Ежедневно в полумиллионном Гомеле в среднем 50 пассажиров троллейбусов оказываются безбилетниками. И это только те любители сэкономить 80 копеек, которых поймали контролеры. Штраф и административное дело радости людям приносит мало, потому они легко находят «виновных» — тех, кто их на чистую воду и вывел. Сменив профессию на несколько часов, корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» узнала, где у троллейбуса «отпечатки пальцев» и для чего при поимке зайцев нужны крепкие нервы.
Предприятие «Горэлектротранспорт» в Гомеле обеспечивает всех желающих переместиться из точки А в точку Б местами в троллейбусах. За разумную плату, конечно же. А вот чтобы граждане не забывали оплачивать проезд, на их совесть периодически давят самоотверженные контролеры. Я рвалась в их ряды. Начальник службы Александр Гаркуша остановил мой полет одним скептичным взглядом:
— Вы уверены, что действительно этого хотите?
Я почти успела обидеться, но оказалось, что это уже часть стандартного собеседования. Для начала кандидатов на должность контролера... начинают отговаривать от должности контролера! Пополнение в своих рядах транспортники, конечно, видеть хотят, но на начальном этапе нужно отсеять тех, кто слишком романтизированно представляет себе эту работу.
— Контролер пассажирского транспорта — непростая профессия, здесь огромная психологическая нагрузка, — тактично начинает объяснять Александр Гаркуша. — Каждый день контролер сталкивается с конфликтами, потому принципиальность и выдержка — главные качества, которыми нужно обладать, устраиваясь на эту работу.
Истоки конфликта просты. Контролер у нас — должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо это обязано зафиксировать правонарушение, задокументировать, оформить и уж точно не имеет права спустить все на тормозах. Иначе получается, что само закон и нарушает. У пассажира другая логика: «Почему вы не хотите войти в мое положение? Вы что, не видите, какой я честный человек? Каждый день пробиваю талончик, только вот сегодня не получилось».
Но наказание следует, вызывая еще большее негодование. Усугубляется ситуация и другим требованием закона: оформить протокол можно, только если у пассажира при себе есть паспорт. Либо удостоверить личность с привлечением органов внутренних дел. Тут иные вообще задыхаются от возмущения: «За что меня в милицию?!»
— И пару раз в неделю пишут, — вздыхает Александр Гаркуша, которому приходится внимательно и придирчиво разбирать каждый эпизод, просматривая видеозаписи инцидентов.
Но это, а также крики и оскорбления — просто цветочки по сравнению с реальными угрозами жизни и здоровью контролеров. Александр Гаркуша не щадит потенциального новичка, описывая суровые будни контролеров:
А этот случай произошел буквально накануне нашей встречи: остановка «Улица Чапаева» в микрорайоне «Гомсельмаш», в 10‑м троллейбусе контролер увидела у молодого человека дважды прокомпостированный билет и предложила выйти из транспорта.
— Вы на меня ничего не составите! — выплюнул тот, вдруг вынул газовый баллончик и направил в лицо контролера. — А будете продолжать — я распылю газ!
Угрозу он повторил и на остановке, благо неподалеку милиционеры были, дебошира задержали. Сейчас восстановить картину событий предельно просто. На груди у каждого контролера есть камера, фиксирующая весь процесс.
— И все равно задача контролеров — максимально сгладить конфликт, потому для соискателя немаловажные качества — интеллигентность и коммуникабельность, — резюмирует начальник службы и с улыбкой добавляет: — И разборчивый почерк! Составленные протоколы должны быть легко читаемы.
Александр Николаевич распорядился выдать жилет. Я радостно стала стягивать с себя верхнюю одежду, но сотрудники службы с улыбкой меня остановили, напомнив, что на улице уже осень:
— Прямо на курточку надевайте! Постоите на улице восемь часов и скажете спасибо.
