В поисках утраченного: малая родина великого Адама Мицкевича
03.03.2018 08:23:48
Так уж получается, что в среде историков и литературоведов до сих пор ведутся споры о точном месте рождения поэта. Точки зрения высказываются разные, но бесспорно: Мицкевич — уроженец белорусских земель. Где же конкретно появился на свет? Авторитетный историк литературы, исследователь жизни и творчества Адама Мицкевича Адам Мальдис в одной из публикаций в нашей газете отмечал: одни указывают на сам Новогрудок, другие — на Заосье под Барановичами, третьи — вовсе на придорожную корчму. Более того, замечал профессор, и Заосий в Новогрудском уезде в XIX столетии существовало несколько. А еще Адам Мальдис нашел информацию о том, что среди предков поэта был белорусский крестьянин Митька. К представителям этого разветвленного рода некоторые исследователи относят и классика белорусской литературы Якуба Коласа, настоящее имя которого — Константин Михайлович Мицкевич. Наверное, действительно сегодня не столь уж и важна та точка на карте, где непосредственно появился на свет Адам Мицкевич. Согласимся с уважаемым профессором Мальдисом: эти тонкости не столь существенны, поскольку жизненная и творческая колыбель Мицкевича в любом случае — Новогрудчина: там он впитывал первые жизненные ощущения, наполнял детскую душу эмоциями, рожденными окружающим миром, стимулировал творческое начало богатейшим белорусским фольклором. И позже студенческие каникулы, рождественские и летние, Мицкевич проводил на Новогрудчине. Все это навсегда отпечаталось в поэтическом языке поэта, образности его произведений, в мировоззрении. И первая поэма, написанная в 1817 году, называлась «Мешко, князь Новогрудка».
Новогрудок. Дом, где жил А.Мицкевич (1930-е гг.).
А вот как звучит начало знаменитой романтической поэмы Адама Мицкевича «Свитязь»:
Калi навагрудскiя ўбачыш прасторы,
Ракiтнiк разгалiсты, нiзкi, —
Каня супынi ля плужынскага бору,
Каб глянуць на возера зблiзку.
Гушчар лесу пахне чаборам i мёдам,
Жывiцы настоем смалiстым.
Там возера Свiцязь, як шыбiна люду,
Ляжыць памiж дрэваў цянiстых.
Калi пад’язджаеш начною парою
I станеш да возера тварам, —
Мiгцяць зоркi ў небе, мiгцяць пад табою
Мiгцiць там i месяцаў пара.
Не знаеш, — з–пад ног, можа, гэта шкляная
Iдзе аж да неба дарога
Цi неба шкляное скляпенне схiляе
Табе аж пад самыя ногi!
I той, другi, бераг убачыць не ў сiлах —
З вышынямi возера злiта.
Нiбыта вiсiш ты на птахавых крылах
У нейкiм бяздоннi блакiту!
Новогрудок. Зал, бывшего доминиканского монастыря.
С третьим разделом Речи Посполитой в 1795 году ВКЛ прекратило свое существование, однако Вильно оставался по–прежнему средоточием интеллектуальной жизни и обладал необыкновенной притягательной силой для молодежи. Студенты Виленского университета, среди них молодой Адам Мицкевич, неустанно искали ответ на вопрос, что являет собой их отчизна. Они объединялись в общества филоматов и филаретов и на тайных сходках рассуждали о народном творчестве, о быте крестьян, пели песни, читали стихи, ставили драматические сценки. Звучала там и белорусская речь.
Новогрудок. Фарный костел, где крестили А.Мицкевича (нач. ХХ в.).
В 1830 — 1840–е годы в распространенной в Беларуси польской литературе отчетливо определилась так называемая белорусская школа, основателем и лидером которой несомненно можно считать Адама Мицкевича. В своих, в основном романтических, произведениях поддерживавшие ее литераторы творчески обогащались местным народным, белорусским, устным фольклором. Процесс шел динамично и органично, казалось, оставалось сделать всего шаг к литературе на белорусском языке. Что и совершила последующая плеяда ярких литераторов — Владислав Сырокомля, Винцент Дунин–Марцинкевич, Ян Барщевский, Александр Рыпинский, Артем Верига–Даревский.
Береза на берегу Свитязи (1930-е гг.).
Тугановичи. Беседка–дуб (нач. ХХ в.).