Моя сегодняшняя бригада уже вовсю трудилась. Как потом рассказали девочки, чтобы успеть к первой смене, они встают не позже четырех утра. Отправляемся знакомиться с коллегами на остановку «Администрация Советского района». Педагогов‑кураторов на одну меня сегодня трое. Людмила Гончарова, старожил с 22‑летним стажем, поясняет:
— Трое — это минимальное количество для бригады. Во‑первых, у каждой открытой двери должно быть по контролеру, а во‑вторых, если придется кого‑то выводить, оставшимся сотрудникам надо будет закончить проверку.
Улыбчивая Елена Горбунова добавляет:
— А иначе будет такая картина. Контролеры ждут возле второй и третьей дверей, а пассажиры все внезапно захотели выйти через переднюю!
Алеся Базылева прерывает наш только начавшийся разговор:
— Через две минуты «двадцатка». Можно начинать.
Во мне из профессиональных навыков пока только умение застегивать жилетку, и я растерянно смотрю на бригаду:
— А разве не будет обучающего курса? Недельки эдак на две...
Контролеры смеются:
— Нет для нас вузов и курсов. Сразу изучаем должностную инструкцию, основы права и психологии, а потом бригадир всему учит на практике. Начнем с азов. Открываются двери, и вы говорите: «Здравствуйте. Контрольная служба. Уважаемые пассажиры, приготовьте к контролю оплату проезда».
— У нас на проверку есть до пяти минут, — объясняет Людмила. — Но задерживать на столько транспорт, если нет безбилетников, не будешь. Мы же понимаем: люди спешат на работу, в сад за детьми, в поликлинику, для них каждая секунда имеет значение.
Скорость мне еще предстоит наработать, и пока до троллейбуса № 4 еще остается три минуты, я получаю следующий ценный урок: пока транспортное средство «причаливает» к остановке, широко открытыми глазами смотрим в окна. «Внезапно» при виде контролеров вспомнившие о необходимости оплатить проезд граждане судорожно мчат к ближайшим компостерам в надежде избежать заслуженной кары. Людмила рассказывает:
В идеале ты входишь в салон с уже зажатым в руке талончиком, а не ставишь на сиденье сумочку, достаешь из нее кошелечек, закрываешь сумочку, открываешь кошелечек, вынимаешь талончик, закрываешь кошелечек, открываешь сумочку, прячешь в нее кошелечек... И к конечной добираешься до компостера.
Талон можно купить и у водителя. Тогда пассажир обязан войти в переднюю дверь с подготовленными деньгами и тут же «пристать» к водителю, пока он не нажал на педаль газа. Можно скромно стоять за окошком, пока он тебя не заметит, но так можно достояться и до штрафа.
Теперь к делу — в салон «четверки». Выходящая из средней двери барышня протягивает мне талончик. Первая мысль: «А можно брать?» Находящаяся рядом Алеся терпеливо показывает, как правильно сложить билетик, чтобы его порвать, то есть — погасить. Новое профессиональное словечко в мой лексикон!
Это просто бумага, но трясущиеся руки и пристальный взгляд молодой пассажирки мешают это сделать с первого раза. Со второго и третьего, впрочем, тоже. Девушка начинает смеяться, я — покрываться румянцем.
Мне объясняют: вошла — сверься с компостером. Достаточно пробить бумажку, а потом с отпечатавшимися дырочками сверять узоры на талонах пассажиров, тем более контрольный оттиск — обязательный элемент при возникновении спорных ситуаций.
— А вообще, через какое‑то время мы рисунки запоминаем! — огорошила меня Людмила.
— Из каждого троллейбуса? — скептично смотрю я на опытного контролера.
— Мы же сталкиваемся с ними не один раз. Если постоянно смотришь на оттиск из этого троллейбуса, поневоле он врезается в память. Это ведь как отпечатки пальцев для общественного транспорта, количество и расположение проколов уникальное.