Вообще с Мицкевичем не просто вели знакомство, но по–настоящему дружили самые заметные личности белорусской истории. Например, уроженец Медведки тогда Новогрудского уезда, что около Кореличей, ученый с мировым именем Игнатий Домейко. Они вместе учились в Виленском университете. Домейко помогал Мицкевичу в подготовке к изданию «Пана Тадеуша». Или — Ян Чечот, белорусский и польский поэт и фольклорист: именно он обратил внимание Мицкевича на народную поэзию как источник литературного творчества. С Чечотом Мицкевич в юности посещал народные празднества в окрестностях Новогрудка — крестьянские свадьбы, крестины, дожинки, что, в свою очередь, помогло хорошо усвоить местный белорусский говор. Представитель известного в Беларуси рода Александр Ходько после Мицкевича возглавил кафедру славянских литератур в Коллеж де Франс. Томаш Зан, Ян Барщевский, Антоний Одынец, Наполеон Орда, Александр Бергель... Все они были друзьями–соратниками поэта. А итогом встреч Мицкевича и минчанина Валентия Ваньковича стал один из самых известных портретов поэта — «Мицкевич на скале Аю–Даг».
Камень филаретов возле Тугановичей (конец XIX в.).
Но Адам Мицкевич далеко не только поэт–романтик. Он — пламенный трибун, причем сразу нескольких народов — польского, белорусского, литовского. Недаром газета, которую Мицкевич пытался издавать в Париже во время революции 1848 года, называлась La Tribune des Peuples — «Трибуна народов». Еще во время учебы в Виленском университете Адам Мицкевич в своих первых стихах воспевал образ романтического героя — борца за свободу народов Польши, Беларуси, Литвы. Здесь можно вспомнить популярную среди молодых патриотически настроенных повстанцев того времени «Оду к молодости» (1820).
Курган Мицкевича (1930-е гг.).
Белорусские вехи биографии и творчества великого Адама Мицкевича:
• Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 года в семье обедневшего шляхтича Николая Мицкевича на Новогрудчине;
• 12 февраля 1799 года будущего поэта крестили в старинном фарном костеле в Новогрудке у подножия Замковой горы;
• в Новогрудке Адам жил в просторном каменном родительском доме у рынка и учился в доминиканской школе при храме Михаила Архангела вплоть до поступления в 1815 году в Виленский университет;
• влюбился в Марылю Верещако, с которой познакомился во время летних каникул в усадьбе Тугановичи под Новогрудком. Однако девушка не могла ответить на чувства поэта, так как была обручена с графом Путкамером. И все же Марыля навсегда стала для Мицкевича тем, кем были Лаура для Петрарки, Беатриче для Данте. Кстати, Марыля Верещако увлекалась западноевропейской романтической поэзией, белорусским фольклором, любила петь народную песню «Да цераз мой двор...»;
• в 1823 году Мицкевич пишет знаменитую поэму «Гражина», в которой оживают страницы истории, в том числе и Беларуси;
• воспевал природную жемчужину Беларуси — озеро Свитязь, которому посвятил баллады «Свитязь», «Свитязянка», «Рыбка». Считается, это Марыля Верещако, услышав на берегу озера Свитязь от старого рыбака легенду об утонувшем городе, предложила Адаму написать красивую балладу.
• в его философской поэме «Деды» также звучат белорусские мотивы;
• главное произведение Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» можно читать как энциклопедию и белорусской жизни.
Тугановичи. Дом Марыли (конец XIX в.).
Произведения Адама Мицкевича издавались на многих языках мира. На белорусский их переводили В.Дунин–Марцинкевич (первым перевел несколько частей, «былiц», «Пана Тадеуша»), А.Ельский (в конце XIX века, во Львове), Я.Купала, Б.Тарашкевич, П.Битель, Я.Семежон, М.Лужанин, Р.Бородулин, К.Цвирка. Существуют три полных перевода на белорусский язык «Пана Тадеуша».
Вильнюс, Каунас, Одесса, Львов, Ивано–Франковск (бывший Станиславов), Тбилиси, Брест, Гродно, Лида, Минск, Веймар, Шальчининкай, Кишинев... Во всех этих городах увековечена память Адама Мицкевича. И, конечно, великого поэта помнят и чтят на его малой родине — в Беларуси. Восстановлена по образцу начала XIX века усадьба в Заосье под Барановичами. Рядом построены флигель, амбар, колодец, беседка. В бывшем доме родителей Адама Мицкевича в Новогрудке также действует музей. А невдалеке от Новогрудского замка почитателями таланта поэта насыпан курган, у подножия которого установлена стела с барельефом поэта.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.