Для новичков лайфхак: не помнишь «отпечатки пальцев» этого 19‑го, просто следи, чтобы у всех пассажиров на талонах был один и тот же рисунок. Вероятность, что они всем салоном решили сэкономить с помощью билетов из другого троллейбуса, крайне мала. К пятому заходу в транспорт, когда в ушах перестало шуметь, я начала различать рисунок и, широко улыбаясь, видела у всех на билетах одни и те же пять точек. Пассажиры смотрели на меня с подозрением, но на всякий случай ничего не уточняли.
Людмила проводит следующий урок: чтобы проверить оплату в мобильных приложениях, сообщаем пассажиру код. Он его вводит и демонстрирует отметку на экране.
— А если скажет, что телефон сел? — набираюсь я профессиональной подозрительности.
— Тогда мы спрашиваем последние четыре цифры номера и видим у себя, прошла оплата или нет, — развеивает надежды безбилетников Людмила.
Молодой человек с мобильным приложением и стал нашим первым совместным зайцем.
— Я пытался, оплата не прошла, — грустно вздохнул он.
— К сожалению, это значит, что проезд не оплачен, — говорит контролер и предлагает парню выйти из транспорта.
Заяц попался покладистый. Паспорт показал, расчетный счет взял, к вечеру пообещал оплатить по ЕРИП. Штраф — половина базовой.
— Вот смотрите и больше меня не вздумайте трогать!
И заскочил в салон.
После проверки я поинтересовалась у боевых подруг, часто ли все‑таки приходится иметь дело с хамами. Девушки заметно погрустнели. Елена невесело шутит:
Некоторые слова, которые слышали в свой адрес контролеры, не приведешь в печати. Часто начинаются они на буквы Б и С. Самое безобидное из них — овчарки. Бывает так, что бедная мамочка слезно умоляет войти в ее положение, ведь именно сегодня она забыла проездной, а когда не находит отклика, тут же, будто по щелчку тумблера, превращается в злобную фурию:
— Сегодня праздник церковный, а вы так со мной поступаете! Я сейчас в церковь пойду и свечку за упокой вам поставлю!
«Чтоб вам пусто было», «Чтобы вы все посдыхали», «Чтоб ты на лекарства только работала» — традиционно входят в топ оскорблений, которые слышат контролеры. Алеся признается:
— Первое время я плакала, а потом, наверное, защитный слой вырос. Перестала так эмоционально реагировать. Все равно ведь хороших людей больше!
К концу своей мини‑смены я выжата как лимон, в активе — четыре встреченных безбилетника, к слову, очень вежливых и покладистых, несколько профессиональных секретов и бездна уважения к контролерам. Войти в троллейбус без талончика мне теперь точно не позволит совесть. И почти профессиональная честь.
«А оно вам надо?»
— Хочу быть контролером! — в кабинет начальника контрольно‑ревизорской службы я ворвалась с азартом и желанием поскорее облачиться в синюю жилетку.Предприятие «Горэлектротранспорт» в Гомеле обеспечивает всех желающих переместиться из точки А в точку Б местами в троллейбусах. За разумную плату, конечно же. А вот чтобы граждане не забывали оплачивать проезд, на их совесть периодически давят самоотверженные контролеры. Я рвалась в их ряды. Начальник службы Александр Гаркуша остановил мой полет одним скептичным взглядом:
— Вы уверены, что действительно этого хотите?
Я почти успела обидеться, но оказалось, что это уже часть стандартного собеседования. Для начала кандидатов на должность контролера... начинают отговаривать от должности контролера! Пополнение в своих рядах транспортники, конечно, видеть хотят, но на начальном этапе нужно отсеять тех, кто слишком романтизированно представляет себе эту работу.
— Контролер пассажирского транспорта — непростая профессия, здесь огромная психологическая нагрузка, — тактично начинает объяснять Александр Гаркуша. — Каждый день контролер сталкивается с конфликтами, потому принципиальность и выдержка — главные качества, которыми нужно обладать, устраиваясь на эту работу.
Истоки конфликта просты. Контролер у нас — должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо это обязано зафиксировать правонарушение, задокументировать, оформить и уж точно не имеет права спустить все на тормозах. Иначе получается, что само закон и нарушает. У пассажира другая логика: «Почему вы не хотите войти в мое положение? Вы что, не видите, какой я честный человек? Каждый день пробиваю талончик, только вот сегодня не получилось».
Но наказание следует, вызывая еще большее негодование. Усугубляется ситуация и другим требованием закона: оформить протокол можно, только если у пассажира при себе есть паспорт. Либо удостоверить личность с привлечением органов внутренних дел. Тут иные вообще задыхаются от возмущения: «За что меня в милицию?!»
Бутылкой по голове и баллончик в лицо
Казалось бы, все очень просто: нарушил — заплати штраф и езжай себе с богом дальше. К счастью, так и поступает большинство зайцев. Но есть и те, кто на законные претензии контролеров реагирует, мягко скажем, не совсем корректно. Причем степень корректности может разниться, начиная от детско‑обидчивого «Вы меня наказали? Тогда я на вас заявление напишу!».— И пару раз в неделю пишут, — вздыхает Александр Гаркуша, которому приходится внимательно и придирчиво разбирать каждый эпизод, просматривая видеозаписи инцидентов.
Но это, а также крики и оскорбления — просто цветочки по сравнению с реальными угрозами жизни и здоровью контролеров. Александр Гаркуша не щадит потенциального новичка, описывая суровые будни контролеров:
— Бьют, выталкивают, отпихивают. Вот представьте ситуацию. Остановка «Водоканал», заходят в 15‑й троллейбус контролеры: «Граждане пассажиры, предъявите оплату проезда». Стоит женщина с пластиковой бутылкой воды и, ни слова не говоря, начинает бить ею контролера по голове! У нее даже не успели попросить талончик или проездной. И судилась еще потом: заявляла, что ее неправомерно наказали.
А этот случай произошел буквально накануне нашей встречи: остановка «Улица Чапаева» в микрорайоне «Гомсельмаш», в 10‑м троллейбусе контролер увидела у молодого человека дважды прокомпостированный билет и предложила выйти из транспорта.
— Вы на меня ничего не составите! — выплюнул тот, вдруг вынул газовый баллончик и направил в лицо контролера. — А будете продолжать — я распылю газ!
Угрозу он повторил и на остановке, благо неподалеку милиционеры были, дебошира задержали. Сейчас восстановить картину событий предельно просто. На груди у каждого контролера есть камера, фиксирующая весь процесс.
— И все равно задача контролеров — максимально сгладить конфликт, потому для соискателя немаловажные качества — интеллигентность и коммуникабельность, — резюмирует начальник службы и с улыбкой добавляет: — И разборчивый почерк! Составленные протоколы должны быть легко читаемы.
Люди в форме
Признаю, «собеседование» вышло познавательным. Приди я сюда не в рамках редакционного задания, уже бы рьяно заталкивала трудовую в недра сумочки. Но если речь идет об одной смене, тут журналистское любопытство сильнее инстинкта самосохранения.Александр Николаевич распорядился выдать жилет. Я радостно стала стягивать с себя верхнюю одежду, но сотрудники службы с улыбкой меня остановили, напомнив, что на улице уже осень:
— Прямо на курточку надевайте! Постоите на улице восемь часов и скажете спасибо.
Моя сегодняшняя бригада уже вовсю трудилась. Как потом рассказали девочки, чтобы успеть к первой смене, они встают не позже четырех утра. Отправляемся знакомиться с коллегами на остановку «Администрация Советского района». Педагогов‑кураторов на одну меня сегодня трое. Людмила Гончарова, старожил с 22‑летним стажем, поясняет:
— Трое — это минимальное количество для бригады. Во‑первых, у каждой открытой двери должно быть по контролеру, а во‑вторых, если придется кого‑то выводить, оставшимся сотрудникам надо будет закончить проверку.
Улыбчивая Елена Горбунова добавляет:
— А иначе будет такая картина. Контролеры ждут возле второй и третьей дверей, а пассажиры все внезапно захотели выйти через переднюю!
Алеся Базылева прерывает наш только начавшийся разговор:
— Через две минуты «двадцатка». Можно начинать.
Во мне из профессиональных навыков пока только умение застегивать жилетку, и я растерянно смотрю на бригаду:
— А разве не будет обучающего курса? Недельки эдак на две...
Контролеры смеются:
— Нет для нас вузов и курсов. Сразу изучаем должностную инструкцию, основы права и психологии, а потом бригадир всему учит на практике. Начнем с азов. Открываются двери, и вы говорите: «Здравствуйте. Контрольная служба. Уважаемые пассажиры, приготовьте к контролю оплату проезда».
Волшебная блокировка
Вот, собственно, исключительно эту фразу я и успела произнести, стоя у дверей троллейбуса, а опытные контролеры мгновенно пронеслись по салону, проинспектировав все талоны, проездные и приложения для электронной оплаты.— У нас на проверку есть до пяти минут, — объясняет Людмила. — Но задерживать на столько транспорт, если нет безбилетников, не будешь. Мы же понимаем: люди спешат на работу, в сад за детьми, в поликлинику, для них каждая секунда имеет значение.
Скорость мне еще предстоит наработать, и пока до троллейбуса № 4 еще остается три минуты, я получаю следующий ценный урок: пока транспортное средство «причаливает» к остановке, широко открытыми глазами смотрим в окна. «Внезапно» при виде контролеров вспомнившие о необходимости оплатить проезд граждане судорожно мчат к ближайшим компостерам в надежде избежать заслуженной кары. Людмила рассказывает:
— Мобильные приложения мы блокируем с остановки с помощью специальной программы, компостеры отключают водители уже на остановке. Вроде бы успел до этого — и молодец, но это распространенное заблуждение, что у пассажира есть целая остановка для оплаты. По закону он обязан оплатить проезд до начала движения.
В идеале ты входишь в салон с уже зажатым в руке талончиком, а не ставишь на сиденье сумочку, достаешь из нее кошелечек, закрываешь сумочку, открываешь кошелечек, вынимаешь талончик, закрываешь кошелечек, открываешь сумочку, прячешь в нее кошелечек... И к конечной добираешься до компостера.
Талон можно купить и у водителя. Тогда пассажир обязан войти в переднюю дверь с подготовленными деньгами и тут же «пристать» к водителю, пока он не нажал на педаль газа. Можно скромно стоять за окошком, пока он тебя не заметит, но так можно достояться и до штрафа.
Теперь к делу — в салон «четверки». Выходящая из средней двери барышня протягивает мне талончик. Первая мысль: «А можно брать?» Находящаяся рядом Алеся терпеливо показывает, как правильно сложить билетик, чтобы его порвать, то есть — погасить. Новое профессиональное словечко в мой лексикон!
Это просто бумага, но трясущиеся руки и пристальный взгляд молодой пассажирки мешают это сделать с первого раза. Со второго и третьего, впрочем, тоже. Девушка начинает смеяться, я — покрываться румянцем.
Отпечатки пальцев троллейбуса
Урок следующий: как определить, что билет подходящий. Постоянно работающие с проездными контролеры кончиками пальцев чувствуют, поддельный проездной или нет, не отксерокопировали ли талон. Но важно и пробить его именно в том троллейбусе, в котором едешь.Мне объясняют: вошла — сверься с компостером. Достаточно пробить бумажку, а потом с отпечатавшимися дырочками сверять узоры на талонах пассажиров, тем более контрольный оттиск — обязательный элемент при возникновении спорных ситуаций.
— А вообще, через какое‑то время мы рисунки запоминаем! — огорошила меня Людмила.
— Из каждого троллейбуса? — скептично смотрю я на опытного контролера.
— Мы же сталкиваемся с ними не один раз. Если постоянно смотришь на оттиск из этого троллейбуса, поневоле он врезается в память. Это ведь как отпечатки пальцев для общественного транспорта, количество и расположение проколов уникальное.
Для новичков лайфхак: не помнишь «отпечатки пальцев» этого 19‑го, просто следи, чтобы у всех пассажиров на талонах был один и тот же рисунок. Вероятность, что они всем салоном решили сэкономить с помощью билетов из другого троллейбуса, крайне мала. К пятому заходу в транспорт, когда в ушах перестало шуметь, я начала различать рисунок и, широко улыбаясь, видела у всех на билетах одни и те же пять точек. Пассажиры смотрели на меня с подозрением, но на всякий случай ничего не уточняли.
Людмила проводит следующий урок: чтобы проверить оплату в мобильных приложениях, сообщаем пассажиру код. Он его вводит и демонстрирует отметку на экране.
— А если скажет, что телефон сел? — набираюсь я профессиональной подозрительности.
— Тогда мы спрашиваем последние четыре цифры номера и видим у себя, прошла оплата или нет, — развеивает надежды безбилетников Людмила.
Молодой человек с мобильным приложением и стал нашим первым совместным зайцем.
— Я пытался, оплата не прошла, — грустно вздохнул он.
— К сожалению, это значит, что проезд не оплачен, — говорит контролер и предлагает парню выйти из транспорта.
Заяц попался покладистый. Паспорт показал, расчетный счет взял, к вечеру пообещал оплатить по ЕРИП. Штраф — половина базовой.
Овчарки и свечки за упокой
То ли солнце настроило всех на душевный лад, то ли улыбка у меня из судорожной к двадцатой проверке превратилась наконец в вежливую, но встречали меня гомельчане если не радушно, то спокойно. Мы успели сменить точку и обосноваться на остановке «Институт «Гомельпроект», где довольно большой трафик. Я все‑таки, разгоряченная новой ответственной миссией, избавилась от куртки и подскочила к привычной уже средней двери. Наперерез мне выскочил мужчина средних лет и резко сунул под нос проездной:— Вот смотрите и больше меня не вздумайте трогать!
И заскочил в салон.
После проверки я поинтересовалась у боевых подруг, часто ли все‑таки приходится иметь дело с хамами. Девушки заметно погрустнели. Елена невесело шутит:
— Бывает, отталкивают, хватают грубо. Ну, поболит палец пару дней и пройдет. Убегают бодро, особенно молодежь и старушки с тележками!— Нас не любят, — честно признает Людмила. — Потому что, цитирую, «не даем бесплатно подъехать остановку».
Некоторые слова, которые слышали в свой адрес контролеры, не приведешь в печати. Часто начинаются они на буквы Б и С. Самое безобидное из них — овчарки. Бывает так, что бедная мамочка слезно умоляет войти в ее положение, ведь именно сегодня она забыла проездной, а когда не находит отклика, тут же, будто по щелчку тумблера, превращается в злобную фурию:
— Сегодня праздник церковный, а вы так со мной поступаете! Я сейчас в церковь пойду и свечку за упокой вам поставлю!
«Чтоб вам пусто было», «Чтобы вы все посдыхали», «Чтоб ты на лекарства только работала» — традиционно входят в топ оскорблений, которые слышат контролеры. Алеся признается:
— Первое время я плакала, а потом, наверное, защитный слой вырос. Перестала так эмоционально реагировать. Все равно ведь хороших людей больше!
К концу своей мини‑смены я выжата как лимон, в активе — четыре встреченных безбилетника, к слову, очень вежливых и покладистых, несколько профессиональных секретов и бездна уважения к контролерам. Войти в троллейбус без талончика мне теперь точно не позволит совесть. И почти профессиональная честь.